ФОТО: CHRISTIAN-DITSCH.DE / IMAGO STOCK&PEOPLE / GLOBAL LOOK PRESS
Тотальные санкции коллективного Запада, уход с нашего рынка брендов, к которым мы успели основательно привыкнуть, должны, по задумке наших недругов, вызвать массовую панику, подавленность, а в конечном счёте – возмущение властью в разных слоях общества. Ставка на идеологию потребителя оправдывает себя лишь отчасти: несмотря на тридцать лет её насаждения, народ России в основной своей массе не принял "идеалов" потребиловки. Теперь и самому государству нужно "вслух" отказаться от этой либерально-расслабленной парадигмы, предложив народу твёрдые идеалы собственной цивилизации.
ИКЕА-эффект
Историю с истерическим штурмом закрывающейся сети шведских магазинов IKEA москвичами прозвали уже "эффектом Икеи". Её аж в нескольких выпусках прямо-таки смаковали на радио "Коммерсант". А кто-то вполне правомерно сравнил с километровыми хвостами очередей в первый открывшийся в Москве в 1990 году "Макдоналдс".
Вообще "низкопоклонство" перед "западной цивилизацией" имеет в России давние корни. Но только во второй половине прошлого века, начиная с хрущёвской оттепели, оно приобрело ярко выраженный потребительский характер с отчётливым американским "привкусом". Все эти джинсы Levi’s, сигареты Camel, жвачка и Coca-Cola вместе с Микки Маусом стали предметами карго-культа нескольких поколений молодых советских людей. Разумеется, лишь "продвинутой" их части.
Нас так долго учили любить твои запретные плоды,
– пел в своей песне "Гудбай, Америка" Вячеслав Бутусов.
А после обрушения СССР плоды стали не запретными – наоборот, рекомендованными. И мы получили в итоге несколько поколений в стиле "Pepsi", "Cool" и "Даня Милохин". А на уровне среднего обывателя – постоянных клиентов магазинов, бутиков, потребителей западных брендов чуть ли не во всех сферах жизни. И всё это казалось многим незыблемым, как восход солнца.
А тут – на тебе: полный "первертуц" и облом. Что делать – как теперь жить без Starbucks, Apple и Play Station? И вот, пока творческая и иная "элитка" пакует чемоданы, отбывая в свои закордонные "хаусы" навсегда, а чаще, "пока не рассосётся", средний отечественный обыватель (как правило, "мидл" из городов-миллионников) чешет репу в полной прострации. Кто побойчее начинает верещать в сетях "нет войне!" или "хватит уже – надо всё заканчивать!", остальные тихо психуют в узком кругу.
Не пугайте ежа
Между тем "глубинный народ" или вовсе не волнуется от ухода из России "передовиков" западной цивилизации, или шумно радуется каждому такому реприманду. Справедливо полагая, что без Макдоналдса, виски "Jack Daniels" и мотоциклов Harley-Davidson их жизнь нисколько не ухудшится. А японским и немецким автомобилям, равно как и американским компьютерам и корейским смартфонам, вскоре найдётся приемлемая замена. И уж точно народу фиолетово от того, что глянцевые журналы и телепередачи начнут задыхаться без рекламы от Swarovski, Louis Vuitton и прочего "люкса".
По оценке Forbes, в прошлом году на нашем рынке больше остальных зарубежных компаний заработала Philip Morris International (PMI) – около 360 млрд рублей. Близко к ней подошёл Leroy Merlin с 347 млрд руб. На третьем месте Volkswagen Group – около 320 "лярдов". Больше же всех удельный вес заработков в России у компании Japan Tobacco – более 21% от её общей мировой выручки. Впечатляют и рекламные бюджеты западных брендов в России. Например, Nestle – 6,1 млрд руб, PepsiCo – 5,1 млрд руб, McDonald’s – 3,1 млрд руб.
Львиную долю затрат составляет реклама на телевидении (кроме сигарет), где в прайм-тайм на самых рейтинговых программах 30-секундный ролик может стоить по 5 миллионов рублей и выше. Весь этот громадный денежный оборот идёт чаще всего через рекламные агентства, работающие посредством разных "дочек" на Кипре и в других офшорах. На этом делаются приятные состояния. Только вот экономике России не несёт никакой пользы. Если не считать таковой дополнительного (помимо государственного) финансирования телеканалов, систематически погружающих телезрителей в пустоту безголовых сериалов и мусорных ток-шоу. Уходите, ребята? Ну так туда вам и дорога!
В Милане "глубинный народ" не "шопится" и на пляжах Коста-Брава в отпусках не полёживает – так что блокировка туризма на "благословенном Западе" ему тоже пофиг. Забавно, но этот "узкосословный" характер санкций уже приметили в сетях. Так, некая, видать, ярая приверженка "западнизма" с возмущением пишет в полузакрытом уже "Фейсбуке":
Зачем они вводят санкции против нормальных культурных людей? Совкам-ватникам на них наплевать – они привыкли в столовках жрать и задницу газетой подтирать!
Так и хочется ей ответить: для того, дурочка, чтобы ты шла на улицу орать "стоп войне". Но у тебя и на это кишка тонка.
Не чучхе, а русская правда
Но здесь начинается контрапункт между потребительской и другой – нематериальной, ментальной сферами. Да, русский человек (в широком смысле этого слова) может умерить свои материальные потребности, он в своей истории переживал такое, чего западному человеку даже и не снилось. И это хранится в его "генетическом коде". Да, он привык в последние десятилетия к некоторым деталям комфорта – особенно поколения, не жившие в Союзе. Но он (мы говорим не об узкой городской прослойке расслабленных особей) не погибнет и не сойдёт с ума от "упрощения" жизни.
Перед нами не только наша собственная история – с вынужденными жестокими лишениями во время Великой Отечественной войны, но и, например, более близкий и гораздо более "мягкий" пример Ирана, который сорок лет уже живёт под 3616 всеобъемлющими санкциями Запада. И, несмотря на проблемы, не только не опустился в "каменный век", но и успешно развивает науку, технику, культуру и "быт", опираясь на собственные национальные традиции и сотрудничество с несколькими странами. Или вот другой пример – непризнанной Приднестровской республики, где при отсутствии многих западных "ништяков", которые есть в соседней Молдавии, развит культ семьи. Разводов почти нет, дети не сидят с утра до ночи в гаджетах, а играют на улице. Спрашивается: это плохо?
Только не надо здесь никого пугать северокорейским "чучхе" или "совком": Россия – не Северная Корея и не Иран: у нас практически всё есть своё. А чего нет – можно создать в сжатые сроки, если приложить руки и голову. Для начала заменив "эффеменджеров" инженерами-технократами и вычистив из госуправления и культуры все "пятые" и "шестые" колонны. А апельсины с бананами и кофе уж как-нибудь найдём откуда импортировать. И куда поехать в отпуск – тоже.
Писатель, историк и телеведущий Феликс Разумовский высказал в комментарии "Первому русскому" свой взгляд на эту ситуацию:
Мне кажется, идеологию "потребительства" не нужно атаковать в лоб, как делают это сегодня некоторые – мол, "нужно жить поскромнее". Это проигрышный вариант, поскольку значительная часть наших сограждан привыкли уже жить и мыслить в чисто материальной западной парадигме, отвыкнув от русского взгляда на жизнь. Надо сперва им это мироощущение вернуть. То, с чем мы подошли к роковому рубежу 22–24 февраля, я называю "идеологическим дефолтом". Или Сталин или глобальный мир, или утраченное "чудесное советское прошлое" или сказочное потребительское будущее. При этом русская версия истории и мировосприятия были просто в загоне. Отсюда, в том числе, вспышка пораженчества, абстрактного "пацифизма" у одних и растерянная немота у других.
"Наша армия на Украине сейчас исправляет ошибки истории. Но одновременно надо и быстро исправлять ошибки идеологии, точнее – восполнять пустоту в ней. Совершенно очевидно, что Россия оказалась не готова к ментальному сражению с постгуманизмом наших противников. Ржавым оружием либерализма и необольшевизма невозможно вести борьбу за умы в столь грозное время. Недаром Святейший Патриарх Кирилл в своей последней проповеди сказал золотые слова о "русской земле". Это терминология и мировозрение наших предков. Нужно срочно "национализировать" наше информационное пространство, вернувшись к коренным русским понятиям. Если исправим ментальную сферу, то и материальное, как сказано, "приложится вам". Именно так, а не наоборот", – уверен Разумовский.
Что с того?
Сейчас мы переживаем классический "момент истины". Он был неизбежен. и люди думающие это хорошо понимали. Не русские и антирусские игры в либерализм закончились, "культ потребл#дства" пора сворачивать. Да, на первых порах, возможно, придётся "затянуть пояса". Наш народ не станет бунтовать и от временного обеднения пищевого или транспортного "рационов" – он не только терпелив, но и мудр, наш народ.
Только государство должно ему прямо и недвусмысленно объяснить – почему так нужно, что ныне лежит на исторических весах и какова конечная цель нашего противостояния с Западом и его бандеровскими выкормышами. Причём объяснить именно в двух смыслах: не только против чего, но и за что нынешняя историческая брань.