На исследование для производства заключения представлено аудиовизуальное произведение (в виде компьютерно-читаемого файла) – игровой фильм «Артем и Ева», сделанный в форме имитации документального кино. Продолжительность фильма составляет в представленной записи составляет 01:36:09 [1] – 1 час 36 минут 9 секунд (по внутреннему счётчику компьютерной программы, проигрывавшей представленный файл аудиовизуальной записи фильма, начиная за секунду от появления надписи «Avertissement…»). В титрах фильма указано, что «режиссёр» фильма – Евгений Милых (00:01:32); судя по широко доступной в сети Интернет информации, «сценарист» – Евгений Милых, продюсеры – Ребекка Узель и Евгений Гиндилис, оператор – Евгений Милых. Этот фильм доступен в ряде онлайн-кинотеатров, на ряде других интернет-ресурсов [2].
Несмотря на наличие указания «18+», фильм «Артем и Ева» массово демонстрировался и пропагандировался на многих площадках России [3], в открытом, в том числе доступном детям, пространстве, причём целенаправленно среди подростковой и молодёжной аудитории, прежде всего за счёт применяемой в его описании и пропагандировании семантики на ведущих (с массовой посещаемостью) сайтах кино-агрегаторов. Фильм активно и навязчиво подаётся как «молодёжный» и для молодёжной аудитории: «Результат ошеломляет: перед нами одна из самых необычных и экстремальных лав-стори, которую только видел экран»; «Пусть “Артём и Ева” останутся историей успеха, побегом в другую реальность. Все заслуживают хеппи-энда»; «О любви и современных стремлениях молодых людей. Фильм интересный. Захватывает именно то, что это съёмка реальных людей в их реальной жизни. При просмотре фильма, я задумалась, что не так уж мало девушек хотят оказаться на месте Евы: иметь много поклонников и восхищать своим телом, при этом зарабатывая деньги» [4]. Подобной лексики в описаниях исследуемого фильма на указанных сайтах весьма много.
Исследование указанного фильма позволяет сделать вывод, что ничего из таких оценок к нему объективно не относимо и неприменимо, поскольку фильм представляет собой выраженно порнографический материал с элементами пропаганды признанной экстремистской и запрещённой Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023 ЛГБТ-идеологии.
Основная «киногероиня» исследуемого фильма – порноактриса Ева Эльфи (сценический псевдоним; установление настоящих данных актрисы не входило в задачи настоящего заключения). Все остальные «киногерои», по существу, проходят фоном, равно как и мужчина, именуемый как Артем.
Фильм начинается со сцены демонстрации товарных стеллажей секс-шопа с искусственными сексуально-суррогатными предметами («вибраторами», фаллоимитаторами), о чём (помимо того что это видно на рисунке упаковки) также устно сообщает продавщица секс-шопа (судя по элементу её одежды с соответствующей надписью) клиентке – Е. Эльфи (00:00:08 – 00:00:13).
После следует сцена там же и с теми же лицами, обсуждающими толщину и длину фаллоимитаторов (00:00:18 – 00:00:22). После чего в кадре появляется молодой мужчина, так же принимающий участие в самом живом обсуждении фаллоимитаторов.
Продавщица, рекламируя товар, заявляет: «Вот тут и мошоночка тоже симпатичная, и тут вот она, видите, как: более похожа на настоящую» (00:00:29 – 00:00:34).
Фактически эти сцены задают тон всему фильму в последующем.
Далее указанные мужчина и Е. Эльфи, двигаясь по эстакаде, разглядывают только что купленный фаллоимитатор, упаковку с которым мужчина несёт в руках. Затем мужчина передаёт рядом идущей Е. Эльфи фаллоимитатор, которая в связи с этим выражает бурный восторг, размахивая фаллоимитатором и несколько раз повторяя вслух словосочетание «половой член» (00:00:48 – 00:00:59).
Далее следует сцена производства указанным мужчиной на кухне в квартире над раковиной мытья указанного (уже распакованного) фаллоимитатора, причём с явно нездоровой вымученной улыбкой, после чего он смазывает фаллоимитатор неким средством (00:01:05 – 00:01:19).
Чуть позже следует сцена прикрепления мужчиной указанного фаллоимитатора к стенке – вертикально поставленному широкому листу (плите из ДСП или пластика) (00:01:25 – 00:01:32) перед оборудованием для фото- и/или видеосъёмки.
Снова в кадр возвращается Е. Эльфи, выше пояса одетая только уже в бюстгальтер, стоит в кадре. Мужчина, сидя на полу, начинает её инструктировать: «Вот так вот берёшь за писю… [Смеётся] Это стандартная схема знакомств. И говоришь… Разглядываешь его. Говоришь, типа: “Хай”». При этом мужчина хватает и удерживает своей левой рукой указанный фаллоимитатор, приближаясь несколько раз к нему своим лицом (00:02:00 – 00:02:15). Указанные выше действия мужчины обоснованно следует оценить как изображающие вполне конкретные гомосексуальные действия и отображающие его гомосексуальные пристрастия, содержащие элементы умышленной явной пропаганды гомосексуализма, признанной экстремистской и запрещённой Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023.
Далее демонстрируется фаллоимитатор в размере, составляющем почти треть размеров экрана кино-сцены (00:02:16 – 00:02:21), за кадром в это время Е. Эльфи произносит на английском фразу «большой член» («big dick»), после чего они уже вдвоём с мужчиной повторяют эту фразу.
Многократная публичная демонстрация в исследуемом фильме искусственных гениталий или натурального полового члена (01:32:51 – 01:32:54 и др.) не оправдана никаким сюжетным замыслом, поскольку осуществляется демонстрация ради демонстрации, что даёт исчерпывающие юридические и фактические основания квалифицировать эти сцены и в целом весь фильм как противоправно демонстрирующие порнографию (порнографические изображения и действия).
Характерна сцена действий Е. Эльфи с фаллоимитатором: сначала охват руками (00:02:48 – 00:02:56), после чего Е. Эльфи приступает к явному (крупным планом демонстрируемому зрителю) осуществлению оральных (ртом) манипуляций с искусственным половым членом (демонстрируемым опять же почти на треть размеров всего экрана кино-сцены), облизыванию его языком, его мастурбированию своими руками (00:02:57 – 00:03:23). Указанные выраженно и грубо натуралистические сцены сексуальных действий Е. Эльфи с фаллоимитатором обоснованно следует квалифицировать как открытую, явную, целенаправленную и умышленную демонстрацию грубо натуралистических порнографических изображений и действий, как непосредственное совершение таких действий. Сцена натуралистично демонстрируемой имитации семяизвержения из фаллоимитатора (выброса из головки фаллоимитатора некой жидкости, имитирующей сперму) в рот Е. Эльфи, на её лицо, шею, грудь (00:03:13 – 00:03:23), при этом Е. Эльфи радостно утирается и облизывает фаллоимитатор, – грубо натуралистично демонстрирует сексуальные действия выраженно порнографического характера.Никакими художественно-изобразительными достоинствами и никакой художественно-изобразительной ценностью все эти сцены не обладают.
Во всём фильме «Артем и Ева» полностью отсутствует какая бы то ни было сюжетная линия, не связанная непосредственно с вышеописанным и не исчерпываемая этим. Все такие сцены демонстрируются в фильме «Артем и Ева» умышленно – исключительно ради их демонстрации, никаких иных интенций таких действий выявить не представляется возможным.
Последующие малосодержательные сцены призваны хоть как-то «оправдать» предшествовавшие им указанные выше выраженно порнографические, грубо-натуралистически изображающие мужские гениталии и сексуальные (в том числе гомосексуальные) действия, но эта цель остаётся недостигнутой, что, впрочем, для психолого-культурологической и психолого-юридической оценки исследуемого фильма не имеет вообще никакого значения. Культурно-сниженная лексика, многочисленные матерные высказывания (00:15:38; 00:15:44; 00:15:55; 00:16:03; 00:16:17; 00:16:26; 00:16:33; 00:33:58; 00:34:01; 01:28:57 и мн. др.), бездарные изображения бытовых сцен, дегенеративные косноязычные диалоги, – всё это убедительно подтверждает, что указанные выше порнографические сцены были доминантной (а скорее всего – исчерпывающей) целью создания этого аудиовизуального произведения.
Нет никаких юридических и фактических оснований считать этот фильм документальным, поскольку отсутствует предмет документалистики и нет соответствия критериям документального кино (в понимании, устоявшемся среди нормальных искусствоведов, психологов-культурологов и юристов, а не создателей и пропагандистов порнографии), даже если отойти от классических принципов документалистики. В указанном фильме отсутствуют признаки историчности (даже и текущей) и основанности на документах, связанности с документами, свидетельствами. В противном случае, с таким же успехом и на таких же основаниях «документальным» можно было бы назвать вообще любой порноролик. Но и игровым этот фильм тоже не может быть вполне назван, строго говоря, поскольку это не художественное произведение. Это – игровое «кино», симулирующее кино документальное.
В фильме есть множество сцен, изображающих некие профессиональные съёмки порнографических сцен сторонними операторами (00:26:21 – 00:26:33; 00:31:46 – 00:32:07 и др.).
Ряд сцен направлен на пропаганду оправданности и позитивности участия в беспорядочных сексуальных отношениях ради «финансовой выгоды» и «финансового успеха», что, по существу, является, в числе прочего, так же и завуалированной пропагандой проституции (01:32:39 – 01:32:41 и др.).
Один из основных пропагандистских коммуникативных посылов фильма: якобы, работа порноактрисами и порноактёрами – это продвинуто, модно, круто, приносит огромные деньги и успех, а нравственные сдержки этого, якобы, – ничтожны. В силу этого фильм «Артем и Ева» является психологически разрушительным для подросткового сознания и нравственных установок молодых людей, направлен на причинение им явного вреда.
Демонстрация продукции секс-шопов (одежда, аксессуары, устройства, имитирующие человеческие половые органы и пр.) представляет собой по сути их рекламу и подробную инструкцию, прежде всего – по использованию фаллоимитатора.
Кроме того, подробный показ особенностей съёмок крупным планом порнографических сцен побуждает субъекта, особенно юношеского возраста, в соответствии с механизмом подражания, сделать это самому и распространить, например, разместить в соцсетях.
Фильм представляет собой провокацию к деятельности по созданию порнофильмов и к развратным действиям для опробывания нового «развлечения» для детей, подростков и молодёжи.
Причём следует принимать во внимание, что такое публичное демонстрирование порнографических материалов осуществляется по факту в отношении неограниченного круга лиц, включающего и несовершеннолетних. Это именно широкое публичное, открытое распространение.
Более того, как открыто заявляется, фильм «Артем и Ева» был номинирован на соискание неких «кинематографических премий», в их числе – «премия имени Дзиги Вертова» в номинации «за достижения в области неигрового кино» [5], премия «Белый слон» в номинации «Лучший документальный фильм» (декабрь 2023 г. – январь 2024 г.) [6]; фильм «Артем и Ева» был представлен на 14-м «фестивале документального кино о новой культуре» Beat Film Festival (BFF) (08–18.06.2023, г. Москва) [7], на Международном фестивале документального кино «Флаэртиана – 2023» (г. Пермь) [8], на 33-м Международном кинофестивале «Послание к человеку» (20–28.10.2023, г. Санкт-Петербург) [9] и др.
Посредством этого этому фильму «Артем и Ева» была фактически обеспечена широкомасштабная, массированная реклама.
Демонстрация фильма «Артем и Ева» аудитории малолетних детей (допущение доступа детей к такому просмотру) является интеллектуальной формой совершения с ними развратных действий.
Следует отметить, что указанная выше гомосексуальная сцена (00:02:00 – 00:02:15) – далеко не единственная из числа наличествующих в фильме «Артем и Ева» и выраженно пропагандирующих гомосексуализм. Так, в фильме пропагандируется использование гомосексуального атрибута «страпон» и иные гомосексуальные практики (01:20:40 – 01:21:00 и др.). В фильме демонстрируется гомосексуальная семантика в одежде и иных элементах внешнего облика явных гомосексуалистов (00:42:59 – 00:43:23 и др.).
Очевидной и умышленной пропагандой гомосексуализма следует оценить открыто демонстрируемые в фильме явные лесбиянские (гомосексуальные) поцелуи между двумя женщинами (01:25:59 – 01:26:01), между двумя раздетыми догола женщинами с их взаимными сексуальными объятиями (01:26:07 – 01:26:11).
Производство, публичная демонстрация, хранение в сети Интернет и распространение в копиях в целях публичной демонстрации фильма «Артем и Ева» совершенно определённо образуют признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 242 «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов» Уголовного кодекса Российской Федерации. Противоправными являются и любые попытки «обеления» и оправдания этого фильма, в том числе посредством отмечания какими бы то ни было «наградами» на фестивалях и конкурсах.
Учитывая выявленное в фильме «Артем и Ева» наличие материалов, явно пропагандирующих гомосексуализм, публичная пропаганда чего запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023, любые действия по финансированию распространения, рекламы, пропаганды или публичной демонстрации этого фильма (покупка ли права просмотра на цифровой платформе через сеть Интернет, выдача ли премий с составляющей в денежном выражении) образуют признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации.
Одновременно любые действия по пропаганде и рекламе фильма «Артем и Ева» образуют некоторые признаки вовлечения лиц в деятельность экстремистского сообщества – то есть образуют признаки состава преступления, предусмотренного частью 1.1 статьи 282.1 «Организация экстремистского сообщества» Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случае, если речь идёт о должностных лицах органов государственного или муниципального управления в сфере культуры, которые выступили соучастниками преступлений по распространению в России указанного фильма, в их действиях наличествуют признаки составов преступлений, предусмотренных (в зависимости от условий и меры вовлечённости) рядом других статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
25.02.2024
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования
Примечания и ссылки
1. В настоящем заключении запись «01:10:25 – 01:10:28» означает отсылку к определённому фрагменту аудиовизуального произведения, начинающемуся приблизительно в 1 час 10 минут 25 секунд от начала воспроизведения файла с записью этого аудиовизуального произведения и заканчивающемуся приблизительно в 1 час 10 минут 28 секунд от начала воспроизведения указанного файла.
2. На момент производства заключения указанный фильм доступен по ссылке на место открытого размещения в сети Интернет:
3. См., например:
4.
5.
6. Белый слон 2023: номинанты //
7.
8.
9.