Иван - железная рука

145 лет И.Я.Билибину

Бывший СССР 
0
1111
Время на чтение 5 минут

Источник: Православный Санкт-Петербург

В сентябре 1941 г. в Ленинград великому русскому художнику Ивану Яковлевичу Билибину пришло письмо из Совнаркома. В письме этом ему предлагалось немедленно выехать в эвакуацию. То были дни, когда кольцо блокады готово было вот-вот замкнуться вокруг Ленинграда. 68­летний Билибин ответил наркому: «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают».

В феврале 1942 г. он умер от голода и холода и был похоронен в братской могиле. Так завершилась эта жизнь — бурная, полная приключений, творческих взлётов, срывов, полная любви — к Родине, к искусству, к женщине. В самом деле, если толково написать его биографию, получится увлекательнейшая книга! Иван Яковлевич был человеком пылким, увлекающимся, готовым в любую минуту всё бросить и повернуть жизненный курс в прямо противоположную сторону… В юности он блестяще закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, перед ним открывалась завидная карьера — и он вдруг неожиданно для всех передумал и занялся живописью. Учился он у самого Репина, но работать стал в манере весьма далёкой от репинского реализма. В 1905 г. он был отчаянным революционером, рисовал злые карикатуры на Очень Высокопоставленных Лиц, а в 1917­м бежал от революции к белым и теперь рисовал карикатуры уже на революционеров. В эмиграции жил не в Париже, не в Берлине, не в Константинополе, — но в Египте! Каждый день выходил любоваться на пирамиды (потом, правда, жена всё-таки перетащила его в Париж). Кстати, о его жене. Билибин сделал ей предложение таким образом. Они были знакомы шапочно, она жила в Петрограде, он — у пирамид. Она написала ему письмо (не любовное, а просто как старому знакомому). Он ответил ей телеграммой: «Будьте моей женой!» — и выписал её к себе в Египет. Прожив в эмиграции 15 лет, отнюдь не бедствуя (всегда имел много выгодных заказов и получал изрядные гонорары), он вдруг всё бросил и вернулся в Россию — в СССР, где тотчас был приглашён (в числе других художников) на торжественный приём к Сталину (так расчувствовался на этом приёме, что всё пытался чокнуться с вождём, но охрана не пустила). И потом — война, блокада, смерть, ничуть не менее героическая, чем у прочих защитников Ленинграда…

Всё это очень здорово, местами даже захватывающе, но все его приключения не так интересны, как интересно его искусство. Его иллюстрации к русским сказкам можно рассматривать часами, блуждая взглядом в прихотливых орнаментах, переходящих в пейзажи, и в пейзажах, становящихся орнаментом. Говорят, что сказочная тема пришла к нему так: он был более или менее верным последователем Репина, но однажды друг уговорил его съездить в глухую русскую деревеньку в Тверской губернии. Иван Яковлевич пожил там несколько дней, поработал на этюдах, а вернувшись, тут же взялся за иллюстрации к сказкам. Что-то такое повернулось в его душе, что-то раскрылось, доселе скрытое, — и вдруг в России явился художник, удивительно глубоко понимающий, чувствующий дух Древней Руси, древний дух наших сказов и былин… Кто до него мог этим чувством похвастаться? Из живописцев — разве только братья Васнецовы, но когда сравниваешь огромные полотна Виктора Васнецова и маленькие иллюстрации Билибина, васнецовские герои кажутся порою оперными артистами в гриме и костюмах, а сказочные персонажи Билибина — реальными до фотографичности. Многих героев наших былин мы теперь и представить не можем иначе, как по работам Билибина, и всякую иную их трактовку воспринимаем чуть ли не кощунством.

Он был неутомимым тружеником, его творческий метод требовал огромной работоспособности, сосредоточенности и твёрдости руки. Он жёстким карандашом на кальке набрасывал композицию в деталях, потом переносил её на ватман и заливал акварелью цветовые пятна, чётко разграниченные «стальной» контурной линией. Друзья называли его «Иван — Железная Рука», а сам он утверждал: «Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше — предельная норма для добросовестного графика».

…Ещё совсем недавно много было среди нас таких очень-очень православных товарищей, которые яростно требовали упразднить русскую сказку, потому что в ней говорится о всякой нечисти. Дескать, ни к чему ребёнку слушать про Бабу-Ягу, пусть лучше послушает жития святых. Что ж, намерения у этих людей были, очевидно, самыми благими, — но благими намерениями сами знаете, какая дорожка мостится. Не скажу, что именно эти люди стали причиной бурной ответной реакции — распространения нео­язычества, но, в общем, свой вклад они в это неблагое дело внесли.

Вдумайтесь: всю тысячу лет православия на Руси русские дети слушали сказки и про Бабу-Ягу, и про Кащея Бессмертного, — и ещё сколько всяких там леших и кикимор жило в наших сказках?.. И вот, наслушавшись вволю этого «безобразия», русский мальчик вырастал, как правило, человеком вполне православным, готовым и Бога славить, и Церковь защищать… Почему так? Вопрос непростой. Тут можно углубиться в рассуждения о русских архетипах или праобразах, то есть образах, лежащих в самой основе национального самосознания и мировосприятия, а ярче всего эти архетипы, эти праобразы явлены именно в народных сказках… Сказка даёт и образец для подражания, и «образ врага», уча ребёнка, что следует любить, а что ненавидеть, и как именно ненавидеть, и как любить, ибо всякий народ ненавидит и любит по-своему… Два главных героя нашего фольклора — Иван-дурак и Иван-царевич — это два облика русской души, её Простота и её Благородство, и сюда же добавляется её Мудрость, явленная (вот интересно!) в женском образе Василисы Премудрой. Отнимите всё это у нас — и русский народ прекратится. Потому-то сказка жила, и никто за тысячу лет православия не боролся с ней всерьёз, совсем наоборот…

И едва ли не первым человеком, достойно воплотившим эти праобразы в изобразительном искусстве, был Иван Яковлевич Билибин. И любовь, которой пользовались и пользуются его творения, основывается не столько на его высочайшей технике, не только на изящнейшей точности его линий и яркости его красок, сколько на том, что его работы разом погружают зрителя в такую глубь русскости, что дух захватывает: тут и древность наша незапамятная — такая древняя, что и память о ней лишь в подсознании, лишь в генах гнездится, тут и красота наша — то, что любому русскому кажется безусловно красивым, тут и наш дух, его безмерная сила и вековая утончённость…

145 лет исполняется Билибину в этом августе. Думаем, что это вполне подходящий повод для того, чтобы помянуть в своих заупокойных молитвах раба Божия Иоанна — великого художника земли Русской, человека, прожившего жизнь не простую и не гладкую, но душу свою отдавшего для того, чтобы не угасал русский дух вовеки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Ольховецкий
Все статьи Сергей Ольховецкий
Бывший СССР
Предсказание Сталина
Размышления о причинах актуальности наследия советского вождя
01.11.2024
На жидомасонов и масоножидов валить не надо
Многим уже тяжко терять своих детей, тяжко смотреть на их страдания духовные и телесные…
01.11.2024
День памяти лидера киевских монархистов Юзефовича
Сегодня мы также вспоминаем математика Л.Ф.Магницкого и библиотековеда И.В.Собольщикова, летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
01.11.2024 21:03
Мироточивый Образ Государя Императора
Новый комментарий от Денис Никонов
01.11.2024 21:00
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от РОНОЛ
01.11.2024 18:16
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от учитель
01.11.2024 18:08
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.11.2024 17:03
Благодатная мать всей России
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:38
Аксиос. Достоин!
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:34