Источник: Легендарное кино
Кому как, но нам весьма интересны реальные причины, по которым приверженец откровенно демонологического кино режиссёр Джон Карпентер снял эту дилетантски-своеобразную мистерию. Картину визуально слабенькую, временами наивную, даже монотонную по темпоритму и электронной музыке (написанную самим постановщиком в соавторстве с Аланом Ховартом). И при всём при том — ленту заслуживающую внимания, которая так «хирургически», со знанием дела, вскрывает гнойники нашей обывательской косности. Причём настолько, что поневоле воспринимаешь её, как знаковое кинопредупреждение. Сам гуру мрачного кинематографа отшучивался в прессе байкой о том, что он хотел показать фигу в кармане президенту Рейгана и его «политике нациоанльного благополучия». Но о главном постановщик, по всей вероятности, умолчал.
Начало и середина 1980-х годов выдались для Джона Карпентера весьма славным временем. Работал он часто – примерно раз в два года — был на контрактах у больших голливудских студий, которые с готовностью поддерживали его авторские мрачные оккультные задумки. Эпоха видео в увядавшем СССР так и пестрила такими его видеокассетными хитами, как «Побег из Нью-Йорка» (Escape from New-York, 1981), «Туман» (The Fog, 1980), «Большой переполох в маленьком Китае» (1986, Big trouble in little China). Кстати, в отличие от других своих коллег по жанрам фильма-ужасов и фантастики (того же Спилберга, например) Джон Карпентер даже успел отметиться и в советском кинопрокате. Его трогательная фантастическая мелодрама «Человек со звезды» (1984) имела в 1987 году даже некоторый кинотеатральный успех. Но более всего данный постановщик наследил в сознании русскоязычного зрительского мира своим «атмосферным» монстровым «Нечто» (The Thing, 1982), где команда американских полярников в Антарктике пыталась выжить от противостояния с чудовищной инопланетной [вирусной] тварью, незаметно проникавшей в человеческую форму и превращавшей каждого из людей в кошмарное отродье.
Как видим, перечень самых финансово выгодных работ сего амбициозного поставщика потустороннего кинорепертуара, включая и его дебютный ужас «Хэллоуин» (1978), просто пропитан всевозможным мракобесием. Казалось, что 35-40 лет назад Голливуд и претенциозный киноавтор нашли друг в друге взаимовыгодных компаньонов. Так оно и было. До определённого времени.
Но к 1987 году в альянсе произошёл первый крупный сбой. Голливудские боссы (как нам думается из компании «Юниверсл», для коей режиссёр ваял «Нечто» и пару-тройку других работ) с прохладцей отнеслись к очередному проекту Карпентера «Они живут» (They live). По слухам, кинобоссы -под разными предлогами — стали откровенно «затирать» идею этого фильма от последующей её реализации. Судя по всему, Карпентер серьёзно намеревался заручиться звёздной поддержкой своего постоянного актёра Курта Расселла, который именно в его фильмах получил свою первую международную славу. Наблюдая в «Они живут» за канадским рестлером Родди Пайпером (правда, усмешка его была в духе молодого Микки Рурка), наблюдая за общим рисунком его роли, за повадками, за его длинной «расселловской» причёской понимаешь, что Карпентер и на сей раз первоначально метил именно в Расселла. Но тот, вероятно, прослышав о проблемах своего друга с финансированием и о его разногласиях с голливудскими магнатами, решил не рисковать своей набиравшей обороты карьерой и проигнорировал рискованное предложение собственного Пигмалиона, который до этого снимал его у себя четырежды (повторюсь, что это мои частные гипотезы и не более – Б.Ш.).
По итогу, Карпентеру и его постоянному деловому соратнику продюсеру Ларри Франко пришлось претворять в жизнь свою затею, исходя из рамок низкобюджетного кино «класса Б», со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так в чём причина голливудского саботажа этого фильма?
… Странствующий по кризисной Америке джинсовый работяга из Колорадо Джон Нада (Родди Пайпер) с горем пополам находит сдельную работу на стройке в Лос-Анджелесе. В трущобном рабочем посёлке он замечает некоторые странные вещи – слепого негритянского проповедника, громогласно обличающего людей за их замшелость; потом обращает внимание на сбой официальной телетрансляции у трущобного поселкового «ящика» и появление на экране другой картинки с напористыми речами какого-то бородатого диктора, постоянно говорящего об заговоре против людей. Замечает он и маленькую фанерную епископальную церковь, куда юрко проникают некоторые уличные прохожие. А потом и вовсе происходит буйная полицейская облава, где экскаваторы и безчувственные полисмены посреди ночи равняют с землёй весь их пивной пролетарский табор.
Пошарив в подсобке уже разрушенной часовни, Нада находит картонный ящик с грудой полароидных чёрных очков. И запускается центральная интрига истории. Словно лакмусовая бумажка, Джон начинает видеть истинные значения многих рекламных щитов, магазинных вывесок и журнальных статей. Нехитрые видимые заголовки на улицах в подлинном закодированном прочтении, при одетых очках, оказываются зловещими гипнотическими лозунгами: «Подчиняйтесь!», «Потребляйте!», «Продолжайте спать!», «Никаких независимых мыслей!», «Смотрите телевизор!», «Не противоречьте власти!»… А на однодолларовых купюрах в руке уличного негритянского газетного киоскёра, как скрытый водяной знак, проявляется надпись: «Доллары — это ваш бог!». Венчают же «оккулярное» прозрение героя многие скелетообразные морды тех самых «элитных» устроителей этого – оказывается, уже давно насаждённого в Америке — «нового мирового порядка». Они вовсю шныряют по улицам, супермаркетам и парикмахерским вперемешку с обычными людьми, которые их попросту не замечают.
Трактуемая Карпентером, как раса коварных инопланетян, некогда высадившихся в США и незаметно для самих американцев поработивших их житейское устройство, данная зловещая популяция серьёзно перекликается по смыслу с такими всамделишными персонами, как Бжезинский, Сорос, Рокфеллер, Морган, Шимон Перес или Билл Гейтс. Так, тема упрощённого зрелища постепенно приобретает внушительный обличительный подтекст. Недаром, вся голливудская знать и её теневые кукловоды столь «недипломатично» саботировали данную работу своего вчерашнего послушного подельника.
Даже по скудному убранству отнюдь небезспорного, но специфически примечательного фильма заметно, что ему изначально не дали равных шансов на успех. По какой причине? Вероятно по той же, за что потом в 2012 году был зверски убит — вместе со своей женой и маленькой дочкой -дерзкий молодой режиссёр Дэвид Кроули, собравшийся независимым образом снимать антитоталитарную картину «Серое государство» (Gray state), где он хотел рассказать о социально-антихристианской религиозной диктатуре в США недалёкого будущего.
Чисто творчески «Они живут» сработаны, как мы уже говорили, с немалым процентом монотонной наивности, в чём-то логически аляповато, с ироничными спецэффектами в духе 1950-х, напоминая собой продукцию если не Эда Вуда, то Роджера Кормана уж точно (речь идёт о пресловутых деятелях старого «кино для обочин», имевших соответствующую репутацию мастеров киношлака). Увы, Карпентер, не обходится без ингредиентов «злачного фильма» с грязными словесами, с долгой безтолковой 5-минутной дракой и голой девицей в конце, плотски восседающей на своём половом партнёре и истерично вскрикивающей от вида его бесовской хари, которая вдруг стала ей видима. Из-за этого его ленту морально затруднительно смотреть при детях.
Однако фильм парадоксален. При всей своей «картонной» зрелищности — к обязательному просмотру и к его максимальной популяризации он просто необходим. Современное человеческое общество, до отказа «забитое» буранами интернета, телевидения, растлевающей прессы и кинематографа уже не способно взять в руки библейский Апокалипсис. И как говорил своим апостолам Христос: «Вам дано знать тайны Царства Божия, а внешним [остальному большинству осуетившихся людей] всё бывает в притчах». Так же и теперешним массам, с учётом их полной атрофии к языку Священного Писания, легче донести клич о приближающейся к ним адской опасности путём «массовой культуры». Например, жанрового кино. — Что намеренно (или же интуитивно) смог осуществить 32 года назад режиссёр Карпентер, обычно специализирующийся на пропаганде именно сатанизированных тем. Как ни странно это звучит.
Опасность фильма «Они живут» для мировой люциферской элиты (ныне реактивно штурмующей наши мозги о необходимой «антикоронавирусной» повальной вакцинации-чипизации) заключаются и в том мало замеченном идеологическом моменте, что большой Голливуд через 10 лет после «Они живут» преломил идею команды Карпентера в своё разрушительное русло, сняв пресловутую «Матрицу» (1999). Изъяв центробежную суть восьмидесятнического кинорассказа о потребительской теплохладности людей, прибывающих в анабиозе, «матричные» психотронные технологи вывернули её предостерегающий фактор в своё мутное подрывное толкование. Стоит отдельно задуматься над тем, как более или менее прямолинейное карпентеровское обличение насаждаемого нам иллюзорного мира, братья-извращенцы Вачовские вдруг перелопатили в заумно-отвлекающую кибер-панковую абракадабру, от которой, в своё время, зомбировано ошалел весь мир.
Возможно, что оказавшись допущенным из-за своих прошлых «чертовских кинозаслуг» к секретам и планам тайных обществ, Джон Карпентер — на короткое время — сам встрепенулся от спячки и решил хоть как-то учинить данной публике свой посильный отпор, проделав это с помощью эзопова языка (замуровав свою озабоченность в сказание о внеземных пришельцах). «Они живут, а мы спим!» — предупредительно начертано краской на стене церковной подсобки. Насколько всё это характерно, причём в гораздо большей степени, для человеческой повседневности образца 2020 года, где наш коллективный ум постоянно «прожигается» истерией вокруг фантомного «коронавируса». Нравится нам это или нет.
Непреложное наблюдение: с каждым новым десятилетием, с каждым новым общемировым эсхатологическим событием – будь-то чёрный вторник 11 сентября 2001 года или нынешний covid-19 – скромный фантастический триллер «Они живут» воспринимается злободневной экранной (безусловно, противоречивой) проповедью, которая при нарочитой незатейливости своей картинки, вскрывает медийные «винтики и колёсики» глобального заговора против людей.
Методы, которыми «сильные мира сего» постоянно держат народы мира на своём «всевидящем» контроле, в визуально скудноватом откровении Карпентера указываются чётко – это разжигание страстей при полном оглуплении мыслительного процесса. Иными словами – это безпрерывное культивирование гастрономического потребления, жажды денег, карьеры, секса и развлечений. Фильм своим иносказательным, обманчиво простым критическим ковшом здорово проходит по тому влиянию экрана и убаюкивающей рекламы, коими пронизана вся наша жизнь.
Лицезрея в картине «Они живут» светофорные уличные перекрёстки со скрытыми «антенными» голосами, вплетающими в мысли прохожих нужные властителям кодировки и проходя натуральные звуковые светофоры на наших улицах и проспектах, поневоле и сам задумаешься над сверхзадачей сиих технических приспособлений, выдаваемых за блага цивилизации. Карпентер даже доходит до весьма неожиданной иудейской расшифровки вселенского заговора против людей: в эпизодах подземных туннелей с вооружённой охраной в кадр то и дело попадают фоновые надписи с якобы инопланетными иероглифами, до боли напоминающими буквы иврита.
«Они остаются в безопасности до тех пор, пока мы ничего не знаем о том обществе угнетения, которое они для нас сотворили. Мы для них скот. Нас разводят для рабства» — вещает в подпольной теледиверсии тот самый бородатый харизмат, член епископального Сопротивления.
Один из отзывов о фильме «Они живут» в заокеанской прессе
Очевидно, что идейный прорыв у Джона Карпентера здесь был налицо, пусть даже ему и не дали придать своим киновыводам солидного внешнего шика (вроде многомиллионого «Нечто»). Это был самый отрезвляюще миссионерский – если это слово применимо к данному маэстро ужасов — проблеск в сумерках в послужном списке данного «неровного» режиссёра. К сожалению, потом Карпентера снова занесло в оккультную стихию со всеми его «мешками для трупов», «исповедальными человеками-невидимками» и «вампирами».
Поэтому возьмём на себя риск призвать независимые телеканалы к приобретению прав на показ фильма «Они живут» и осуществить его доступ к зрителям в самое удобное для них время. Уверены, что трансляция данной работы Джона Карпентера в наше «коронавирусное» сегодня будет иметь серьёзный рейтинговый ресурс. Ибо перед нами внешне упрощённая — фантастическая по замыслу, но апокалиптическая по воплощению — низкобюджетная культовая лента, которая и спустя 32 года изобличает схемы порабощения массового людского сознания так называемыми «25-ми кадрами» и «окнами овертона», порождая в умах посмотревших её людей ощущение здоровой богоугодной тревоги.
Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»).
Источник: Легендарное кино