От редактора. Публикуемую ниже статью один из ее авторов, наш постоянный читатель предварил следующим письмом: «Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Как Вы относитесь к критике в свой адрес? Мною и моим единомышленником Дмитрием Галкиным подготовлена предлагаемая Вашему вниманию небольшая статья «Есть третий путь!». Просим Вас опубликовать ее на страницах сайта «Русская народная линия». Надеемся, что Ваш сайт пока еще не превратился в один из предвыборных штабов кандидата в президенты Владимира Путина и публикация критических материалов в адрес Вас и Ваших сторонников все еще возможна на сайте «Русской народной линии». С уважением, Вячеслав Макарцев».
Итак, по пунктам. 1) К критике в свой адрес я отношусь вполне терпимо, если она корректна. 2) Публикация вменяемых текстов, предлагающих разные пути решения любых общественно-политических проблем, не просто допустима, но всегда приветствовалась редакцией РНЛ, поскольку мы помним слова Апостола о том, что разномыслие между нами, православными, полезно, поскольку позволяет выявить искуснейших (1Кор. 11: 19). 3) Третий путь, который предлагают критикующие мою позицию авторы, представляется мне практически нереализуемым и весьма наивным. Впрочем, пускай рассудят сами читатели. Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов.
Наблюдая стремительное падение нравственности, духовности в народе, мало кто из православных людей возьмется утверждать, что лозунг «Россия без антихриста» не актуален. Если Иоанн Богослов говорил о своем времени «теперь появилось много антихристов» (1Иоан. 2: 18), то что уж говорить о нашем времени... Но представим себе, что Россия решила очиститься от антихристианских сил и веяний. С кем в этом случае она должна быть? Чьей Россией? Как мы знаем, одним из первых этот вопрос поставил русский философ Владимир Соловьев в стихотворении «EX ORIENTE LUX» («С Востока свет»):
О, Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Многие патриотически настроенные православные люди, представляется, совершенно справедливо полагают, что «оранжевые силы» России в лице организаторов последних крупных митингов в Москве и есть «силы антихриста», совершившие в девяностых годах ушедшего века Либеральную революцию в России, которая поставила страну и народ на краю бездны. Можно сказать, что «оранжевые силы» - это «вавилонская блудница», неразрывная часть «мирового оранжевого сообщества». После совершения в девяностых годах Либеральной революции, «оранжевая блудница», пытаясь уйти от ответственности за содеянное, бросилась в объятия российского Ксеркса, олицетворением которого, на наш взгляд, стал Владимир Путин. Но сегодня, оправившись от испуга, «оранжевая блудница» разлюбила российского Ксеркса и стала заглядываться на дядюшку Сэма и пышную Европу. Между Ксерксом и «оранжевой блудницей» возник конфликт.
Многие православные люди не остались в стороне от этой истории, возникли споры. Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, закоперщик дебатов по этой теме, в конце 2011 года написал статью «Есть ли третий путь?», в которой заявил следующее: «...В условиях ведущейся против Владимира Путина информационной и политической войны, которая является на самом деле войной против России (целят, на самом деле, не в Путина, а в Россию), мы должны БЕЗОГОВОРОЧНО поддержать Владимира Путина. Я бы предложил такой лозунг: сначала прекращение политического кризиса, а потом разговор о необходимых реформах и изменении политического курса. Третьей силы быть не может. Третья сила в условиях политического кризиса - это в лучшем случае прекраснодушие».
Очень многие патриотически настроенные православные люди не согласились с такого рода оценкой ситуации и с выводами, которые сделал Анатолий Степанов. Во-первых, Анатолий Степанов, совершенно верно обличив «оранжевую блудницу», ушел от ответа на вопрос: «Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?». Во-вторых, его аналогия в статье, где он ситуацию, в которой находились православные силы России во времена советской власти, сравнивает с нынешней ситуацией, явно неверная. Если речь идет о Великой Отечественной войне, то во время такого рода открытого военного вторжения, грозившего неминуемой гибелью России, занимать непримиримую позицию в отношении красного Ксеркса было предательством Родины. Если же говорить о мирном времени, которое почти всегда в истории России было лишь относительно мирным, учитывая враждебное окружение, то в те годы не было никакой возможности «России Христа» каким-то образом заявить свою позицию отличной от позиции красного Ксеркса. А уж тем более активно проявлять себя в социально-политической сфере. Для этого не было никакой законодательной базы, соответствующей духовной атмосферы в обществе. Сегодня православные патриотические силы могут создавать различного рода общественные организации, в том числе и партии, и пытаться активно влиять на законодательный процесс, участвовать в выборах и прочее. И утверждение Анатолия Степанова о том, что «третьей силы быть не может» равнозначно, по нашему мнению, заявлению «Россия не может быть Востоком Христа». В-третьих, в демократическом государстве, в котором, как явствует из нынешней Конституции, мы живем, выход из политического кризиса как раз и прописан в виде возможности прихода к власти новой, то есть «третьей силы», той, которой отдаст предпочтение на выборах народ.
Сегодня очень многих патриотически-настроенных православных удручает то, что лидеры народно-патриотических сил усиленно занимаются вопросами размежевания русского народа: возникло множество различного рода православных (не говоря уже о светских) союзов, соборов, партий, которые чуть ли не со штыками на перевес идут друг против друга. Едва ли не каждый лидер выставляет ультиматум: или программа группы его единомышленников - или «вражда до седьмого колена». Думается, что выразим мнение многих патриотически-настроенных православных людей следующим заявлением. Пора прекратить взаимную вражду и ненависть между различными православными общественными объединениями и приступить к созданию единого всероссийского общественного движения, которым была бы представлена «Россия Христа». Лишь Большой Собор православных мирян всей земли Русской имеет право принимать какие-то общеобязательные для православного патриотического движения решения, лишь он может принимать программные постановления, лишь делегированные на такого рода Большое Собрание могут брать на себя ответственность принимать проект о желательном для православной России государственно-политическом устройстве.
Совершенно очевидно, что подготовка и проведение Большого Собора православных мирян всей земли русской должны стать первоочередной задачей общественного движения «России Христа». Существующие на сегодня общественные организации православной направленности, в том числе казачьи, являются, на наш взгляд, организационной структурой «России Христа», они имеют моральное право формировать региональные подразделения Большого Собора и выдвигать делегатов на Большой Собор. Поскольку обязательная регистрация общественных объединений не предусмотрена ФЗ «Об общественных объединениях», любое общественное объединение, заявившее о своей приверженности православию, православным ценностям, имеет право участвовать в этом процессе, вне зависимости от государственной регистрации. Таким образом, речь идет лишь об общественном, так сказать гражданско-политическом цензе: фактическом участии в общественной или политической жизни страны того или иного общественного объединения православной направленности. К участию в Большом Соборе, на наш взгляд, должны допускаться и все части расколовшихся общественных объединений православной направленности. Смирение перед волей Большого Собора выявит правых и неправых...
Вопрос, где проводить этот Большой Собор, думается, ни у кого не вызывает сомнений: только в духовном центре России, то есть в Дивеево.
Миряне Русской Православной Церкви Московского Патриархата,
Вячеслав Макарцев,
Дмитрий Галкин
г. Нижний Новгород
42. Юрию Сербу 40. Любовь не провоцирует на зло
41. Олегу В. (38)
40. 37.Наблюдателю."ссылочки на православную критику".
39. Юрию Сербу 33 "Нет власти не от Бога"
38. Ответ на 32., Писарь:
37. Валерию Стерху
36. на 33. Юрий Серб
35. Булгарину № 31
34. Олегу В. (26)
33. 25.Наблюдателю