Россия стремительно превращается в мусульманскую страну. По данным Левада Центра, с 2009 по 2012 годы численность мусульман в России выросла с 4% до 7%, в 2020 составила приблизительно 14% от населения страны. Большое влияние на процесс исламизации оказывает миграция, особенно нелегальная. Сколько нелегальных мигрантов из исламских стран на территории России, доподлинно не известно, поскольку актуальная статистика по данному вопросу в открытых источниках практически не публикуется.
Фертильность и рождаемость неисламского большинства граждан страны не позволяют обеспечить элементарное воспроизводство населения. Фактически продолжается вымирание всех значимых в масштабах страны этноконфессиональных групп, за исключением мусульман. При текущей динамике население России уже через 10-15 лет может быть на треть исламским, а к середине века мусульмане могут стать большинством.
При этом в российском исламском сообществе нет единства. Российские мусульмане – представители коренных народов России, с социокультурной точки зрения находятся гораздо ближе к россиянам из других этноконфессиональных групп, чем к мигрантам-единоверцам. Это подтверждает ход СВО: десятки тысяч российских мусульман встали на защиту нашей Родины и проявляют массовый героизм. К сожалению, нельзя сказать того же про мигрантов или «новых россиян», недавно получивших гражданство. Случаи же участия мигрантов в СВО единичны, как и служба в рядах ВС РФ в целом.
Нет единства и между духовными общественными организациями российских мусульман. Крупнейшие из них – Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России) под руководством Талгата Таджуддина и Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) под руководством Равиля Гайнутдина – выступают на разных позициях по ключевым вопросам и являются конкурирующими организациями. Так, ЦДУМ России фактически поддержало спецоперацию, издав фетву во Владикавказе о признании погибших на СВО шахидами, то есть погибшими за веру. ДУМ РФ, в свою очередь, хранит молчание, расставив приоритеты в пользу внутренней повестки.
На этом фоне мигранты, прибывающие в страну из Центральной Азии и Закавказья, не рассматривают российское исламское духовенство в качестве духовного авторитета, а по вопросам религии обращаются к своим имамам и муфтиям. В итоге сообщества мусульман мигрантов замыкаются сами на себе и уже не могут адаптироваться и ассимилироваться даже в рамках российской исламской среды. Это приводит к тому, что десятки тысяч замкнутых мигрантских сообществ фактически невозможно контролировать, и уже никто не понимает, какую версию ислама продвигают в той или иной мигрантской группе. Наряду с этим, мигрантами создаются молельные комнаты, закрытые секции единоборств, мигранты массово получают разрешение на травматическое и гладкоствольное оружие или приобретают его нелегально.
Сложившуюся ситуацию нельзя назвать по-другому, кроме как бомбой замедленного действия под российской государственностью. Фактически, в мигрантской среде сформированы десятки тысяч замкнутых групп, рассредоточенных по всей России, со своим пониманием исламского вероучения, сильно отличающимся от принятого среди российских мусульман. Существует реальный риск массового перехода мигрантов к открытым формам протеста, в том числе связанных с насилием.
Очевидно, что продолжение миграционной политики открытых дверей уже в среднесрочной перспективе приведет Россию к катастрофе. При этом даже в случае изменения миграционной политики доля мусульман в обществе и, как следствие, их роль во внутренней политике страны будет продолжать возрастать за счет убыли других этноконфессиональных групп и высокой рождаемости у исламского населения. Это формирует запрос на новую, более качественную государственную политику для выстраивания взаимодействия и взаимопонимания с российскими мусульманами. Клубок десятилетиями копившихся проблем в этой области привел к тому, что в конце марта президент России Владимир Путин напрямую поручил силовикам и правительству разработать комплексные предложения по развитию миграционной политики, что в целом задало определённый вектор, но единого понимания, как решать эту сложнейшую задачу, нет до сих пор.
Наличие основных исламских учебных центров и мест религиозного поклонения за рубежом вместе с несколькими конкурирующими духовными организациями внутри России создали ситуацию, когда идеология российских мусульман фактически контролируется извне.
Во внешнеполитической сфере Россия последовательно развивает отношения с исламским миром, с 2005 года являясь наблюдателем в Организации исламского сотрудничества (ОИС). С другой стороны, кадровая политика на этом направлении вызывает много вопросов. Люди, отвечающие за взаимодействие с исламскими странами, не проявляют остро необходимой инициативы в продвижении российских интересов. Можно констатировать, что позиция Россия по ключевым религиозным вопросам просто игнорируется, а столь деликатная работа с мусульманским сообществом подрывается непрофессионализмом и безответственностью поставленных на это направление чиновников.
Приведём несколько примеров. С 2019 года специальным представителем Российской Федерации при Организации исламского сотрудничества в г. Джидде является экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. При назначении на эту ответственную должность в Москве создана межрегиональная организация в поддержку деятельности ОИС, однако за 4 года каких-либо мероприятий с её участием замечено не было, равно как и деятельности Абдулатипова в Джидде. Кроме того, репутация политика подпорчена многочисленными криминальными скандалами, связанными с его родственниками.
Важный пост для российских мусульман – уполномоченного по делам Хаджа Комиссии по вопросам религиозных объединений Правительства РФ занимает другой высокопоставленный российский политик – Ильяс Умаханов. Хадж – это ключевой исламский обряд паломничества в город Мекку, имеющий для мусульман огромное религиозное значение.
К сожалению, отвечающий за это важнейшее направление чиновник оказался замешан в скандале с обманутыми паломниками из Татарстана. Еще в 2017 году организаторы Хаджа обворовали сотни паломников, оплативших поездку. В результате люди никуда не поехали, у компании – оператора поездки – внезапно отозвали лицензию, а собственник убежал с деньгами. Нужно отметить, что эта поездка достаточно дорогостоящая, и многие мусульмане копят на Хадж всю жизнь. Срыв Хаджа для мусульманина – это чудовищное оскорбление религиозных чувств и личная трагедия. Такие случаи создают сильное напряжение в мусульманском сообществе, которое вызревает внутри годами и десятилетиями.
Семья Умаханова также тесно связана с уголовными историями. Например, его зять, боец стиля «муай-тай» Джамал Касумов обанкротил в 2015 году «Дагестанскую энергосбытовую компанию», где являлся и.о. управляющего директора и жёстко избил капитана полиции, который отказался «замять» дело. Нахождение на связанных с религиозной работой должностях скомпрометированных лиц с криминальными связями подрывает авторитет российской власти на международной арене и негативно настраивает мусульман по отношению к стране в целом.
Всё это, а также отсутствие адекватной религиозной и миграционной политики создает предпосылки к росту исламского радикализма внутри России, что зачастую идёт рука об руку с террористическими идеологиями. Несмотря на то, что в странах Средней Азии в целом общество более традиционное, оно часто слишком легко воспринимает уродливые формы радикальных течений. Яркий пример – то, что происходило в Сирии. Очень много людей как из России, так и из Средней Азии примкнуло к запрещённой в РФ террористической организации ИГИЛ. Идеологическая лакуна часто заполняется чем-то диким, средневековым, а потом это всё направляется в Россию. Чтобы избежать этого, необходимы общие цели, нужно восстанавливать утерянные гуманитарные связи, идти по пути евразийской интеграции, ведь если, условно говоря, человек в Киргизии будет иметь нормальную работу дома, ему никогда в голову не придёт бросить дом, семью и поехать на заработки в Россию.
На фоне военной агрессии Запада против русского народа, страна оказалась лицом к лицу еще перед одним вызовом. Без решительных изменений текущей ситуации этнорелигиозный баланс российского общества в ближайшие несколько десятилетий может быть полностью разрушен, что угрожает существованию Российской Федерации как государства.
Где же выход из этой опаснейшей ситуации, угрожающей самому существованию русских как государствообразующего народа? Жизненно важно продвигать традиционные ценности на основе православного христианства среди русского населения и других коренных народов России. Не вернувшись к традиционным ценностям, невозможно решить проблему низкой рождаемости. Приоритет должен отдаваться в первую очередь, именно соотечественникам, русским, носителям русской культуры, или тем, кто солидаризируется с русским миром, а уж потом всем остальным. То же относится и к профессиональным качествам.
Как считает главный редактор портала «Евразия» Наталья Макеева, максимальный режим благоприятствования при получении гражданства, должен относиться в первую очередь, к высококвалифицированным специалистам. Напротив, низкоквалифицированные иммигранты в Россию должны проходить максимально сложную процедуру получения гражданства.
«Необходимо привлекать в первую очередь через профильные отделы министерств тех людей, которые действительно нужны, – уверена Макеева. – Это будет в интересах нашего государства. Нам нужны специалисты, мы должны привлекать высокотехнологичных, высокообразованных людей из постсоветского пространства и из дальнего зарубежья».
Вообще говоря, для приглашения в Россию именно тех, кто имеет отношение к русскому миру и стремится к восприятию русской культуры, необходимо уточнить само понятие «соотечественники». В настоящий момент неточность формулировок создает правовую неопределённость, чем активно пользуются криминализированные этносообщества, импортирующие под видом «соотечественников» совершенно чуждых, агрессивных носителей враждебного менталитета.
По мнению директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, понятие «соотечественник» происходит от слова «отечество», «отче» – то есть «отец, первопредок». Таким образом, понятие соотечественник подразумевает под собой всех, кто разделяет комплекс ценностей культурного и исторического наследия наших русских предков, создавших общую культурно-историческую основу нашей общей государственности, объединившей множество народов и этносов на основе этой самой русской культурно-цивилизационной матрицы.
Без решения вышеуказанных проблем у России в долгосрочной перспективе просто нет будущего. Необходимо как можно скорее отказаться от самоубийственной миграционной политики «открытых дверей». При этом нужно учесть на государственном уровне интересы российских мусульман и проявить уважение к исламской части коренного населения России, наконец-то навести порядок в российских организациях, связанных с исламом. Это даст возможность избежать этноконфессиональных конфликтов и консолидировать российское общество.
Дмитрий Николаевич Родионов, политолог
2. prot
1. И не только в России.