В номере 2 (63) журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии» мы рассказывали о судьбах игумении и монахинь саратовского Крестовоздвиженского монастыря после его закрытия; в этом номере журнала — завершающая часть рассказа о судьбах насельниц уничтоженной обители.
Прихожане Казанского храма в Петровске, откликнувшись на наши публикации, сообщили о дальнейшей судьбе монахини Ксении (в миру Ксении Петровны Орловой, иноческое имя предположительно также Ксения), о репрессиях в отношении которой мы писали. В 1931 году Коллегией ОГПУ по Саратовской области она в числе 25 бывших насельниц монастыря была осуждена за антисоветскую агитацию к трем годам высылки. Отбыв наказание, вернулась в Саратов, работала в прачечной. Второй раз была вновь арестована вместе с игуменией Антонией (Заборской) и другими сестрами и 16 июня 1942 года приговором Саратовского областного суда осуждена к лишению свободы на 10 лет с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего лично принадлежащего имущества.
Дальнейшая судьба сестры Ксении (Орловой) складывалась следующим образом. Спустя три года после приговора с июня 1945 года она стала служить алтарницей (следить за порядком в алтаре) в Казанском храме Петровска. Обстоятельства ее освобождения, к сожалению, нам не известны. Храм, закрытый советской властью, в котором размещался военный склад, был возвращен петровским христианам в 1944 году.
Так выяснилось, что сестра Ксения, несмотря на шесть лет в ссылке и в заключении, осталась верна Богу и вернулась к служению в Его храме сразу, когда такая возможность появилась! Известно, что за хорошую работу в 1945 году ко дню Святой Пасхи она была премирована тремя килограммами пшеничной муки. Это говорит о том, что помогать храму она стала еще не будучи штатной работницей. Сохранился документ от 28 июня 1947 года, согласно которому Орловой К. П. было выдано из кассы Казанского храма на приобретение монашеской одежды 300 руб. Неоднократно сестра Ксения награждалась денежной премией. Трудилась она в храме вплоть до октября 1959 года. Ей было уже 77 лет, когда она покинула алтарь Казанского храма — вероятно, по состоянию здоровья. Более о ней информации пока не найдено.
* * *
После изменения государственной политики в отношении Церкви во время войны в стране начали открываться православные храмы. Протоиерей Всеволод Кулешов, вспоминая об открытии кафедрального собора Саратова в 1942 году, сообщал, что помнит «алтарниц из Троицкого собора: монахиню Агнию и монахиню Агриппину. Это были сестры из старого Крестовоздвиженского монастыря». Известно, что с Рождества Христова 1943 года службы совершались и в верхнем, и в нижнем храме собора и в алтарях прислуживали по две монахини. На общей фотографии клира Свято-Троицкого собора, сделанной 11 июня 1943 года, в пятницу, помимо архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) и игумена Бориса (Вика) есть монахини: вероятно, здесь и сестры Агния и Агриппина.
Владыка Григорий (Чуков) упоминал в своем дневнике соборных монахинь. Запись от 15 ноября 1942 года: «...облачать архиерея некому, и сегодня, например, я должен был стоять некоторое время на облачальном амвоне, потому что некому было принести облачение и некому облачать. Пришел уже в полном облачении о. В. Спиридонов и кое-как облачили вместе с одной монахиней, причем с омофором возились порядочное время. Почему не приспособить для иподиаконства двух монахинь, как я предлагал отцу Борису [(Вику)]? Алтарница-монахиня в алтаре одна и занята массою дел, она и за кадилом должна смотреть, и за свечами, и поминанья читать, и просфоры носить, и вследствие этого ни с чем определенно не справляется». Запись от 6 декабря того же года: «Служил вчера и сегодня. С певчими плохо: поют неважно, торопливо, не видно управляющей регентской руки, к тому же пытаются петь нотное, и очень неудачно. Борис, видимо, не хочет огорчать и вооружать против себя монахинь, которых он положил в основу при служении и пении, и от этого неохотно реагирует на мое предложение о хоре». В его записях 1943 года также регулярно упоминаются саратовские монашки. От 23 апреля: «Вчера служил Литургию и вечером 12 Евангелий. Утром со мной служили 4 священника. <…> Иподиаконов утром совсем не было, постояли монахини, и, в общем, удовлетворительно…»
Возрастным священно- и церковнослужителям выплачивалась пенсия от епархиального управления. В годовом отчете епископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) за 1969 год значится монахиня Агния (в миру Анна Павловна Нарциссова). Ее нет в монастырских списках 1917 года. Но как стало известно благодаря помощи заведующей Саратовским епархиальным архивом Н.Н. Лобановой, монахиня Агния (1894 — 6 декабря 1989) была дочерью псаломщика из Переславля-Залесского и в свое время поступила в общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортово. После ее закрытия с 1920 года Анна Нарциссова была послушницей в Крестовоздвиженском женском монастыре Саратова вплоть до его закрытия в 1928 году. Как она пишет в автобиографии, хранящейся в личном деле: «В обители я находилась первое время на послушании в просфорне, а через 3 месяца была одета в рясофор игуменией Антонией, а в [19]28 г. приняла постриг от иеромонаха о. Пантелеимона [в] Крестовой церкви г. Саратова (он всех в обители постригал по приглашению)».
С 1928 по 1934 год монахиня Агния была чтицей, певчей и алтарницей в Митрофаниевском храме Саратова. После его закрытия при архиепископе Афанасии (Малинине) с 1934 года работала в Свято-Троицком соборе — вплоть до его закрытия. Позже, поскольку в Саратове не осталось ни одной действующей церкви, трудилась домработницей, в начале войны копала окопы по государственной мобилизации. После открытия собора в 1942 году и до выхода на пенсию в 1969-м служила в нем сначала певчей и чтицей, затем алтарницей и ризничей. Скончалась 6 декабря 1989 года.
* * *
О других насельницах саратовской женской обители нам пока известно немного. Некоторые инокини и монахини после войны проживали поблизости от Духосошественского собора, официально переданном епархии в самом начале 1948 года, и были его прихожанками. Многие упокоились на старом Воскресенском кладбище города Саратова. Кладбище это пришло на смену старому Ильинскому кладбищу и было открыто в 1836 году. 7 мая 1844 года здесь была освящена Воскресенская церковь, по имени которой стало именоваться и само кладбище. В советские годы трехпрестольный храм закрыли и затем сломали, на его месте был возведен мемориал Н. Г. Чернышевского. Само кладбище было закрыто в 1977 году, то есть функционировало оно 141 год. Территория неподалеку от могил архиепископа Досифея (Протопопова) и епископа Вениамина (Милова) в дореволюционные годы принадлежала женскому Крестовоздвиженскому монастырю. Здесь хоронили сестер этой обители, но большинство их могил не сохранилось до наших дней — после переворота 1917 года уход за ними постепенно прекратился, и на их местах впоследствии оказались похороненными другие люди. Помимо рядовых монахинь и послушниц на Воскресенском кладбище были похоронены две настоятельницы Крестовоздвиженского монастыря: игумении Магдалина († 19 июня 1852 года) и Смарагда († 17 июля 1892 года), а также устроительница первого в губернии училища для девочек — монахиня Сусанна (Рылеева). О могиле игумении Антонии было рассказано в прошлой нашей статье.
Работа по исследованию Воскресенского некрополя были начаты в 2006 году одним из авторов этой статьи В. Тепловыми историком С. Бондарем в рамках проекта информационно-издательского отдела Саратовской епархии. В 2008—2009 годах Православным похоронным бюро на ряде могил были установлены 29 металлических крестов.
3 августа 2016 года митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином было подписано циркулярное письмо № 876. В нем было дано поручение ряду приходов храмов Саратова ухаживать за 86-ю местами захоронений священно-, церковнослужителей и нескольких мирян на Воскресенском кладбище Саратова, асвященникам — совершать у этих могил богослужения в дни особого общего церковного поминовения усопших.
После того как саратовские приходы начали регулярно ухаживать за могилами, благодаря активной исследовательской работе православного исторического общества «Возрождение» (руководитель Е. Лебедев), В. Теплова (авторов этой статьи) и, позднее — Молодежного отдела Саратовской епархии (руководитель священник Кирилл Петрович) было обнаружено дополнительно 21 надгробие монахинь и инокинь. Если не все, то, по крайней мере, большинство из них — насельницы саратовского монастыря:
монахиня Руфина, скончалась 21 мая 1872 года 62 лет от роду, прожив в монастыре 50 лет;
инокиня Евстолия, преставилась 3 апреля 1882 года в возрасте 56 лет, прожив в монастыре 42 года;
инокиня Иустина, скончалась 29 сентября 1891 года;
инокиня Евдокия (Уварова-Прозорская), скончавшаяся 11 октября 1892 года;
монахиня Павла, умерла в 1894 году;
инокиня Мария (Григорьева), скончалась 9 февраля 1902 года в возрасте 72 лет;
схимонахиня Калерия, умерла в возрасте 81 год, в обители она прожила 65 лет;
монахиня Валерия (Терехина), скончалась в 1914 году;
монахиня Евникия (Аржанова), умерла в 1914 году в возрасте 58 лет (предположительно);
инокиня Мария (Терехина), преставилась в 1917 году;
монахиня Магдалина;
монахиня Еннафа;
монахиня Раиса;
монахиня Зинаида;
монахиня Алевтина;
монахиня Павла;
монахиня Антония;
монахиня Вероника (Фадина), умерла в 4 января 1917 года 70 лет от роду, прожив в монастыре 58 лет;
монахиня Мариамна (Перфильева), преставилась 19 октября 1920 года в возрасте 68 лет;
схимонахиня Аполлинария, умерла в сентябре 1932 года;
инокиня Мария (в миру Мария Романовна Бондарева; 1875—1950),в списке1917 года она значится как временно проживающая в монастыре;
инокиня Анна и ее сестра Мария; последняя скончалась 28 марта 1957 года 84 лет от роду;
монахиня Александра, скончалась вмарте 1961 года.
Некоторые старые дореволюционные надгробия сейчас лежат на могилах более позднего периода, возможно, что плиты с уничтоженных могил были возложены на реальные могилы других сестер Крестовоздвиженской обители, чтобы сохранить молитвенную память о них.
* * *
Расскажем несколько подробнее о некоторых из упокоившихся на Воскресенском кладбище.
На участке № 1 левее могилы епископа Вениамина (Милова) находится ухоженная могила, увенчанная крестом с табличкой, на которой написано только: «Блаженная инокиня Параскева». По некоторым воспоминаниям, это могила насельницы саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря, к которой многие ходили за духовным советом: она отличалась прозорливостью при жизни, и после кончины к ее могиле приходят люди. Проживала она недалеко от базара на Сенной площади и была прикована к постели — передвигаться не могла. Есть предположение, что это могила прозорливой саратовской монахини Параскевы, упомянутой в воспоминаниях монахини Досифеи (Вержбловской): общину прозорливицы она посещала в Саратове после войны. Но согласно ее воспоминаниям, та монахиня приняла схиму с именем Серафима.
Известно, что в общине блаженной инокини Параскевы жила похороненная недалеко монахиня Параскева (в миру Пелагея Васильевна Козырева) (21 сентября 1895 — 24 апреля 1972), а с ней в свою очередь общалась инокиня Евфимия (в миру Евфимия Тихоновна Королева) (1886 — 8 апреля 1971), чья могила поблизости.
И на том же участке слева от дорожки к могиле епископа Вениамина находится одна из самых известных могил саратовского кладбища: на старой табличке значится «Агафия Суворова 140 лет». Вокруг этого имени еще недавно возникали споры и высказывались нелепые гипотезы о ее родстве с генералиссимусом А.В. Суворовым. По воспоминаниям приснопоминаемого протоиерея Всеволода Кулешова (1928—2019), который неоднократно встречал Агафью Суворову в храме на протяжении двух лет, мы предположили, что табличка на могиле соответствует не факту, а ее собственным утверждениям о возрасте, и сделали официальный запрос в МКУ «Администрация кладбищ» на год ее якобы 140-летия — 1944-й. В официальном ответе от 26 января 2018 года управление сообщило следующее: «Согласно архивным данным книг регистрации захоронений на Воскресенском кладбище за 1944 г. имеется запись от 13 декабря 1944 г. о захоронении Суворовой А.И., возраст 114 лет». Итак, не 140, а «только» 114. Якобы точная дата ее смерти, указанная на одной из находящихся на могиле табличек, также опровергнута МКУ «Администрация кладбищ» (письмо № 454 от 16.10.2016 г.).
О монахине Венедикте (1870—9.11.1961) вспоминает старая прихожанка Духосошественского храма Саратова Римма Александровна Колотырина: «Мать Пульхерия на Комсомольской жила, собирала всех. У нее жили мать Анна и мать Надежда, а потом еще монахиня Венедикта…» С этой монахиней похоронены вместе схимонахиня Антония (Воронкова) (1 января 1894 — 31 августа 1974) и Александра Кузьминична Горелкина, скончавшаяся 26 сентября 1971 года в возрасте 75 лет.
О монахинях Софии Яковлевне и Марии Игнатьевне (Сулавко) Римма Колотырина вспоминала:
— Здесь, в Духосошественском, были просвирни: мать Мария и мать София, родные сестры. Брат их Петр был священник — его расстреляли, а они из тюрьмы вернулись. Учили меня печь просфоры. Раньше просфоры потаясь пекли: агнец мы пекли всегда в три часа ночи, с молитвой. Фамилия сестер была Сулавко…
Судя по различным отчествам родными сестрами они не были. Сулавко упоминаются в историческом очерке покойного журналиста А.Е. Сабурова, работавшего с уголовным делом игумении Антонии и сестер Крестовоздвиженской обители. По сведениям Алексея Евгеньевича, к этому делу «для вящей убедительности» были приобщены материалы другого, а именно — «дела беглого попа Василия Баннова». Священник Василий Баннов, осужденный в 1940 году, выступал с яркими антибольшевистскими проповедями на подпольных собраниях христиан. Из осторожности матушка Антония не благословляла своих монахинь и послушниц на посещение этих собраний, но были такие, которые ослушались, в их числе — София и Мария Сулавко; они давали приют священнику…
— А знаешь, как они умерли? — продолжает баба Римма. — В один день. София умерла, Мария ее оплакала, обмыла, одела… и сама умерла.
Даты на табличках говорят, что все же не в один день, но действительно друг за другом: сестра София умерла 23 апреля 1976 года в возрасте 77 лет, сестра Мария — 25 апреля 1976 года в возрасте 78 лет.
Рядом упокоился иеродиакон Софроний (в миру Спиридон Иванович Обрушников), он родился в 1867 году, иноческий постриг принял в 1902 году. 22 октября 1914 года иеродиакон Сердобской Алексеевской пустыни Софроний был перемещен в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь. С 10 февраля по 6 сентября 1917 года находился в числе братии Петровского Николаевского монастыря, после чего был возвращен в Саратов. Участвовал в общем собрании братии монастыря, которое отказалось подчиняться обновленцам и обновленческому епископу Николаю (Поздневу), который в своем доносе 24 апреля 1923 года отметил его участие в собрании, подчеркнув, что последнее время иеродиакон Софроний служил в скиту монастыря.
Небольшая информация об отце Софронии содержитсяв воспоминаниях уже упомянутой здесь Риммы Александровны Колотыриной, которая лично знала сестер разоренной обители: «Помню другой случай. Идем с базара, смотрим — отец Софроний, иеродиакон, милостыню собирает. Узнали его, стали по людям определять жить. Раньше люди набожные были, сразу видели, кто из заключения, и старались помочь».
Пять последних лет он прожил в семье двоюродной сестры саратовского митрофорного протоиерея Василия Стрелкова в частном домике по адресу: ул. Рахова, 217. Скончался отец Софроний 18 апреля 1952 года в возрасте 85 лет. Отец Василий предоставил нам для первой публикации фотографию иеродиакона из семейного архива. Сохранился крест, привезенный им из Иерусалима, где он, по воспоминаниям, служил некоторое время. В одной ограде с отцом Софронием похоронена другая двоюродная сестра отца Василия Нина Михайловна Лушникова, скончавшаяся 27 апреля 1953 года в возрасте 11 лет.
* * *
Также на втором участке кладбища похоронены монахиня Еннафа (в миру Евдокия Вилкова) и Феодосия Чекулаева (в девичестве Вилкова), на табличке уже не разобрать дат их кончин. Сестра Еннафа (Вилкова) родилась в 1864 году в крестьянской семье. Была пострижена в монахини в 1915 году, по данным 1917 года — нештатная монахиня. Что касается Феодосии — в клировой ведомости монастыря 1917 года отмечена Феодосия Вилкова, родившаяся в 1889 году, девица из крестьянской семьи, временно проживающая в монастыре. Судя по всему, она вышла замуж и сменила фамилию.
Инокиня Екатерина (в миру Екатерина Тимофееевна Шабнова) родилась в 1903 году в крестьянской семье. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. По некоторым данным служила алтарницей в Троицком соборе. Скончалась 28 мая 1968 года в возрасте 65 лет.
Не так давно на одном старом кресте появилась табличка «монахиня Агния, кормительница голубей». Табличку установили люди, ухаживающие за соседней могилой, которые помнили рассказы о том, кто здесь похоронен. До революции в саратовском монастыре было две Агнии. Первая — монахиня Агния (Евдокия Баландина), родившаяся в 1856 году, девица из крестьянской семьи. Пострижена в монахини в 1915 году, по данным 1917 года — нештатная монахиня. Вторая — Агния Ильина, родившаяся в 1903 году, девица из мещанской семьи. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. Которая из них погребена здесь — пока неизвестно.
Совсем недавно благодаря прихожанке Георгиевского храма Е.В. Кочерягиной обнаружены могилы трех насельниц Крестовоздвиженского женского монастыря г. Саратова. Возле известной нам плиты с именем монахини Магдалины (Бочаровой), прожившей в обители 58 лет и скончавшейся 27 ноября 1931 года, находится крест послушницы Татьяны Сергеевны Кругловой, скончавшейся 19 августа 1958 года в возрасте 73 лет. О послушнице Татьяне мы рассказывали в предыдущих публикациях. Она была арестована 22.02.1931 года ПП ОГПУ по НВК по обвинению в а/с агитации. 15.05.1931 года особым совещанием при коллегии ОГПУ по НВК приговорена к высылке в Северный край сроком на 3 года. 21.07.1989 г. реабилитирована.
Рядом в ограде два креста, один с надписью «Помяни мя, Господи, придя во Царствие Твое» с именем Горсковой-Жулидовой Матрены Поликарповны. О ней также рассказывалось в предыдущей публикации. Послушница была арестована в Саратове 22.02.1931 года ПП ОГПУ по НВК по обвинению в а/с агитации. 15.05.1931 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорена к высылке в Северный край сроком на 3 года. 21.07.1989 года реабилитирована. Другой, более старый крест содержит плохо читаемую надпись, что «здесь покоится прах рабы Божией монахини Сусанны», по данным 1917 года монахиня Сусанна (в миру Соломия Жулидова), в 1917 году ей было 62 года. Послушницей определена в 1882 году, пострижена в монашество 19 декабря 1903 года. Она заведовала в Крестовоздвиженском монастыре золотошвейной мастерской. Вероятно, это мать послушницы Матроны.
Недалеко от этой могилы — памятник инокини Ольги (в миру Ольги Ивановны Саенко), она родилась 24 июля 1890 года в с. Самойловка Саратовской губернии. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. На момент ареста проживала в Саратове, «монашка-лишенка». Арестована 22.02.31 г. ПП ОГПУ по НВК по обвинению в антисоветской агитации среди верующих. 15.05.31 г. постановлением Особого совещания коллегии ОГПУ по НВК приговорена к высылке в Северный край сроком на 3 года. Скончалась 12 июля 1974 года. 21 июля 1989 года реабилитирована по Указу ПВС СССР от 16.01.89 г.
В одной ограде два креста и плиты внизу с именами монахини Серафимы (Кудряшовой) и монахини Александры. Монахиня Серафима (в миру Марфа Петровна Кудряшова) родилась в 1879 году. По данным 1917 года — девица крестьянского звания, временно проживающая в монастыре. Согласно архивному уголовному делу № ОФ-26175 она была арестована 22 февраля 1931 года, обвинялась по ст. 58 п. 10 и п. 11 УК РСФСР в том, что после ликвидации в 1928 году женского монастыря занималась антисоветской деятельностью. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 года приговорена к выселению на 3 года в Казахстан. Скончалась 26 ноября 1956 года. Реабилитирована 21 июля 1989 года. Монахиня Александра скончалась 27 мая 1916 года.
Об инокине Анастасии (в миру Анастасии Прокофьевны Николаевой) (1885 — 26 июля 1964 года), похороненной рядом со своей матерью Верой Яковлевной Николаевой (1856 — 14 мая 1941 года), нам рассказала их потомок Елена Васильевна Кочерягина. Сестры Анастасия и Мария Николаевы родились в селе Анютино Саратовского уезда (ныне Базарно-Карабулакский район области), у них были еще сестры Дарья и Татьяна. Инокиня Анастасия родилась в 1885 году, инокиня Мария в 1888-м — девицы крестьянского звания. По данным 1917 года — временно проживающие в монастыре. После закрытия в 1928 году монастыря Мария работала санитаркой в поликлинике, проживала в Саратове в доме 8 по улице Б. Садовая. Там была арестована УНКВД по Саратовской области 27 июля 1938 года. Приговорена Особым совещанием НКВД СССР 1 сентября 1939 года по обвинению в антисоветской агитации к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После освобождения сестры проживали на улице Веселой в Саратове до 1964 года. Анастасия умерла в возрасте 78 лет, Мария после этого уехала в Базарный Карабулак к своей сестре Дарье и там скончалась. Мария реабилитирована 29 августа 1989 года Саратовской областной прокуратурой.
* * *
В 2018 году нами был создан синодик сестер Крестовоздвиженского монастыря Саратова XX века и тех, чьи могилы сохранились на Воскресенском кладбище, он передан в Свято-Алексиевский женский монастырь для поминовения.
В 2020 году в рамках грантового проекта «Имя твое через века» приведением в порядок заброшенных могил и очисткой участков на кладбище занимается Молодежный отдел Саратовской епархии совместно с православно-историческим обществом «Возрождение». Можно ожидать, что в связи с этим будут найдены и извлечены из плена забвения новые могилы саратовских монахинь, священников и мирян. Мы надеемся, что такое важное для общества общее дело найдет отклик у жителей нашего города, и они пожертвуют толикой своего времени, чтобы помочь в его реализации.
Имена на ржавеющих табличках, имена на каменных плитах... Сейчас мы зачастую можем видеть только эти вещественные следы прожитых жизней. Жизней тех, кто все же уцелел в мясорубке безбожного террора, потому что могил не уцелевших, а сгинувших в нем почти нет. Последним сестрам Крестовоздвиженского монастыря выпало не тихое и безмолвное житие в стенах древней обители, а свидетельство о Христе посреди мира, причем мира открыто враждебного. Перенося и пытки, и тяготы, и наветы, скитаясь, они смиренно хранили свое сочетание Христу, терпеливо — непрекращающимся трудом и горячей молитвой продолжая служение Подвигоположнику.
«Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии», август 2020 г.