Начнём с официального сообщения по теме, наиболее обсуждаемой и злободневной: «Программа замены почти всех пятиэтажек Москвы на новостройки претендует на статус крупнейшего градостроительного проекта постсоветской России. В ближайшие годы в столице планируется снести дома общей площадью 25 миллионов кв.м, в которых проживают 1,6 миллиона человек».
Казалось бы: лишь безнравственные подонки могут нападать на «крупнейший градостроительный проект постсоветской России». Дело даже не в том, что взамен рассыпающихся хрущёвок с прогнившими коммуникациями москвичи получат новое комфортабельное жилье, отвечающее стандартам современного строительства. Устаревшие пятиэтажки в принципе не имеют право на существование.
Помимо уже озвученных недостатков, скажем ещё об одно, существенном. Это отсутствие лифтов для тех, кто в силу возраста или болезни не может подняться не только на пятый, но даже третий этаж. А вынос мусора, покупка продуктов, посещение врача? Пристроить же подъёмники в многоквартирных домах, подлежащих реновации, в силу их состояния и «неновизны» практически невозможно.
Подсчитаем число москвичей из полутора миллионов, попадающих в изложенную выше категорию. Представим себе их ежедневные муки с попыткой выйти из квартиры и вернуться в неё! Подумаем о них, прежде чем закатывать истерики о праве собственности, о «тайных умыслах» власти. Поговорим об их жизни. Только данное обстоятельство даёт московскому правительству моральное право на снос пятиэтажек без церемоний!
Но либеральная оппозиция плюёт на всё: на потребности больных и пенсионеров, на желание вполне здоровых людей жить в нормальных человеческих условиях. Она поставила цель использовать ложь о реновации для подстрекательства граждан к массовым протестам. Подлейшая и провокационная дезинформация льётся потоком из уст либеральной братвы. «Это конец частной собственности в России», - закатывает истерику на «Эхе Москвы» кавалер Ордена Почетного Легиона Франции Ирина Прохорова. Апеллирует Западом, где, по её словам, частная собственность неприкасаема, недосягаема и несгибаема.
«Возмущен происходящим» выпускник Йельского университета Алексей Навальный. Ему, правда, не дали выступить на протестной тусовке с обличительным (сделано в ФБК) спичем.
Более всех в критике программы реновации отличилась дежурной глупостью Юлия Латынина. Она назвала реновацию «крупнейшей градостроительной и социальной катастрофой». На страницах «Новой газеты» Латынина несла ахинею из традиционного для неё обильного словоблудия:
- Для начала позвольте маленький пример. Возьмем город Венецию. В городе Венеции все дома - пятиэтажки, не считая Сан-Марко. И вот представляете, приходит мэр и говорит: «Фонд жилья в аварийном состоянии. Люди живут в старье с низкими потолками. Штукатурка отваливается. Мы все ваши дома снесем и предоставим вам жилье в том же районе и равнозначное».
Идиотизм в квадрате - сравнивать хрущёвки с венецианской архитектурой. «Венеция - город на северо-востоке Италии, преимущественно на островах Венецианского залива Адриатического моря. Уникальный город-музей является образцом целостности и неповторимой гармонии. На городских улицах отсутствует транспорт. Узкие улицы со сплошными рядами трёх-четырёхэтажных домов. Архитектурный облик города сформировался в период расцвета Венецианской республики в XIV‒XVI веках. В нем переплетаются византийские, арабские и готические традиции. Вместе с Венецианской лагуной внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Реферат: Архитектура Венеции)».
Можно посмеяться над дурью Латыниной, когда та «заливает» о Венеции, в которой «все дома - пятиэтажки», а «с потолков валится штукатурка» (четырехэтажные здания в Венеции - редкость, пятиэтажки -исключение, а жилфонд используется для гостиниц и прочих туристических забав). Но за творческим бредом журналистки, возомнившей себя египетской царицей, кроется претензия на истину в первой инстанции в критике программы реновации.
Собственно говоря, нет никакой критики. Есть лживая кампания с целью вызвать недовольство граждан. Слишком всё очевидно в беспредельном цинизме новоявленных «диссидентов» Радоваться бы надо, благодарить власть, которая в условиях санкций идёт на дорогостоящие меры, подымающие жизнь граждан на высочайший уровень. Гордиться тем, что города российские становятся красавцами, эталонами даже для Западной Европы!
Коль заговорили о Европе - а как у них там с «незыблемым» правом собственности? «Незыблемое» оно - исключительно в фантазиях доморощенных либералов. Дабы не ходить далеко за примерами, предлагаем туристам, посещающим города Скандинавии, обратить внимание на градостроительство. Не редкость, когда место старых домов в них заменяют торговые центры и многоэтажки. Вопрос с собственниками жилья решается предельно просто. Коммуна «даёт добро» на снос жилья с выдачей нового, опираясь на решение собрания владельцев квартир, если большинство «за».
Важная деталь: голоса отсутствующих на собрании автоматически суммируются с согласными с вердиктом коммуны. И никаких дележей голосов поровну из числа не пришедших, никаких уговоров. Слушали‒постановили - и точка! Никаких дискуссий, обсуждений в прессе и телевидению. Такие вопросы считаются техническими, к политике отношения не имеющие, обсуждению не подлежащие. Это как ответ на утомительный трёп Прохоровой о «сверхъестественном» праве собственности в «просвещённой» Европе.
Теперь несколько слов от тех, кого коснулась программа переселения. Беседуя на днях с молодым москвичом, я спросил о его отношении к реновации. «Мы ждём с нетерпением, когда, нас, наконец, переселят в новые квартиры, - делился со мной своим мнением житель столицы. - Почти все в нашем доме рады, согласны. Пару человек против. Есть такие. Им не нужно ничего: ни современное жилье, ни комфорт. Но это - единицы. Почему мы за них должны страдать?»
Акцент москвича на отказниках-одиночках от переселения, напомнил историю с Диогеном Синопским. Местом проживания древнегреческого философа, как известно, служил пифос - большой глиняный кувшин. Находясь в Аттике, Александр Македонский навестил знаменитость, пообещав выполнить любое его желание, явно намекая на «квартиру со всеми удобствами». Вошедшее в историю: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - стало ответом великому полководцу на его заботу о здоровье старика.
Но Диоген, решив жить в антисанитарных условиях, не обрекал на аскетическое существование окружающих его эллинов. Современные «диогены» пытаются обречь своим отказом от переселения миллионы россиян на жизнь в дискомфорте и опасности. «Опасность» - сказано не для нагнетания жути. Статистика взрывов бытового газа показывает: происходят они в старом жилом фонде-пятиэтажках. Поэтому лечение «диогенова комплекса» только одно: бескомпромиссная реализация воли большинства и закона о реновации.
Без сомнения, реновация востребована не только Москвой, но и всей страной. «Жилищный фонд России является достаточно "возрастным": около 50% находящегося в эксплуатации жилья построено до 1970 года. В целом по техническому состоянию или нормативным срокам эксплуатации капитального ремонта требуют более 40% всех многоквартирных домов. Весьма велика в жилищном фонде доля аварийного и ветхого жилья. По информации Росстата в абсолютном выражении она достигла 98,9 млн кв.м. (РБК)».
Уточним: что строилось в СССР до 1970 года. Естественно, строить «как в Венеции» Советский Союз до 1941-го, после разрушительной Гражданской войны, средств не имел. После 1945-го, освободив Европу от фашизма и потеряв треть своего национального богатства, Советский Союз в возможностях жилищного строительства был также крайне ограничен. Поэтому большинство хрущёвок возводилось тогда как жильё временное.
Тем и ценна инициатива московского правительства, лично Сергея Собянина по реновации жилого фонда. А программа реновации, после одобрения её Президентом России, приобретает общенациональный характер. Это и есть рождение новой эпохи - времени подлинного возрождения страны!