XXV Международные Рождественские образовательные Чтения проходили в годовщину 100-летия свержения Российской Монархии. Одновременно с разрушением великой Империи был разрушен духовно-нравственный иммунитет российского государства. Кроме других страшных потрясений, вызванных октябрьским переворотом, в 1920 году Россия стала первой страной, которая узаконила аборт - убийство собственных, еще не рожденных детей. Но кроме этого в нашу страну вновь хлынули идеи, которые не приживались в обществе Царской России. Первая попытка внедрения ювенальной юстиции в нашу страну была предпринята в 1920-1923 годах. К счастью, она была не эффективной. Сегодня, уже немного вкусив плодов западных технологий, можно с ужасом представить, что бы сталось с нашей Россией, если бы попытка тогда удалась.
Итак, все по порядку. Возрождение идей ювенальной юстиции и их реализация приходятся в Российской Федерации на конец 1990-х годов, что связано с большими изменениями в политической жизни страны и всеобъемлющего влияния западной идеологии.
С начала 2000-х годов ведется активная работа по внедрению системы ювенальной юстиции в России. И не без результата - в 2004 году в Таганроге уже был создан первый в России ювенальный суд.
Целью Ювенальной юстиции является снижение рождаемости, что является приоритетной директивой процесса глобализации. И распространяется она в программах ООН (фонд UNICEF) поскольку не устраняет социальные проблемы в воспитании детей, а вносит элементы контроля в повседневную жизнь молодых семей, тем самым заставляя последних ограничиться количеством детей до минимума или вообще отказаться от деторождения во избежание излишнего государственного контроля над своей семьей и возможных необоснованных репрессий.
Летом 2010 года на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае в павильоне России был выставлен как «наше, российское» инновационное достижение Форсайт-проект «Детство 2030», который возмутил всех здравомыслящих своим абсурдным содержанием и фатальными последствиями для нашего общества и государства.
К декабрю 2010 года ситуация в стране сложилась столь остро, что общественность приняла экстренные меры по самозащите: 19 декабря в знак протеста против принятия Форсайт-проекта «Детство-2030» по всей стране прошли «Всероссийские родительские стояния в защиту семьи, детства и нравственности», 22 декабря в Москве в кинотеатре «Пушкинский» был проведен Всероссийский родительский форум, собравший более 3000 участников со всей страны, 23 декабря прошло пикетирование Общественной палаты РФ и Крестный ход вокруг ее здания, 25 декабря на Пушкинской площади в Москве состоялась акция «Ребенок - не игрушка!», а 27 декабря прошел крестный ход вокруг Кремля.
Форсайт-проект вызвал истинную бурю родительского негодования. Участники XIX Международных Рождественских образовательных чтений в Москве в январе 2011 года подвергли резкой критике его античеловеческую сущность.
На защиту семьи и детей встала созданная в мае 2011 года Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС) официально учрежденная на Съезде родительской общественности, проходившем в г. Казани.
9 февраля 2013 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся Всеросcийский Родительский Съезд. Более 200 тысяч подписей под обращением к Президенту против введения законов «ювенальной юстиции» не пропали даром. В работе Съезда принял участие президент Российской Федерации В.В.Путин, где однозначно заявил, что наша обеспокоенность услышана властью, и выразил солидарность требованиям родительской общественности в её явной антизападнической и антилиберальной активности. В.В. Путин дал обещание участникам Съезда, что впредь принятие всех законов, регулирующих сферу семьи и детства, будет осуществляться только после широкого обсуждения с общественностью. И высказался о неприемлемости Ювенальной юстиции в Российском обществе.
Родительское движение активно сотрудничает с Русской Православной Церковью и однозначно находит поддержку и в высших церковных кругах. Против внедрения системы ювенальной юстиции выступили многие архиереи Русской Церкви. Так епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим заявил: «Бедствием для наших семей обрушилось внедрение с подачи запада ювенальной юстиции. Готовящийся закон отберёт детей у родителей. Нам навязывается западная система "ценностей", которая, не решает проблем воспитания детей. Вводятся подобные законы самым бессовестным образом, тайно, боясь пробудить протестные настроения нашего населения, пользуясь его неведением и не информированностью. Между тем, мы знаем, что в странах, где введена ювенальная юстиция, самая высокая подростковая преступность».
Свое однозначно негативное отношение к ювенальной юстиции западного образца выразили и другие архиереи: почетный Патриарший экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Павлово-Посадский Кирилл, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, епископ Красногорский Савва, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, покойный архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил, архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и другие. Подверг критике систему ювенальной юстиции и Президиум Межрелигиозного совета России, членом которого является Святейший Патриарх Кирилл.
Однако, на днях на РИА-Новости и на сайте Русской Народной линии опубликовано мнение представителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерея Димитрия Рощина, где он, вопреки многочисленным высказываниям представителей высшей церковной власти, вдруг заявил, что Русская Православная Церковь не выступает за полный запрет в России ювенальной юстиции, но занимает в этом вопросе «взвешенную позицию», признавая необходимость в какой-то мере ювенальных технологий. Чтобы убедиться в неправомерности такого суждения можно посмотреть мнения многих архиереев РПЦ МП и их высказывания по данному вопросу.
Существует и официальная позиция Русской Православной Церкви по вопросу ювенальной юстиции, которая была сформулирована на Архиерейском Соборе 2013 года. Здесь сказано буквально следующее: "Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней».
Являясь участницей данной дискуссии в Общественной Палате РФ 27 января 2017 года, выражаю надежду, что кратковременное присутствие в зале заседания отца Димитрия Рощина не позволило ему получить полного представления о сложившейся ситуации в России на данном этапе, где работают еще только отдельные законы, изменяющие наше законодательство под западную кальку. А высказанное им мнение от лица Церкви!! поистине расходится с позицией Патриарха Кирилла и в целом Русской Православной Церкви, в том числе и Президентом России В.В.Путиным.
Не знаю, что имел в виду священник Димитрий: в каких объемах и в каких случаях Церковь допускает введение ювенальных технологий, но меня лично, уверена - и других, увидевших эту публикацию, насторожило и встревожило подобное заявление. Ведь оно, принятое за голос Церкви, может повредить родительскому движению и еще больше развязать руки чиновникам-ювеналам на местах, не говоря уже о семьях, пострадавших от необоснованной «заботы» об их детях. А подобных фактов, к сожалению, уже поистине много. В 2014 г первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Ольга Баталина отметила, что согласно статистике, предоставленной защитниками прав ребенка, за 2011 год только 6% детей были изъяты из семьи из-за прямой угрозы их жизни и здоровью и 2% - за жестокое обращение с ребенком. Зато более 90% случаев лишения родительских прав являются последствием трактовки закона отдельно взятым представителем опеки.
Мы полагаем, что детей, безусловно, нужно защищать, но не с помощью карательной системы ювенальной юстиции, основной принцип которой - приоритет прав детей над правами родителей. В решении Архиерейского Собора 2013 года по этому вопросу прямо говорится: «Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других».
Такова Соборная позиция Русской Православной Церкви по вопросу защиты прав семьи и детей, основанная на традиционных духовно-нравственных ценностях, а не на чуждых западных ювенальных технологиях.