Иван - железная рука

145 лет И.Я.Билибину

Бывший СССР 
0
1108
Время на чтение 5 минут

Источник: Православный Санкт-Петербург

В сентябре 1941 г. в Ленинград великому русскому художнику Ивану Яковлевичу Билибину пришло письмо из Совнаркома. В письме этом ему предлагалось немедленно выехать в эвакуацию. То были дни, когда кольцо блокады готово было вот-вот замкнуться вокруг Ленинграда. 68­летний Билибин ответил наркому: «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают».

В феврале 1942 г. он умер от голода и холода и был похоронен в братской могиле. Так завершилась эта жизнь — бурная, полная приключений, творческих взлётов, срывов, полная любви — к Родине, к искусству, к женщине. В самом деле, если толково написать его биографию, получится увлекательнейшая книга! Иван Яковлевич был человеком пылким, увлекающимся, готовым в любую минуту всё бросить и повернуть жизненный курс в прямо противоположную сторону… В юности он блестяще закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, перед ним открывалась завидная карьера — и он вдруг неожиданно для всех передумал и занялся живописью. Учился он у самого Репина, но работать стал в манере весьма далёкой от репинского реализма. В 1905 г. он был отчаянным революционером, рисовал злые карикатуры на Очень Высокопоставленных Лиц, а в 1917­м бежал от революции к белым и теперь рисовал карикатуры уже на революционеров. В эмиграции жил не в Париже, не в Берлине, не в Константинополе, — но в Египте! Каждый день выходил любоваться на пирамиды (потом, правда, жена всё-таки перетащила его в Париж). Кстати, о его жене. Билибин сделал ей предложение таким образом. Они были знакомы шапочно, она жила в Петрограде, он — у пирамид. Она написала ему письмо (не любовное, а просто как старому знакомому). Он ответил ей телеграммой: «Будьте моей женой!» — и выписал её к себе в Египет. Прожив в эмиграции 15 лет, отнюдь не бедствуя (всегда имел много выгодных заказов и получал изрядные гонорары), он вдруг всё бросил и вернулся в Россию — в СССР, где тотчас был приглашён (в числе других художников) на торжественный приём к Сталину (так расчувствовался на этом приёме, что всё пытался чокнуться с вождём, но охрана не пустила). И потом — война, блокада, смерть, ничуть не менее героическая, чем у прочих защитников Ленинграда…

Всё это очень здорово, местами даже захватывающе, но все его приключения не так интересны, как интересно его искусство. Его иллюстрации к русским сказкам можно рассматривать часами, блуждая взглядом в прихотливых орнаментах, переходящих в пейзажи, и в пейзажах, становящихся орнаментом. Говорят, что сказочная тема пришла к нему так: он был более или менее верным последователем Репина, но однажды друг уговорил его съездить в глухую русскую деревеньку в Тверской губернии. Иван Яковлевич пожил там несколько дней, поработал на этюдах, а вернувшись, тут же взялся за иллюстрации к сказкам. Что-то такое повернулось в его душе, что-то раскрылось, доселе скрытое, — и вдруг в России явился художник, удивительно глубоко понимающий, чувствующий дух Древней Руси, древний дух наших сказов и былин… Кто до него мог этим чувством похвастаться? Из живописцев — разве только братья Васнецовы, но когда сравниваешь огромные полотна Виктора Васнецова и маленькие иллюстрации Билибина, васнецовские герои кажутся порою оперными артистами в гриме и костюмах, а сказочные персонажи Билибина — реальными до фотографичности. Многих героев наших былин мы теперь и представить не можем иначе, как по работам Билибина, и всякую иную их трактовку воспринимаем чуть ли не кощунством.

Он был неутомимым тружеником, его творческий метод требовал огромной работоспособности, сосредоточенности и твёрдости руки. Он жёстким карандашом на кальке набрасывал композицию в деталях, потом переносил её на ватман и заливал акварелью цветовые пятна, чётко разграниченные «стальной» контурной линией. Друзья называли его «Иван — Железная Рука», а сам он утверждал: «Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше — предельная норма для добросовестного графика».

…Ещё совсем недавно много было среди нас таких очень-очень православных товарищей, которые яростно требовали упразднить русскую сказку, потому что в ней говорится о всякой нечисти. Дескать, ни к чему ребёнку слушать про Бабу-Ягу, пусть лучше послушает жития святых. Что ж, намерения у этих людей были, очевидно, самыми благими, — но благими намерениями сами знаете, какая дорожка мостится. Не скажу, что именно эти люди стали причиной бурной ответной реакции — распространения нео­язычества, но, в общем, свой вклад они в это неблагое дело внесли.

Вдумайтесь: всю тысячу лет православия на Руси русские дети слушали сказки и про Бабу-Ягу, и про Кащея Бессмертного, — и ещё сколько всяких там леших и кикимор жило в наших сказках?.. И вот, наслушавшись вволю этого «безобразия», русский мальчик вырастал, как правило, человеком вполне православным, готовым и Бога славить, и Церковь защищать… Почему так? Вопрос непростой. Тут можно углубиться в рассуждения о русских архетипах или праобразах, то есть образах, лежащих в самой основе национального самосознания и мировосприятия, а ярче всего эти архетипы, эти праобразы явлены именно в народных сказках… Сказка даёт и образец для подражания, и «образ врага», уча ребёнка, что следует любить, а что ненавидеть, и как именно ненавидеть, и как любить, ибо всякий народ ненавидит и любит по-своему… Два главных героя нашего фольклора — Иван-дурак и Иван-царевич — это два облика русской души, её Простота и её Благородство, и сюда же добавляется её Мудрость, явленная (вот интересно!) в женском образе Василисы Премудрой. Отнимите всё это у нас — и русский народ прекратится. Потому-то сказка жила, и никто за тысячу лет православия не боролся с ней всерьёз, совсем наоборот…

И едва ли не первым человеком, достойно воплотившим эти праобразы в изобразительном искусстве, был Иван Яковлевич Билибин. И любовь, которой пользовались и пользуются его творения, основывается не столько на его высочайшей технике, не только на изящнейшей точности его линий и яркости его красок, сколько на том, что его работы разом погружают зрителя в такую глубь русскости, что дух захватывает: тут и древность наша незапамятная — такая древняя, что и память о ней лишь в подсознании, лишь в генах гнездится, тут и красота наша — то, что любому русскому кажется безусловно красивым, тут и наш дух, его безмерная сила и вековая утончённость…

145 лет исполняется Билибину в этом августе. Думаем, что это вполне подходящий повод для того, чтобы помянуть в своих заупокойных молитвах раба Божия Иоанна — великого художника земли Русской, человека, прожившего жизнь не простую и не гладкую, но душу свою отдавшего для того, чтобы не угасал русский дух вовеки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Ольховецкий
Все статьи Сергей Ольховецкий
Бывший СССР
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2024
День явления Казанской иконы Божией Матери
Также сегодня мы вспоминаем поэта А.И.Тургенева, генерала В.П.Мусина-Пушкина, поэта Г.Р.Державина, врача М.Я.Мудрова, писателя Я.К.Амфитеатрова, антрополога М.М.Герасимова, геолога П.И.Мельникова
21.07.2024
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
Куда мы идём?
Вспомним опыт Золотой Орды: без православия русские просто не выживут
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от В.Р.
22.07.2024 10:20
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от С. Югов
22.07.2024 10:20
Русские песни
Новый комментарий от Наблюдатель
22.07.2024 07:12
Орбан разоблачает миграцию
Новый комментарий от Константин В.
22.07.2024 05:31
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от Алёша
22.07.2024 03:24
Наказание за героизм
Новый комментарий от Человек
21.07.2024 18:25