Научит ли Пекин Москву, как избавиться от нечистой на руку и жадной власти
Держать убедительную победу над коррупцией в партии. Об этом, как передает официальный печатный орган ЦК КПК «Жэньминь жибао», во время речи, посвященной 40-летию с начала политики реформ и открытости, заявил председатель КНР Си Цзиньпин.
«Мы твердо придерживаемся строгого внутрипартийного управления, очистки внутрипартийной политической среды, неуклонного соблюдения дисциплины, стремимся всеми силами бороться с формализмом, бюрократией, гедонизмом и расточительностью, проявлять нулевую терпимость и строгость в борьбе с коррупцией», - отметил он.
Кроме того, китайский лидер подчеркнул нулевую терпимость и строгий курс на борьбу с мздоимством.
«В деле борьбы с коррупцией достигнута решительная победа», - сказал Си Цзиньпин.
Он также добавил, что необходимо и дальше упорно бороться с проблемой. «Необходимо решительно избавляться ото всех коррупционных элементов, поддерживать чистоту в рядах кадров, честность и неподкупность внутри правительства, проводить трезвую политику, чтобы в ходе проведения политики реформ и открытости построить мирную и спокойную политическую среду», - заключил он.
Си Цзиньпин также назвал политику реформ и открытости «революцией в истории китайского народа».
«Следование политике реформ и открытости, социализму с китайской спецификой является эпохальным этапом в реализации национального возрождения Китая». Он поставил это историческое событие в один ряд с созданием КПК в 1921 году и образованием КНР в 1949 году.
«Реформа и внешняя открытость являются великой революцией в истории китайского народа и китайского государства, эта революция дала толчок мощному броску вперед в деле социализма с китайской спецификой», - подчеркнул он.
По его словам, эта политика «продемонстрировала, что открытость приводит к прогрессу, в то время как замкнутость, напротив, к отсталости». В деле дальнейшего продвижения открытости, по его убеждению, крайне важно «установить баланс между реформами, развитием и стабильностью».
Кроме того, Си Цзиньпин заявил, что Китай не стремится к гегемонии. Он также заявил о поддержке свободной торговли, но при этом не заострял внимание на торговых войнах с Соединенными Штатами. Также председатель исключил возможность развития страны в ущерб другим государствам.
С момента прихода к власти в 2013 году Си Цзиньпин объявил начало крупномасштабной борьбы с коррупцией в партии. С тех пор около 1,5 миллиона чиновников были лишены постов и отправились в тюрьму.
×Напомним, в эти дни в Китае отмечается 40-летие политики реформ и открытости, провозглашенной Дэн Сяопином в 1978 году. Целью реформ была модернизация экономики, значительно ослабленной предыдущим десятилетием «культурной революции». В результате проведенных реформ Китай смог за сравнительно короткий срок из беднейшей аграрной страны превратиться во вторую крупнейшую экономику мира.
Во вторник, 18 декабря состоялась официальная церемония, посвященная достижениям Китая за последние 40 лет с участием председателя КНР, премьера Госсовета и всего высшего руководства страны.
- Победа над коррупцией - золотая мечта любого режима, и чем он коррумпированнее, тем больше пропагандистских орудий нацелено на это почти мистическое воплощение государственного зла, - отмечает член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
- Сколько существует власть и государство, столько существует коррупция, как и многие другие виды зла. Эффективность власти выражается в создании наименее благоприятной для коррупционеров атмосферы и в решимости следовать в этом плане режиму нулевой терпимости. И здесь Китай действительно демонстрирует если не головокружительные, то уж точно головоснимательные успехи.
Разумеется, Си Цзиньпин говорит сейчас «юбилейно», в ультрапропагандистском ключе, что в принципе соответствует любой коммунистической риторики, в том числе и китайской. Однако, китайский социализм многим кажется весьма привлекательным опытом, особенно в России. Причина здесь в том, что китайские власти, проводя свои реформы и декларируя приверженность открытости, вместе с тем отнюдь не ввергали страну в состояние многолетней «перманентной капитуляции», как это было в СССР перестроечного периода и в РФ 90-х годов. Именно сочетание реформаторства и здорового консерватизма более всего интересует и привлекает российскую аудиторию в китайском опыте.
- А нам возможно ли было раньше или можно ли сейчас его перенять?
- Это сомнительно из-за различия в национальной психологии, в традициях власти, в различных исторических парадигмах наших стран и народов. В России коррупция не считалась и не считается чем-то абсолютно неприемлемым. По крайней мере, с петровских времён для власти важнее личная преданность, лояльность, следование корпоративным правилам, верность и надежность людей системы. А что на лапу берут, так это, мол, «издержки производства». И общество точно так же смотрит на вещи. До сих пор, особенно пожилые люди в провинции, голосуют на выборах за партию власти, ошибочно полагая, что «эти хоть уже наворовали, а новый придут, вообще все украдут». То есть с точки зрения миллионов избирателей речь вообще не идёт о наказании чиновников за коррупционные преступления, речь только о том, что кто-то уже, вероятно, устал воровать и поэтому предпочтительнее «голодных волков». А любая «федеральная» кампания против коррупции автоматически приводит к новым громким уголовным инцидентам, уже с участием самих «борцов».
Примерно то же самое, кстати, происходит в Италии и других средиземноморских странах. Такова историческая и психологическая специфика. Парадокс в том, что Россия - северная страна, мы по северному суровые люди, но когда дело касается коррупции - тут русские настроены максимально либерально. И, пожалуй, единственный выход из положения - регулярное обновление властных структур, самое беспощадное, даже бесчеловечное отношение к коррупции со стороны федеральных властей, общегражданская солидарность в плане отказа «давать на лапу». Возможен ли такой идеально-популистский сценарий в нашей стране? Полагаю, сейчас на это не дадут ответ никакие пророки и мудрецы, даже китайские.
- На самом деле победа над коррупцией возможна только при одном условии - если коррупция нецелесообразна, - убежден главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
- В принципе, коммунизм - это такое общество, где в коррупции смысла нет никакого. Но КНР пока что не коммунистическая страна, хотя у власти там коммунистическая партия. Но в Китае нет и социализма, следовательно, противоречие между общественным характером труда и частным характером присвоения будет все время подталкивать к тому, чтобы «выравнять противоречие». Чиновник, лишенный частной собственности на средства производства, по роду службы может влиять на него - это уже повод для коррупции.
- Действительно ли можно говорить об убедительной победе? Ведь почти каждый день мы слышим, что в Китае посадили или расстреляли очередного коррупционера. Значит, коррупция не побеждена?
- Это было даже у нас при Сталине, хотя суровость наказаний в те времена впечатляет до сих пор. Что уж говорить про капиталистические отношения, которые сейчас существуют в Китае? Думаю, что после заявлений Си Цзинпина мы еще услышим о расстрелах коррупционеров в Китае...
- Си Цзиньпин также заявил, что Китай не стремится к гегемонии и подчеркнул, что КНР не будет развиваться за счет других стран. Так ли это? Действительно не стремится? По его словам, Китай планирует занимать все более четко обозначенную центральную позицию на международной политической арене и содействовать устранению в мире проявлений гегемонизма. А Bloomberg на днях объяснил усиление России и Китая вакуумом лидерства на Западе. Насколько это так? Действительно ли вакуум лидерства на Западе ведет к появлению новых гегемонов?
- Одиннадцать ударных авианосных групп США мало походит на «вакуум лидерства». Другое дело, что экономика Китая уже догнала экономику США, и естественно, что гегемону приходится подвигаться, тем более, что планета очень большая, и контролировать ее целиком действительно малореальная задача. Но общие процессы США все же контролируют. Другое дело, что позиция «царя горы» всегда уязвима, ведь против тебя все. Кто явно, кто скрыто, но все. И когда появляется возможность для появления альтернативного центра силы, она как правило и реализуется. Китай обладает перед США еще и важным преимуществом - там почти полтора миллиарда населения. Кстати, растет и экономика Индии, и там народу не меньше, и природных ресурсов достаточно, и формируется геополитическое окружение. Так что долго в положении «царя горы» США навряд ли продержатся.
- При этом, по словам Си Цзиньпина, Пекин намерен усиливать национальные ВС в оборонительных целях. Сегодня китайские вооруженные силы по факту третьи в мире после США и России. Будет ли КНР пытаться вырваться на первое место и для чего? Они готовятся с кем-то воевать?
- Китай уже давно воюет, пока на региональном уровне. У НОАК есть опыт побед над западными армиями в той же Корейской войне. У Китая мобилизационный резерв, многократно превышающий таковой и в США, и в России. Я не уверен, что сегодня армия Китая третья в мире. Просто Китаю долгое время было выгодно скрывать истинную мощь своей экономики, теперь ему выгодно проделывать тоже самое и со своими вооруженными силами. Мы даже ничего не знаем об истинной мощи ядерных сил КНР. Но знаем, что Китай собирается строить свою ядерную триаду - то, что не удалось Франции Де Голля вполне может получиться у КНР Си Цзинпина.
- Может ли Россия перенять что-то из китайского опыта? Хотя бы в плане борьбы с коррупцией? Или надо было это делать в перестройку, а сейчас мы безнадежно отстали?
- Перенимать опыт всегда полезно, другое дело, что не на всякую почву прививаются ценные растения. Как я уже сказал выше, коррупция напрямую зависит от социально-экономической системы. У нас у власти «партия жуликов и воров». Что она может перенять у китайских коммунистов? Для того, чтобы что-то перенимать у Китая, надо вернуться на путь социалистического развития, пусть и в малом, пусть хотя бы на уровне деклараций. А сейчас кто осуждает коррупционеров? Все им только завидуют... Вот когда в бедной стране станет неприлично ездить на «Бентли» и жить во дворце, тогда и поговорим...