Источник: Легенды Кино
Необходимо начать с непреложности: перед нами редчайшая амбициозная тягомотина с претензией на «великое продолжение великого фильма». В отличие от «Чужого», «Звёздных войн», «Звёздного трека» и «Терминатора» Голливуд очень долго – целых 35 лет — подступался к сему фантастическому сиквелу. Может быть потому, что он является самым влиятельным из всей этой вереницы калифорнийского «кинофутуризма». Ясное дело, что маэстро Ридли Скотт, режиссёр первой ленты, поначалу сам порывался поставить его, но потом, соразмерив свои силы (всё-таки 80 лет – возраст нешуточный) и уровень возможной головной боли, ограничился лишь продюсированием крайне дорогостоящей постановки, поручив сие предприятие эстетствующему канадцу Дени Вельнёву.
Между тем, ряд авторов первого «Блэйд раннера», доживших до наших дней были с готовностью привлечены к делу. Это и мало сговорчивый сценарист, придумавший 40 лет назад весь этот мир репликантов и охотящихся за ними полисменов – Хэмптон Фэнчер, и финансист Бад Йоркин, и артисты Харрисон Форд, Эдвард Джеймс Олмос, Шон Янг.
Неясно, какие блистательные достоинства разглядели большинство западных кинокритиков в этом техно-кино-спектакле (а пресса у фильма была едва ли не восторженная), но их опус настолько несусветно заторможен и малоприятен, что деньги нужно было бы платить не авторам и прокатчикам, а зрителям [только за то, что они его смотрят]. Впрочем, это лишь один из образцов того цинизма, коий так распространён в наше безбожное время – ошарлатанить публику, нанести ей ущерб да ещё взимать с ней за это плату.
Ведь содержание и стилистика фильма – как и в случае с первым «Бегущим по лезвию» (о чём мы недавно подробно высказались) – имеют все признаки сильной медийной диверсии, рассчитанной на глобальный масштаб. Прикрывшись маской очередного кинопророчества этот фильм также нагнетает настораживающий киберпанковый пессимизм, рисуя не только технотронные джунгли, но и отвлекающую от серьёзных мыслей деланную чепуху о необходимости делать «правое дело». Какое же оно?
В начале фильма был экранизирован один из стартовых набросков к сценарию первого «Блэйд раннера», где главный герой (в данном случае «бегущий по лезвию» Кей в исполнении Райана Гослинга) в каком-то зашарпанном жилище, при кипящей на кухне кастрюле с супом, дожидается хозяина строения. При появлении последнего Кей ликвидирует его, вырывает глаз (вместо первоначальной стальной челюсти) и прилетает в штаб-квартиру своего подразделения, находящегося в центральных кварталах технотронного Лос-Анджелеса 2049 года. Помятый угрюмый парень получает накачку от своей лейтенанта-патронессы Джоши (Робин Райт), олицетворяющей собой дань обязательному нахрапистому феминизму.
Но мир женщин в этом фильме не ограничивается только этим «боссом в юбке» (на фото слева). Дама она воинствующая, но всё-таки сочувствующая нашему герою. Есть и другая фурия – безжалостная терминаторша Лав (Сильвия Хукс, на фото справа), преданная любым приказам извращённо садистского антихриста, помешанного на контроле и уничтожении всех родовспомогательных технологий, подпольно изобретаемых людьми. Сие прилизанное слепое исчадие (его играет настоящий суперчистюля Голливуда Джаред Лето) томно посверкав a la библейскими словесами и насладившись видом слизкой обнажённой девушки [вероятно зачавшей будущее чадо], потом резко вонзает скальпель в живот несчастной, тело которой в муках падает на пол пред злодеем, корчась в крови и предсмертных судорогах. Его же личная киллерша по уровню своей жестокости ничем не уступает хозяину – бьёт ногами, стреляет, душит, ломает шейные позвонки и т.д..
Однако есть ещё одна девица – виртуальная девушка половой мечты главного героя, с которой он предаётся различным фантазиям (29-летняя уроженка Кубы Ана де Армас). Вообще, идея манерной провокации зрительского чувственного аппарата показом оголённых женских анатомий протянута красной нитью через весь хронометраж ленты, напоминая собой один из видов психотронного оружия против простого доверчивого люда.
…Герой слоняется по каким-то стерильным залам, апартаментам, лабораториям, злачным негритянским лавкам, кварталам, загородным помойкам, рабским детским мануфактурам и котельным. Находит в заброшенной доменной печи свою излюбленную детскую игрушку – деревянного коня, кем-то выстроганного 6 октября 2021 года. Он периодически с кем-то дерётся и скоротечно перестреливается. Ну а потом происходит долгожданная «встреча на Эльбе». Кей, узнавший, наконец о своём настоящем имени Джо, добирается по постаревшего Декарда, с которым они сначала обмениваются мордобойными приветствиями, а потом действуют неразлей-вода до самых финальных титров.
В данном синопсисе мы изложили экранные события в весьма сжатом виде. Но чтобы добраться хотя бы до знакомства молодого и старого «бегущих по лезвию» тебе нужно мобилизовать все свои терпеливые ресурсы. Похоже, режиссёр Вильнёв и продюсер Ридли Скотт просто наслаждаются занудным ритмом своего очередного туманного блэйдраннеровского рассказа. Кажется, что тебя заставляют подробно рассматривать картинки цветастого, но неинтересного комикса и заставляют это делать до тех пор, пока не истекут положенные 2 часа 40 минут, хотя уже нет мочи сидеть за этим занятием дальше (лично я разделил просмотр фильма в домашних условиях на три захода и то пересиливая свое нежелание – прим. автора). Многие разговорные и «зарисовочные» куски фильма продолжаются до безконечности долго. Герои и отрицательные персонажи – тот же эстетствующий тиран в исполнении Лето – будто впали в оцепенение и не могут сдвинуться с места. Авторы словно наркотически «кайфуют» от нарочитого влияния дорогих техно-мизансцен на сознание зрителя. Мы уже и так давно всё поняли и осознали, но Вильнёву и Скотту этого мало, им хочется, чтобы зритель по полной программе оценил визуальное решение их фильма.
Присутствие дряблого Харрисона Форда воспринимается, как тяжеловесная актёрская конъюктура. 75-летний ветеран приключенческого и фантастического кино на полном серьёзе пытается «дать крутого». Забавно, как проплаченная бойцовская массовка подставляет свои массивные челюсти под его трясущиеся кулачки. Пробежки и прочие динамичные «па» Форда-Декарда автоматически взывают к памяти выкрутасы седого старого идиота Фрэнка Дрэббина (Лесли Нильсена) из пошлой комедии «Голый пистолет». По сравнению с тяжеловесной трансовой манерой «2049» даже неторопливость первой картины Ридли Скотта производит впечатление динамичного шоу (но это не означает, что мы призываем Вас её смотреть).
Чему удивляться, что вопреки мнению профессиональных киноарбитров, многие зрители во время демонстрации «Бегущего по лезвию: 2049» в кинотеатрах — и в этом кроется своя безжалостная статистика, — почувствовав себя обманутыми в ожиданиях, ко второй половине сеанса очень часто вставали со своих мест и покидали кинозалы. В итоге, финансировавшая постановку японская электронная корпорация «Sony» потеряла на данном проекте порядка 80 миллионов долларов.
Но основную озабоченность увиденным вызывают даже не творческие изъяны и многочисленные промашки в содержании, а внутренняя античеловеческая авторская мотивация. Создателей определённо сильно заботит то, какой деструктивный эффект оказыжет их детище на зрительские чувства в свете строительства на Земле «нового мирового порядка». Как в ленте-оригинале 1982 года, как в трёх «Матрицах» и прочих подрывных «классиках киберпанкового масскульта» трио Фэнчер-Скотт-Вильнёв (и иже с ними), рядясь в овечьи шкуры и взвесив все пагубные идеологические ингридиенты [в чётко выверенных мультикультурных дозах], вливают в массовую свободную волю идею скорейшего склонения публики к принятию грядущего всемирного богопротивного «мессии».
Как показывает голливудская практика, с некоторых пор, в среде кинопроизводителей стало модным оставлять в живых амбициозных негодяев с замашками на всепланетарное господство. Так, в первых «Голодных играх» верховный главнокомандующий обществом будущего (Дональд Сазерленд), личность крайне циничная, спокойно уходит восвояси в последних кадрах этого хита. В низкобюджетном, но зловещем «Цирюльнике» заглавный дьявольский серийный убийца в исполнении Малькольма Макдауэлла, подставив под пули невинного парня, также шокирующее скрывается из города, где совершил ряд изуверских жертвоприношений. Уходит от возмездия и двуликий герой Марка Руффало в «Иллюзии обмана». И вот сейчас в «Бегущем по лезвию: 2049» гадкий и юродивый персонаж Джареда Лето по финалу также остался живым и невредимым.
И эта тенденция является для думающих зрителей источником многих тревог. Поскольку в индустрии кино, как и в литературе или театре действуют не только добрые духи, но и люциферические личности, готовые в обмен на яркую земную карьеру, богатство и славу заложить душу дьяволу для дальнейшей «ангажированной» реализации его вселенских богоборческих планов. И разобранная нами картина также оказалась тлетворной тёмной силой, формируя человека по моделям антихристианской мировой элиты.
Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)
Источник: Легенды Кино