Библейские ценности или торговые ценники?

0
164
Время на чтение 9 минут

Источник: Православный Санкт-Петербург

Сегодня мы беседуем с видным православным публицистом, одним из ярких сторонников православного социализма А.Б.Костериным о том, что такое современный капитализм и насколько ценности этого строя соотносятся с ценностями, веками вырабатывавшимися православной цивилизацией.

— Андрей Борисович, не кажется ли вам, что современный экономический уклад существенно отличается от «классического» капитализма, как его описывали мыслители XIX века? Как можно назвать тот мировой порядок, что установился сегодня?

— Капитализм, пожалуй, одна из самых загадочных и живучих мировых социальных систем. Истоки капитализма мы обнаруживаем ещё в глубокой древности. Российский экономист Василий Колташов не без оснований называл Римскую империю «репетицией капитализма».

Капитализм возник в XVI веке после того, как по итогам Реформации в Европе был отменен библейский запрет на ростовщичество и использование ссудного процента (творение богатства из ничего). Капитализм — это не только особая экономическая и социальная система, капитализм — это величайшая антропологическая трансформация. Будучи оторванным от религии и вырванным из традиции, человек Модерна медленно, но неуклонно терял свою вертикальную координату, наверху связующую его с Богом, а внизу питающую традицией, живой коллективной памятью поколений. Человек оказался выброшен из Истории в… рынок. Рынок стал настолько самодовлеющей частью социума, что подчинил себе все структуры и институты (а что не сумел подчинить — безжалостно истребил). На смену библейским ценностям пришли торговые ценники. Само мышление и мировосприятие человека стало плоским, утилитарным, рыночным: ценно только то, что имеет цену.

Капитализм является принципиально экстенсивной системой, для функционирования которой важно постоянное расширение рынков, вовлечение новых стран и народов в оборот. К 70-м годам прошлого столетия капитализм стал глобальной системой, исчерпав возможности пространственной экспансии, и разразился мировой кризис. Казалось бы, вот он, крах капитализма, сто лет назад предсказанный Марксом!

Но Запад придумал гениальный ход: зачем расширять рынки в пространстве, если их можно расширять во времени! Так появилась рейганомика, предоставившая новый инструмент экономического роста — кредитное стимулирование потребительского спроса. Лозунг «Время — деньги» приобрёл буквальный смысл: богатство стали забирать из будущего.

Смена модели капитализма привела к власти новый управленческий класс — класс финансиалистов и менеджеров, качественно новую генерацию управленцев. Синхронно с этим произошла информационная революция 80-х, переход на новый технологический уклад, кардинально изменивший структуру западной экономики и сам тип общества. Практически неограниченная масштабируемость цифровых продуктов создала ресурс получения прибыли простым тиражированием копий. Эта поистине «золотая жила» не могла не породить перетока инвестиций в сверхдоходные ИТ-отрасли, интернет-торговлю и шоу-бизнес.

Другой важной особенностью стала виртуализация активов, которые всё чаще и чаще стали оцениваться исходя из рыночных ожиданий, а не из реальной стоимости. А значит, в цене товара всё больше и больше стала доля маркетологов и пиар-агентств, которые рисовали репутацию продвигаемых фирм и продуктов. Комплот банкиров и ИТ-индустрии учредил свою практически безраздельную монополию на рынке.

По сути, описанный механизм мало чем отличается от финансовой пирамиды. Пирамида может существовать только на притоке ликвидности. Этот приток закончился, когда кредитная ставка рефинансирования обратилась в ноль. В своей стратегической близорукости Запад оказался разительно похож на своего античного двойника, Римскую империю, построившую своё благосостояние на серебре Иберийских гор и пришедшую в упадок, когда запасы рудников истощились.

В духовном плане финансиализм — это переход от денег к обещанию денег и затем к виртуальным деньгам. Деньги отрываются от любого носителя, начинают быть сами по себе и одновременно представляют собой абсолютную фикцию, ничто. Круг замкнулся: человек, позволив ничто участвовать в творении богатства, сделал ничто главным демиургом и своим главным божком. Не это ли предвидел и не об этом ли предупреждал Христос, настрого возбранив человеку служить мамоне?

— Как изменилось западное общество в результате перехода на новую экономическую модель?

— Отток финансов из промышленного сектора в финансовый, торговый и информационный секторы заставил промышленников в массовом порядке перемещать производства в страны с дешёвой рабочей силой. Деиндустриализация стран «золотого миллиарда» вызвала к жизни новый тип общества — «постиндустриальное общество», в котором гипертрофированная роль придана сфере услуг и маркетинговым технологиям социального управления.

Продолжим аналогию с Древним Римом. Восстание Спартака создало реальную угрозу центральной власти и в итоге привело к политике популизма, подкупа низших слоёв деньгами и массовыми развлечениями. Древнеримское общество очень быстро стало обществом потребления, а ресурсом для подкупа плебса служило всё то же серебро из иберийских рудников. Вот и финансиалисты оказались точно в таком же положении, как римские патриции. С одной стороны, сверхдоходы текли рекой; с другой стороны, шок от нового «восстания Спартака», то есть от создания мировой социалистической системы, требовал недопущения даже мысли о коммунистическом реванше. Финансиалисты недолго думая применили популистскую уловку патрициев: львиная доля прибавочного продукта пошла на подкуп западного обывателя.

Маркетинговые технологии стали главным инструментом управления т.н. средним классом, группой людей с типовым потребительским поведением. Именно под эту «целевую аудиторию» выстроена вся система тотальной рекламы, образования и развлечений, направленные на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Финансиалисты были в курсе, что «серебра из иберийских рудников» хватит ненадолго, и всё отпущенное им время они энергично занимались как оскотиниванием населения, его необратимым расчеловечиванием, так и построением «цифровых экосистем» — матрицы, в которую будет погружён постчеловек без всякой надежды выбраться. Но они не успели — глобалистский мир стал рушиться прежде, чем были готовы цифровые стойла.

— Опишите, пожалуйста, «новую мораль», которая насаждается с приходом глобализма. Каковы её основные положения?

— С переходом к постиндустриальному обществу произошла фундаментальная антропологическая трансформация — переход от Модерна к Постмодерну. Если переход от Традиции к Модерну был отказом от Бога в пользу человека, то переход от Модерна к Постмодерну явился отказом от человека в пользу… кого? Теперь мы понимаем: в пользу сатаны.

Шоу-бизнес и Голливуд необычайно поднялись именно с приходом финансиализма. Фабрика грёз должна была охмурять и развращать обывателя в режиме нон-стоп, пока тот не окажется в полном подчинении «матрицы». Человека кубарем спускали по лестнице греха и гедонизма, снимая одно табу за другим, чтобы у того не осталось ни сил, ни возможности остановиться и посмотреть вверх. Религия? Родина? Семья? Биологический пол? О чём вы?! теперь главные ценности: осквернение святынь, ЛГБТК+, смена пола. Ну и деньги, конечно, — это святое. Финансиалисты заняты отлучением человека от социального мира погружением его в миры виртуальные, оглуплением человека через его окружение «умными» вещами, превращением самого человека в трансгендера, трансгуманоида, в какого-нибудь… трансформера (в кого угодно, лишь бы подальше от человека).

Почему у финансиалистов всё так легко получилось с развращением западного населения? Потому что Запад был сам готов бежать в матрицу Постмодерна; потому что он давно усвоил, что добро и зло, истина и ложь не более чем условности. Ведь Постмодерн — это доведённый до логического конца либерализм, последовательно истребляющий всякую общность: церковь, класс, этнос, семью… наконец, биологический пол и биологический вид! Когда каждый индивид — это лишь отдельная и уникальная особь, не имеющая связи ни с какой человеческой общностью, — это ли не полное торжество индивидуализма?

— Возможно ли, что мир сможет вернуться к традиционным ценностям, или тот процесс, который вы сейчас описали, необратим?

— Апокалиптические настроения сегодня сильны как никогда, и в этом наша эпоха также необычайно похожа на Древний Рим времён катакомбного христианства. Глобализация загнала христианство в «катакомбы» общественного бытия, а в Европе этот процесс, пожалуй, прошёл точку невозврата.

Триумфальная поступь Постмодерна споткнулась об остатки Традиции в странах т.н. догоняющей модернизации. То, что считалось отсталостью и варварством, что безжалостно изгонялось из всех сфер общественной жизни, — внезапно стало спасительной луковкой, удержавшей страны от катастрофы. Кавалерийские атаки Постмодерна, пытавшегося с наскока сломать национальные институты семьи, церкви, культуры, наткнулись на глухое сопротивление народов России, Ирана, Китая, Индии, Ближнего Востока.

Выход из тяжелейшего экономического кризиса и духовного упадка хорошо нам известен — нам надо только хорошенько вспомнить, какая эпоха пришла на смену Первому Риму. Пришел Второй Рим, великая эпоха христианства, решительно отвергшая культ материи и обратившая народы Римской империи к самому высшему проявлению духа, который только возможен, — к Христу.

— Велики ли, по-вашему, силы сопротивления новому порядку у нынешнего православия? Не ждёт ли верующих капитуляция?

— Посмертная книга Дарьи Дугиной называется «Эсхатологический оптимизм». Именно таким настроением, эсхатологическим оптимизмом, должен быть проникнут православный мир. Россия должна вспомнить, чем ей заповедано быть, — Третьим Римом, Катехоном, удерживающим мировое зло от воцарения.

Человечество, стоящее на пороге бездны и озарённое осознанием близости своего неминуемого конца, должно пробудиться и выступить единым фронтом. Одному православию не справиться с мировым злом, но и без православия, без России, силам сопротивления не выстоять. Сейчас формируется антиглобалистская геополитическая коалиция, но победа придёт, только если в умах и душах восторжествует антилиберальная духовная «коалиция» мировых традиций и религий, мобилизующая свои народы на последний и решительный бой со злом.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Сергей Ольховецкий

Сергей Ольховецкий - это один из журналистских псевдонимов Алексея Бакулина.
Полтораки / 23.11.2023, 17:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Ольховецкий
Все статьи Сергей Ольховецкий
Андрей Костерин
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения
25.10.2024
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Игры патриотов
Блогерские войны как конфликт интерпретаций
20.08.2024
Мы обязательно вывезем!
Рецензия на книгу Германа Садулаева «Никто не выVOZит эту жизнь»
11.07.2024
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Все статьи Андрей Костерин
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Константин В.
03.11.2024 20:49
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 20:30
Край завесы будущей жизни приподнят
Новый комментарий от prot
03.11.2024 19:48
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
03.11.2024 19:31
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Новый комментарий от Человек
03.11.2024 17:51
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 15:36