«Его все без исключения любили»

 

В социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook» есть группы «Вечная память», посвященные православным священно­ и церковнослужителям и мирянам, похороненным на Воскресенском кладбище г. Саратова. За этими могилами ухаживают прихожане саратовских храмов: каждый приход — за несколькими, закрепленными за ним. Среди захоронений есть и могила протоиерея Димитрия Калмыкова. После одной из публикаций о работах на кладбище к нам обратилась Ольга Янокурос из США — внучка отца Димитрия. Ее рассказ о своем дедушке мы объединили с информацией о священнике из Саратовского епархиального архива.

Священник Димитрий Калмыков с супругой. Москва, лето 1961 г.В воспоминаниях о моем замечательном дедушке главное — это, прежде всего, доброта, которую он нес всем. Его все без исключения любили — родные, близкие, соседи, верующие, неверующие… Даже люди других вероисповеданий порой просили его помолиться о ком-то… Семья наша жила очень скромно и, несмотря на это, дедушка с бабушкой — матушкой Наталией — старались помочь людям, делились, чем могли.

Из моих детских воспоминаний: лето, дедушка в своей соломенной шляпе, с тросточкой собирал нас — внуков и всю детвору с нашей улицы — и мы шли, словно в какой-то увлекательный, дальний поход, на Соколовую гору и дальше, к Волге… Шли не торопясь, собирали интересные разноцветные камешки — нам, детям, они казались настоящими сокровищами! А дедушка по дороге все время нам что-то рассказывал: какие-то поучительные истории, обязательно что-нибудь из житий святых — о Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, святителе Николае. Это были наши уроки доброты и наши уроки Закона Божия в то непростое для Церкви и верующих людей время. 

* * *

Белый каменный крест, потемневший от времени, едва виден среди густых зарослей на старом Воскресенском кладбище Саратова. Надпись на кресте гласит: «Протоиерей Димитрий Михайлович Калмыков, 8 ноября 1904 — 7 февраля 1976».

В далеком дореволюционном 1904 году 27 октября в крестьянской семье Михаила и Евдокии Калмыковых в селе Мордовская Норка Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Шемышейского района Пензенской области) родился сын, нареченный Димитрием в честь великомученика Димитрия Солунского.

Известна встреча с Калмыковыми из Мордовской Норки великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Однажды зимой он ехал к своей дочери в село Аряш Кузнецкого уезда Саратовской губернии, да заплутал в метель. Заметив огоньки вдали, возница свернул с дороги в сторону селения, как оказалось, это была Мордовская Норка. Путников, постучавшихся в ближайшее жилище и попросившихся на ночлег, приветливо приняла многодетная семья Калмыковых. Дмитрия Ивановича удивило, что дети сидели за столом и читали Библию. Малые ребятишки из глухого мордовского села — грамотные! Это было весьма необычным явлением… Утром следующего дня Дмитрий Иванович сказал, что раз Бог помог ему спастись в такую метель, он хочет сделать богоугодное дело — помочь детям этой большой семьи продолжить обучение. Великий химик исполнил свое обещание — все дети получили образование. Насколько тесными были родственные связи этой семьи с семьей будущего отца Димитрия, пока не установлено.

Церковь Архангела Михаила в с. Русская Норка, 2020 г.В 1916 году Дмитрий Калмыков окончил четыре класса местной церковно-приходской школы. Он помогал родителям, усердно молился в храме. В 1928 году юноша окончил курсы псаломщиков в Саратове и начал служить псаломщиком в родном селе — в деревянном Михаило-Архангельском храме, в котором был крещен. Церковь была сравнительно новой, ее построили в 1897 году стараниями прихожан.

В тревожные 30‑е годы отца семейства Калмыковых — Михаила, у которого было крепкое крестьянское хозяйство, раскулачили и арестовали. В семье говорили — «за то, что в доме были иконы». Известно, что в селе Мордовская Норка в 1931 году было арестовано 12 человек по обвинению в принадлежности к Пензенскому филиалу Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь». Возможно подобное обвинение было предъявлено и Михаилу.

В 1931 году Дмитрий Калмыков сочетался браком с Натальей Маркичевой (8 сентября 1908 — 16 октября 1978). В том же году храм в селе был закрыт — власти устроили в нем клуб, который так и находился в здании церкви более семидесяти лет, вплоть до 2003 года. После закрытия храма семья переехала в Саратов.

В Саратове Дмитрий Михайлович работал на конфетной фабрике — по некоторым предположениям, это была артель инвалидов имени Розы Люксембург, выпускавшая несколько видов кондитерских изделий. Жили супруги в квартире на улице Радищева, все их дети родились в Саратове.

Годы были тяжкие: массовый голод, охвативший обширные территории СССР, не обошел и Поволжье. Из пятерых детей выжила только девочка Валя. Затем началась война. На фронт Дмитрий Михайлович уходил из Волжского РВК г. Саратова 7 сентября 1941 года. Перед отъездом он горячо молился и дал обет: если вернется живым, то посвятит свою жизнь Господу и Церкви Христовой.

Служить ему довелось на Юго-Западном фронте в 199‑й стрелковой дивизии 584‑м полку. Побывал в немецком плену, но смог бежать. Вернулся домой только в 1946 году — некоторое время его держали в лагере для перемещенных лиц.

Дмитрий Михайлович, как обещал, посвятил свою жизнь Богу. После войны семья переехала в родные края. В 1947 году Дмитрий Калмыков стал псаломщиком Михаило-Архангельской церкви села Русская Норка. В этом соседнем селе был свой храм, причем также с престолом во имя Архистратига Божия Михаила. В 1928 году он был закрыт властями, но вновь открылся в 1946 году. В этом храме и по сей день сохранился старинный трехъярусный иконостас, привезенный в свое время из Саратова.

В 1952 году псаломщик Димитрий Калмыков окончил в Пензе богословско-пастырские курсы. 13 мая 1952 года он был рукоположен в сан диакона архиепископом Пензенским и Саранским Кириллом (Поспеловым; 1876–1953) и направлен в храм во имя преподобного Сергия Радонежского села Соловцовка (ныне — Пензенского района Пензенской области). За год до того в этом храме еще служил священноисповедник Иоанн Оленевский. Через три месяца, 25 августа, отец Димитрий был рукоположен в сан иерея и стал служить в селе Русская Норка.

Кресты в память об убиенных монахах на источнике «Семь ключей».В нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу реки Узы, находится удивительное место. По преданию, на рубеже XVII–XVIII веков там жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Это место было богато родниками, за что получило название Семиключье. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII века) на одном из родников явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм — и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда на месте явления поставили часовню. В девятую пятницу по Пасхе там ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.

Старания советской власти уничтожить это святое место не увенчались успехом. В документе от 20 мая 1959 года инспектора Совета по делам РПЦ К. Г. Иванова из Москвы сообщается: «В беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви села Русская Норка священником Калмыковым Д. М. нам удалось установить, что паломничество к водному источнику “Семь ключей” действительно имеет место в 9‑ю пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные Тихвинской Божьей Матери, и, безусловно, это способствует посещению паломников в эти дни, к так называемому “святому источнику”. Нами рекомендовано священнику Калмыкову <…> сделать необходимые разъяснения с амвона перед верующими, чтобы они не ходили к источнику». Иванов также указывает, что к источнику собирается 200–300 человек.

В дополнение к этому уполномоченный Совета по делам РПЦ С.С. Попов указывает, что «свящ. Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи Ключи» устраивал торжественные службы в честь явленной Тихвинской иконы. Как указано в документе, для прекращения этого отец Димитрий был переведен из Русской Норки в Сергиевскую церковь села Головинская Варежка. Прослужил он там недолго, и уже в 1960 году был направлен во Введенскую церковь с. Хованщино. В 1963 году награжден наперсным крестом. В 1966 году переведен в Михаило-Архангельский храм села Салтыково. В 1968 году возведен в сан протоиерея.

1 октября 1969 года отец Димитрий был почислен за штат по состоянию здоровья. Семья вновь переехала в Саратов. Жили в Волжском районе, недалеко от Соколовой горы, вместе с семьей дочери Валентины, супруг которой также был священником.

Отец Димитрий долго болел, у него была болезнь Паркинсона, которая с годами прогрессировала. Скончался он от осложнений этого заболевания и от тромбоза сосудов головного мозга 7 февраля 1976 года. В последний день его жизни все родные были рядом. Он с каждым поговорил, поблагодарил, благословил. Похоронили его на Воскресенском кладбище рядом с рано умершими детьми — Григорием, Верой, Ниной и другой Ниной. Матушка Наталия скончалась через два с половиной года, к этому времени старое кладбище закрыли, и похоронена она была в Елшанке.

* * *

Ольга Янокурос с воспитанницами воскресной школыВолею судьбы более двадцати лет назад я оказалась в Нью-Йорке. Здесь образовалась моя семья: муж — православный грек, чьи корни из Спарты. Наш сын, правнук отца Димитрия, — Илья, замечательный, добрый молодой человек, с самого раннего детского возраста ходит в храм и вот уже пять лет является алтарником. Илья восемь лет учился в русской воскресной приходской школе преподобного Серафима Саровского при храме святителя Иоасафа Белгородского в Бруклине, а я в этой школе преподаю Закон Божий в младших классах.

Один из самых значимых дней для нас — День Победы. Сын знает про своего замечательного прадеда, отца Димитрия, и вот уже несколько лет мы бываем с ним на марше «Бессмертного полка», который в Нью-Йорке проводится с 2014 года. Инициатором проведения марша является группа «Русская молодежь Америки», действующая при Свято-Николаевском кафедральном соборе в Нью-Йорке. И теперь на День Победы здесь, на берегу Гудзона, мы несем три планшета с именами дорогих для нас людей: моего дедушки отца Димитрия Калмыкова, бабушкиной сестры Анны Маркичевой и нашего греческого родственника — Константина.

Время идет, жизнь продолжается… В 2000 году в Пензенской епархии начали благоустраивать источник «Семь ключей». Главный родник сейчас заключен в небольшой сруб, а из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, и тот, на котором явилась Тихвинская икона Божией Матери, отмечен металлическим крестом. В это святое место снова вернулись монахи, построены церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и братский корпус. Также об этих местах написана книга и вышел документальный фильм «Семь ключей. Святой уголок Пензенской земли».

В Саратовской епархии помнят отца Димитрия — помимо родственников, его поминает и ухаживает за могилой приход храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Я верю, что дедушка мой там, на Небесах, радуется. Мы помним, любим, молимся о нем, отмечаем его дни Ангела, годовщины рождения и смерти и по крупицам собираем воспоминания. Дорогой дедушка, спасибо тебе за все — за веру, за Победу, за твои уроки доброты. В трудные моменты жизни вспоминаю тебя, и мне становится легче.

Газета «Православная вера» № 18-19 (662-663)

[Подготовил Валерий Теплов

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Теплов
Все статьи Валерий Теплов
Последние комментарии
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Коротков А. В.
20.01.2021 11:52
Прививка — жертва ради нашего народа и нашей страны
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.01.2021 11:49
Марсианский лохотрон Илона Маска
Новый комментарий от Тюменец
20.01.2021 11:48
Разве Башкирия уже вышла из состава России?
Новый комментарий от Коротков А. В.
20.01.2021 11:23
Создаётся лево-консервативная коалиция
Новый комментарий от Полтораки
20.01.2021 11:21
Греф возрождает троцкизм
Новый комментарий от Коротков А. В.
20.01.2021 11:17
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Координатор
20.01.2021 10:04