Источник: Православный Санкт-Петербург
Эта беседа с профессором В.Е.Семёновым, председателем совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга», началась с разговора о монархизме: до какой степени монархические настроения владеют современными жителями России? Валентин Евгеньевич ответил так:
— Ещё в 2000 году под моим руководством в Петербурге было проведено социологическое исследование всех основных групп населения, в котором мы спрашивали, какой в будущем люди видят Россию, при этом были даны варианты ответов. Монархической Россию увидели 6% опрошенных (среди молодежи — 4%), капиталистической — 16%, социалистической — 18%, демократической — 56% (среди молодежи — 60%). В 2017 году в общероссийском опросе ВЦИОМа оказалось, что наиболее подходящей для нашей страны формой правления монархию назвали 8% опрошенных, а 88% предпочитают республиканскую форму власти. К тому же наблюдения показывают, что сейчас монархизм всё более превращается в такое явление, как «царебожие» («царебожничество»). Что такое царебожничество, если рассматривать его не с точки зрения богослова, а с точки зрения историка и социолога? Это стремление вопреки всяким разумным доводам оправдать всё, что творилось в царскую эпоху, включая крепостничество (в сущности, разновидность рабства). И даже не просто оправдать, но возвести царей в некий культ, предмет для поклонения. Типичный пример тому: постоянно всплывающая в церковном сообществе тема канонизации царя Ивана Грозного. А ведь всякому здравомыслящему русскому человеку понятно: хотя заслуги Грозного перед Россией и весьма велики в государственно-военных деяниях, но убийства, в том числе архиереев, причисленных к лику святых, совершенно исключают возможность его канонизации.
— А как отразился недавний «поворот влево» на отношении народа к Православной Церкви?
— Самый интересный опрос на этот счёт проводил ВЦИОМ в минувшем августе. Главные его вопросы: «Считаете ли вы себя верующим человеком?» и «К какой конфессии вы себя приписываете?» 63% опрошенных назвали себя православными, — и это хорошая цифра. За ислам высказались 5%. Католиками себя считают всего 1%! Непонятно, как с такой низкой цифрой кто-то хочет сделать католицизм популярным в России!.. Протестантов — 1%. Но вот что удивительно: согласно этому опросу, иудаизм у нас на нуле! И буддистов — ноль процентов! В это, конечно, верится с трудом… Был в опросе такой пункт: «Верующие вне конфессий». Таковых нашлось 6%. Неверующих ни во что — только 15%. Колеблющихся между верой и неверием — 6%. Затрудняющихся ответить — 3%. Таким образом, фактически неверующих в России — 21%, то есть пятая часть населения. Здесь важна одна тревожная тенденция: на Западе уже большинство, по сути, считает себя верующими внеконфессионально и внецерковно. «Мне, мол, не нужна ни церковь, ни какое-то определённое вероисповедание! Я просто верую, и всё». Теперь и у нас этот процесс начался… Однако самое тревожное, даже обезкураживающее в этом опросе — это процент православных среди молодёжи в возрасте до 25 лет. Их только 23%! Такого последние четверть века не было! Я даже в эту цифру не верю. Наше исследование петербургской молодёжи в прошлом году тоже показало снижение числа верующих среди молодёжи, но значительно меньшее. Увы, молодые — дети ХХI века, дети «общества потребления», которое возродило новое язычество, когда богами стали «мамона», «гедонизм», «гламур», а попросту деньги, секс, модные гаджеты и зрелища-развлечения. Набирает силу и новый атеизм, уже не марксистский, а либеральный.
А вот ещё данные из другого опроса ВЦИОМа в июне этого года. В ответ на вопрос: «Что в современной России вызывает у Вас чувство гордости?» (вопрос был без подсказок-вариантов) получили наиболее частые выборы армия, народ, спорт. Тут интересно проследить, как менялись наши предметы гордости за несколько лет. В 90-х годах, ещё до Путина, на первых местах стояли Церковь и армия. Когда пришёл Путин, появились президент, Церковь и армия. Потом, в нулевые годы, когда министр Сердюков активно разваливал Вооружённые силы, армия из авторитетов ушла, остались только президент и Церковь. Сейчас армия, которую начали развивать и пропагандировать, вернулась, а вот Церковь ушла из триумвирата лидеров. Зато спорт очень любим народом! Политики неплохо выучились спекулировать на спорте… Однако хорошо уже и то, что народ доверяет сам себе и самого себя воспринимает как нечто достойное гордости.
Словом, результаты опросов недвусмысленно показывают серьёзное падение авторитета, значимости Церкви в России.
— С чем вы это связываете?
— Причин тому много… Я уже назвал некоторые. Кстати, не забудем, что и президент сказал недавно: «Кажется, мы построили общество потребления». Да, мы имеем дело с «цифровым поколением», полностью сформировавшимся при капитализме. Эти ребята, они уже из общества «богов потребления», они эгоистичны, эгоцентричны, нацелены на успех, на деньги, готовы конкурировать.
А вот вопрос из наших недавних исследований: «Есть ли какой-нибудь российский исторический общественный деятель, который вам нравится?» Ответы молодых людей от 17 до 20 лет: «Такого деятеля нет» — 29%. Пётр I — 4%, Путин — 3%, Сталин — 2%, Ленин — 2%, Навальный —
1%, потом идут Жириновский, Николай II
и все остальные по одному проценту и меньше. Патриарха никто не упоминает вообще. Это молодые люди, и выходит, что для них авторитетов фактически нет. Вот какое слабодуховное общество мы построили. Грустно это, очень грустно.
— Вот вы настоящий учёный, социальный психолог, вы имеете большой жизненный опыт, — как вы можете на основе своих впечатлений оценить современный русский народ?
— Сейчас наше общество очень сильно разделено. В Москве и Петербурге это один народ, а в провинциальной России это уже совсем другой народ (русские люди есть и во всех бывших советских республиках)… Хотя проклятое ТВ и Интернет всё время нивелируют эту разницу: людям в столицах и в провинции подаётся одна и та же информация, навязываются одни те же «ценности» и культ одних и тех же «звёзд»… Сейчас новый тип «кумиров» появился — блогеры, которые тоже активно влияют на формирование народа…
Впрочем, вот картинка из жизни, которая даёт некоторые основания для оптимизма. Еду я как-то в метро, и на очередной станции входят в вагон ребятишки явно провинциального, простоватого вида. Притом видно, что выпили… И начинают они громко, на весь вагон материться. И тут я — хотя и знаю, что этого делать не надо, — подхожу к ним и говорю: «Парни, так нельзя! Здесь дети, женщины!» И что же? Они посмотрели на меня ошарашенно, а потом один из них произносит: «Отец, ты прав, прав, отец!» И затихли. Словом, я даже на таком локальном опыте убедился, что в русской глубинке совесть ещё жива… А ведь наверху составляют и замечательные правильные документы. Вот хотя бы «Стратегия национальной безопасности» или майские указы. Однако чиновники как бы их в глаза не видели. Не выполняют. С каждым годом все явления общественной жизни всё больше превращаются в какие-то вестернизированные шоу или даже флэш-мобы. Показушно, ярко, громко — и фальшиво. Как когда-то партконференции и демонстрации. Но тогда в народе ещё был коллективизм и доверие друг к другу. Между прочим, и моя наука — социология — тоже сейчас переживает кризис. Она власти не нужна. Зачем правду-то знать? Сейчас нужны только политтехнологи, которые изощряются на выборах…
Но есть и то, что радует в нашей нынешней жизни, как, например, наш традиционный общегородской сентябрьский крестный ход в честь святого благоверного князя Александра Невского! Он очень возвышает душу, очень поддерживает духовные силы и каждого человека в отдельности, и всего православного сообщества. Наш Санкт-Петербург держит тут первенство! По части оппозиционных демонстраций на первом месте Москва, а у нас — крестный ход по сто тысяч человек.
Вопросы задавал Сергей Ольховецкий
Источник: Православный Санкт-Петербург