Я участвовал 12 августа во встрече в Петербургской филармонии с двумя нашими выдающимися современниками народными артистами России Николаем Бурляевым и Валерием Гергиевым. Встреча была посвящена деятельности общественного движения «Культурный фронт России», учрежденным в ноябре 2022 г., председателем которого является Николай Петрович Бурляев, а членом центрального штаба Валерий Абисалович Гергиев.
На встрече присутствовали петербургские участники движения во главе с председателем регионального отделения Культурного фронта поэтом Борисом Орловым.
Наши гости-руководители рассказали о стоящих перед движением актуальных задачах и своей деятельности. Нам ещё раз совершенно справедливо напомнили о тяжелом, особенно в духовно-нравственном аспекте, состоянии нашей культуры, ставшей рыночной, а также о помощи Культурного фронта воинам СВО и их семьям. Как я понял, главное сейчас – это разработка нового, более патриотичного адекватного Закона об идентичной суверенной российской культуре. Закон разрабатывается под руководством депутата государственной Думы, первого замглавы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Н.П. Бурляева. От нас, которые здесь собрались, ждут хорошо продуманных реалистичных предложений по этому закону.
Художественный руководитель и гендиректор Мариинского театра В.А.Гергиев, который недавно возглавил и московский Большой театр, говорил о концертах и всяческой помощи для воинов СВО и их семей, о необходимости культурного творческого обмена между регионами страны. Тем более, это важно ныне, во имя нашего единства во время гибридной войны с украинскими нацистами и их западными покровителями. Гергиев готов способствовать выходу на столичные сцены Москвы и Петербурга талантливых людей и их спектаклей из любых регионов.
Конечно, затем было множество вопросов и стихийных выступлений присутствующих петербургских участников движения Культурный фронт.
Руководители «Культурного фронта России» произвели на меня очень хорошее впечатление не только их идеями, но и их скромностью и доброжелательностью. Правда, с Валерием Абисаловичем я уже имел опыт общения, так как он дружил с СПбГУ, где стал по совместительству деканом факультета искусств, а я работал профессором на факультете социологии и директором НИИ комплексных социальных исследований. А однажды в 2001 г. по заданию Комитета по культуре СПб я делал доклад о Гергиеве на Международном научном форуме «Лидерство и образ блестящего мастерства» в Милане.
С Николаем Петровичем я общался только один раз. Зато на нынешней встрече коротко, но с пользой для нашего общего дела пообщался с ним, подарив ему социально-психологическую книгу, где есть моя глава «Современное искусство в аспекте национальной безопасности» (М. 2022).
Однако, как социальный психолог, который с 1980-х гг. исследует проблемы воздействия массовой художественной культуры на людей, прежде всего на детей и молодежь, я всегда выступал против антикультуры, негативного, разрушающего, «токсичного» влияния бездуховного, аморального искусства, глубоко переживал то, что произошло и происходит с нашей российской культурой. С начала «перестройки», то есть уже почти 40 лет, с российских экранов так называемых «видеосалонов», кинотеатров, телевизоров, компьютеров на зрителей круглосуточно обрушивается лавина насилия, жестокости и крови. Криминальное содержимое сначала американских, а затем и российских фильмов и сериалов стало основным. К тому же клипы неких рэперов также не уступают фильмам по кровавости, дополняя изображение столь же агрессивной «музыкой». Бандиты и киллеры, психопаты и маньяки, предатели и коррупционеры, проститутки и «содержанки» всё чаще становились «героями» экранного искусства. Вслед за автором «Криминального чтива» улыбчивым американским режиссером-недорослем К.Тарантино у нас появились свои улыбчивые недоросли, любители «криминальной чернухи», в частности, режиссеры Юрий Быков и Жора Крыжовников.
Сериал Жоры «Слово пацана. Кровь на асфальте», где говоря словами В.Высоцкого: «Кроме мордобития – никаких чудес!» был признан лучшим(?!) сериалом 2023 года А на то, что психологические законы подражания, психического заражения, внушения, идентификации и, в конце концов, моды никто не отменял и которые особенно проявляются среди детей и подростков, таким режиссерам-недорослям просто наплевать. Также мыслит продюсер даже ещё большей чернухи, глава Первого канала российского телевидения К.Эрнст (см. садистские сериалы «Метод», «Метод -2, «След» и др.). В то же время, идущая более двух лет наша война с украинскими нацистами за суверенитет русских людей, отражена только в единственном фильме «Позывной «Пассажир».
А ещё в нашей современной культуре активно действует так называемый шоу-бизнес с его вульгарными и умственно убогими музыкальными представлениями и конкурсами, обычно подражающими западным первоисточникам. К примеру: был никчемный хихикающий «Вечерний Ургант», а недавно появилось ещё более никчемное «Шоу Воли» (подразумевается шоумен Павел Воля); процветает певческий конкурс «Голос», в том числе с детским вариантом этой «ярмарки тщеславия», где всё чаще поют не на русском языке; шоу «Маска» на НТВ выступает на уровне детсадовской «угадайки», где в жюри заходятся в странном веселье военного времени «звёзды» во главе с Киркоровым и Валерией. А теперь на Первом канале возникла разновидность «Маски», такая же бездарная и инфантильная, но более масштабная и затратная, под названием «Фантастика», с «ожившими» поющими мультипликационными куклами-роботами для задержавшихся в развитии взрослых.
А 23 августа в Сочи И.Крутой (почему-то американский гражданин), Киркоров ( весь в татуировках, забывший своё позорное участие в «голой вечеринке»), нарцистические Аллегрова, Долина, Лещенко открыли очередной Международный конкурс «Новая волна», который гнал вульгарную «волну» примитивных песенок молодых кривляк, якобы о любви. Это совершенно неуместное бездарное шоу во время войны уже на территории России, где людям приходится эвакуироваться.
Что касается театра, то духовно-нравственная атмосфера в российских театрах остаётся неблагополучной, продолжая похабные тенденции режиссеров К. Серебренникова, К. Богомолова, Т. Кулябина. Так, в московских театрах им. Ермоловой (худ. рук. О. Меньшиков), Театре наций (Е.Миронов), театре на Таганке (И. Апексимова), Театре армии (М. Авимская) идут аморальные и циничные спектакли (о чем пишут артисты, критики и зрители), в том числе извращающие русскую драматическую классику. Постмодернистское надругательство над русской классикой вообще сейчас стало обычным явлением в российских театрах...
Мой исследовательский опыт свидетельствует, что духовно-нравственное состояние современной российской культуры следует оценить как неудовлетворительное. В 2006 г., будучи участником Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», я вместе с друзьями-коллегами, поддержанные Советом ректоров, организовали и провели в Петербурге несколько студенческих жизнеутверждающих митингов «За нравственность на российском телевидении!» – с выступлениями, карикатурами и частушками, в том числе о «светских львицах» Ксюше, Лолите и Анфисе», их «Доме-2», «Фабрике «звезд» и секс-пропаганде. Позитивный отклик на нашу акцию докатился до Госдумы, но вскоре нас стали замалчивать и в прессе обозвали русскими «нравственными экстремистами», а в пример нам почему-то поставили американских суперменов (?!).
Президент СПбГУ, почетный гражданин Петербурга Людмила Алексеевна Вербицкая, поддерживавшая нашу деятельность по оздоровлению российской культуры, в июне 2008 г. провела в университете Круглый стол «Нравственность в контексте современной культуры», пригласив многих известных российских деятелей политики, образования, искусства, СМИ, в том числе руководителей главных каналов телевидения.
Среди участников мне запомнились: председатель правления Российской ассоциации героев Советского Союза и России генерал В. Вареников; зам. председателя Госдумы А. Бабаков; народный артист России, лауреат премии «Оскар», режиссер В. Меньшов (которого я не мог не поблагодарить за его поступок, резко осудивший награждение подлого антисоветского фильма «Сволочи»); директор Эрмитажа М. Пиотровский; ведущий популярной телепрограммы «Очевидное – невероятное» профессор С.Капица; художественный руководитель Мариинского театра В. Гергиев.
Ещё присутствовали думские депутаты, петербургские ученые и руководители университетов, представители искусства, журналисты… Однако, ни один из руководителей телевизионных каналов не явился (?!)… Многолетний анализ телевещания свидетельствует, что, по сути, среди руководителей и деятелей телевидения преобладают прозападные либералы для которых культура, искусство, тем более реклама, рассматриваются только в рыночном, коммерческом аспекте. Либералов хватает даже в Совете Федерации, где Закон «Об общественном совете по телевидению» так и не был утвержден.
Однако, именно теперь после подписанных Президентом В.В. Путиным указов «О стратегии национальной безопасности РФ» (2.07.2021 г ) и «Об утверждении традиционных основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (2.11.2022) мы, участники движения «Культурный фронт России», должны приложить все свои силы, чтобы преодолеть коммерциализацию и вестернизацию современной российской культуры, а также саботаж чиновниками президентских указов о развитии суверенной российской культуры.
Наконец, особо необходимо обратить внимание на своеобразную «русофобию», странное угнетение именно русской культуры в российских СМИ. Например, поражает, что самую народную, идентичную русскую программу «Играй, гармонь любимая!» после гибели её создателя замечательного музыканта Геннадия Заволокина, на Первом канале ТВ задвинули на 6.55 в воскресенье (когда простые люди труда отсыпаются), отведя ей 45 минут. Программа живая, по-настоящему народная, любимая, в которой с удовольствием участвуют народные музыканты всех возрастов и представители многих наших народностей. Ведь свои гармони есть у всех… Зато в самое удобное время с 19.00 до 21.00 и целых два часа в то же воскресенье на Первом звучит или шоу «Три аккорда», пропагандирующее блатной шансон типа «Гоп-стоп» или шоу «Две звезды. Отцы и дети», где известные папы и мамы распевают и отплясывают что-нибудь попсовое (нередко на вражьем языке) с цветущими отпрысками призывного возраста.
Вообще, странная закономерность: если в названии программы есть слово «русский (-ая-ое)», то она будет показана недолго и в не лучшее время (например, «Уроки русского», «Слово о русской философии», редчайшее выступление с русскими песнями и романсами Жанны Бичевской или ночной (?) концерт «Я русский» Ярослава Дронова («Шамана»). Нельзя не вспомнить и изрядное число русофобских фильмов, снятых в России российскими режиссерами. Омерзительный «Русский бес» («комедийный триллер», режиссер Константинопольский, в главной роли И. Макаревич); псевдоисторический фэнтезийный фильм «Матильда» (реж. А. Учитель, в главных ролях иностранные артисты, в роли Николая II немецкий порноактер); «Родина», франшиза израильско-американского сериала, в котором наши офицеры и депутат Госдумы – подлецы и предатели, сотрудница спецслужбы – психопатка и т. п. (реж. П. Лунгин), здесь негатив и специфика иностранных сюжетов и киногероев зачем-то переносятся на русскую почву, хотя достаточно было озвучить на русский язык оригинал сериала); «Братство» (реж. П. Лунгин, сценарист А. Лунгин), фильм об афганской войне , но воевавшие там российские люди этот фильм не приняли, обвинили авторов в клевете, назвали «черной русофобией» и протестовали против его показа. В прокат он всё же попал, так как в него были вложены изрядные госсредства, но абсолютно провалился… Этот список русофобских, извращающих нашу историю фильмов и сериалов нетрудно продолжить…
Главное сейчас для нас участников движения «Культурный фронт России» – это помнить выстраданное выдающимися людьми убеждение в ведущем значении в человеческой общественной и государственной жизни этики и нравственности. Без этих ценностей-принципов все государства и организации разрушаются. Об этом писали философ и врач-благотворитель Альберт Швейцер, русский общественный деятель и мыслитель Алексей Хомяков, а также наши современники: ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов , культуролог и литературовед академик Дмитрий Лихачев… А митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) завещал настоящим русским людям, людям добра объединяться и преодолевать беса разъединения. Да будет же так, о, друзья-единомышленники!
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, действительный член Петровской академии наук и искусств