Столько лет соработничать плечом к плечу с флагманом нашего современного православного душепопечения, иеромонахом, а затем игуменом Анатолием (Берестовым), в московском Душепопечительском православном центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и в этот день не поведать, несмотря на пока неослабевающие боли в руке и предстоящую непростую операцию на нижней челюсти, о святом, в чью честь названо это богоугодное заведение, будет несправедливо. Об отце Анатолии, его верном и преданном служении людям и Богу все эти годы рассказывал здесь. Он не раз вступался за меня, когда по заказу сектантов-неопятидесятников я был брошен в СИЗО, а затем неправосудным решением отправлен в колонию. Его открытое письмо в мою поддержку в ту лихую годину. Прошу молитв о его здравии! С годами приходят немощи, ваша молитвенная поддержка ему сейчас очень нужна.
Перехожу к описанию удивительного святого, которого сегодня молитвенно вспоминает Русская Православная Церковь. Святого, вошедшего в историю России и Церкви как «Всероссийский батюшка» – праведного Иоанна Кронштадтского. В миру Ивана Ильича Сергиева. Во имя которого трудился и чьему имени посвятил созданный в Москве в 1996 году Душепопечительский православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма иеромонах Анатолий (Берестов).
Святой праведный Иоанн (Кронштадтский) является одним из самых почитаемых чудотворцев Русской земли. Молитвою отца Иоанна излечивались самые тяжкие болезни. Происходили исцеления и наедине с больным, и при множестве свидетелей. Православные молятся этому святому в любой беде и в любом затруднении, об исцелении различных недугов, за здоровье близких, об избавлении от пьянства, наркомании и других зависимостей.
Народ почитал священника Иоанна Сергиева за святого еще при жизни. А для общецерковного почитания он был канонизирован 33 года назад. Именно это событие мы молитвенно вспоминаем 14 июня.
Родился особым образом почитаемый всем православным миром святой 19 октября 1829 года в семье бедного, глубоко верующего причетника (по нашему, современному – дьякона) села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца все предки были священнослужителями на протяжении 350 лет. Этот же путь избрал для себя и Иван Сергиев.
Думая, что мальчик недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни.
Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел и молил Бога о помощи. В один из таких тяжелых моментов, ночью, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы «завеса спала с его очей». Иоанн вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении.
Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1851 году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. Закончив семинарию – в числе лучших учеников был зачислен в Петербургскую Духовную Академию. В 1855 году он окончил академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте (недалеко от Петербурга). К тому времени там открылось священническое место. Когда, после рукоположения, отец Иоанн впервые вошел в собор, он был поражен тем, что, еще будучи семинаристом, видел этот храм во сне.
С той поры имя иерея, затем протоиерея Иоанна Сергиева для миллионов русских православных людей неразрывно связалось с Кронштадтом. Надо представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять всю тяжесть его трудов. Вставал он около 3 часов ночи и готовился к служению литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь уже поджидали толпы паломников, жаждущих увидеть его и получить благословение. В 1882 году, для приема паломников, был даже основан специальный Странноприимный дом, который всегда переполняли приезжие. Тут же ожидало его и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Сразу после утрени он проводил исповедь, которая из-за огромного количества исповедников была общей. Андреевский собор всегда бывал переполнен. Потом отец Иоанн служил литургию, в конце которой очень долго шло причащение. После службы отцу Иоанну приносили письма и телеграммы прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о просящих помощи. Потом, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. Редко, когда он возвращался домой ранее полуночи. Некоторые ночи он проводил совсем без сна – и так изо дня в день, из года в год без остановки. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при сверхъестественной Божией помощи. Слава отца Иоанна была его величайшим бременем. Всюду, где бы он только ни показался, мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы только посмотреть на него.
С первого же дня после своего рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и людям и стал ежедневно служить Божественную Литургию, причащаясь Святых Христовых Тайн. Он молился, учил людей правильно жить, сам жил чисто, праведно и помогал, выкладываясь по максимуму, нуждающимся. Его усердие было поразительно. Ежедневно бывал он в убогих жилищах, беседовал, утешал, помогал. Часто возвращался домой раздетым и без сапог. Поначалу, да и потом, люди нередко осуждали его, смеялись над ним, считая его не вполне нормальным. Святость в любое лихое время непонятна и непринимаема невежественным развращенным большинством. Именно в такое время безбожия и попирания христианских ценностей взошел на священнический престол отец Иоанн. Некоторые относились к отцу Иоанну особенно недоброжелательно – одни по недопониманию, другие по зависти. Так однажды группа мирян и духовных лиц, недовольные отцом Иоанном, написали на него жалобу митрополиту Исидору Петербургскому. Священноначальник раскрыл письмо с жалобой, смотрит и видит перед собой белый лист бумаги. Тогда он вызывает жалобщиков и требует объяснения. Те уверяют митрополита, что их письмо находится у него в руках. Тогда митрополит в недоумении вызывает отца Иоанна и спрашивает, в чем дело. Когда отец Иоанн помолился Богу, митрополит начал видеть, что действительно у него в руках не белый лист, а письмо с обвинениями. Уразумев в этом чуде, что сам Бог защищает отца Иоанна от клеветы, митрополит разодрал письмо и с гневом прогнал жалобщиков, а отцу Иоанну ласково сказал: «Служи, батюшка, Богу и не смущайся!».
Иоанн Кронштадтский жертвовал на строительство монастырей в Петербургской, Архангельской, Новгородской, Тверской и Ярославских губерниях. При этом сам жил на служебной квартире, питался скудно, не ел мяса и работал почти круглосуточно. Пребывая в миру телом, он сердцем жил на небесах, скрывая от людского взора подвиги благочестия. Священство предполагало брак. Отец Иоанн обвенчался с Елизаветой Несвицкой, дочерью священника, но сразу объявил ей о своем желании до конца дней сохранять целомудрие. Так и было: батюшка с матушкой жили вместе, как сестра с братом. Всю жизнь прожив с супругой как с сестрой, нося по временам вериги, благотворя без меры, до полного самозабвения, до нищеты, отец Иоанн стяжал неисповедимую высоту духовную, благодатные дары дерзновенной ко Господу молитвы, исцеления, прозорливости и несокрушимой, всепобеждающей веры.
Более подробно об этом уникальном и для того, куда более консервативного времени, моменте и не только о нем в замечательной документальной киноленте «Иоанн Кронштадтский. Больше, чем любовь» телеканала «Россия – Культура» от режиссера Павла Басинского.
Он был и грозный обличитель грехов человеческих, подобно пророку Илии и Иоанну Крестителю, не боявшийся открыто в лицо говорить правду. Благостный к кающимся, как ни велики были грехи их, он не терпел упорства во грехе.
Батюшка горячо и проникновенно служил Божественную Литургию, обливаясь слезами. Эта искренняя, до потрясения, любовь к Господу никого не оставляла равнодушным, многие люди, видя ее, пришли к вере и в корне изменили свою жизнь. Пламенное слово отца Иоанна доныне воинствует против лжи и беззакония нашего лукавого времени. Сколь злободневно и вразумляюще звучат сегодня его пророческие слова: «Откуда эта анархия, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия… Нынешнее состояние России служит тому явным доказательством. Как хитер и лукав сатана! Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат через злонамеренных писателей и учителей… На почве безверия, слабодушия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства.
БЕЗ НАСАЖДЕНИЯ ВЕРЫ И СТРАХА БОЖИЯ В НАСЕЛЕНИИ РОССИИ ОНА НЕ МОЖЕТ УСТОЯТЬ. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!».
И еще возглашал святой старец, презирая наши беды и напасти на десятилетия вперед: «Вера слову Божию, слову истины исчезла и заменена верою в разум человеческий, печать в большинстве изолгалась – для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки. Не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим… Браки поруганы, семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует… все желают автономии… Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям… Враги России готовят разложение государства.
Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет – полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. ОН СКОРО ПРИДЕТ, НО ПРИДЕТ СУДИТЬ МИР И ВОЗДАТЬ КАЖДОМУ ПО ДЕЛАМ…
Человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию…» «Горе тебе — лукавый, непокорный, неблагодарный человек! Все бедствия нынешние, постигшие Россию, постигли ее из-за тебя! Но смотри, скоро наступит и день твоего праведного страшного воздаяния вечного. Трясись, трепещи, человек, недостойный этого великого имени, и скоро жди праведного суда Божия».
Чем не наше время?! КАЖДОЕ СЛОВО ГОРЯЩЕЙ ПРОПОВЕДИ ОТЦА ИОАННА СЕРГИЕВА ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ ОБРАЩЕНО В ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ! Оно вопиет к душе каждого из нас!!!
Священник Иоанн Сергиев не был блестящим проповедником, но, говоря просто, ясно, сердечно, от души, он покорял и воодушевлял слушателей. Эти проповеди печатались отдельными выпусками и распространялись в огромном количестве экземпляров по всей России. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких больших томов. Особой популярностью у верующих пользовался его пастырский дневник «Моя жизнь во Христе». Это был календарь духовной жизни отца Иоанна, запись благодатных мыслей и чувств, которых удостоился он, по его собственным словам, «от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы». Книга была переведена на многие языки мира и издана невероятными для того времени тиражами.
Вот как я описывал подвижническую деятельность Всероссийского Батюшки в своей написанной ещё в колонии заключительной части аналитики «Секты как оружие: лжепророки и лжеучители нашего времени», озаглавленной «Осколки великой идеи» – разрушители русской государственности». Цитирую выборочно: «В то крайне неспокойное время, сформировавшее предреволюционную ситуацию тогда ещё в царской России, с, казалось бы, несгибаемым имперским духом, жил и трудился великий подвижник христианства святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он общался практически со всей страной через тысячи приходящих, приезжающих, прилетающих с разных концов света к нему за советом людей самых разных сословий. Его книга “Моя жизнь во Христе” была издана в России более десяти раз, переведена на английский и немецкий языки. В Британии и США в те годы, с момента издания в 1897 году, она даже стала настольной книгой каждого верующего последователя англиканской церкви. Об этом рассказывали автору-составителю двухтомника “Отец Иоанн Кронштадтский” И.К. Сурскому (псевдоним Я.В. Илляшевича) священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви за рубежом, проживавшие в Северной Америке и Англии. Тот же автор приводит в жизнеописании святого праведного Иоанна Кронштадтского фрагмент британской газеты “Times” от 13 января 1891 года, где об этом уникальном пастыре, наделенном дарами Духа Святого и с годами своей пастырской практики умевшем различать души людские, помогать выводить их в Свет, поддерживать тысячи нуждающихся словом и делом, написано следующее, в полной мере соответствующее истине: “Отец Иоанн Кронштадтский известен и чтится во всех уголках России. Христианское влияние этого замечательного священника Русской Церкви отыскало себе пути и в соединенное королевство. Недавно английский священник в Кронштадте получил письмо, адресованное по-английски на имя приходского пастора этого порта. Оно было от корреспондента провинции Керри в Ирландии и горячо просило молитв отца Иоанна об авторе письма, страдавшем душевно и телесно. Письмо это было переведено и передано отцу Иоанну. Это служит любопытным доказательством влияния и репутации этого человека, который среди современных русских условии и обстановки жизни кажется в наши дни приближающимся к первым Апостолам”. Позднее, в год выхода издания (1908), практически все британские и американские крупные светские и христианские новостные издания, газеты и журналы выпустили хвалебные отзывы об этой благочестивой книге – описание жизни поразительной силы молитвенника и делателя добрых дел, отца Иоанна…
Тогда, во времена святого праведного Иоанна Кронштадтского, страна стояла на пороге страшных потрясений. Он как мог предупреждал своих соотечественников о грядущих неизбежных страшных бедствиях для русского народа. Сегодня, когда налицо кризис государственной власти, не способной удовлетворить даже основные потребности жителей страны: духовные, культурные, интеллектуальные, социальные и в немалой степени материальные, особенно это актуализировалось на фоне неспособности властей адекватно говорить с народом о ситуации с пандемией COVID-19 и мерах по поддержке населения в непростых посткарантинных условиях…
…Такое ощущение, что зреет государственный переворот как в 1917-м. Власть не способна разговаривать на одном языке с народом, хотя к этому активно призывает во всех своих последних выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин. Здесь нелишне вспомнить первую попытку русской революции в 1905 году, когда около 150 тысяч забастовавших рабочих двинулись единым фронтом к Зимнему дворцу с ультиматумом, в случае непринятия которого организаторы планировали начать кровавые восстания, подпитанные успешной провокацией революционера в рясе, пресловутого попа Гапона. То время, к сожалению, очень близко напоминает наши снова смутные времена, когда исконно русская вера попирается как чиновниками на местах, типа красноярского губернатора Усса, рукопожатного с сектантской нечистью команды лжегуру Виссариона Торопа, так и в федеральном центре, о чем подробнее здесь…». Подробнее читайте здесь.
Именно в то смутное для России время, так похожее на наши с вами горькие, по сути своей предвоенные дни, а для кого-то фронтовые будни, творил добрые дела, и вел душепопечительскую работу отец Иоанн Сергиев. Через его руки проходили многотысячные пожертвования богатых купцов, которые почти тут же им раздавались страждущим. Одной рукой возьмет, другой тут же отдаст. А это сотни тысяч рублей ежемесячно, ежегодно, что тогда были невероятно огромные деньги! Причем он словно Духом Святым чувствовал кому что потребно именно сейчас. Об этом позже будут свидетельствовать многочисленные литературные источники, а по сути – конкретные люди.
Вторую книгу, представленную на фото, автор изучил «от корки до корки», вчитываясь в каждую приведенную в ней историю, ставя пригодившиеся потом в своих публикациях пометки, находясь за свою борьбу с сектантским неопятидесятническим «Национальным антинаркотическим союзом», как говорят, «в местах не столь отдаленных».
Кроме такой непосредственной, прямой благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище бездомным в количестве до 40 000 человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом. В последующем участвовал в открытии Домов трудолюбия для людей, как сегодня говорят, в трудной жизненной ситуации, коими изобиловал один из самых крупных портовых городов России Кронштадт, и в других городах Российской империи. Его опыт перенимали другие регионы и богадельни.
Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой отец Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Молитвой и возложением рук святого Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильной. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи вообще невероятных событий по молитвам Всероссийского Пастыря, к которому съезжались в Кронштадтский собор страждущие практически со всех уголков мира и той же «просвещенной» Европы. Известны случаи, когда отец Иоанн исцелял смертельно больных (а то и воскрешал мертвых) буквально на глазах у изумленных врачей. Первый случай, открывший людям великую силу его молитвы, относится к 1880 году. Один сановник в Петербурге пригласил на тот момент уже очень почитаемого в народе и бедном, и богатом священника помолиться о нем. Тот уже два года не поднимался с постели. Отец Иоанн, помолившись, сказал больному: «Встань, и помолимся вместе!». Больной вдруг встал. На другой день он был совершенно здоров. Однажды, когда это произошло в присутствии целой врачебной комиссии, медики предложили батюшке опубликовать об этом сообщение, скрепленное их собственноручными подписями, но смиренный подвижник отказался. Для многих сейчас это кажется невероятным, ведь это не древние евангельские времена, а всего лишь чуть более века назад. Но свидетельств тому масса с указанием конкретных мест, имен и фамилий исцеленных, сопричастных родных и близких.
Взгляните, дорогой читатель, внимательно на происходящее в нашем дне сегодняшнем и недавнем вчерашнем. Царя последнего из династии Романовых практически распяли. Повально увлечены, как и в начале XX века, и сегодня мистическими учениями, оккультизмом, эзотерикой, новомодными неопротестантскими лжеучениями. Свежая история с краснодарской оккультной сектой одного «гуру», тому яркое наглядное подтверждение. До сих пор активно набирает обороты в интернете и мессенджерах групировка который год находящейся в международном и федеральном розыске «просветительницы» Светланы Пеуновой, взявшей эффектный творческий псевдоним «Лада – Русь». Ее адепты умело встраиваются в современную повестку дня с темой вакцинации, спецоперации (СВО) на Украине, иудейского заговора вселенского масштаба и прочих. Кришнаиты с момента начала СВО, словно тараканы, ведомые все той же «рукой коллективного запада», читай – Госдепа США и британских спецслужб, атаковали российские города. Краснодар здесь, увы, не исключение. Показателен диалог с одним из заезжих белорусских гастролеров этой только с виду безобидной секты. Русский народ продолжает из года в год вымирать, что бы ни вещали с «высоких трибун». Наркобизнес под контролем российских «оборотней в погонах» вносит в ужасающую статистику немалый вклад. Свою с каждым годом все более весомую лепту в наркотизацию народов России вносит нарастающий поток мигрантов из Средней Азии, лоббируемый строительными компаниями-гигантами. Тем временем не вполне адекватные любители «кайфа», ведомые лукавыми наркопропагандистами, увлеклись самолечением… мухоморами! Ознакомьтесь с аналитикой на сей счет, есть о чем крепко призадуматься. Автор получил массу гневных возгласов в социальных сетях за эту публикацию, вплоть до угроз физической расправы. Мешает, мол, исцелению и оздоровлению нации… Во времена святого праведного Иоанна Кронштадтского тоже уже практически не было «маячков», смысложизненных и ценностных ориентиров, которые могли бы стать примером не словесным, а на деле показывающим КАК жить, и самое главное – ДЛЯ ЧЕГО. Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» внушает надежду. Но работы в этом направлении, безусловно, что называется, непочатый край. Пока не приравняем культурную жизнь к духовной, не соединим каждый в себе эти два, ранее неделимые понятия, путь и к личному душеспасению, и к расцвету государства Российского закрыт. Это очевидно. И весь жизненный опыт святого праведного Иоанна Кронштадтского, описанный в его трудах, нам с вами в помощь.
Личный долг пастыря отец Иоанн видел в духовно-нравственном врачевании погибающих людей. Сурово обличал неверие, богоборчество, сектантство, предвидя грядущие скорбные испытания для России и русского народа. Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру народа и расшатывали государство Российское, его фундаментальные основы: «Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились в земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную и будете наказаны собственным безумием, своими страстями. Вы пренебрегли живого водою, светом живoтворным, солью земли и истяжетесь в нетлении своем вечном, не увидите во веки света Божия, но пребудете во тьме.
Вы предпочли Христу Льва Толстого, высших светских писателей, умноживших свое борзописание до бесконечности, так что некогда христианину взяться за Слово Божие, которое есть источник чистоты, святости, правды, света, вечной жизни и блаженства».
Великий молитвенник и печальник земли Русской, отец Иоанн провидел страшные последствия разъедающей русское общество крамолы безверия и богоборчества, призывая народ к покаянию: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
И если не будет покаяния у русского народа, – конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Ключевое в плане построения личной духовной жизни, средоточием христианской жизни отец Иоанн считал молитву. Он, по завету Спасителя, воспринимал храм Господень, прежде всего, как дом молитвы и призывал людей молиться искренно, сердечно, глубоко, с верой в чудодейственную силу молитвы: «Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно, быть делом». На Литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. В просьбах помолиться он не отказывал никому. И Господь принимал его молитвы. Совершались чудеса: их бесчисленное множество – записанных и незаписанных. К нему стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со всей России и из-за границы. Письма и телеграммы сотнями приходили в Кронштадт. Отец Иоанн читал их и обычно сразу же горячо молился. «Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выраженного ими; нужно веровать; что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо “Той рече, и быша; Той повеле, и создашася”. И ты также веруй, что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял твое славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного: То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, – бываем и на молитве, как в жизни, “телесни, духа не имуще”, от того-то и бесплодны наши молитвы», – наставляет он нас в своих трудах.
Получается ли у нас ТАК глубоко и сердечно сегодня молиться? Мало у кого, как и у меня, грешного, с этим большие затруднения. А стремиться достигнуть описанной святыми отцами умовой молитвы, описанной нами в совместном с отцом Анатолием труде, как некоем отчете о проделанной в Москве работе на духовном поприще перед отбытием в Краснодар на должность заместителя главного врача краевого наркологического диспансера по медико-реабилитационной части.
Великие по своей силе и актуальности для дня нашего, бурного как и в его годы наступающего предреволюционного хаоса, полного разброда и шатания народный масс сверху донизу, от «элиты» до простых рабочих и крестьян, всем скопом все дальше отходящих от Бога и Его заповедей, пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского доносятся до наших уставших от все более закрученных всякого рода страстями сердец в домах на проспектах, бульварах, улицах, переулках сел, поселков, станиц, деревень и городов.
Отец Иоанн был и законоучителем. Причем влияние его на учеников, было неотразимое. Дети его любили. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, уроков не задавал, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы. Эти беседы на всю жизнь запоминались ученикам. Отец Иоанн как-то особенно умел пробудить живую веру в душе ребенка. На уроках он часто читал жития святых, Библию или рассказывал о своей пастырской деятельности.
Велико было милосердие отца Иоанна с первых же дней его пастырства. Он не гнушался людей, шел по первому зову к самым бедным и опустившимся людям. У них он молился, наставлял и помогал, а часто отдавал последнее, вызывая упреки со стороны близких. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за лекарством в аптеку.
По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить, все места и области, куда простиралась его забота и помощь.
Будущий святой присутствовал при последних днях жизни императора Александра III в октябре 1894 года. Умирая в царском дворце в Ливадии, после Соборования и Причащения, государь просил отца Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их». Священник так и продолжал держать свои руки на главе умирающего царя, пока государь не отошел к Богу.
Отец Иоанн участвовал в отпевании Александра III, в венчании и коронации Николая II, крестинах наследника Алексия. Он предвидел, что революционные потрясения принесут много бед, предсказывал: «Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
К либералам нашего времени из так и не покинувшей страну в полном объеме «пятой колонны» в первую очередь обратился святой праведный Иоанн Кронштадтский с одним из поразительных по силе молитвенных воззваний о России, которую он называл «подножием Престола Господня. Оно содержится в его книге «Созерцательное подвижничество» (1906 – 1907). Цитата: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России, а не уравненною е иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями. Истина Господня пребывает вовек (Пс. 116, 2)». Это слово и для тех, кто во властных коридорах федеральных и региональных администраций кует оригинальную русофобскую повестку.
Тем же, кто сегодня и в церковном мире пытается жить по принципу «и нашим, и вашим», в том числе в плане принятия идеи тотального контроля, что вступает в жесткое неразрешимое противоречие с христианскими догматами, смею напомнить вот какие слова отца Иоанна из книги «Моя жизнь во Христе», по сути, исповедании его, а значит и нашей с вами веры: «Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, – те не христиане, они только званые, и погибнут, если не раскаются». Аминь.
Когда пастырская деятельность отца Иоанна Кронштадтского прошла полувековой рубеж, появились признаки того, что могучий и пламенный труд Господу подходит к концу. С 1905 года он начинает болеть. Его мучили сильные боли, которые, иногда, утихали во время служения Литургии. 23 декабря (новый стиль) 1908 года отец Иоанн, собрав волю и силы, совершил последнюю Литургию. Время кончины было открыто отцу Иоанну заблаговременно. В последний период своей земной жизни он каждодневно причащался на дому.
20 декабря по старому стилю, 2 января по новому 1908 года, в 7 часов 40 минут, сердце праведника остановилось, он мирно почил о Господе и приобщился к вечности. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им Иоанновского монастыря на Карповке.
Прославление его состоялось в Русской Православной Церкви За Границей (РПЦЗ) в 1964 году. 8 июня 1990 года, прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря, дорого нашего Всероссийского батюшки. К месту его упокоения со всех концов России стекались и стекаются молящиеся со всего света, где постоянно служатся панихиды и возносятся молитвы к этому одному из самых великих святых подвижников всех времен.
Был там не раз и автор этого повествования, собранного из нескольких воедино. Трудно передать глубину сердечных переживаний. Поезжайте хотя бы раз в жизни и приобщитесь к великому, что молча рядом с нами сохраняет веру нашу непоколебимой, дух крепким, а душу – любовью ко всему сущему, верой в Господа и святое предназначение сохранения мира на земле через Отечество наше православное.
Не уставайте изучать не только Священное Писание, но и труды и житие святых отцов Церкви. Одним из первоочередных трудов рекомендую в первую очередь написанное священником Иоанном Сергиевым, впоследствии – святым праведным Иоанном Кронштадтским Изданное как при жизни, так и после его праведной кончины. Лучшей личной психотерапии и работы над своими жизненными ошибками, заблуждениями трудно придумать.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии (2006 – 2012 гг.), председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение»