По мнению депутата Госдумы, вопрос требует только юридических формальностей
Точка невозврата в вопросе территориальной принадлежности для самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик пройдена, эти территории является частью русского мира и неизбежно оформят это в соответствии с правовыми нормами и механизмами. Такую точку зрения высказала в интервью РИА Новости депутат Госдумы Наталья Поклонская, посетившая ДНР, где она приняла участие в высадке аллеи крымских сосен.
«Уверена, что точка невозврата в вопросе территориальной принадлежности Донбасса пройдена», - подчеркнула она.
По ее словам, ответственным политикам во всем мире надо быть реалистами. «Донбасс является частью русского мира и неизбежно в ближайшем будущем оформит это в соответствии с правовыми нормами и механизмами», - уверена Поклонская.
«Это неизбежно», - резюмировала депутат.
Тут стоит отметить, что Поклонская, даже будучи депутатом от правящей партии, неоднократно выступала вразрез с официальной позицией власти, например, она открыто выступила против пенсионной реформы в первом чтении в парламенте. Едва ли, будучи одним из символов «Крымской весны», она могла бы иметь позицию по Донбассу, не предусматривающую необходимость признания Россией суверенитета республик.
Между тем, официальная позиция Москвы по этому вопросу остается неизменной: Минским соглашениям нет альтернативы. Напомним, Минск подразумевает в конечном итоге возврат республик под суверенитет Украины. Другой вопрос в том, что сама Украина не очень то стремится делать шаги, направленные на возвращение территорий, несмотря на всю «патриотическую риторику» о том, что там Украина и живут граждане Украины - все это, по сути, остается словами. В реальности же Киев делает все для того, чтобы оторвать республики от себя: постоянные обстрелы, «блокады», лишения жителей Донбасса элементарных гражданских прав.
Возможно ли, что упорное игнорирование Киевом своих обязательств приведет к тому, что у России лопнет терпение, и не останется иного выхода, кроме признания республик, как это было в 2008-м с Абхазией и Южной Осетией?
А признает ли это мир? Напомним, Поклонская говорит именно об оформлении статуса республик «в соответствии с правовыми нормами и механизмами». Но мир, за исключением стран так и не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Зато самопровозглашенное Косово страны Запада вслед за США признавали более активно - на сегодняшний день это 114 стран против пяти, признавших бывшие грузинские автономии.
Напомним, на днях американский президент Дональд Трамп допустил возможность признать аннексию Израилем у Сирии Голанских высот. Вероятность такого признания высока, учитывая, что ранее Трамп признал столицей Израиля Иерусалим, включая его аннексированную восточную часть. При этом в Госдепе цинично заявляют о том, что ситуацию тут нельзя сравнивать с тем же Крымом, мол, она совсем другая, признание Голан означает признание реального положения дел и ситуации по части безопасности. Мировое сообщество, напомним, пока США в этом вопросе не поддержало.
Тем не менее, очевидно, что такими действиями США разрушает основы мирового порядка, впрочем, это уже даже не прецедент, а скорее практика для них. Насколько все это может повлиять на признание странами мира ДНР и ЛНР, если их признает Россия?
- Минские соглашения давно превратились в чисто теоретический вопрос без всякой надежды на реализацию, - уверен член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
- Можно сказать, что время воплощения в жизнь минских договоренностей безнадёжно прошло, и вспоминать о них имеет смысл разве что в пропагандистском ключе, как повод упрекнуть ту или иную сторону в несоблюдении соглашений. Так все и поступают: и Россия, и Украина, и Донбасс, и Запад. Донбасские народные республики выдержали испытание временем и состоялись в качестве квазигосударственных образований. Они не стали Новороссией, как и не оправдали многих собственных ожиданий. Тем не менее, эти территории независимы от киевского режима, и в этом смысле та точка невозврата, о которой говорит Поклонская, действительно пройдена.
На данный момент у Киева нет никаких механизмов возвращения донбасских территорий под свой контроль. Но, как мы знаем, в истории нет ничего вечного. Тот же Крым, как многие думали, навсегда останется украинским. Но однажды ситуация резко изменилась. Проблема всех непризнанных республик - из фактическая призрачность. Вроде бы есть, а вроде, как и нет. И здесь в перспективе открывается большое поле для самых различных манёвров. И если Украина продолжает хотя бы теоретически претендовать на Донбасс, Россия рассматривает этот вопрос чересчур уж бесстрастно. Полагаю, во властных кабинетах так и не сформировалось единого мнения насчёт дальнейшей судьбы ЛДНР - той судьбы, которая была бы предпочтительна с российской точки зрения. И это усугубляет проблему. Для меня же нет сомнения в том, что Москве необходимо будет в перспективе забирать эти территории и их население под свой официальный контроль. Как и Крым пять лет назад. Иначе эта геополитическая язва будет становиться все более токсичной. Неопределённость и нейтралитет со слабых позиций никогда не приносят ничего хорошего. Вот и Наталья Поклонская доступными ей способами призывает власть к более решительным действиям.- Минские соглашения вошли в тупик по вине украинской стороны, - напоминает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
- Заметьте, что эта тема фактически исчезла из информпространства. Например, кандидаты в «президенты» Украины ее дружно игнорируют. В России также перестали вести мониторинг исполнения соглашений. Ведь на этом направлении не происходит ровным счетом ничего.
«СП»: - То есть заявление Полонской - не просто «хотелки»? Москва реально намерена что-то предпринять?
- Поклонская выражает личную точку зрения. Но момент подходящий. Есть вероятность, что на этот раз Россия не признает легитимность выборов президента Украины. Процедура выборов уже вызывает вопросы, и есть полная уверенность, что в день голосования будет отмечен масштабными фальсификациями.
Если мы не признаем киевских выборов, то логичным следствием этого шага должен стать и запуск процесса признания народных республик Донбасса.
«СП»: - Насколько, по-вашему, за прошедшие пять лет сузилось или расширилось окно возможностей для признания республик Россией?
- Окно возможностей расширилось за счёт того, что российская дипломатия полностью разочаровалась в западной. Мы теперь можем действовать без оглядки на мнение «цивилизованного мира».
«СП»: - А кто вслед за нами мог бы признать ДНР и ДНР?
- Признать народные республики могут Венесуэла, Никарагуа, Филиппины. Но это все лишь украшения на торте независимости. Главное, чтобы мы сами для себя решили - Донбасс не вернётся в состав Украины ни при каких обстоятельствах
- Точку невозврата отношения Донбасса и Украины давно прошли, - считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
- Сейчас
это два злейших врага, и количество зацепок для нахождения общего языка
между ними стремительно тяготеет к бесконечно малой величине. Если же
учесть, что в Киеве нет никакой альтернативы приходу к власти ещё более
радикальных необандеровцев, чем нынешние, то говорить о каком-либо
сближении сторон по меньшей мере глупо: пропасть между Украиной
и Донбассом с каждым днём будет становиться всё шире и глубже.
«СП»: - А как же
Минские соглашения? Там иное говорится. Россия официально считает, что
Минску нет альтернативы. Выходит, депутат этого не признает?
- Минским
соглашениям действительно нет альтернативы как минимум потому, что
это - прекрасный идеал, а у идеалов альтернатив не бывает. Другое дело
что есть уродливые жизненные реалии, делающие прекрасные идеалы
невоплотимыми: всё гладко - на бумаге, а на местности - овраги. И в этих
жизненных реалиях находятся четыре миллиона человек, чьи проблемы надо
было решать ещё позавчера. Однако недоговороспособность Украины этого
не позволит сделать ещё очень долго. Процитирую сказанное Главой ДНР
во время недавнего визита в Крым: «Глядя, как выполняются Минские
соглашения, глядя на эту сложную ситуацию в плане разрешения конфликта,
то выполнение по реальным срокам может растянуться на 10-15 лет...».
А это, между прочим, пара-тройка каденций первых лиц! В связи с этим
вспоминаются бессмертные слова Ходжи Насреддина: «За двадцать лет
кто-нибудь уж обязательно умрёт - или я, или эмир, или ишак!»
«СП»: - В какой
момент была пройдена точка невозврата в вопросе территориальной
принадлежности республик? И почему Поклонская говорит об этом только
сегодня?
- Начну со второй части. Потому, что есть
вещи, которые можно озвучивать только в определённых политических
реалиях и только людьми строго определённого ранга. Министр или
президент такое озвучивать не имеют право: нужен кто-то популярный
и влиятельный, но рангом пониже, например - парламентарий. Идеальным для
такого шага является время, когда Украина в очередной раз оказалась
на распутье и результатом любого выбора будет цугцванг.
Что же
касается временных рамок, то процесс невозврата был многоступенчатым
и окончательно завершился весной 2017 года после установления
республиками Донбасса внешнего управления над активами украинских
олигархов. А первой ступенькой стало развязывание Киевом карательной
операции. Потом уже были бомбардировки Луганска и Донецка, активные
боевые действия, исход проукраински настроенной части населения, переход
в рублёвую зону с перенаправлением товарной логистики и признание
Россией документов, выдаваемых в ДНР и ЛНР...
Ещё надо отметить и то, что Донбасс Украине совершенно не нужен:
риторика политиков - это одно, а проблемы реинтеграции - совсем другое.
Кроме того, лишние четыре миллиона человек, совершенно не разделяющих
евроатлантические устремления Киева - это даже не чемодан без ручки,
а самый настоящий камень на шее.
«СП»: - Как
понимать фразу о том, что республики является частью русского мира
и неизбежно оформят это в соответствии с правовыми нормами
и механизмами. Русский мир это же не государство, как можно оформить
принадлежность к нему?
- Это надо понимать в том ключе,
что сценарий воссоединения Донбасса с Россией совершенно особенный,
отличающийся от крымского, абхазского, юго-осетинского
и приднестровского. И у каждой последующей территории, чьё население
пожелает воссоединиться в Отечестве, этот сценарий будет своим,
не похожим на остальные.
«СП»: - При
каких условиях возможно признание республик Россией? В случае признания,
насколько вероятно оформление этого в соответствии с международным
правом? Ведь Абхазию и Южную Осетию вслед за Россией признало лишь
ограниченное число стран в сравнении с тем же Косово...
- Самое
главное условие признания - политическая воля российского руководства.
Второе по значимости условие - полная неспособность Украины
урегулировать ситуацию. Что же касается международного признания
воссоединения русских людей с Россией, то после недавних событий
в Венесуэле, когда Вашингтон и его сателлиты объявили законным
президентом какого-то самозванца, нам нужно понимать, что нечего ждать
справедливости от Запада. Особенно в случае, когда договорённости
с Западом не стоят той бумаги, на которой они написаны и выполняются
нашими дорогими партнёрами ровно столько, сколько сохнут чернила.