Просвещение для возрождения

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
768
Время на чтение 16 минут

Сергей Игоревич Астахов

В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня рождения нашего выдающегося иерарха митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) († 1995). Владыка был воистину пастырем добрым, и теперь, спустя время, все отчетливее проявляется великое благотворное значение его слов и деяний, посеянное им семя веры и правды приносит драгоценные плоды. Одно из таких плодотворных начинаний, у истоков которого стоял приснопамятный архипастырь, - уникальное издательство «Царское Дело», книги которого давно стали любимым чтением многих верующих. Милостью Божией, побывав в Санкт-Петербурге, мы познакомились и побеседовали с его директором - Сергеем Игоревичем Астаховым.

«ПРАВИЛЬНЫЕ» КНИГИ

- Сергей Игоревич, расскажите, пожалуйста, о Вашем издательстве. Когда и как оно возникло, откуда такое название - «Царское Дело», что издаете?

- Основано «Царское Дело» было в конце 1994 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Название нам дал Леонид Евгеньевич Болотин, с которым мы давно знакомы и сотрудничаем. Инициативная группа по созданию издательства состояла из нескольких человек. В частности, туда входил Константин Юрьевич Душенов, руководитель пресс-службы Владыки. А я на тот момент был одним из ее сотрудников.

Основное направление деятельности, определенное изначально - выпуск православно-патриотической литературы. Т. е. не просто православных, святоотеческих или богослужебных, а именно православно-патриотических книг.

- Такой курс Владыка задал?

- Да, это линия была избрана именно владыкой Иоанном. И мы стараемся ее неизменно придерживаться.

- А с помощью каких ориентиров, авторов? Как Вы выбираете «правильные» книги?

- Любая подлинно православная литература, безусловно, полезна. Мы сотрудничаем со многими издательствами и видим, что на этом поприще далеко не одиноки. И слава Богу! Но у каждого при этом есть свои отличительные черты. В частности, нашей особенностью стала разработка серии «Духовное возрождение Отечества», в основу которой легли в первую очередь труды самого митрополита Иоанна. И до сего дня они остаются для нас приоритетными.

- Назовите, пожалуйста, самые важные из них.

- Конечно, главная его работа, которая выдержала уже больше десяти тиражей, - книга «Русская симфония». Мы считаем ее своего рода визитной карточкой нашего издательства. Ее знают многие читатели в России и за рубежом. Это сборник очерков по историософии - духовное осмысление истории нашего Отечества.

Помимо нее мы издавали не менее известный сборник проповедей Владыки «Голос вечности»; его письма духовным чадам: «Дай мне твое сердце» - это письма мирянам, «Наука смирения» - письма монашествующим и «Время приобретения» - переписка с одной рабой Божией, также духовной дочерью. Далее, публицистические работы Владыки - статьи, выступления 1992-1995 годов - составили книгу под названием «Русский узел», которая также выпускалась неоднократно. Есть и менее известный труд, созданный на основании материалов, переданных нам уже после кончины митрополита Иоанна - «Ключ к „Отечнику" святителя Игнатия (Брянчанинова)», систематизированное Владыкой по определенным темам святоотеческое творение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА

- Спаси Господь за такие действительно чрезвычайно полезные для возрождения нашего Отечества дела! А какие еще выпускаемые издательством книги Вы можете отметить как приоритетные?

- Соответственно названию мы в первую очередь заинтересованы в издании литературы на тему православного самодержавного Русского Царства, а также книг о нашем последнем Государе, святом Царе-мученике и страстотерпце Николае Александровиче и его Семье.

Здесь можно назвать важную работу Виктора Кобылина «Анатомия измены», тоже переиздававшуюся несколько раз. Она имеет подзаголовок «Истоки антимонархического заговора», а название первого заграничного издания звучало так: «Император Николай II и генерал-адъютант Алексеев». Эта книга касается самого наболевшего вопроса - о заговоре, предательстве Государя.

И еще одна знаковая для нас и неоднократно переиздававшаяся работа, которая, на мой взгляд, крайне важна для понимания Русской истории и особенно духовных причин т. н. Русской революции - «Воспоминания» Николая Давидовича Жевахова. Два достаточно объемных тома мы объединили в одну книгу - «Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова». Это очень яркое произведение, автор которого, будучи человеком неравнодушным, глубоко и искренне верующим, убежденным монархистом, патриотом, раскрыл и показал все те страшные события, которые происходили в Русском обществе накануне революции 1917 года - и в первую очередь как человек, который занимал важную внутрицерковную должность - кстати, по личному назначению Государя Николая II. Жевахов, можно сказать, бил в набат. Он показывал, что страшный яд либеральных идей глубоко проник в Русское общество - не только в аристократические, но и в церковные круги, что самое страшное. Вот эти разрушительные тенденции Николай Давидович описал правдиво, живо и ярко в своих «Воспоминаниях». Он дает подчас нелицеприятные оценки различным историческим персоналиям, известным людям того времени. Поэтому неудивительно, что его книга многими была встречена, мягко говоря, без восторга.

.- А что еще Вы издаете по царской теме?

- Относительно новая книга - «Царский лейб-медик», о Евгении Сергеевиче Боткине, враче-страстотерпце, прославленном в феврале 2016 года. Автор этого биографического труда - Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина, дочь святого. Она написала и выпустила его в эмиграции во Франции, где жила и почила. Там остались ее сродники, с разрешения которых мы и осуществили издание на русском языке. Это сочинение уникально и интересно тем, что раскрывает служение Евгения Сергеевича, начиная с царскосельского периода и заканчивая тобольской ссылкой, где автор пребывала со своим отцом; и, соответственно, отражает многие важные детали подвига святой Царской Семьи и их верноподданных.

Еще хочу упомянуть книгу «Страницы моей жизни» Анны Александровны Танеевой (Вырубовой) - лучшей подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны и самого близкого, на мой взгляд, человека для Царской Семьи. Анна Александровна была воистину «верная Богу, Царю и Отечеству» - так называлась одна из ранее выпущенных нами книг о ней. В новое же издание вошли воспоминания, которые она написала в эмиграции в Финляндии и опубликовала в Берлине и Париже (мы работали с берлинским текстом). Анна Александровна умерла в 1964 году, прожив в монашестве с именем Мария 40 лет, находясь в крайней нищете, всеми оставленная и оклеветанная. Долгие годы ее воспринимали как недалекую интриганку при дворе, и лишь в последнее десятилетие ее имя начинают чтить, а на ее могилу на православном кладбище в Хельсинки стекается множество паломников. Хочется верить, что этому посодействовали и труды «Царского Дела». Для нас очень важен ее духовный опыт, ведь Господь сохранил ей жизнь, вопреки пяти арестам на Родине и гонениям на чужбине. Весь страдальческий путь монахини Марии Танеевой (Вырубовой) - подвиг служения верой и правдой России и памяти Русского Царя и его Семьи. Ее воспоминания на «Страницах моей жизни» несут светлый образ святых Царственных Мучеников. Она написала о них необычайно тепло, с такой неподдельной любовью, как никто другой.

Есть еще книга, правда, тоже автора не сегодняшнего - Ильи Дмитриевича Сургучева - «Детство Императора Николая II», написанная и опубликованная впервые во Франции в 1953 году. Мы ее тоже издавали не единожды. Это замечательная документальная повесть для детей и взрослых.

А из современных работ могу упомянуть книгу Виктора Корна «И была надпись вины Его: „Царь"». Она затрагивает проблему убийства Царской Семьи, предлагая читателю посмотреть на это злодеяние как на явление, требующее еще многого осмысления и детального, серьезного, кропотливого расследования. Хотя, конечно, уже написано на эту тему немало - П. В. Мультатули, О. А. Платоновым и др., но екатеринбургское преступление по сей день имеет ряд сложных граней и темных пятен.


Книги «Царского Дела»

– Сейчас, в связи с новой волной экспертиз екатеринбургских останков, это более чем актуально…

– Согласен. И думается, хорошо, что разные авторы предлагают различное видение того страшного злодеяния, в чем-то дополняя, а в чем-то дискутируя друг с другом. В любом случае, мне кажется, точка в этом вопросе еще не поставлена.

– А люди покупают такие книги, интересуются этой темой? Какие тенденции Вы замечаете у читателей?

– Да, эта тема сейчас важна и востребована. За 23 года, что мы с Божией помощью трудимся, уже новое поколение народилось и пришло в Церковь, которое, безусловно, неравнодушно к царскому делу. Я вижу живой интерес, и особенно на выставках, где есть возможность пообщаться с православной аудиторией из разных городов. Люди подходят, спрашивают, в том числе и об отношении нашего издательства к острым вопросам – к екатеринбургским останкам, т. н. «отречению» Царя. Хотят разобраться и понять, что же происходило в те роковые для России 1917–1918 годы. Конечно, чтобы нам сейчас это правильно осмыслить, необходимо досконально изучить ключевые моменты. И слава Богу, что теперь уже появилось немало затрагивающих их трудов.

ДУХОВНАЯ БИТВА

– И все-таки с какими критериями Вы подходите к выбору авторов и произведений?

– Разумеется, мы не издаем все подряд. Понятно, что такие сочинители, как Радзинский и иже с ним, тоже что-то пишут о случившемся с Россией 100 лет назад. Но то, как и что они пишут, их взгляды на Русскую историю – нам не только не близки, но категорически для нас неприемлемы. Такие работы мы не возьмемся издавать ни при каких условиях финансирования. Ибо это – совершенно недопустимая ложь о нашем прошлом.

Вообще, царская тема очень обширна, и чем больше мы узнаем о Царской Семье, тем хочется еще глубже и сильнее этой темой проникаться. Ведь вопрос православного самодержавного Царства, идея Монархии становятся все актуальнее, и потому подвиг Государя Николая II и всей его Семьи требует особого внимания.

Но когда какие-либо источники начинают подавать правдивую информацию на такую жизненно важную для страны тему – будь то издательство О. А. Платонова «Институт Русской цивилизации» или общественное движение «Царский Крест» А. Порожнякова – то, естественно, враг рода человеческого ополчается на этих царских подвижников. Нападки, к сожалению, неизбежны, особенно в нынешнее смутное и лукавое время. Ясно, что эти люди находятся на передовой борьбы со злом, ибо диавол есть отец лжи, в том числе лжи про нашу Русскую историю, Царскую Семью и их верноподданных.

Поэтому в просветительской деятельности я вижу серьезный смысл – обострение духовной брани, по всей видимости, должно привести к победе света над тьмой. Сейчас многим приходится, а в конечном счете придется всем – делать свой выбор: с Богом мы и Его святыми или предаем Его и верных Ему и пребываем под влиянием понятно каких сил.

«ЦАРСКИЙ ДРУГ»

– Сергей Игоревич, на меня произвела сильное впечатление новая книга Вашего издательства «Вериги любви» – к столетию мученической кончины Григория Ефимовича Распутина († 17/30 декабря 1916 г.). Знаю, что Вы возглавляете Народную комиссию по его общественной реабилитации. Расскажите, пожалуйста, как, на основании чего сформировалось Ваше отношение к этому человеку?

– Началось все с того, что лет 25 назад мне попала в руки самиздатовская брошюра «Житие опытного странника». Прочитав ее, я понял, что автор – совсем не такой Распутин, о каком мне рассказывали в школе и институте. Вот с этого момента возникло желание узнать о Григории Ефимовиче подробнее: каким он был, почему так приблизился к Царской Семье, как попал во дворец, каковы обстоятельства его кончины и т. д.

И я обнаружил, что во всех архивных материалах, царских дневниках и переписке Государя с супругой, Григория Ефимовича всегда называют «Другом» – именно с большой буквы, и нет ни одного негативного слова или даже намека на осуждение его личности, взглядов, поступков. К тому же Императрица собственноручно скрупулезно переписывала в свою тетрадь все присылаемые старцем Царской Семье письма и телеграммы. Вот, насколько она дорожила его посланиями!

– Да, мне кажется, наследие Григория Ефимовича, собранное в вашей книге, лучше всего позволяет понять, какой это был глубоко духовный, смиренный и любящий Бога и ближних человек.

– Да, именно. И, соответственно, у нас встал вопрос: почему этот подвижник был так оболган, оклеветан, и до сих пор вся та ложь жива, несмотря на множество опровергающих ее трудов. У меня со временем собралась своего рода библиотека, посвященная старцу Григорию, объемом в две книжные полки. И я пришел к убеждению, что эта тема в истории нашего Отечества крайне важна. Неслучайно Пуришкевич, принимавший активнейшее участие в заговоре против Григория Ефимовича и Царской Семьи, впоследствии отмечал, что убийство Распутина было «первым выстрелом Русской революции». Т. е. это то величайшее зло и преступление, которое послужило отправной точкой к дальнейшему кровопролитию, в том числе и к убийству Царской Семьи.

Старец Григорий – простой Русский мужик, который родился и вырос в Сибири, не знал грамоты, но по памяти цитировал Священное Писание, потому что постоянно посещал службы, святые места, странничал на Святую Землю. Он был человеком Божиим, подвижником. Впитав в себя духовное видение мира, познав его открывшимися духовными очами, он попал в Петербург, где был представлен Царской Чете, увидевшей в этом человеке из крестьян носителя живой искренней веры, истинного Русского духа. Будучи сами глубоко верующими, Царственные Мученики почувствовали в нем это качество – простую истовую веру, которой им так часто недоставало в окружении.

И конечно, значительную роль сыграл Цесаревич Алексий – Григорий Ефимович выступил главным образом молитвенником за Наследника. Мы знаем, что неоднократно именно по его молитвам облегчались тяжелые приступы гемофилии, фактически смертельные. Также старец Григорий служил связующим звеном между Царем и Русским народом. Т. е. этот простой Русский мужик из Сибири пришел во дворец как вестник, посланник Русского народа, принес знание и видение крестьянина, которого там не хватало. И молитвенную поддержку всей Царской Семье от Григория Ефимовича невозможно переоценить – они в ней нуждались, они ее чувствовали и поэтому неоднократно за ней обращались, – в первую очередь Государь, правивший Россией в столь тяжелое время.

Можем ли мы на все это закрыть глаза и сказать, как некоторые, в том числе православные, что Царская Чета заблуждалась по отношению к Григорию Распутину, неправильно оценивала этого человека и не понимала его духа? Это невозможно! Ведь духовный путь святой Царской Семьи, окончившийся их великой вечной славой через христианское перенесение страшных земных страданий – их восхождение на Русскую Голгофу, складывался в течение всей их жизни, и как раз в общении с этим удивительным человеком, их духовным Другом. Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?!

– А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания...

– Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред.). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти.

По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора!

Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом. Солист диско-группы «Бони М» Бобби Фаррелл, в 1980-е годы прославившийся исполнением пасквильной гнусной песни о России Rasputin, кощунственно пародировавший старца в своих шоу, в 2010 году приехал выступить в Петербурге. Остановился в отеле «Амбассадор» – недалеко от Юсуповского дворца, где произошло страшное убийство Григория Ефимовича; после концерта закрылся в своем номере, лег в кровать, а утром… не проснулся. В ночь на 30 декабря!..


Место захоронения старца Григория в Царском Селе

Конечно, не нам определять суды Божии, но мы должны понимать, что любая ложь и клевета на подвижников чревата серьезными последствиями. И вот, чтобы их предотвратить в дальнейшем, мы с единомышленниками решили потрудиться для очищения в народном сознании имени и памяти Григория Ефимовича.

КОМИССИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ

- Кто состоит в вашей Комиссии по общественной реабилитации старца? Чем она занимается, как продвигается работа?

- На сегодняшний день состав Комиссии достаточно большой, туда входят: писатели Олег Платонов («Институт Русской цивилизации», Москва) и Игорь Евсин (Рязань), режиссер-документалист Виктор Рыжко (автор прекраснейшего 10-серийного фильма о Григории Ефимовиче, созданного по благословению старца Николая Гурьянова, Москва), журналисты Анатолий Степанов (главный редактор «Русской народной линии», Санкт-Петербург) и Виктор Саулкин (радио «Радонеж», Москва), историк и публицист Леонид Болотин (Москва), начальник Православной общевойсковой миссии Игорь Смыков (Москва), игумен Кирилл (Сахаров) (Москва), протоиерей Петр Влащенко (Ивановская митрополия), два священника из Санкт-Петербургской митрополии - протоиерей Алексий Успенский и иерей Сергий Чечаничев, а также Ольга Баранец (координатор Общества ревнителей памяти А. А. Танеевой (Вырубовой), монахини Марии, Санкт-Петербург) и Ваш покорный слуга в качестве ответственного секретаря Комиссии.

Наша цель - реабилитация имени Григория Распутина в обществе и сбор материалов о чудесах при молитвенном обращении к нему, подтверждающих его святость, для возможной последующей канонизации Церковью. Работа уже началась, и вот, я, пользуясь случаем, через Вашу газету призываю людей присылать такие свидетельства. Задача оказалась непростой, потому что эти материалы не должны быть анонимными, а многие говорят: «Мы вам расскажем, но не хотим, чтобы нас где-то упоминали». Однако комиссия по канонизации будет рассматривать только то, что подтверждено подписью, какими-то координатами, как сообщение реального человека.

Кроме того, чтобы осуществлять реабилитацию, нужны достоверные источники, исторические материалы и исследования. Самые важные и серьезные труды в этом направлении - это работы Сергея Фомина, Олега Платонова и Александра Боханова. И вот, первая издательская составляющая нашей программы - выпуск книги «Вериги любви», в которую вошли статьи, письма, размышления, изречения старца, т. е. практически все, что на сегодняшний день мы можем отнести к его личности, либо самостоятельно написанного, либо надиктованного, либо присланного им в качестве писем и телеграмм Царской Семье и А. Вырубовой.

Есть еще отдельный аспект нашей деятельности - содействие сохранению мест, связанных с памятью старца Григория. В первую очередь это место его временного погребения в Александровском парке Царского Села. Там А. Вырубова осенью 1916 года начинала строительство храма во имя преподобного Серафима Саровского при лазарете для раненых на полях Первой мировой войны - в благодарность за свое спасение в железнодорожной катастрофе в 1915 году в день памяти батюшки Серафима. Она тогда была сильно травмирована, и старец Григорий ее чудесно вымолил. А в декабре 1916 года в подклете этого возводившегося храма его и погребли. Примечательно, что одним из первых распоряжений Временного правительства за подписью Керенского было указание об извлечении и уничтожении честных останков Григория Распутина. Так вот, в 2005 году мы поставили там поклонный крест, который милостью Божией сохраняется, вопреки всем недовольствам и гонениям со стороны местной администрации. Этот объект уже известен многим в России и почитается, в том числе и нашими соотечественниками за рубежом. Но официально «узаконить» его в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» пока проблематично.

Известно, что после извлечения тело Григория Ефимовича было сожжено в Пискаревском лесу, но точное место этого злодеяния установить невозможно. А то, что сжечь не удалось, уничтожали затем в котельной расположенного неподалеку Политехнического института...

Существует также пятикомнатная квартира в Петербурге на улице Гороховой, дом 64, находившаяся в распоряжении старца Григория последние два с половиной года его жизни, где он принимал многочисленный народ. В ней тоже хотелось бы сделать место паломничества для почитателей. Но в силу того, что у нее как у коммунальной официально три хозяина, это непросто. Хотя среди владельцев все же есть понимание значимости этого помещения для Русской истории. На сегодняшний день работы по увековечению памяти подвижника ведутся в тех двух комнатах, которые удалось выкупить нашему соратнику Дмитрию Филатову.

А место убиения Григория Ефимовича - Юсуповский дворец - доступно сегодня в формате музея, где проводят экскурсии, посвященные семье Юсуповых. Но в подвальной комнате, где произошло это страшное преступление, лет десять назад была создана соответствующая экспозиция, в том числе в виде восковых фигур участников заговора и самого старца. Однако, надо отдать должное ее устроителям: к старцу они не относились негативно - это видно по подаче материалов и не может не радовать.

- Сергей Игоревич, давайте подытожим нашу беседу. На что в конечном счете направлены труды неравнодушных к царскому делу людей: патриотическое просвещение, очищение оболганных и возвращение забытых имен, сохранение исторических памятников и т. п.?

- На то, чтобы понять и признать те события 1917-1918 годов - предательство и убиение Божия Помазанника - духовной трагедией России. А также на преодоление этой трагедии через восстановление исторической памяти нашего народа и обретение им правдивого и осознанного отношения к прошлому. Это необходимо для правильного взгляда на будущее, точных прогнозов и оценки возможных рисков - чтобы подготовиться к любым серьезным испытаниям, которые пошлет нам Господь.

Для этого нам следует прежде всего правильно относиться к великому жертвенному подвигу святого Царя-Мученика Николая II и его Семьи, подвигу истинной Христианской веры и любви к Богу и своему народу. И тогда даже и речи не будет о каких-то провокационных «матильдах» и иже с ними.

От всей лжи и клеветы, опутавшей нашу страну - ее прошлое и настоящее, - я верю, мы обязательно избавимся - милостью Божией и молитвами святых Царственных Мучеников, старца Григория и всех верных Богу, Царю и Отечеству!

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

Источник: Электронная версия газеты "Православный крест"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Астахов
Плач сердца
Вышел из печати дневник Владыки Иоанна (Снычева)
30.06.2023
Ушел из жизни хранитель памяти о старце Григории Распутине
На кончину Дмитрия Николаевича Филатова
12.04.2023
Русский узел сегодня
В издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна (Снычева) «Русский узел»
24.01.2023
Малороссия в сердце Владыки Иоанна
К 95-летию со дня рождения митрополита Иоанна (Снычёва)
08.10.2022
Иван-Покштей
Издательство «Царское Дело» выпустило книгу о Кузнецком старце Иоанне
16.08.2022
Все статьи Сергей Астахов
Анастасия Державина
Святитель Игнатий – апостол наших дней
Беседа с благочинным Троице-Сергиевой пустыни
07.12.2018
Расчеловечивание на марше: что происходит с нашим образованием и со всеми нами?
Интервью с аналитиком о современной школе, цифровизации жизни, духовной брани и отговорках
28.09.2018
Все статьи Анастасия Державина
Иван Грозный
Политические теологии Третьего Рима и Третьего храма
Доклад на конференции «Собиратели земли Русской. Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович»
07.05.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19