В октябре 1982 года в Нью-Йорке, на пресс-конференции, посвященной 20-летию журнала «Religion in Communist Dominated Areas», супруга писателя Наталья Дмитриевна Солженицына заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном. А спустя 30 лет, уже в Москве, на конференции, посвященной 90-летию издательства «YMCA-Press», она сказала буквально следующее: строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал «Вестник РСХД».
Эти признания Н.Д. Солженицыной взаимосвязаны: Пол Андерсон (1894-1985) - секретарь международной протестантской (преимущественно американской) организации YMCA (Young Men's Christian Association)[1], РСХД (Русское студенческое христианское движение) - отделение YMCA, созданное в среде русской эмиграции так называемой первой (послереволюционной) волны, «Вестник РСХД» - его печатный орган, выходящий в парижском издательстве «YMCA-Press» («ИМКА-Пресс»). Главой этого русскоязычного издательства был Пол Андерсон.
В «ИМКА-Пресс» вышли и «Август Четырнадцатого» Солженицына (в 1971 году), и его «Архипелаг ГУЛАГ» (в 1973 году). Причем исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын.
Связь ИМКА с Россией имеет давнюю историю. В начале XX века ИМКА действовала в Российской империи непосредственно, открывая свои отделения во многих университетских центрах. Петербургскому отделению ИМКА покровительствовал один из высших сановников империи - принц Ольденбургский.
После Февраля 1917 года в Россию прибыли сотни представителей ИМКА. Временное правительство создало для них режим наибольшего благоприятствования.
Летом 1917 года в Россию прибыл Пол Андерсон как личный секретарь руководителя ИМКА Джона Мотта. До этого Пол Андерсон, окончив университет в штате Айова, работал в качестве секретаря ИМКА в Шанхае.
В 1918 году Андерсону пришлось уехать из Советской России, после того как его арестовала ЧК. Вскоре советская власть закрыла все структуры ИМКА в России, и тогда ИМКА сосредоточила свои усилия в русской эмиграции, создав в начале 1920-х годов Русское студенческое христианское движение и издательство «ИМКА-Пресс». Тогда и начал выходить «Вестник РСХД», который станет путеводной нитью для четы Солженицыных и который издаётся до сегодняшнего дня под названием «Вестник РХД».
В начале 1920-х годов издательство «ИМКА-Пресс» в Праге и Берлине, а потом в Париже собрало вокруг себя тех, кто представлял собой интеллектуальную силу белой эмиграции. В 1922 году к ним добавились философы и богословы, высланные из Советской России. Н.А. Бердяев сразу стал главным редактором «ИМКА-Пресс», с соответствующей зарплатой, его заместителем стал Б.П. Вышеславцев. Не только «ИМКА-Пресс», но и Религиозно-Философская Академия, и Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение - всё это финансировалось ИМКА. Причём Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Помимо «Вестника РСХД» издавались журналы «Путь», «Новый град», «Православная мысль», Богословские труды Свято-Сергиевского Института и многое другое.
В этих изданиях прослеживается концепция, которая стала ключевой для Солженицына. Речь идёт о публикациях Николая Бердяева и Федора Степуна, высланных из России, а также Георгия Федотова, историка западноевропейского Средневековья. Г.Федотов эмигрировал из России добровольно в 1925 году, поскольку, по воспоминаниям его жены, его вынуждали читать лекции на фабриках и заводах.
В статьях этих мыслителей в самом начале 1930-х годов, еще до прихода Гитлера к власти, появилась концепция «коммунофашизма». Сегодня «Википедия» приписывает создание термина «коммунофашизм» Алле Гербер, родившейся в 1932 году. Но она никак не могла быть причастна к тому, что писалось тогда на страницах имковских изданий!
Пол Андерсен в своих воспоминаниях отмечал, что секретари ИМКА специально уделяли большое внимание теме «коммунофашизма». Секретари ИМКА - это высокопрофессиональные и высокооплачиваемые сотрудники ИМКА, которым поручался ответственный фронт работ. Секретари регулярно посылали отчеты в штаб-квартиру ИМКА в США. Они постоянно просматривали все статьи для своих изданий, и по этим изданиям четко видно, что линия «коммунофашизма» шла из номера в номер все 1930-е годы, вплоть до 1940 года - оккупации Парижа, когда работа издательства была прервана.
Но и в оккупированной нацистами Европе Пол Андерсон совершенно спокойно получил возможность работать с военнопленными, которые находились в немецких лагерях! Во время войны издательство «ИМКА-Пресс» в Нью-Йорке и Женеве выпустило тысячи томов на русском языке, и через эти издания идеология ИМКА распространялась и среди военнопленных, и среди советских граждан, угнанных в Германию. Более того, Пол Андерсон обратился к послу Советского Союза в США А.А. Громыко, с тем, чтобы, учитывая, что секретари ИМКА и нанятые ими волонтёры работают с советскими военнопленными в Европе, допустить структуру ИМКА соответственно к военнопленным, находившимся на территории Советского Союза, - к немцам, итальянцам и т.д.
Ответа от Громыко Андерсон не получил. Позиция СССР по этому вопросу была далека от позиции России в Первой мировой, когда секретари ИМКА получили полную свободу работать с военнопленными по всей России, даже вдоль Транссиба, что сыграло немаловажную роль в восстании Чехословацкого корпуса в 1918 году.
Не получив доступа в Советский Союз, Пол Андерсон и другие секретари ИМКА, как и в 1920-х годах, переключились на эмиграцию, а точнее, на так называемых перемещённых лиц (DP), которые оказались в Германии и других государствах Европы. Один проект был связан с Восточно-Европейским фондом Форда. Возглавил этот проект Джордж Кеннан, который одно время был послом в Советском Союзе. Он стал персоной нон грата для Советского Союза после того, как сравнил своё пребывание в сталинской Москве в начале 1950-х с пребыванием в нацистской Германии в начале 1940-х.
Восточно-Европейский фонд, в совет попечителей которого входил Пол Андерсон, выделил огромные деньги на то, чтобы найти среди перемещённых лиц специалистов по истории национальных меньшинств и религии в СССР, по притеснению церкви. Заметим, что эта тема станет одним из краеугольных камней в творчестве Солженицына.
В лагерях DP на территории оккупационных зон союзников были собраны материалы, на основе которых специально созданным в Нью-Йорке издательством имени Чехова были выпущены тысячи томов. Эти книги были розданы в библиотеки США и многих других стран. После прекращения деятельности издательства в 1956 году это направление было продолжено в «ИМКА-Пресс», и в первую очередь, в «Вестнике РСХД», который регулярно публиковал материалы о притеснении религии в СССР.
Эти темы активно развивали многие преподаватели и воспитанники Свято-Сергиевского Богословского Православного Института, созданного на средства ИМКА в Париже в 1920-х годах. После Второй мировой войны многие из них оказались в США, в том числе и Георгий Федотов. Они продолжали публиковать свои статьи, становились консультантами и работниками всевозможных радиостанций, вещание которых было направлено на Советский Союз. И там постоянно звучало слово «свобода», даже в названиях радиостанций. Не случайно Пол Андерсон называл «апостола свободы» Бердяева самым важным сотрудником YMCA.
Отметим, что «коммунофашизм» Бердяев противопоставлял не индивидуализму и либерализму. Он писал, что употреблять слово «индивидуализм» неприлично, поскольку в Великую депрессию многие на Западе поняли, что индивидуализм и либерализм, доведённые до крайности, приводят к неимоверным человеческим страданиям. Поэтому Бердяев предложил термин «персонализм» с упором на человеческой личности, на свободе. Бердяев писал, что, поскольку свободы мысли и слова нет ни при Гитлере, ни при Сталине, то эти режимы тождественны, и их необходимо отрицать во имя персонализма.
Эти идеи Бердяева были отлиты в четкие параграфы инструкций, которые давались представителям ИМКА, получившим возможность посещать СССР в период «оттепели». Разумеется, не в качестве деятелей ИМКА, а, например, с французскими выставками. В «Вестнике РСХД» они описывали свои поездки, подчеркивая, что ни в коем случае нельзя говорить советским гражданам о том, что вы защищаете капитализм против социализма. Надо говорить всегда о том, что вы защищаете свободу против диктатуры, против тоталитаризма.
Вряд ли кто-то из посланцев ИМКА решился сказать о «коммунофашизме», но тоталитаризм рекомендовался как термин, хотя его нужно было еще разъяснять советским гражданам. С диктатурой было проще. Надо было выступать против той диктатуры, которая не давала писать писателям и читать читателям то, что они хотят. Наталья Солженицына рассказывала на одной из конференций, как она на машинке перепечатывала «Доктора Живаго», статьи из «Вестника РСХД» и других имковских изданий, которые ей давали только на одну ночь.
Апелляция к свободе, как и предполагали те, кто выступал на страницах изданий «ИМКА-Пресс» ещё до Второй мировой войны, оказалась очень чувствительной для творческой интеллигенции в Советском Союзе. Интеллигенция, считая себя несвободной, легко откликалась на проповедь борьбы с тоталитарным государством. Один пример: литературовед Аркадий Белинков, который бежал на Запад в 1960-х годах, сразу же написал там о том, что СССР - это советско-фашистское государство с водородной бомбой. А «Вестник РСХД» убеждал читателей, что концлагеря были изобретены Лениным, что населению Советского Союза они стоили 40 млн. жизней и т.д. Журнал и до Второй мировой войны, и после нее неуклонно вел линию «тиранов, тоталитарных диктаторов»: Ленин, Сталин, Гитлер, Мао. Связка этих имён - «людей с больной психикой - вождей тоталитаризма» - крутилась в разных статьях из десятилетия в десятилетие.
И тот факт, что понятие тоталитаризма вошло в годы «перестройки» в наши школьные учебники и до сих пор «объясняет» период нашей истории, связанный с именем Сталина, - во многом заслуга «ИМКА-Пресс», издававшего Бердяева и других авторов, активно разрабатывавших эту тему применительно к СССР.
Признавал заслуги ИМКА и сам Солженицын. В его воспоминаниях «Бодался телёнок с дубом» есть глава, которая называется «Опорный треугольник». Треугольник, перевёрнутый остриём вниз - это символ ИМКА. И в этой главе речь идёт именно об ИМКА!
После высылки Солженицына из СССР «Вестник РСХД» печатал обзоры того, как его принимают на Западе. Солженицын участвовал во многих теле- и радиопрограммах, и это дало возможность европейским левым, в частности, Бернару Леви и Андре Глюксманну, заявить, что раз есть «Архипелаг ГУЛАГ», то никакого отличия Советского Союза от нацистского режима не существует.
И до сих пор эту пораженческую и антироссийскую идею уравнивания нацистского режима с советским, Гитлера со Сталиным пропагандируют и озвучивают представители либеральной общественности и пятой колонны в современной России.
[1] I. Постановлением Карловацкого Всезаграничного Собора 16 ноября 1921 года YMCA признан «явно масонским учреждением»: «Противохристианские учения проводятся в жизнь не только идейно и в печати, но и под флагом благотворительных, явно масонских учреждений, каковы Христианский союз молодежи (YMCA)».
Выписка из протокола Священного Собора архиереев Русской Православной Церкви заграницей от 17/30 июня 1926 г. за № 8:
«Слушали: Доклад Высокопреосвященного архиеп. Феофана об Американском союзе христианской молодежи (YMCA). После продолжительного обмена мнениями Архиерейский Собор на основании бывших суждений, постановили:
... Относительно американских интерконфессиональных организаций YMCA и YWCA (Союз христианской молодежи и Всемирная христианская студенческая федерация) подтвердить постановление Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. в Сремских Карловцах: признать эти организации явно масонскими и антихристианскими, и потому 2) не разрешать членам Православной Церкви организовываться в кружки под руководством этих и подобных им неправославных и нецерковных организаций и быть в среде их влияния...
Один из главнейших деятелей этой организации Геккер в своей книге „Христианский союз молодых людей" совершенно открыто заявляет, что конечной целью этого союза является идея всемирного объединения людей не на почве той или иной церкви, а на почве интерконфессионального христианского мировоззрения. Каково это интерконфессиональное мировоззрение по своему существу, об этом свидетельствует изданные организацией YMCA сочинения профессоров Фосдика „Сын Человеческий" и Раушенбуша „Социальные принципы Иисуса Христа". Проф. Фосдик доказывает в своем сочинении, что Иисус Христос был не Бог, а человек с кристально чистой душой, а проф. Раушенбуш утверждает, что государство является ничем иным, как организацией насилия и эксплуатации, препятствующей установлению Царства Божия на земле. „В наши дни демократического режима, - говорит проф. Раушенбуш, - становится безнравственным терпеть власть государства над человеческой личностью".
Наблюдения над деятельностью организации YMCA показывают, что в своей деятельности организация эта остается верна своим взглядам и последовательно проводит их в жизнь».
II. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 26 октября 1953 года:«Надо избегать устройства каких-либо собраний в помещении YMCA (ИМКА) и ограждать свою паству от всякого влияния этой организации. Равным образом пастыри должны наблюдать затем, кто вступит в оныя, увещевать о выходе из них хотя бы ценою разных испытаний. Упорствующих не следует допускать к Св. Причастию, указывая им на то, что участие в масонских ложах воспрещается не только Русской Церковью, но и Греческими Церквами, что даже епископы Американской Церкви, возглавляемой ныне Митрополитом Леонтием, вообще либеральные, выносили подобные же постановления». - Прим. ред. БО.