Современная Республика Беларусь находится на перепутье или, как
модно ныне выражаться, в «точке бифуркации». В том, что весомая часть внутривластной элиты не «ближе к БНР», а и являются ее наследниками, героями «Брутальной шляхты», сомнений быть не должно. В недавнем прелюбезном интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея телеканалу Euronews главный претендент на мандат преемника А.Лукашенко от Запада признался в своих мечтах: «Невозможно
достигнуть всего и сразу; невозможно лечь спать в Советском Союзе, а
проснуться в полностью европейском демократическом государстве; это не
значит, что мы не хотим учиться; мы готовы учиться, в том числе изучать
европейские "учебники"...,что в конечном итоге поможет нам достигнуть
основной цели - стать полноправным членом семьи европейских демократий».
Внезапно оказавшись «экспертом» и по истории Беларуси, Макей дал понять, что именно он и стоит за властным запуском кампании прославления БНР: «Мы живем в очень интересный период времени. На мой взгляд, столетняя годовщина провозглашения Белорусской Народной Республики - очень важная дата. Несколько дней назад Президент сделал ряд заявлений по этому вопросу, отметив, что провозглашение БНР - это часть нашей истории, и мы должны принимать это... Мы не можем занять чью-либо сторону, выступить в роли прокурора или адвоката [далеко ли осталось до такого же «взвешенного подхода» и к событиям ВОВ!]. Необходимо собрать больше информации о тех событиях. Именно поэтому было организовано множество тематических круглых столов, конференций, иных мероприятий, а также дискуссий в средствах массовой информации. И это действительно важно. Так, альтернативные взгляды, представленные в дискуссиях, впоследствии были опубликованы [мы видели эти «альтернативные взгляды»]... В Советском Союзе этот период нашей истории оценивался негативно. Меня, например, учили в школе, что руководители БНР были предателями, которые пытались установить тесное сотрудничество с кайзером. Но сегодня государство впервые протянуло руку своим оппонентам, тем, для кого эта дата важна. Власти санкционировали митинг и концерт в самом престижном в Минске месте - вблизи Театра Оперы и Балета. Хотите использовать символы БНР - пожалуйста, никаких проблем. Разрешены любые речи и заявления... Это очень важно, ведь это уже качественно новая ситуация. Государство продемонстрировало готовность сотрудничать со своими оппонентами, протянуло руку. И, к счастью, большинство конструктивных представителей белорусской оппозиции приняли это предложение». Как видим, украинская стратегия «От майдана в умах - к Майданам во властных кабинетах и на улице» уже запущена в Белоруссии на полный ход!
Напомним, чуть ранее более чем откровенен относительно «великой роли БНР» и «сопротивлении имперских и советских историков» был земляк с запада Белоруссии и ставленник Макея в белорусском парламенте, глава его Комиссии по международным делам В.Воронецкий, призвавший в конце белорусскую власть «обязательно провести какие-то мероприятия» в честь 100-летия БНР», но сделать это аккуратно и «подойти мудро», чтобы это «поспособствовало консолидации и укреплению белорусской нации, а не ослабляло и не разъединяло» - то есть, чтобы патриотическая общественность не могла напрямую обличить шестую колонну Запада во власти рядом с А.Г.Лукашенко. Но той вывод был сделан верный: «Видный действующий политик, глава парламентской комиссии фактически прямо одобрил идею празднования 100-летия БНР, признал его легитимным... Так что же это - глупость или измена?... Ведь г-н Воронецкий не может не знать, что Республика Беларусь базируется на совершенно других ценностях, нежели БНР... Что прославление БНР - это первый шаг к легитимизации коллаборантов времен Великой Отечественной. Что в следующий раз от г-на Воронецкого будут ожидать слов о том, что Белорусская Центральная рада - это законное правительство, Радослав Островский - крупный и вполне себе любивший Родину государственный деятель, а никакой Великой Отечественной вовсе не было... Не знать - не может. Но - говорит. И обилие подобных высказываний со стороны государственных деятелей Республики Беларусь в последнее время не может не настораживать. Ведь празднование 100-летия БНР - еще одна мина, закладываемая в фундамент страны, и каждый, кто прямо или косвенно одобряет его, подносит еще одну спичку к бикфордову шнуру».
На суровые последствия для Белоруссии пересмотра оценок БНР (в русле общей «национализации» истории Белой Руси) указывают и внимательно наблюдающие за идеологическими процессами на Западной Руси российские патриотические ученые и общественные деятели. «По мнению ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Олега Неменского..., популяризация Белорусской народной республики (БНР), которая была провозглашена во время первой немецкой оккупации Белоруссии, подрывает основы современной белорусской государственности и грозит расколоть белорусское общество... По словам эксперта, историческое значение БНР практически отсутствует, но зато идеологическое влияние краткий период существования этого образование оказал большое. "Попытка построить государственность на оккупированных немцами территориях сейчас фактически отождествляется с европейской интеграцией. Кроме того, границы белорусской государственности, на которую претендовала БНР, гораздо более широкие, чем территория нынешней Белоруссии... Само по себе утверждение, что советская государственность лишила белорусский народ важнейших исторических центров, таких, как Вильно, Белосток и Смоленск, имеет сильное эмоциональное звучание. Также попытка привязать белорусскую государственность к БНР, а не к БССР, предполагает признание советского периода периодом оккупации. Возникает и языковой вопрос, так как в БНР официальным языком был объявлен только белорусский. Русский язык не имел такого статуса. Так что идеологическое значение памяти БНР и основанных на ней исторических трактовок очень значительное». В свою очередь, «президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов отметил, что версия белорусского национализма, апеллирующая к связанному с БНР историческому прошлому, похожа на версию украинского национализма... "Если же говорить о позиции официальных властей, то...если бы не было уголовных процессов в отношении пророссийских публицистов, если бы активно действовали общественные организации в области политики памяти, столь же пышно отмечались бы годовщины, связанные с воссоединением исторической России, когда белорусские земли вернулись из состава Речи Посполитой в состав Российской Империи... На том фоне, когда инициативы стороны сторонников Русского мира встречают жесткое сопротивление, когда этот сектор оказывается под большим гнетом и контролем, чем сектор белорусского национализма в его антироссийской версии, вопросы неизбежно возникают».
В конце концов, тревогу забила и Коммунистическая партия Беларуси, традиционно считавшаяся надежной идеологической опорой А.Г.Лукашенко и символом его твердой преемственности с советским государством, причем сделала это, заметим, рукой западноруссиста Л.Е.Криштаповича. В статье с красноречивым названием «БНР как антисоветская и русофобская затея "белорусизаторов"» профессор не только показал, что «БНР никакого отношения к белорусскому национальному самосознанию и к белорусской государственности не имеет», но, переходя уже в современную эпоху, что «уже в Советской Белоруссии в 1920-е годы идеология БНР начала реанимироваться под видом политики "белорусизации", которая приобрела откровенно русофобский характер» (более чем мужественное заявление и для самого сайта КПБ). «В процессе развития белорусизацию оседлали бывшие деятели БНР, скрытые антисоветчики, которые под видом национального возрождения белорусского народа, разрыва с царским прошлым и социалистического строительства в Белоруссии начали пропагандировать откровенную русофобию. Белорусизация в ее бэнээровском варианте стала представлять собой политику и идеологию антисоветизма и русофобии, направленную на фальсификацию белорусской истории, отрыв ее от общерусской истории, противопоставление братских народов - белорусов и русских и под прикрытием вывески о так называемом "возрождении Белоруссии" стремление осуществить замену белорусской ментальности антисоветским и антирусским сознанием в интересах всевозможных западных "кайзеров", но, прежде всего, польско-шляхетского экспансионизма. Как это ни парадоксально, но начало такой "белорусизации" положило постановление Президиума ЦИК БССР от 11 июля 1923 года об амнистии противников Советской власти в связи с третьей годовщиной освобождения Белоруссии от польских интервентов. Именно с этого времени все наиболее видные противники Советской власти, которые являлись наиболее рьяными белорусизаторами, были амнистированы и начали играть главную скрипку в национально-культурной политике БССР в 1920-е годы».
Реинкарнация историко-идеологической доктрины БНР в БССР произошла буквально без смены лица: «В феврале 1922 года произошло торжественное открытие Института белорусской культуры (Инбелкульт)..., будущей Академии наук БССР. Первым председателем президиума Инбелкульта был назначен белорусизатор С.М.Некрашевич. Этот тот самый С.М.Некрашевич, активный организатор борьбы с Советской властью, оказался главным руководителем всей науки в БССР. Действительным членом Инбелкульта стал также амнистированный Язэп Лесик, который был одним из руководителей Рады БНР, составлял и подписывал благодарственную телеграмму германскому кайзеру, а потом стал подчинять Белоруссию панской Польше. И этот лидер антисоветского движения на территории Белоруссии стал главным светочем в области белорусского языкознания в БССР. Действительным членом Инбелкульта был сподвижник Я.Лесика И.И.Красковский, сторонник подчинения Белоруссии Юзефу Пилсудскому... Главным географом в Инбелкульте стал член первого "правительства" БНР А.А.Смолич. В действительные члены Инбелкульта попали два последних премьера "правительства" БНР В.Ю.Ластовский и А.И.Цвикевич, которые активно боролись против Советского государства не только в годы Гражданской войны, но и после ее окончания, находясь в эмиграции... Один из виднейших деятелей БНР Вацлав Ластовский..., вернувшись из эмиграции в Минск в 1927 году и став руководителем исторической и этнографической науки в Советской Белоруссии, продолжал проповедовать теорию волото-кривского происхождения белорусов... , им была создана так называемая антиисторическая концепция о "Кривии" - огромном белорусском государстве в прошлом, где доказывалось, что белорусский народ должен называться "кривичским", так как он принципиально отличается от русских, а название Белоруссия должно быть заменено Кривией... Направлял и расставлял кадры бэнээровских "белорусизаторов" в белорусской культуре и науке В.М.Игнатовский - народный комиссар просвещения БССР, член ЦК КПБ и в то же время сам активный "белорусизатор"... В его работах, которые были изданы в 1920-е годы...под прикрытием вульгаризированного понимания марксистской методологии изложены все основные химеры "белорусизаторов": противопоставление белорусов и русских, отрицание единства древнерусской народности, пропаганда антирусской "Рогнедианы", признание Полоцкого княжества белорусским государством, антиисторические глупости о "Великой Белоруссии" от моря до моря, фальсификации о польско-шляхетском восстании в 1863 году, "белорусизаторские" рассуждения о БНР как национальном движении белорусов. Современные "белорусизаторы" ничего нового не сочинили, они лишь как попугаи повторяют "белорусизаторские" фальсификации 1920-х годов».
А вот «когда русофобские и антисоветские результаты приобрели значительный характер и стали угрожать самому государству, единству народов СССР с бэнээровской "белорусизацией" в 1920-е годы было покончено». Но именно это «поканчивание с бэнэрством» под руководством Сталина объявляется «катастрофой белорусской нации» не только русофобско-националистической оппозицией, но и прозападной внутривластной элитой, шестой колонной во главе с антисталинистами и либерал-западниками Макеем и Якубовичем. Между тем, «в третий раз идеология БНР была реанимирована в годы немецко-фашистской оккупации Белоруссии. Повторилась опять бэнээровская белорусизация, которая свелась к уже известным постулатам: антисоветизму и русофобии. Приехавших в немецком обозе гитлеровских лакеев (Радослав Островский, Франтишек Кушель, Наталья Арсеньева, Иван Ермаченко, Владимир Козловский, Вацлав Ивановский, Язэп Найдюк, Станислав Станкевич, Лариса Гениюш и др.) немцы стали использовать для "белорусизации"... По данным известного советского белорусского историка В.Ф. Романовского, к 6 июля 1941 года немцы привезли около 50 таких гитлеровских наемников. Характерный пример: Антон Лесик, родной брат Язэпа Лесика, работавший в Советской Белоруссии тоже языковедом, после захвата гитлеровцами Минска стал ревностно служить фашистским оккупантам... Гауляйтер Вильгельм Кубе...поучал "белорусизаторов" в первую годовщину вероломного нападения Германии на СССР 22 июня 1942 года: "Минск должен стать центром собственной белорусской жизни под немецким предводительством в новой Европе. Но Беларусь должна прийти к самосознанию и энергично взяться за задачи, определенные ей Судьбой. Беларусь более не форт выпадов красных правителей против Европы, а граница новой Европы против степного духа москалей". Вот уж действительно - ничто не ново под луной... "Белорусизаторы" ничего не придумали оригинального на тему независимой европейской Беларуси и европейской идентичности белорусов. Они лишь занимаются плагиатом из фашистских циркуляров. Например, "белорусизатор" Леонид Лыч..., следующим образом комментирует высказывание фашистского бонзы: "Подобная позиция гауляйтера не могла не привлекать к себе белорусских деятелей национальной ориентации... Снисходительное отношение В.Кубе к белорусскому вопросу позволяло научной, творческой интеллигенции, без оглядки по сторонам, строить свою деятельность с учетом национальных интересов, смело идти в народ и говорить ему всю правду о прошлом, склонять к активному участию в устройстве национальной жизни в рамках дозволенного властями". Возвести фашистских палачей в ранг покровителей белорусского возрождения - именно к этому сводится национальная идея и евроинтеграция Беларуси у современных поклонников бэнээровской "белорусизации"», включая ряд внутривластных идеологов.
Вывод к статье ученого-западноруссиста на сайте крупнейшей и провластной белорусской партии можно считать заключением и к историческому феномену БНР как в плане мифологизации истории, так и в плане конструирования современного исторического самосознания белорусов: «Проталкивая идеологию БНР в белорусское самосознание, "белорусизаторы" делают это для того, чтобы подчеркнуть неправильность избранного белорусами пути развития, попытаться навязать чуждые нашему народу ценности, а значит, в корне пересмотреть политику государства. Именно этим объясняются протаскивание лозунгов об исключительно европейском характере Белоруссии и игнорирование ее общерусских корней. Отказ от общерусских корней белорусского самосознания - это отказ от союза с братской Россией, а шире - от участия в каких-либо интеграционных процессах на постсоветском пространстве, отказ от исторического выбора белорусского народа, смена геополитической ориентации нашей республики. Именно эту цель и преследуют "белорусизаторы" при восхвалении БНР. Отсюда вытекает важнейшая задача для деятельности всех структур белорусского общества и государства. Вернуть общерусскую историю, общерусское сознание во все сферы жизнедеятельности белорусского общества. Вернуть общерусскую историю в исторические учебники, вернуть общерусскую историю в литературу и искусство, в театр и кино, на радио и телевидение, в газеты и журналы, в систему воспитания и образования. Без выполнения этого условия все наши усилия по преодолению негативных последствий геополитической катастрофы ХХ века, все наши усилия по противодействию фальсификации белорусской истории будут напрасны».
Так или иначе, но возмущения в среде действительных выразителей народной совести, своих многолетних опорных сторонников дошли до Александра Григорьевича, и он поспешил откреститься от прославления русофобской прозападно-коллаборационистской политической структуры, стыдливо прикрываясь тем, что, дескать, «те события до сих пор мало изучены, а существующая информация весьма противоречива», и не теряя накопленного сепаратистского душка: «С одной стороны, создатели Белорусской Народной Республики хотели независимости для страны, с другой - они были готовы просить в этом деле помощи у кого угодно, однако потом снова бы оказались под сапогом. Я сейчас попросил, чтобы мне еще раз дали (хоть я и историк по первому образованию) справку обо всем, что связано с Белорусской Народной Республикой - БНР. Мы мало изучали, под определенным углом изучали эту часть истории... И сейчас все дерутся, каждый пытается дать этому явлению оценку. Кто-то действительно хотел, наверное... Те люди, которые пытались создать независимую Беларусь, не знали, куда броситься. Большевики разогнали Первый Всебелорусский съезд, испугавшись, что эта часть империи может отколоться. Беларусь ценнейшая для них была территория, они боялись ее потерять... Умные люди должны знать правду о тех событиях. Не заклеивать, не выдергивать из контекста. Но гордиться этим, если это было так, не надо. Это была печальная страница, и в истории многих народов таких печальных страниц была масса... Решение создателей БНР просить помощи у Германии не могло в полной мере обеспечить независимость Беларуси. От одного сапога с востока побежали на запад под сапог кайзера. Можно это и так расценивать. Но я просил бы не судить их строго, потому что нас там не было и мы это не переживали психологически, не понимаем, что тогда происходило. Страстное желание сделать Беларусь независимой их могло толкнуть хоть к кайзеру, хоть черт знает к кому. Были и такие люди. Хорошая это страница в нашей истории? Наверное, не совсем».
Вот это опасное желание - и именно по страстям - сделать Беларусь якобы «независимой» и может подтолкнуть и самого главу государства к современным «кайзерам и к чертям», тем более, что, как известно, эти силы уже давно срослись воедино, а влиятельная часть белорусской политической и интеллектуальной элиты помогает толкать Белоруссию к ним. Причем А.Лукашенко сам признается в том, что поддался этому соблазну: «Ну зачем надо было костылять русских, русский язык. Если вы хотите, чтобы все разговаривали на украинском (читай на белорусском) языке, это надо делать аккуратно. Если вы хотите, давайте на беларускай мове будзем больш размаўляць, пачынаючы з дзіцячых садкоў. Спокойно это будем делать. Сейчас, я слышу, БНФ современная (я был свидетелем зарождения этого БНФ, я их всех знал, мы с Позняком были в прекрасных отношениях) параллели проводит: вось Лукашэнка, вось мы БНФ, сёння Лукашэнка робiць тое, што мы казалi. Да господь с вами. Вы только и делали то, что казалi и настраивали русских, украинцев и других против себя. Вот, что вы казалi: "мы незалежныя", "усе ворагi". А Лукашенка гэта рабіў без гвалту. Я тоже сторонник суверенитета и независимости больше, чем кто-либо». «То, что у БНФ на языке, у Лукашенко - на уме», выходит из этих слов.
Советская эпоха в оценках литвинско-беларусизаторских фальсификаторов истории Белой Руси и народно-исторического самосознания белорусов получает наиболее противоречиво-закрученное отображение. Нет никакого сомнения, что и в отношении ее у русофобской оппозиции власти А.Г.Лукашенко, националистической интеллигенции и прозападной части элиты и ее идеологических менеджеров никаких существенных расхождений нет - вплоть до симпатии если не к нацистским оккупантам, то уж точно к местным националистическим коллаборационистам. Однако если в отношении предыдущих эпох они уже не скрывают своего полного единомыслия, то здесь между союзниками намечается видимый «разлад»: если первые два союзника ничуть не скрывают своего принципиального антисоветизма, игнорируя даже обусловленность возможностей для собственной «беларусизаторской» пропаганды «свершениями» революционеров-большевиков и их «национальной политики», то вторые вынуждены лавировать - и не только и не столько для укрепления своих позиций во власти, сколько для втирания в доверие и самому А.Г.Лукашенко, и многочисленным белорусам (в том числе чиновникам), которые высоко ценят советскую эпоху и ее наследие (как правило, без критического разбора и анализа), но не имеют достаточной исторической просвещенности, рассудительности и православно-русского самосознания, чтобы твердо отвергать все поползновения неошляхетских, литвино-католических хлопоманов. Поэтому прозападные внутривластные идеологи отталкиваются от советской эпохи постепенно, признавая «прогрессивное» там, где обсекались духовно-исторические корни белорусов, и яростно нападая на то, что поддерживало их в тяжелую, в целом интернационально-атеистическую эпоху, а главное - продвигая идею «примирения всех идеологических оппонентов ради мира и процветания суверенной Беларуси» (как это происходило и на Украине): как мы помним, их общая стратегия пролегает через десоветизацию к дерусификации, дебелорусизации и дехристианизации Белой Руси.
Достижения этих русофобских «десоветизаторов» вскоре дают о себе знать. В один из дней «новая националистическая организация "Дзея", за созданием и менторством которой стоит ярый русофоб и провокатор Алесь Логвинец, разразилась в социальных сетях воплями радости: "Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Минского областного исполнительного комитета назвало Слуцких повстанцев национальными героями, "освободителями независимости Беларуси" и поручило местным властям привлечь "заинтересованные государственные органы" к рассмотрению обращения по сути". Цель обращения националистов в областные органы власти - призыв к установке слуцким "повстанцам" памятника в центре города Слуцка». Как отмечает автор заметки, «такой ответ на обращение чиновников Главного управления идеологической работы Миноблисполкома - как минимум огромное головотяпство, а как максимум преступление против белорусского народа и белорусской истории! Слуцких бандитов, которые в 1920 году с подачи оккупационных властей и Булак-Балаховича терроризировали местное население и чинили беспредел, чиновники превозносят, называют не иначе как "национальными героями" и "освободителями Беларуси". Этими действиями чиновники, прежде всего Татьяна Хмель, дают националистам зеленый свет. Кульминационной пропагандистской задачей является установка памятнику слуцким террористам... Прежде всего, памятник националистам в Слуцке нужен для проведения ежегодных пропагандистских мероприятий националистического характера. Например, в ноябре каждого года свежее завербованные молодчики из ультрарадикальной организации "Молодой фронт" принимают присягу на верность идеалам русофобов... Местной, областной и республиканской властям и в особенности идеологам на местах необходимо перепроверять, с кем они ведут переписку и кому предлагают сотрудничество. Нельзя допустить глорификации слуцких бандитов - это будет плевком в историю белорусского народа...Необходимо оперативно обратить внимание на абсурдную и пугающую ситуацию, иначе - не миновать беды». Очевидно, однако, насколько не случайной является эта «ошибка» в свете запущенной волны «беларусизации» - «прочтения истории в интересах белорусской нации».
Все больший размах приобретает совместное нападение оппозиции и прозападной внутривластной элиты методами перевирания истории на личность и эпоху Иосифа Сталина - личность очень непростую и с весьма разными этапами своей жизни. Пользуясь этими противоречиями (не имея таковых, например, в случае со святым царем Николаем II или благоверным царем Иоанном Грозным, они вынуждены просто врать), они подвергают нападкам именно те стороны его деятельности, в которых он разрушал планы русофобских большевиков-революционеров и, в частности, «беларусизаторской» интеллигенции. В особенности достается «сталинским репрессиям», в которых священники, ученые и трудолюбивые крестьяне уничтожались вместе с предателями, шпионами и самими активными ОГПУшниками и доносчиками, включая тех самых русофобских «беларусизаторов». Но если в отношении первых Сталин просто не препятствовал (да и не мог) почти полностью еврейско-польскому по составу карательному ведомству Еноха Ягоды со товарищи, то в отношении вторых проявил усердие и сам, за что и стал жупелом всех современных «европеизаторов» - от либералов до националистов. Недаром символом и «сакральным местом» для прозападно-националистической оппозиции и интеллигенции стали урочище Куропаты на окраине Минска («минское Бутово»), куда те водят «крестные ходы» и совершают «молебны» с чтением стихов.
В действительности весь этот лицемерный скулеж направлен отнюдь не на ежовский НКВД, белорусское отделение которого возглавлял Борис Давидович Берман, а на разжигание русофобии через обвинение в репрессиях России и использование их, по словам научного сотрудника Института российской истории РАН, для «создания конфронтационной истории России и Беларуси»: «Националисты, "свядомое кола", говорят о четверти миллиона человек, которые якобы покоятся в Куропатах. Это абсолютнейший абсурд. Общее число расстрелянных в ходе не только "Большого террора", но и в период всех сталинских репрессий в Белоруссии составляет никак не миллионы, а примерно 36 тыс. человек. Когда говорят о том, что в Куропатах покоится четверть миллиона - это не просто заблуждение, а откровенная ложь, которая используется в политических целях... Оценки показывают, что в Куропатах может лежать от 7 до 9 тыс. человек. Это наиболее точная на данный момент цифра». Характерно и замечание о том, что «у нас, к сожалению, есть трудности именно с организацией научного взаимодействия между историками России и Беларуси. Дело в том, что по определенным причинам сейчас не работают механизмы академического обмена. Белорусскому историку проще приехать для работы в архив Польши или какой-то прибалтийской страны, чем в Россию. Это абсолютный абсурд, но, к сожалению, в результате реформы Российской академии наук [по поручению Путина - по западному образцу институтов «научных услуг»] сложилась подобная, совершенно дикая ситуация». Более детальное изложение «проблемы Куропат» выявляет еще более тонкие подробности - о преобладании среди захоронений могил расстрелянных ССовцами во время Отечественной войны (с соответствующим содержимым среди останков), а также о раскручивании «сталинской версии» захоронений и раздувании численности жертв самой прокуратурой перестроечного БССР. Однако ведущий государственный СМИ-идеолог Якубович, стремится во что бы то ни стало утвердить легенду Куропат как символа «сталинских незаконных аморальных политических репрессий» (по типу украинского «Голодомора») с объединением вокруг него «государства и общественных организаций» националистической оппозиции, вплоть до создания «общенационального мемориала скорби и памяти», считая это делом своей жизни.
Целенаправленную кампанию прозападных идеологов по «десталинизации» (хотя из Беларуси память про Сталина в общественном пространстве практически выметена), за которой кроется реабилитация «невинных жертв сталинских репрессий» (а далеко на горизонте - нацистского коллаборационизма), подхватило Министерство культуры (точнее начальствующий над ним круг лиц в Администрации Президента), демонстративно в пику России «допустив к прокату фильм "Смерть Сталина"» британского режиссера, запрещенный к показу в Российской Федерации за сплошные мерзости и русофобскую клевету, поскольку «в ходе просмотра картины специалисты внутренней экспертной комиссии министерства культуры не выявили фактов нарушения белорусского законодательства» и, более того, «направлять фильм в республиканскую экспертную комиссию (по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости) посчитали нецелесообразным».
От шельмования «кровожадного» Сталина - естественно, с забвением о «Красном терроре», совершавшемся «благодетелями», «даровавшему белорусской нации долгожданную независимость», - перестройщики исторического самосознания постепенно подбираются к доселе неприступному бастиону - Великой Отечественной войне и Победе в ней, которые еще многими в Белоруссии почитаются священными и на чествовании которых во многом создавал свое реноме А.Г.Лукашенко и выстраивалась при нем идеология народно-исторического сплочения белорусов. Поэтому это событие - возможно, единственное, которого не касаются идеологи Макея-Якубовича-Янчевского. Зато глумиться над ним позволяется оппозиционным СМИ - как «радикально-несистемным», так и «умеренным» во главе с карманным ТУТ-Баем (и, однако же, самым читаемым в белорусском интернете). Причем, - не отходя от Сталина, «усатого упыря, уничтожившего половину своей страны; параноика, поверившего разве что другому параноику (Гитлеру), который истребил миллионы людей», который подписал «преступный пакт Молотова-Риббентропа» и «на пару с Гитлером раскромсал Польшу», «спрятался в первые дни войны» и «бросал людей без счета на вражеские амбразуры», наконец, «портрет которого - это утверждение в качестве ценности не просто не ценного - а преступного» и «маленькие портретики в руках у людей (и отнюдь не пожилых), а главное - большой портрет Сталина, развернутый на ступеньках филармонии в кошмарном сне не могли привидеться» Чернявской-Зиссер. И как бы «незаметно перескакивая» к изменению идеологии Дня Победы, которую для русофобских либералов хотелось бы сделать «скорбным» (вместо «дня карнавальной войны»), «днем поминовения», в которой «надо бы поменьше шума» и «отмечать его не массовыми гуляниями..., а в своем кругу», и вообще который нужно учиться «отмечать в других странах, так как это не только Великая Отечественная, но и мировая война, у нас нет на нее "монополии", а числом жертв меряться неприлично». Одним словом, так, как хотелось бы либеральным коллаборационистам и в полной противоположности по духу народному шествию «Бессмертного полка». Точно в таком же духе уже много лет на государственном уровне упорно замалчивается и никак не отмечается величайшее событие воссоединения (под руководством «кровавого упыря» Сталина) в сентябре 1939 года с БССР Западной Беларуси, находившейся доселе под этноцидом со стороны пилсудческой Польши.
А вот воинственно русофобским СМИ и журналистам позволяется откровенно, кощунственно и совершенно безнаказанно издеваться над Днем Победы и памятью советских воинов-освободителей - как той же нобелевской лауреатки Алексиевич, которая свободно проводит свои собрания в крупнейших государственных заведениях Белоруссии, и у которой советские войны во время освободительного похода «ловили немецких девушек и вдесятером насиловали одну; боялись только, чтобы наши медсестры не узнали - стыдно», просили перед смертью медсестер «расстегнуть халат и показать грудь», сношались по очереди с тремя девушками в ночь перед смертельным боем, «закалывали пленных как свиней шомполами» и «резали их по кусочкам» и занимались прочими подобными делами. В этих СМИ уже даже не Сталин с показным негодованием уравнивается с Гитлером, а Советский Союз - с нацистским Третьим Рейхом с мыслью о том, что победи Гитлер - и через какое-то время «нацистские крайности» в нем также бы сгладились, как и «кроваво-сталинские» в СССР: «Представьте себе, идёте вы по проспекту Вермахта в своём родном городе и смотрите на помпезные фасады домов 1950-х годов постройки, известных в народе как "гитлеровки". Фасады украшены грозными орлами древнеримского образца, иногда держащими в лапах свастику, либо прусские кресты. Памятники Гитлеру снесли ещё в 1960-е, когда национал-социализм стали очищать от культа личности страшного тирана и отказались от ужасных идей расовой биологии. Но даже после распада Третьего Рейха в 1991 году его символы на фасадах решили не убирать. Архитектурная память, всё-таки». Так и хочется добавить: «точь-в-точь как замки польско-литовской магнатерии, которые вы так трепетно оберегаете».
Дальше же начинается отождествление с воображаемо выжившим Третьим Рейхом самой России: «В вашей же стране к нацистскому прошлому относятся более спокойно. Улицы Гитлера в городе больше нет, но фактически все улицы названы в честь других, менее брутальных национал-социалистов, а также в честь известных немецких исторических деятелей... Кое-кто иногда возмущается, почему в центре города стоит памятник пруссу, а памятников нашим отечественным писателям с фонарём не сыщешь...И хотя с 1991-го года вы живёте в независимой стране, многие считают Германию братским государством, знают и любят немецкую культуру больше, чем свою собственную. Некоторые даже называют себя немцами, дают детям немецкие имена... Что поделаешь, нацистское прошлое... И вот вы смотрите на этот парад со свастиками, на эти немецкие танки, едущие по проспекту, на этих радостных детей с чёрно-красными лентами, слышите немецкие военные песни, но вместо гордости они вызывают у вас тошноту от всего этого лицемерия. Война была ужасна. Погибли миллионы людей. Вот из таких танков по ним стреляли люди вот в такой форме, с этими вот флагами, с этими свастиками. В итоге победили нацисты, и теперь вы говорите на немецком языке и каждый новый год смотрите старый нацистский фильм «Ironie des Schicksals». Они победили, и теперь они герои, и вы должны сказать им спасибо, потому что могли победить другие, которые ещё хуже. Но значит ли это, что победили вы и ваш народ, а не только нацисты и те из ваших соотечественников, кто их поддерживал? Ваша ли это победа?».
Подготовкой к реабилитации нацистских коллаборационистов как «свядомай национальной элиты», преемников окатоличенно-ополяченной шляхты и «возрожденцев», закономерно служит клевета и надругательство над памятью и достоинством советских и непосредственно белорусских партизан. На проведенной Администрацией Президента и Министерством информации «в конце февраля - начале марта 2018 года на XXV Международной книжной ярмарке в Минске издательством была представлена книга Богдана Мусяла... "Советские партизаны в 1941-1944 годах. Мифы и реальность"..., с помощью которой теперь, судя по всему, будут разрушать память народа о партизанском движении в Беларуси и о войне, которая для белорусов была Великой Отечественной». В книге, «написанной поляком и переведенной с немецкого...сразу же во введении сообщается, что война была "немецко-советской" [как и предыдущие две Отечественные - "русско-французская" и "русско-германская" в интерпретации внутривластных идеологов], а тема партизанского движения в СССР - "наиболее идеологизированной". Далее читателя ставят перед "фактом", что широкая поддержка партизанского движения в Белоруссии - миф. Да и сами партизаны, дескать, не были ни интернационалистами, ни людьми высокой морали. И смотреть на них нужно "критическим взглядом". Через призму, надо полагать, польскую - там лучше знают историю Белоруссии... Рассказывает автор и о том, что "сегодняшние западные области Беларуси... были в 1939 году заняты и аннексированы Красной Армией", и если вначале большинство белорусов приветствовали Советскую власть, то потом "пассивно сопротивлялись" Советам... Далее осторожно сказано о том, что партизанская борьба привела к геноциду белорусов». Теперь антиисторическая ложь при поддержке органов государственной власти «будет шаг за шагом вползать в общество». Совершенно безнаказанно «книга презентуется в Витебске...; ролики про книгу о "мифах" про советских партизан появились в социальных сетях...; "Наша Ніва", рекламирует книгу, отмечая, что "автор не обошёл таких вопросов, как алкоголизм и антисемитизм советских партизан, их нападения на мирное население" [вспомним арест и осуждение трех патриотических ученых-журналиста за "унижение национального достоинства белорусов"]. Образ советского партизана, который хочет всучить белорусам оппозиция [и "шестая колонна" во власти] вкупе с польским историком, - это образ пьяницы и ксенофоба, мародёра и бандита».
И как следовало бы отреагировать на такие публикации властям государства со «святым отношением к памяти ВОВ» и «нерушимым братством с Россией»? Или на статью «Победобесие продолжается», автор которой сетует, что «две последние диктатуры Европы в пропагандистских целях всё ещё продолжают отмечать 9 мая так называемый "день Победы в Великой Отечественной войне"». Оказывается, «помпезно отмечать "победу" в войне за мировое господство одного кровавого тирана над другим бесноватым тираном...- это похуже святотатства. Это каким-то скотством попахивает». Куда ведет, в конечном итоге, «новая картина истории» можно увидеть в следующих рассуждениях: «Сталин выжидал, когда Гитлер сам нарушит тайный сговор. Что в итоге и случилось. И тем самым позволило Сталину привлечь на свою сторону самых главных и мощных союзников - США и Великобританию. И именно эти страны в итоге и оказались победителями в той самой кровавой войне в истории человечества... Уже разоблачены мифы о "героях-панфиловцах", о "героическом подвиге" зомбированной Зои Космодемьянской (она поджигала дома в оккупированных деревнях Подмосковья, была поймана, и после пыток повешена немцами прилюдно под проклятия жителей деревни Петрищево) и многое другое из арсенала коммунистической пропаганды... Невероятное по своей абсурдной логике пропагандистское клише по отношению ко второй части той войны (1941-1945 гг.), т.е. слова "Великая Отечественная", причём оба слова с большой буквы - яркий пример долгой и изощрённой промывки мозгов. Всякая война - это зло. А вторая мировая война 1939-1945 годов - это чудовищное зло. И применять эпитеты "Великая" и "Отечественная" к злу и части той войны, ставшей уже историческим событием - это не поддаётся сегодня логическому объяснению... Европа и мир, как и наши ближайшие соседи - украинцы после победы Евромайдана, который в Украине называют "революцией достоинства", отмечают 8 мая как День памяти и скорби по всем погибшим в той войне в Европе. А учреждённый в 1945-м кровавым тираном Джугашвили (Сталиным) "день победы" 9 мая - это сегодня выглядит подобно рудименту на больном теле человека»? Впрочем, вскоре этот Знавец отходит от уравнивания СССР и Третьего Рейха, обнаружив «подлинный облик» руководителя гражданской германской оккупационной администрации Генеральной округи «Вайсрутения» (Беларуси) Вильгельм Кубэ, «деятельность которого с его поплечниками явилась решающим фактором» не только в рождении современной независимой Беларуси, но даже «в деле восстановления БССР в 1945-м»! А ведь мы и по сей день можем спокойно прочесть данный материал на весьма популярном сайте с белорусским доменом.
Самое прискорбное, что белорусская гуманитарная интеллигенция (и прежде всего, историки) должна осознавать всю катастрофичность последствий такого либерального шествия националистического неофашизма, как и в целом литвинизма, попирающим как духовно-нравственную истину, так и научную правду, и первой вставать на защиту последней. Однако, на самом деле, от всех «высоких идеалов», на страже которых якобы стоит эта интеллигенция, считающая себя «совестью нации», она легко отказывается в угоду личному комфорту и карьерной безопасности.
Знаменательным событием здесь стало проведение «в Москве на Историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова...международного круглого стола "Осмысление альтернативных концепций российско-белорусской истории", организованный Фондом развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия"..., президент которого Алексей Владимирович Кочетков заявил...: "Главная причина сложившейся на Украине на сегодняшний день ситуации - это то, что различие в подходах к истории легло в основу противостоящих друг другу идеологических концепций...; очень не хотелось бы повторения у нас тех же проблем, что и у наших соседей"». На нем, на фоне рассказов представителей российской исторической науки о вкладе историков в интеграцию России и Беларуси, о необходимости строительства государственности славянских народов на победах и достижениях, о давлении западных (в частности, польских) концепций истории восточных славян на их собственную историографию и презентации участникам круглого стола (белорусам!) научно-популярной книги Всеслава Зинькевича (той самой) ""Несвядомая" история Белой Руси", белорусские философы и историки-западноруссисты получили уникальную возможность встретиться лицом к лицу с коллегами-руководителями государственной исторической науки.
На этой очной ставке патриоты-западноруссисты буквально возопили о происходящих бесчинствах. Профессор И.И.Антонович «раскритиковал попытки отдельных историков подменить изучение белорусской государственности низкокачественной публицистикой, глорифицировать литовско-польский период белорусской истории и очернять русско-имперский». Ведущий научный сотрудник ЦПИ РАН А.Д.Гронский (он же преподаватель Минской духовной академии) «затронул вопрос о модернизации белорусской истории и рассказал об [абсурдных] курьёзах с этим связанных». Ведущий научный сотрудник РИСИ О.Б.Неменский «также остановился на проблеме модернизации истории...: важным фактором национальной идентичности является самоназвание, и если в XV-XVI веках жители Западной Руси считали себя русскими, то и в сегодняшней научной литературе их следует называть русскими». Венчал набат знакомый голос профессора Л.Е.Криштапович, «призвавшего ученых обратить самое пристальное внимание на попытки фальсификации общерусской истории Беларуси и России: "Давайте говорить откровенно. Сегодня идёт битва за историю наших народов. Сознание подвергается массированному антиисторическому давлению. Вместо подлинных исторических фактов, нам навязываются антиисторические взгляды... Если мы говорим об альтернативных концепциях, значит, мы говорим о ложных концепциях. Посмотрите на прилавки белорусских книжных магазинов - они завалены литературой, которая представляет этот ложный взгляд на российско-белорусскую историю».
В ответ же от высокопоставленных белорусских историков ученые-патриоты (и мы) услышали лишь старую песнь. Директор Института истории НАН РБ В.В.Данилович поведал, «что белорусская государственность имела как историческую форму (Киевская Русь, Полоцкое и Туровское княжества, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская Империя), в рамках которой шло формирование белорусского народа [особенно «шло» в составе Речи Посполитой, причем - наравне с Российской Империей], так и национальную (государственность титульной нации), куда он включил БНР, ССРБ, ЛитБел, БССР и Республику Беларусь». Доцент исторического факультета БГУ В.А.Воронин «сделал акцент на преемственности древнерусского и литовского периодов белорусской истории». Окончательно же принес от лица официальной белорусской науки правду в жертву «промыванию мозгов» декан историко-филологического факультета Могилёвского государственного университета В.В.Борисенко, который «остановился на проблеме восприятия трёх разделов Речи Посполитой в российской, польской и белорусской историографиях. Он отметил существенную разницу в оценке данного исторического события учёными трёх стран. В ходе своего выступления В.В.Борисенко, сославшись на белорусских историков, заявил, что многие жители России бежали в Речь Посполитую в поисках свободы от притеснений».
Совместно эта группировка высокопоставленного обслуживающего идеологический заказ научного персонала под руководством «бывшего БНФовца» руководителя комиссии Палаты Представителей по образованию и науке, историка Игоря Марзалюка «планирует заменить в белорусских высших учебных заведениях курс "Истории Белоруссии" на "Историю белорусской государственности"..., в котором "будет белорусская субъектность, но не будет лжи: ни правой, ни левой, ни бээнэфовской, ни западнорусской"». Будет только бээнэфовская «правда» - как видно из всего цикла статей о борьбе против православно-русского народного самосознания в Белоруссии. «"Мы оставляем лишь то, что важно для каждого патриота и гражданина", - подчеркнул представитель белорусского парламента». И ничего «лишнего» знать среднему белорусу не стоит. Впрочем, он уже и теперь стараниями таких «просветителей» имеет весьма «беларусизированные» представления об отечественной истории: по итогам социологического опроса более 1000 белорусских студентов ВУЗов, по вопросу «С историей какой страны, на Ваш взгляд, переплетается история Беларуси в наибольшей степени» (слайд 14), выяснилось, что для 70% белорусов она сплетена с историей Польши и Литвы (из них Польши - у 42%), и только у 30% - с Россией и Украиной (у российских студентов эта доля - 85%, из них 75% - с Белоруссией).
Пантелеимон Филиппович