Стоять в центре живого дела

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
585
Время на чтение 6 минут

17 января этого года исполнилось 80 лет со дня преставления священномученика Николая Маслова - угодника Божия, служившего некогда на Саратовской земле. Обстоятельства этого служения были выяснены благодаря недавней публикации архимандритом Дамаскином (Орловским), автором жития святого, статьи о нем в «Православной энциклопедии», а также благодаря труду саратовского краеведа Евгения Леонидовича Лебедева.

Вознесенский храм села Пограничное, фото А. Ю. Колчиной, 2013 годВ 1874 (либо в 1875) году в семье псаломщика Ильинской церкви г. Твери (при которой была также Знаменская церковь) Иоанна Николаевича Маслова родился сын Николай. Повзрослев и поступив в Тверское духовное училище, юноша проучился в нем только один учебный год. В 20‑летнем возрасте, в мае 1894 года, Николай был поставлен псаломщиком к Никольской церкви погоста Никольского в Пенье Калязинского уезда Тверской губернии, а через год, 29 июня 1895 года, переведен в Михаило-Архангельскую церковь села Михайловского Тверского уезда - недалеко от губернского города. Служение молодого псаломщика, очевидно, было замечено, и 4 декабря 1900 года архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) переместил его в главный храм епархии - Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери.

Супруга Николая - Надежда - была моложе его на семь лет. Она тоже была дочерью псаломщика - Капитона Арсеньевича Введенского, служившего в селе Котово.

16 августа 1905 года Николай был рукоположен в сан диакона, но с оставлением на должности соборного псаломщика. Известно также, что он много лет состоял учителем пения.

В то время в Москве будущим священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым были организованы пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви. Отец Иоанн видел в этих пастырских курсах путь к возрождению церковной жизни. «Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, - и тогда посрамится всякое сектантство», - говорил он.

Диакон Николай Маслов успешно окончил Пятые пастырские курсы в марте 1914 года и тотчас вместе с еще двумя выпускниками подал прошение об определении на какое-либо священническое место в Саратовской епархии. 19 марта епископ Саратовский и Царицынский Алексий (Дородницын) распорядился сделать запросы о нем консистории.

Заведующий курсами епископ Верейский Модест (Никитин) ответил 3 апреля, что отец Николай является знатоком пения, отличается прекрасным поведением - очень тактичен и миролюбив. Тверская консистория 13 мая уведомила, что «Маслов по службе всегда аккуратен, исправен и вообще к исполнению своих обязанностей относится с должным вниманием и усердием».

Запись на присяге о рукоположении отца Николая в сан иерея. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 135. Оп. 1. Д. 7439. Л. 12 об.3 июня 1914 года диакон Николай Маслов был назначен, а в первый день Петрова поста - 15 июня - был рукоположен епископом Алексием во иерея. Хиротония состоялась в Крестовой церкви Архиерейского дома. Местом служения его была определена Александро-Невская церковь небольшого села Кадомцево Вольского уезда (сейчас - село Кадомка Воскресенского района Саратовской области). Известно, что до отца Николая туда был назначен его однокашник, «окончивший пятые пастырские курсы в гор. Москве» - Георгий Христин.

Деревянный однопрестольный храм в этом селе был построен в 1887 году тщанием прихожан. В штате были только священник и псаломщик. К приходу была приписана деревня Новая Новиковка. В селе была общая для мальчиков и девочек церковно-приходская школа, где отец Николай преподавал Закон Божий, а в находившейся в 3,5 верстах деревне - школа грамоты.

Через два года, 28 сентября 1916 года, священник был перемещен к Вознесенской церкви Скрябинского женского монастыря Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне это территория Пензенской области). Каменный храм обители рядом с селом Скрябино был построен в «русско-византийском» стиле в 1891 году тщанием тамбовского почетного потомственного гражданина Андрея Михайловича Носова. Главный престол был освящен в честь Вознесения Господня, было два придела - в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Андрея Критского. По штату монастырю было положено два священника и диакон, но священник в обители служил с диаконом один. С 1912 года обитель возглавляла игумения Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м была возведена в сан игумении. По данным 1912 года, в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре действовали церковно-приходская школа с хорошей библиотекой и приют для девочек. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.

Ко дню Святой Пасхи 1917 года отец Николай Маслов был награжден первой священнической наградой - набедренником.

В конце января 1919 года помещения Скрябинского монастыря были задействованы под мастерские Штаба заготовок 1 армии Восточного фронта РККА. Обитель был закрыта, храм стал приходским, но в конце апреля - начале мая 1927 года был закрыт и он. В том же году были изъяты колокола обители.

В 1926 году на территории монастыря разместился совхоз № 78 Скрябинского сельсовета, с 1939 года - совхоз «Пограничный». Часть сестер разъехалась по родным местам, часть - перебралась в соседние села. Там стали появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молились, читали Псалтирь по усопшим, ходили на службы в еще открытые храмы. В 20-30-е годы многие насельницы обители были репрессированы и пострадали за веру во Христа.

Пока неизвестно, когда закончилось служение отца Николая в монастыре и в Саратовской епархии, но последующие сведения о нем относятся уже к 1924 году, когда он служил в родных краях - в тверском храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» за Тверцой. После того как в Твери закрыли почти все храмы, в эту церковь перешел служить архиепископ Фаддей (Успенский) - будущий священномученик, в свое время, в 1927-1928 годах, возглавлявший Саратовскую кафедру.

Жестокое гонение на Церковь в 1937 году не оставило на свободе почти никого из духовенства Твери. В ночь со 2 на 3 ноября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско­монархической организации», возглавляемой архиепископом Фаддеем.

Отрицая это обвинение, отец Николай признал, что является убежденным монархистом. До нас дошли его слова: «Чувствуя, что советская власть относится недоброжелательно к духовенству, притесняет религию... я высказывал среди верующих отдельные недовольства советской властью, говорил, что новая конституция нам ничего не дает, церкви по-прежнему стараются закрыть, религию уничтожить...».

На допросе, который состоялся сразу после ареста, следователь спросил священномученика:

- Вы знакомы с бывшим архиереем Успенским?

Священник поправил:

- Не с бывшим архиереем Успенским, а с архиепископом Фаддеем; да, я его хорошо знаю, был у него на квартире в 1930 году, после этого часто его видел в церкви «Неопалимой Купины».

Виновным по указанному обвинению отец Николай себя не признал, не дал показаний и на других людей. После его допроса были вызваны дежурные свидетели-обновленцы, которые по требованию следователя подписали лжесвидетельства.

2 декабря 1937 года тройка УНКВД по Калининской области приговорила подвижника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Во время следствия отец Николай тяжело заболел, состояние его здоровья стало быстро ухудшаться. В июле 1938 года он был перевезен из Калинина в тюрьму в поселке Лыкошино, где скончался после долгой и тяжелой болезни 17 января 1939 года. Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года. Прославлен в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Храм в селе Кадомка, где служил святой Николай, разрушен в советские годы. В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма в селе Пограничное, с 2010 года возрождается Скрябинский Вознесенский женский монастырь - ныне он относится к Сердобской епархии и является подворьем Троице-Сканова монастыря.

Газета «Православная вера» № 02 (622)

[Подготовил Валерий Теплов]

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Теплов
Все статьи Валерий Теплов
Бывший СССР
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
День памяти боярина Б.И. Морозова
Также сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Москве Ю.П.Бартенева
14.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
День памяти священномученика Иоанна Кочурова
Сегодня мы также вспоминаем легендарного русского летчика А.И.Покрышкина и хирурга А.В.Вишневского
13.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22