Такая оригинальная «лечебная» практика выросла из идеи микродозинга психоактивных веществ в целом. С ее помощью пользователи соцсетей, в частности, обитатели американской Кремниевой долины, пытаются заниматься биохакингом. Это когда энтузиасты употребляют различные психоактивные вещества (ПАВ), надеясь с их помощью улучшить состояние тела и разума. В США популярен с середины 2000-х. В Европе с психоделическими эффектами мухоморов экспериментировали еще в 60-х годах прошлого века. И вот эта «чума» в России. Охватывает все больше и больше наших соотечественников от мала до велика. В поле зрения попадают как незрелые подростки, так и «целые» депутаты. По сути, на наших глазах сформировался новый вид наркотической зависимости – от приема мухоморов даже в малых дозах. С целью подтверждения данного факта выпущен предлагаемый вашему вниманию аналитический обзор. Автор является дипломированным врачом-психиатром. Клиническая ординатура и очная аспирантура проходили на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского. Ныне именуется Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского. Затем прошел переподготовку на врача психиатра-нарколога. Впоследствии успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени «кандидат медицинских наук» в том же Центре Сербского, как называют его в народе. В 2022 году завершена профессиональная переподготовка по специальности «психотерапия» в Российской медицинской академии профессионального образования (РМАПО). Автору абсолютно понятны цели и задачи пропагандистов нового «целебного средства» и надеется, что в ближайшее время оно во всех его вариациях будет запрещено к употреблению, продаже и обороту на территории Российской Федерации. Причин для такого жесткого решения более чем достаточно. По сути, это наркотик, точно такой же как ЛСД, DMT, мескалин, псилоцибин и тому подобные галлюциногены, психодизлептики, к приему которого привыкают и отказываться от его потребления в дальнейшем не желают. Со всеми соответствующими последствиями для телесного, психического и духовного здоровья. И продажа его – наркобизнес и никак иначе, бизнес на крови и смертях падших в эту новую форму зависимости, на горе и боли потерявших их раз и навсегда близких и родных. Либо медленно и необратимо сходящих с ума, либо гибнущих. Либо второе следует за первым. Об этом и пойдет речь ниже.
Долгое время исследования измененных состояний сознания (ИСС), вызванных психоактивными веществами, базировались на так называемой «физиологической парадигме», согласно которой химическая природа наркотика, взаимодействуя с химической и физической структурой нервной системы, с неизбежностью приводит к одним и тем же результатам. Однако уже с 60-х годов ХХ века, наряду с факторами «наркотическими» (такими как дозировка, способ употребления, химический состав и структура вещества, физиологические особенности субъекта и др.), начинают выделять нефармакологические (установки и ожидания человека, его личностные особенности, настроение в момент приема вещества, опыт и навыки употребления и др.), также определяющие характер возникающих ИСС (Festi, Bianchi, 1991; Hobbs, 1996; Гордеева, 2009).
Среди них важное место занимает фактор культуры. Специалисты выделяют две модели культурно-исторически обусловленных формы измененных состояний сознания (КИСС): 1) модели, интегрированные в культуру данной этнической группы, эта модель принимается всеми членами сообщества; 2) индивидуальные модели, или модели, разделяемые определенной субкультурой (но не всеми представителями сообщества).
В рамках культурной традиции народов Севера красный мухомор известен достаточно давно. По данным исследователя Е.П. Батьяновой, чукчи, коряки, чуванцы употребляют мухомор, отправляясь в длительный пеший переход, «перед тем, как идти в тундру за ягодой или дрова собирать», «чтобы легче было работать», оленеводы – «чтобы быстрее бегать за оленями» (2001). Согласно В.Г. Богоразу, «некоторые охотники на оленей по Среднему Анадырю перед началом охоты употребляют мухомор для приобретения большей ловкости и проворства» (1991). Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников писал о казаках, в Сибири перенявших от ительменов обычай употребления мухоморов «умеренно, когда… в дальний путь идти надлежало», что позволяло проходить «знатное расстояние без всякого устатку» (1819). На основе своих полевых исследований у хантов М. Саар отмечает: «Когда охотник идет один далеко в лес в течение долгого времени и там устает… он будет есть высушенный мухомор и у него возникнет разновидность опьянения. После этого он снова будет чувствовать себя хорошо и сможет возобновить охоту» (Saar, 1991). Но все это вынужденные, экстренные меры, которые, естественно, не могут пройти для организма безследно. Дозировки здесь достаточно высоки.
Этнографами часто описывалось появление у коренных народов Сибири и Крайнего Севера под влиянием мухомора красного микропсии и макропсии (видение окружающих предметов уменьшенными или увеличенными) (Богораз, 1991; Иохельсон, 1997; Добкин де Риос, 2009; Крашенинников, 1819; McDonald, 1978; Saar, 1991). Подобные иллюзии являются нарушениями константности восприятия размеров. Так, С.П. Крашенинников писал про аборигенов Камчатки (ительменов и коряков): «Иным скважины большими дверьми и ложка воды морем кажутся» (1819). В.Г. Богораз так описывал человека в состоянии мухоморного опьянения: «Когда он входит в помещение и намеревается переступить порог, то чрезвычайно высоко поднимает ноги. Ручка ножа кажется ему такой большой, что он хватает ее обеими руками» (1991).
У европейцев при приеме мухомора красного в условиях эксперимента появлялись зрительные и слуховые искажения (Ott, 1976; McDonald, 1978; Festi, Bianchi, 1991). Так, испытуемые А. Макдональда описывали иллюзии усиления насыщенности цветов и громкости звуков, размывания контуров, изменения своего положения в пространстве, «прыгание» зрительного поля (McDonald 1978). У.С. Чилтон под влиянием иботеновой кислоты наблюдал вращение поля зрения, то есть нарушение константности положения объектов (Arehart-Treichel, 1976). Также возможно появление зрительных галлюцинаций типа А, таких как «ярко освещенные туннели и цветовые вихри» (Duffy, 2008).
В ряде моделей мухоморного опьянения у малых народов Севера принявшему гриб рекомендовалось лечь спать: считалось, что от этого действие мухомора усиливается, а «мухоморным снам» придавалось огромное значение – в них искали разгадку будущего, сигналы об опасности и пр. (Saar, 1991; Батьянова, 2001), то есть они выполняли когнитивные, познавательные функции. В.М. Кулемзин пишет о хантах: «На Васюгане были известны лица, называемые панкал-ку (панкал – гриб-мухомор). Панкал-ку размачивал в теплой воде гриб-мухомор и выпивал настой, оказывающий снотворное и дурманящее действие. Присутствующие собирались к спящему панкал-ку и слушали содержание его сна, передаваемое им в бредовом состоянии» (2004).
Другая функция, значимая этносам, проживающим в условиях крайнего Севера – преодоление страха, придание себе решимости и смелости. М. Саар пишет: «Согласно хантам, мухомор – это средство остановки страха шамана на… стадии коммуникации со сверхъестественным миром» (Saar, 1991). С.П. Крашенинников отмечал: «Камчадалы и сидячие коряки едят мухомор и тогда, когда убить кого намеряются» (1819). И.Г. Георги упоминал о том, что кочевые коряки, когда идут «на разбой или для других шалостей… перед таковыми предприятиями придают себе обыкновенно смелость и бесчувственность мухоморами» (1799).
Теоретически в сверхмалых дозах и после сушки мухомор, как обещают некоторые эксперты, не психиатры или наркологи, безопасен. Так, российский миколог, кандидат биологических наук Михаил Вишневский, один из основных пропагандистов потребления мухоморов в России, известный в среде потребителей как «шаман», в своем блоге опубликовал статью «Красный мухомор: закон и фармакология», утверждая, что этом в грибе не так уж много опасных веществ и большинство из них разрушаются во время термической обработки.
Однако, в реальности на сегодня нет ни одного научного доказательства, что микродозинг способен хоть отчасти повысить продуктивность или придать сил. Утверждение, будто микродозинг любыми психоактивными веществами может быть полезен и абсолютно не опасен для организма потребителя, антинаучно. Что касается мухоморов, то их влияние в микродозах не исследовалось наукой вообще. Положительные эффекты и отсутствие опасных для психического здоровья и жизни «побочек» – выдумка мухоморных «барыг». Малые дозы не вызывают описываемых на массе создаваемых для продажи этого зелья Telegram- и ютуб-каналов необратимо улучшающих показатели телесного и психического здоровья. Перестанешь принимать, исчезнут и любые эффекты. Кроме того, важно понимать, что потребление в условиях древней культурной традиции тех или иных психоактивных веществ, тщательно контролируемое ведущим такое мероприятие шаманом – это одно. А прием неконтролируемых никем, кроме самого потребителя, дозировок любого психотропного вещества в наркогенной субкультуре – это АБСОЛЮТНО другое!
ПОЛЕЗЕН ЛИ МИКРОДОЗИНГ МУХОМОРОВ
Наука не столь оптимистична, в отличие от блогеров-наркопропагандистов. Современных, профессиональным образом оформленных исследований на тему микродозинга немного, ученые в основном сосредоточились на влиянии ЛСД, а не на мухоморах. Но даже знаменитый психоделик оказался пустышкой. Так, в одной работе «The effects of microdose LSD on time perception: a randomised, double‑blind, placebo‑controlled trial» выяснилось, что микродоза ЛСД никак не влияет ни на продуктивность, ни на настроение, ни на гибкость мышления или креативность. Единственный отмеченный эффект – субъективное ощущение, будто время тянется дольше обычного.
Другое исследование «Acute Subjective and Behavioral Effects of Microdoses of Lysergic Acid Diethylamide in Healthy Human Volunteers» также не подтвердило, что микродозинг может улучшать настроение или интеллектуальные способности. Даже наоборот: участники эксперимента, получившие психоделик, теряли чувство юмора. По крайней мере, они почти не улыбались при виде картинок, которые смешили людей из контрольной группы.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Роспотребнадзора, мухоморы содержат такие токсические вещества как мускарин (действует на ЦНС); иботеновая кислота, мусцимол (оказывают психотропное воздействие). Симптомы отравления проявляются спустя 1–4 часа после употребления в пищу, выражаются тошнотой, рвотой, обильным слюноотделением, сужением зрачков, галлюцинациями, чередованием возбуждения и торможения. Симптомы исчезают спустя 2–4 часа, некоторые случаи отравления заканчиваются летально.
Адепты микродозинга утверждают, что в малых дозах мухомор полезен. Масса роликов на эту тему в ютубе и тиктоке утверждают это как безоговорочную аксиому. Скандально известный своим неадекватным поведением актер Владимир Епифанцев рассказывает и показывает неискушенным зрителям как приготовить «сому» – настойку молока или реже фруктового, ягодного сока на мухоморах, поганках и других грибах. Фото ниже – скриншот с его ютуб-канала.
Странным образом к этому, с точки зрения здравого смысла, психиатрии и наркологии маргиналу, подключаются еще некие «звезды» отечественного шоу-бизнеса и киноиндустрии. При этом никто из них особо не стесняется публичных экспериментов над собой, демонстрации их в прямом эфире на своих ютуб- и Telegram-каналах. Совершенно свободно говорят о своем асоциальном пристрастии в открытую и даже делятся как Епифанцев своими секретами приготовления и «кулинарными» рецептами. Осознают ли они всю степень вины за погубленные их наркопропагандой жизни и души, когда делают это на камеру и с юмором увлеченно рассказывают, как лучше «улететь»? Отдают ли они себе отчет, что, посмотрев их ролики, кто-то захочет повторить эти опасные опыты, не понимая, что можно безвозвратно навредить своему здоровью, а то и погибнуть? Вряд ли. И исключить коммерческий интерес в таком пиаре самых натуральных ядов, пусть и в малых дозах, невозможно.
«Пока что красный мухомор не относится к спискам запрещенных или контролируемых законом энтеогенных грибов и растений, никакое из содержащихся в нем галлюциногенных веществ или их аналогов не преследуется за хранение или распространение», – напоминает эксперт-миколог Михаил Вишневский, намеренно легализуя эти опасные эксперименты.
При этом куда смотрят правоохранительные органы все эти годы на активную пропаганду потребления в интернете психотропных высокотоксичных грибов – вопрос, видимо, риторический. В их руководстве как будто бы все благополучно и проблему в упор не видят. Ни один из ютуб-каналов пропагандистов сумасшествия и скорой смерти не заблокирован. Гражданин Епифанцев и ему подобные «агенты» пропаганды потребления ПАВ в этом смысле почему-то по сей день чисты перед законом. Давно гуляет в народе шутка, что во всем мире органы по борьбе с наркотиками, в России – по контролю за их оборотом. В каждой шутке есть доля правды… У наркоконтролеров в погонах, быть может, иные задачи, о которых мы не знаем. Заказные дела против борцов с нарко- и сектомафией – один из их приоритетов. Это автор ощутимо прочувствовал в своей судьбе и тех, кто оказался рядом в местах заключения. Речь не о ликвидированной в 2016 году, эффективно работающей на поле антинаркотической работы, профилактики и координации негосударственного сектора психосоциаоьной реабилитации зависимых лиц – ФСКН России. Речь о Министерстве внутренних дел (МВД) и его профильном подразделении – Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК). Кстати, к ликвидации. ФСКН среди прочих причастно и руководство МВД. Устранили «конкурентов», пользуясь рядом скандалов в службе. Писал об этом здесь.
Понятно, что на фоне никем не контролируемой пропаганды мухоморный микродозинг набирает новую популярность и на территории нашей страны – в социальной сети «ВКонтакте» появляется все больше групп с отзывами на «чудодейственные» грибы, которые лечат все болезни, начиная с депрессии и заканчивая болями в суставах. Появлению нового тренда не рады представители научного сообщества: микологи призывают ни в коем случае не есть ядовитые грибы, а психиатры предупреждают, что употребление мухоморов может вызвать наркотическую зависимость и привести к пробуждению психических заболеваний. Издание «Лента.ру» поговорило со сторонниками и противниками поедания красных мухоморов и узнало, чем россиян так привлекают эксперименты с грибами и чем это может кончиться.
Что же такое микродозинг? Имеет смысл более подробно остановиться на этой все более нарастающей проблеме в России, грозящей бурным всплеском психопатологии во всех возрастных группах, которым крайне навязчиво, можно даже сказать – агрессивно в соцсетях и Telegram-каналах рекламируют этот сомнительный во всех отношениях продукт. Для этого воспользуемся небольшим обзором из ВК-группы «Психология, психиатрия и криминалистика», личными познаниями автора и одним замечательным литературным обзором.
Микродозинг мухоморов – это употребление сушеных грибов в дозировке, не превышающей нескольких грамм. Идея о том, что это может быть полезно появилась у биохакеров, увлекающихся экспериментами с различными психоактивными веществами. По их заверениям, маленькие дозы мухомора совсем не токсичны, зато способствуют расслаблению, улучшают сон, улучшают настроение и проясняют сознание.
Однако, никаких научных доказательств такой теории нет. Немногочисленные исследования влияния микродозинга на организм не подтвердили субъективный опыт любителей мухоморов. Прием грибов никак не повлиял ни на продуктивность, ни на интеллект, ни на настроение участников эксперимента. Единственным статистически значимым отмеченным эффектом оказалось ощущение замедленного времени, которое отмечали испытуемые. Адепты микродозинга, похоже, не склонны искать научных доказательств. Аргументируя пользу грибов, они куда чаще упоминают шаманов и берсерков. И да, в шаманской культуре психоактивные вещества (в том числе и мухоморы) играли важную роль: с их помощью связывались с духами, чтобы попросить у них здоровья или предсказать будущее. Но у людей того времени просто не было другой альтернативы! В отсутствие доказательной медицины «лечиться» приходилось имеющимися методами.
Особенное недоумение вызывают народные «целители», которые берутся лечить мухомором онкологию. Как и те, кто к ним обращается с таким запросом. Мошенники отбирают у человека драгоценное время, которое можно было потратить на действенное лечение онкозаболевания на ранней стадии. А за попытками справится с болезнью народными методами легко упустить момент и дождаться стадии метастазирования и перехода в уже неизлечимый рак.
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ И ЭФФЕКТЫ МИКРОДОЗИНГА
В процессе сушки мухоморов иботеновая кислота декарбоксилируется в мусцимол. Это вещество может связываться с альфа-рецепторами ГАМК – нашего главного тормозного нейромедиатора. В результате наступает расслабление. Как сообщают адепты микродозинга, уходит тревога и улучшается сон. Тот же эффект может дать и «Фенибут», например. Только «Фенибут», в отличие от мухомора, не содержит мускарин – вещество, определенная доза которого вызывает брадикардию, тошноту, рвоту, удушье от отека легких, судороги, а в особо тяжелых случаях даже смерть.
Мухомор содержит ряд токсических соединений, часть из которых обладает психотропным эффектом. Одним из таких веществ является иботеновая кислота. Она обладает нейротоксичными свойствами и вызывает гибель клеток мозга, чем и объясняется ее галлюциногенный эффект. Могут возникать и паранойяльные идеи. Токсиколог М. Брвар описал случай пятидневного параноидного психоза у съевшего по ошибке грибы A. muscaria мужчины (Словения), у которого наблюдались галлюциноз и бред, заключавшийся в страхе, что врачи хотят его отравить (Brvar et al. 2006).
В ранних лабораторных исследованиях галлюциногенный эффект мухомора красного, мусцимола и иботеновой кислоты ставился под сомнение. Так, у американского химика У.С. Чилтона под влиянием иботеновой кислоты не было собственно галлюцинаций (Arehart-Treichel, 1976). Американец А. Макдональд (прием 12 грамм высушенных грибов) отметил у себя полное отсутствие «визуальных эффектов, даже с закрытыми глазами». Его испытуемые описывали лишь зрительные неосмысленные галлюцинации типа А («крутящиеся узоры») и только один из них сообщил об осмысленных галлюцинациях, типа Б (McDonald, 1978). Истинные галлюцинации типа Б не были получены в экспериментах американца Джонатана Отта, принимавшего сушеные шляпки мухомора красного (Ott, 1976), и швейцарца Питера Уосера, который принимал иботеновую кислоту и различные дозы мусцимола (Waser, 1967). Следует обратить внимание, что в этих случаях галлюцинации отсутствовали у тех, кто употреблял мухомор красный вне соответствующей культурной традиции, в рамках сформированнов 1960-1070-е годы в Европе и США наркогенной субкультуры.
При этом множественные зрительные галлюцинации типа Б (то есть, осмысленные) у коренных народов Севера и Сибири в рамках их культурной традиции описаны этнографами еще в XVIII–XIX веках. – Г.В. Стеллером (1999), С.П. Крашенинниковым (1819), В.И. Иохельсоном (1997), В.Г. Богоразом (1991) и др. Например, В.И. Иохельсон описал прием мухомора красного коряками так: «Моменты сильного оживления сменяются припадками глубокого уныния. Опьяненный мухоморами сначала сидит спокойно, покачиваясь из стороны в сторону, даже принимая участие в разговоре с семьей. Внезапно глаза его расширяются, он начинает конвульсивно жестикулировать, разговаривает с воображаемыми людьми, поет и танцует. Потом на него находит опять состояние покоя. …наконец, наступает глубокий сон, за которым следуют головная боль, чувство тошноты и стремление повторить опьянение» (Иохельсон, 1997).
В наши дни галлюциногенный эффект мухомора красного отмечают все исследователи – этнографы, фармакологи, химики, токсикологи, психологи (Стрельчук, 1970; McDonald, 1978; Добкин де Риос, 2009; Festi, Bianchi, 1991; Benjamin, 1992; Hohn, Schoenemann, 2000; Батьянова, 2001; Молдаван, Гродзинская, 2002; Satora et al., 2005; Москаленко, Гриненко, 2006; Brvar et al., 2006; Łukasik-Głebocka et al., 2011; Graeme, 2014; Vendramin, Brvar, 2014: 270; Курдиль и др., 2016). Причем, по сообщениям токсикологов, в некоторых случаях зрительные галлюцинации сохраняются у пациента в течение нескольких дней (Hohn, Schoenemann 2000; Brvar et al. 2006). Вот как описывают эту состояние токсикологи: «При случайном приеме в пищу Amanita muscaria появляются спутанность сознания, головокружение, усталость, изменения зрительного и слухового восприятия, искажения пространства и нарушения ориентации во времени в пределах от получаса до двух часов. За этими первыми симптомами следуют психомоторное возбуждение с эйфорией или депрессией и тревогой, иллюзии, зрительные и слуховые галлюцинации. Затем следуют глубокий сон и яркие сновидения, как правило, продолжительностью до восьми часов» (Brvar et al., 2006). П. Уосер, испытывая мусцимол на себе, отметил при дозе 10 мг искажения в восприятии цвета и вкуса (Waser, 1967; Duffy, 2015). При увеличении дозы (15 мг) наряду с восприятием реально происходящего он видел бесконечно повторяющиеся, как эхо, картины ситуаций, случившихся за несколько минут до этого, кроме того, «в слышании возник шум, и иногда оно сопровождалось эхом» (Waser, 1967). При вхождении в состояние мухоморной интоксикации испытуемые-итальянцы (в эксперименте А. Бьянки) сообщали о появлении у них феномена визуализации мыслей: «Мысли сразу же трансформировались в образы (картинки)» (Festi, Bianchi, 1991). У животных (кошек) – на основе наблюдений за их поведенческими реакциями – также признавалось наличие галлюцинаций (Scotti de Carolis, Lipparini, Longo, 1969). Галлюциногенное свойство мухомора красного настолько общепризнано, что он получил название «галлюциноген бедняка» и был в этом качестве очень популярным в 60-х годах XX века (Duffy, 2008).
При приеме мухомора красного в условиях лабораторного эксперимента могло наблюдаться и появление радости или эйфории. Так, американец Дж. Отт (проводил эксперимент на себе, съев 30 грамм сушеных шляпок) ощущал положительные эмоции на фоне понижения уровня возбуждения: он пережил «очень приятное опиумноподобное успокоение с легкими визуальными эффектами» (Ott, 1976). Но в аналогичном эксперименте А. Бьянки таких эмоций не было: отдельные испытуемые-итальянцы «припомнили заметное чувство отрешенности и отсутствие эмоциональной вовлеченности» (Festi, Bianchi, 1991).
При более глубоких состояниях мухоморного опьянения возможно появление негативных эмоций (печаль, депрессия, страх, ужас), которые соответствуют содержанию развившихся на этих стадиях галлюцинаций. Возникновение отрицательных эмоций отмечали многие этнографы и путешественники – С.П. Крашенинников (1819), В.Г. Богораз (1991), В.И. Иохельсон (1997), Е.П. Батьянова (2001), Н.К. Железнов-Чукотский (2007). Так, В.И. Иохельсон отмечал: «Моменты сильного оживления сменяются припадками глубокого уныния» (1997: 114). С.П. Крашенинников писал: «Пьяные как в огневой бредят, и представляются им различные привидения страшные или веселые, по разности темпераментов; чего ради иные скачут, иные пляшут, иные плачут и в великом ужасе находятся» (1819). Н.К. Железнов-Чукотский описывал, как человек после «превращения» в суслика вследствие приема порошка мухомора «очень боялся, что его кто-нибудь съест или убьет» (2007). На второй и третьей стадиях фазы возбуждения повышается интенсивность эмоций (Батьянова, 2001), что находит выражение в мимике: «губы то сморщиваются и при этом оскаливаются зубы, то рот раскрывается в широкую улыбку», «громкие взрывы смеха» (Богораз, 1991). При этом нарушается контроль за выражением эмоций, что может приводить, и приводит (!!!) порой к проявлениям немотивированной агрессии по отношению к окружению потребителя, либо суицидальным попыткам с его стороны.
Расторможенные любители микродозинга на одной из стадий опьянения мухоморами могут петь, плясать, становятся крайне разговорчивыми, беспричинно веселятся или, наоборот, плачут, кричат, бьют себя (Богораз, 1991; Стрельчук, 1970; Батьянова, 2001). Эти побуждения обычно обусловлены логикой возникающих у человека галлюцинаторно-бредовых образований: человек «видит» и «слышит» духов, которые приказывают ему сделать определенные действия, и реагирует адекватно содержанию воспринимаемой ситуации. Адекватно, конечно, как он считает, а не как есть на самом деле. В такие моменты потребители представляют опасность для окружающих.
Показательно здесь видео с одним из так называемых «bad trip», по-русски «бэд трипов», когда у потребителя мухоморов на фоне высокой дозировки, 8 мг, развился психоз, опасный как для него, так и для окружающих. В итоге тот, кто его накормил этим зельем, вынужден был связать несчастного «исцеляемого». Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смотрите сами на это длящееся часами безумие, которое так спокойно комментирует новоявленный «шаман».
Без последствий для психики такое «путешествие в мир иной» точно не останется.
Еще в начале XIX века этнограф С.П. Крашенинников писал о принимавших мухомор: «Все действия их столь им вредны, что если бы за ними не было присмотру, то бы редкий оставался в живых» (1819). Российский путешественник и ученый Я.И. Линденау подчеркивал, что у коряков «наевшемуся мухоморов связывают руки и ноги, чтобы он не бесновался. …Связывают также и тех, кто после него напились мочи» (2006). И.Г. Георги также описывал контроль за сексуальным поведением «намухоморенного» со стороны трезвых (1799).
Как отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист по психологии измененных состояний сознания О.В. Гордеева (2017), если употребление мухоморов не входит в традиции определенной культуры, а является порождением наркогенной субкультуры, то ее представителю в состоянии мухоморного опьянения действия, обусловленные логикой галлюцинаторной ситуации, могут причинять вред. Так, тот же С.П. Крашенинников приводит случай с одним из казаков: «Другому… показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену; чего ради по приказу мухомора принужден он был пасть на колени и исповедовать грехи свои, сколько мог вспомнить. Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяный приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием; а ему казалось, что он в тайне пред Богом кается о грехах своих. По сей причине подвержен он был нарочитому посмеянию, ибо между тем сказывал то, о чем не всякому знать надлежит» (1819). Также С.П. Крашенинников описал и суицидальные попытки у казаков: «Денщику подполковника Мерлина… приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, если бы не сберегли его товарищи. …Бывший у меня в толмачах Большерецкий, казачий сын, опоенный мухомором в незнании, разрезал бы себе брюхо по приказу мухоморову, от чего насилу его избавить успели, ибо уже в самом замахе руку ему сдержали» (1819).
Таким образом, в модели ИСС второго типа, привнесенной «извне» в ту или иную культуру, границы снижения контроля за своим поведением могут быть не определены, соответственно, возможны серьезные нарушения поведения, приводящие к угрозе социальному и даже физическому существованию человека, употребившего мухомор (Гордеева, 2017).
У европейцев также описаны единичные случаи появления направленной вовне агрессии при серьезных отравлениях мухомором красным (Стрельчук, 1970; Brvar et al., 2006). Так, в представленном М. Брваром с соавторами случае параноидного психоза при отравлении мухомором красным наблюдалось агрессивное поведение человека, обусловленное логикой его параноидного бреда и соответствующими галлюцинациями (Brvar et al., 2006).
С точки зрения науки подобное поведение: от возбуждения, агрессии к торможению, впадению в ступор при интоксикации мухоморами объясняется следующим образом. Прием мухомора красного, или более мощного по своим токсическим эффектам – пантерного, или содержащихся в них психоактивных веществах вызывает циклически развивающуюся совокупность изменений в психике потребителя, где каждый цикл обычно включает сначала фазу возбуждения, затем фазу угнетения активности центральной нервной системы (ЦНС).
Для фазы возбуждения (длится до 12 часов) характерно повышение уровня активации – сначала наблюдаются психостимулирующие эффекты мухомора и улучшение настроения, затем развиваются ажитация, спутанность сознания, галлюцинации и др.
Во время фазы угнетения развиваются истощение, упадок сил, вялость, апатия, снижение болевой чувствительности, сильная сонливость, поэтому обычно в этот период наблюдается сон (до 6–8 ч) с яркими сновидениями. Фаза угнетения может продолжаться и после сна.
Появление сонливости и сна отмечалось и в экспериментах с мусцимолом (при дозах в 10 и 15 мг наблюдались обе фазы) и иботеновой кислотой (имела место лишь фаза угнетения, проявившаяся усталостью и сонливостью) (Waser, 1967; Duffy, 2008).
При однократном приеме мухомора красного таких циклов может быть один или несколько (Benjamin, 1992; Молдаван, Гродзинская, 2002; Satora et al., 2005; Brvar et al., 2006). Последнее означает, что после пробуждения у человека снова наступает состояние возбуждения (оно может быть выражено уже слабее), во время которого также возможны иллюзии, галлюцинации, неадекватное поведение и т.д. (Богораз, 1991). Если цикл один, то после сна наступает окончательное пробуждение, при этом могут сохраняться (вплоть до нескольких дней) некоторые физиологические симптомы – головная боль, физическая слабость, тошнота и рвота, потеря аппетита, общее недомогание.
Чередование фаз возбуждения–угнетения замечено как этнографами, описавшими прием мухомора коренными народами Севера и Сибири в их культурных традициях (Георги, 1799; Богораз, 1991; Иохельсон, 1997), так и токсикологами, наблюдавшими за течением отравления у европейцев (данный термин понимается достаточно широко, без конкретной национальной или этнической привязки) (Benjamin, 1992; Tupalska, Wilczyńska et al., 1997; Satora et al., 2005; Brvar et al., 2006; Łukasik-Głebocka et al., 2011; Vendramin, Brvar, 2014; Курдиль и др., 2016).
Можно сделать вывод, что данные галлюцинаторные переживания и их динамика обусловлены нейрохимическими механизмами, а не влиянием той или иной культурной модели на КИИСС. На уровне нейрохимических механизмов это объясняется тем, что иботеновая кислота, действуя на рецепторы глутаминовой кислоты в ЦНС, производит возбуждающее действие; мусцимол, действуя на рецепторы гамма-аминомасляной кислоты, оказывает угнетающее действие. Концентрация мусцимола увеличивается с течением времени (в результате декарбоксилирования иботеновой кислоты в мусцимол), поэтому возбуждение сменяется угнетением.
Этнографы, наблюдавшие вызванное приемом мухомора красного измененное состояние сознание у народов Севера и Сибири, внутри фазы возбуждения выделяли несколько стадий.
На первой стадии, которую В.Г. Богораз характеризовал как «шумную веселость», мухомор действует как психостимулятор: человек чувствует радость, воодушевление, бодрость, уверенность в себе, исчезновение усталости, у него нарастает двигательное возбуждение, появляется субъективное ощущение прилива физических сил и улучшения координации движений (Богораз, 1991; Иохельсон, 1997; Батьянова, 2001).
На второй стадии при достаточно большой дозе начинаются судороги (Крашенинников, 1819), появляются иллюзии, затем галлюцинации, достигающие своей максимальной выраженности на третьей стадии. При этом частично сохраняется способность к восприятию реального мира, ориентации в пространстве, контакту (так называемое «двойное сознание». Идентичность еще сохраняется, но уже возможны ее искажения, что приводит к соответствующему изменению поведения и схемы тела. На этой и следующей стадиях принявший мухомор человек вступает в контакт с галлюцинаторными персонажами, его поведение приобретает, с точки зрения наблюдателя из другой культуры, неадекватный характер (см. Крашенинников, 1819; Богораз, 1991; Иохельсон, 1997; Батьянова, 2001). Критическое отношение к своему поведению и состоянию начинает снижаться.
На третьей стадии человек утрачивает ориентацию во времени, пространстве, ситуации и – нередко – собственной личности. Количество галлюцинаторных образов увеличивается, внешний мир перестает восприниматься, и человек оказывается в новой реальности – «духи водят его по разным мирам, показывают ему странные видения и умерших людей» (Богораз, 1991), то есть поведение соответствует содержанию галлюцинаций. После этого наступает фаза угнетения.
Сначала состояние мухоморного опьянения углубляется, но потом эта глубина может уменьшиться, тогда человек снова может поддерживать контакт с окружающими, контролировать свое поведение и критично относиться к происходящему (Saar, 1991).
ПЯТЬ ПРОСТЫХ АРГУМЕНТОВ ПРОТИВ МИКРОДОЗИНГА
• Мухомор ядовит
Гриб демонстрирует это всем своим видом, это известно микологам, токсикологам и врачам. Да, существуют способы снизить риск путем термической обработки. Да, маленькая доза, вероятно, не убьет. Но и она может стать причиной отравления. Некоторые нейротоксичные вещества, содержащиеся в мухоморе, имеют свойство накапливаться, и через несколько употреблений могут достигать такой концентрации, что человек впадает в психоз. В случае принятия небольших доз мухомора, через пару часов недомогание, которое наркопоопагандисты называют «просветлением», отступает, однако в некоторых случаях отравление этим токсичным грибом может закончиться смертью.
• Употребление заведомо опасного вещества расценивается психологами как один из вариантов самоповреждающего поведения
Это своего рода манифест психического неблагополучия. И если в голову приходит такая идея – это серьезный повод обратиться к специалисту, а не ставить над собой эксперименты.
• Механизм действия микродозинга не изучен
Как писалось выше, нет ни одного полноценного научного исследования, которое бы доказало пользу и лечебный эффект «мухоморинга». Продавцы сушеных мухоморов не могут прозрачно описать механизм его действия и отделываются только радужными обещаниями. На некоторых сайтах даже можно найти записи вроде: «эффективность подтверждена отзывами пользователей». А субъективные отзывы явно нельзя назвать надежным достоверным доказательством.
• Сомнительный состав
Когда говорят о микродозинге мухоморов, подразумевают красные – классические, с красной в белую точку шляпкой или еще более мощные, так называемые «пантерные» мухоморы – с бурой в крапинку шляпкой. Что за гриб оказался у вас за немаленькие деньги, никто сказать не сможет. Покупая капсулы с сушеным мухомором, вы никогда не узнаете, где был собраны эти грибы, как они были обработаны и высушены, каково содержание токсичных и иных дополнительных веществ в нем. К тому же нет никаких гарантий, что гриб был термически обработан, то есть прошел хотя бы сушку горячим воздухом. В нем вполне могут остаться неразрушенные токсические вещества. Это своего рода «русская рулетка» – никогда не знаешь, какой эффект получишь. Кто-то просто заснет глубоким сном, кто-то не почувствует ничего, а кто-то столкнется с галлюцинациями и впадет в психоз.
• Индивидуальная непереносимость
Продукция, которой торгуют адепты микродозинга, не проходила клинических испытаний и никто не знает какая именно дозировка будет безопасной, кому мухоморы противопоказаны, с чем их нельзя сочетать. Огромное значение имеют и индивидуальные особенности организма человека. Кто-то может принять 3 грамма и не заметить, а кто-то употребит 0,5 грамма и получит мощную паническую атаку. Последствия непредсказуемы.
• Риск спровоцировать дебют психического заболевания
Если у человека есть предрасположенность к шизофрении, прием любых психоактивных веществ может привести к ее дебюту. Микродозинг может стать тем маленьким толчком к безумию, которого можно было бы избежать. Тем более, что при хроническом его потреблении любитель острых ощущений неизбежно будет повышать дозировку, поскольку прежней будет не хватать для привычных переживаний. Если микродозинг не действует, а деньги уже потрачены, потребитель пожелает принять больше в надежде на хоть какой‑нибудь эффект. И это прямая дорогая к психическому расстройству, не временному, а уже на всю жизнь. И быстрой смерти.
В российских СМИ все больше сюжетов о росте попадания занимающихся самолечением мухоморами в реанимацию. Например, здесь и здесь. Довести себя до реанимации «под грибами» умудрился даже депутат Законодательного собрания Красноярского края Терехов.
А чиновники между тем лишь предупреждают, что употребление мухоморов в любом виде и количестве – опасно для жизни и здоровья. Хочется верить, что эти опасные явства однажды присоединятся к списку запрещенных законом, сбор, оборот и употребление которых станут уголовно наказуемым деянием. Однако, мы помним о нашем с игуменом Анатолием (Берестовым) печальном опыте многолетнего взаимодействия с Минздравом России, не желающим, несмотря на собранные нами неопровержимые доказательства, годами признавать аптечные кодеиновую, дезоморфиновую, «коаксильную», декстрометорфановую, прегабалиновую и иные подобные массовые зависимости социально опасной, общественно значимой проблемой. Природа и фарминдустрия «подарили» человечеству массу изменяющих состояние сознания веществ, которые, удивительно, но факт (!!!) в упор не видят и не желают включать в запретительные списки профильные министерства и ведомства. Кто стоит за такой смертоносной пассивностью, остается лишь догадываться. Продолжаем фиксировать кем-то давно спланированную и успешно десятилетия реализуемую, в том числе и через определенных «проводников» в этом ведомстве и МВД России, программу.
Почему правомерно называть любителей мухоморов красных или пантерных наркоманами, а все его формы: порошки, капсулы, сами высушенные грибы наркотиком? Потому что их прием формирует развернутый, клинически очерченный синдром зависимости с точным соответствием всем его критериям Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). МКБ-11 еще не принята Россией в полном объеме (и ни в коем случае этого делать не стоит), поэтому ориентируемся на указанное в МКБ-10 описание синдрома зависимости. К ним относятся:
• неодолимое влечение к приему вещества («тяга»),
• нарушение способности контролировать прием вещества,
• физиологическое состояние отмены, то есть абстинентный синдром – специфический комплекс соматических, вегетативных и психических расстройств, возникающих при прекращении приема вещества,
• признаки толерантности, то есть необходимость наращивать дозу вещества для получения желаемого эффекта, превышение первоначально действующей дозы вещества может быть в 10 и более раз без признаков передозировки и без летального исхода,
• прогрессирующее забвение альтернативных интересов в пользу употребления вещества,
• продолжение употребления, несмотря на очевидные вредные последствия.
Все эти моменты наблюдаются в случае с потребителями красных или пантерных мухоморов в любых формах выпуска, которые реализуются через интернет-магазины в Telegram-каналах.
Эта новая психотропная атака должна быть остановлена в кратчайшие сроки внесением данных грибов в подконтрольные государству списки. И жестким пресечением деятельности таких наркопропагандистов как актер Владимир Епифанцев и ему подобные пособники роста психопатологии и смертности во всех возрастных группах населения России.
Тем же, кто продолжает заниматься самолечением при помощи галлюциногенных грибов, настоятельно рекомендую – не рискуйте здоровьем, не ставьте на себе эксперименты! Волшебных пилюль, растений, грибов, тем паче с галлюциногенным эффектом, в один миг избавляющих вас от всех проблем, не существует. Правоохранительным же структурам, Роспотребнадзору и Министерству здравоохранения Российской Федерации совет один – запрещать, нельзя молчать. Изменение места постановки запятой приведет к еще более губительным последствиям от повального увлечения этим зельем, чем мы уже имеем сейчас.
Автор выражает благодарность Гордеевой Ольге Владимировне, кандидату психологических наук, доценту кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специалисту по психологии измененных состояний сознания. Без ее подробного литературного обзора по заявленной проблематике в рамках статьи «Психологические эффекты мухомора красного (Amantia muscaria)», опубликованной в журнале «Сибирские исторические исследования» (№2, 2017 г.) данная аналитическая работа не была бы столь информативной и объективной.
Николай Владимирович Каклюгин, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу (2009 – 2011 гг.), руководитель проекта «Попечение»