Фото: vladtime.ru
В жёстких репрессалиях японского правительства по адресу России в МИД РФ усмотрели в первую очередь вассальную зависимость Токио от Вашингтона. «Сейчас абсолютно чётко мы видим отсутствие собственной внешнеполитической линии у Японии в международных делах. Линия диктуется только Вашингтоном, она просто надиктовывается, она не формулируется в Токио с точки зрения национальных интересов, с точки зрения добрососедства», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, добавив, что Соединённые Штаты спускают Японии готовые решения.
Однако такое заключение надо признать односторонним, не учитывающим чисто японский аспект стремления Токио побольнее уязвить лично президента РФ В. Путина. Тут требуются пояснения.
В бытность при премьере Синдзо Абэ в течение пяти лет министром иностранных дел нынешний глава японского правительства Фумио Кисида не во всём соглашался со своим начальником. Кисиде не нравилась избранная Абэ политика «ухаживания и обхаживания» В. Путина в расчёте на получение в обмен на обещания экономического сотрудничества российских Курильских островов. Тем более Кисиде не нравилось, что Абэ фактически отстранил традиционно русофобский японский МИД от реализации плана «размена» и передал работу с русскими администрации премьер-министра и министерству экономики, торговли и промышленности. В известном смысле пощёчиной японским дипломатам было учреждение по указанию Абэ должности «министра по развитию торгово-экономических связей с Россией», которым по совместительству был назначен глава вышеуказанного министерства. Тем самым МИД Японии в вопросах отношений с Москвой стал второстепенным ведомством. Ибо важные политические вопросы решал сам Абэ и его ближайшее окружение. И Кисида, затаив обиду, ждал момента для реванша.
Думаю, он не без злорадства воспринимал едкую критику в стране в адрес Абэ, «ухаживания» которого за Путиным ни к чему не привели. Чувствуя это, Абэ не поддержал Кисиду на выборах председателя партии (пост, который автоматически позволяет занять кресло премьер-министра).
Однако реакция коллективного Запада на события на Украине и необходимость выработки японских санкций в адрес Москвы сблизили позиции прежних оппонентов: обоим не чуждо стремление отомстить Путину за унижения, которые претерпела японская сторона в расчёте на получение островов. Можно уверенно полагать, что решение распространить санкции лично на президента В. Путина поддержал и сохраняющий большое влияние на японскую политику дон правящей Либерально-демократической партии, бывший «друг Синдзо».
Это произошло в результате запоздалого понимания японской верхушкой бесполезности ухищрений склонить Кремль и Смоленскую площадь к запрещённым Конституцией РФ беспринципным территориальным уступкам. И вот уже Кисида признаёт, что «поставленные его предшественником цели по решению проблемы Курильских островов и заключению мирного договора с Россией не удалось достигнуть».
Кисида объявил, что новые шаги по реализации плана экономического сотрудничества с Россией не представляются возможными из-за ситуации на Украине. «Говоря о плане сотрудничества из восьми пунктов, если рассматривать текущую ситуацию, мы понимаем, что, разумеется, новые шаги сейчас невозможны», — цитирует его ТАСС.
Напомним, что «план из восьми пунктов» был с помпой представлен премьером Абэ президенту В. Путину как свидетельство «искреннего стремления» Японии «улучшать жизнь российского народа в различных областях». Сетования Кисиды на то, что-де события на Украине помешали реализации благородного порыва токийских политиков в их заботе о нашем народе, насквозь лицемерны. Ибо за шесть лет с момента объявления «плана», за исключением мелких проектов, вроде установки, да и то неудачной, «умных светофоров» в Воронеже, японцы ничего существенного не предложили.
А теперь мстительность толкнула японских политиков вообще подорвать торгово-экономические отношения с нашей страной, отменив режим наибольшего благоприятствования в торговле и цинично заявляя о намерении продолжать ввозить российские нефть, СПГ и уголь. При этом Токио вводит запрет на экспорт в Россию практически всей номенклатуры ранее закупавшихся нашей страной товаров.
Перечень этих товаров приводит РИА «Новости»: «До этого Япония ввела запрет на экспорт 57 позиций товаров, также с 18 марта, 31 из которых — товары общего назначения, а еще 26 — технологические элементы, включая программное обеспечение. В частности, запрет на экспорт, который также вступит в силу 18 марта, распространяется на полупроводники, радары, сенсоры, лазеры, средства связи, записывающие устройства и их компоненты, осциллографы, спектрометры, усилители сигналов, генераторы сигналов, резисторы, криптографическое оборудование, телекамеры, оптические фильтры, фторидное волокно, а также на навигационное и радиоэлектронное оборудование, оборудование для подводного наблюдения, дайверское оборудование. Также в списке значатся дизельные двигатели, комплектующие для тракторов, газотурбинные двигатели для самолетов и их комплектующие, оборудование для нефтепереработки».
И ещё. Понимая, что у подвергшихся японским «санкциям» В. Путина, С. Лаврова или С. Шойгу едва ли есть авуары в японских банках, токийские политики вслед за американцами изыскивают «друзей Путина», которые, согласно публикациям на Западе, «прячут за рубежом его несметные богатства». В то время, когда я имел возможность посещать Японию, ко мне были «подходы» с просьбой назвать имена «ближайших к Путину людей, пользующихся его особым доверием». Так как я друзей президента не знаю, приходилось разочаровывать любопытных собеседников.
Однако японцы продолжают составлять списки «подозрительных». Токио уже ввёл персональные санкции против заместителя руководителя Администрации президента России Алексея Громова, заместителя руководителя Администрации президента России и пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, заместителя руководителя Администрации президента России Дмитрия Козака, первого заместителя руководителя Администрации президента России Сергея Кириенко, главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, предпринимателей Бориса Ротенберга и Алишера Усманова и др.
В японском санкционном списке оказалась также официальный представитель МИД Мария Захарова, заместители министра обороны России Юнус-Бек Евкуров, Алексей Криворучко, Тимур Иванов, Дмитрий Булгаков, Юрий Садовенко, Николай Панков, Руслан Цаликов, Геннадий Жидко, генеральный директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба России (ГРУ) Игорь Костюков, гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, член Совета Федерации, бизнесмен Сулейман Керимов, депутат Государственной думы Андрей Скоч, а также бывшая жена Игоря Сечина Марина Сечина.
В список организаций, в отношении которых введены санкции, вошли: «Рособоронэкспорт», «Вертолеты России», «Роснефть Аэро», НПО «Высокоточные комплексы», ПАО «Курганмашзавод», Объединённая авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, АО НПК «Уралвагонзавод», судостроительное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
Лично мне понятна нелюбовь японцев к коллективу «Уралвагонзавода» за открытую поддержку В. Путина. По какому принципу отбирали другие предприятия токийские составители «проскрипционных списков», остается гадать. Однако, думаю, список этот не окончательный. Ведь цель санкционной кампании объявлена – привести экономику России в состояние «разорванной в клочья». Этого не следует забывать тем горе-дипломатам, которые когда-то обещали привести отношения России со Страной восходящего солнца в состояние… «стратегического партнёрства». Впрочем, В. Путин на днях дал понять, что перспектив у таких любителей Запада в нашей стране нет…