
 
    
  
  Отец Василий Извеков
   
Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971-1990) протоиереем Василием Извековым.
- Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем жизненном пути, служении в Церкви.
  
    
  
  - Мои родители и родственники были верующие и воспитали меня так.
 В ноябре этого года исполняется 40 лет, как я служу в священном сане. С
 1972 года в Троице-Сергиевой лавре я учился и нес послушания, а до 
этого небольшое время прожил в горах Абхазии, чтобы укрепиться в вере, 
посмотреть, поучиться у старцев молитве.
   
  - А кто там тогда и как подвизался?
  
    
  
  - Был монах из Глинской пустыни, другой - из Почаевской лавры, а 
третий тогда был послушником, но впоследствии его постриг совершал 
нынешний Патриарх Грузинский Илия II. Суеты там никакой не было, как и 
праздности. Каждый был при своих послушаниях и молитве. Если ты не 
трудишься, то должен молиться, и наоборот. К тому же еще ночная общая 
молитва. Света там, конечно, не было, хлеба тоже. Для меня было все это 
непривычно, но впечатления, опыт - остались на всю жизнь.
   
  - И тем не менее Вы решили вернуться в мир и стать приходским священником?
  
    
  
  - Тяга к монастырю у меня всегда была, но по жизни получилось, 
что я женился. Слава Богу за все, конечно. Да, тогда я вернулся, 
поступил дальше учиться, но уже не светское образование получал, а 
духовное. Потом я ездил послушаться в Псково-Печерский монастырь, 
духовным отцом моим был схиигумен Савва (Остапенко), затем - архимандрит
 Адриан (Кирсанов). А в лавре я, конечно, общался со старцами Кириллом 
(Павловым) и Наумом (Байбородиным), а также Серафимом (Шинкаревым).
   
  - О последнем мало что известно, можете рассказать?
  
    
  
  - Это удивительной любви подвижник. Он был в монастырях еще до 
революции, а в 1946 году пришел во вновь открывшуюся лавру. Батюшка с 
пышной бородой, добрейшими глазами и благодатной душой. Враги спасения 
его особо ненавидели, и они так подстроили, что накануне Троицкой - 
престольной - службы не было другого, кто бы смог забраться на лестницу 
протереть паникадило, - пришлось это делать отцу Серафиму. Лестница под 
ним пошатнулась, он упал, повредил позвоночник и уже до конца своих дней
 ходил сгорбленный, но всегда, вопреки болям, всех принимал, карманы 
были полные конфет для детей - всем дарил любовь и утешение. Многие 
знали, что он прозорливый, все видит. Старец говорил: если не даст нам 
Бог покаяние - будет конец всему, мир на волоске висит. Почил он в 
возрасте чуть больше 90 лет, в 1979 году.
  
    
  
  Духовная школа в лавре была серьезная. Братия практически все 
были из оставшихся в живых фронтовиков, давших слово посвятить себя 
Богу. Как они молились и сколько трудов понесли - представить 
невозможно, ведь лавра возрождалась тогда с одной-единственной 
колокольни, остальное Церкви не принадлежало.
   
  - В этот период, получается, и настоятельствовал Ваш дядя, будущий Патриарх Пимен? Расскажите, пожалуйста, о нем.
  
    
  
  - Да, после наместничества в Псково-Печерском монастыре отец 
Пимен был переведен в Троице-Сергиеву лавру (1954-1957 гг.), где провел 
огромную работу по восстановлению внутренней и внешней жизни обители. 
При нем в трапезном храме были построены два новых придела - во имя 
святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. 
После лавры Патриарх Алексий I и Священный Синод возвели архимандрита 
Пимена в архиерейский сан, а в 1970 году он стал Патриархом. Это, 
конечно, величайшей духовности пастырь, и то время, в которое он жил и 
служил Церкви, было труднейшим.
   
  

 
    
  
  Иеромонах Пимен на этюде
  П. Д. Корина к картине 
  «Русь уходящая», 1935 год
   
  Родился он в 1910 году. С младенчества был в храме, пел на 
клиросе, иподиаконствовал архиереям. Однажды в Богоявленском соборе 
Богородска состоялась сакральная встреча трех Русских Патриархов - 
только что избранного Тихона (Белавина), последующего за ним - Сергия 
(Страгородского) и Святейшего Пимена, тогда 8-летнего отрока Сергия.
  
    
  
  Дядя был стройный, высокий, знакомства с девицами избегал, 
характер был с детства подвижнический. В 15 лет он уже принял иночество 
(постриг в рясофор) с именем Платон, а в 17 - постриг в мантию, став 
монахом Пименом. Он прекрасно пел, овладел мастерством вокального и 
регентского искусства и был назначен управлять церковными хорами в 
московских храмах. А это были, мы помним, какие годы - братоубийственная
 гражданская война, голод, борьба с Церковью через обновленцев и прочие 
испытания от врагов Веры, Царя и Отечества. Иеромонахом отец Пимен стал в
 1931 году и служил сначала в столице, потом - в Муроме, Одессе, Ростове
 и дальше - как я уже сказал.
  Вообще, род Извековых - дворянский, известный со времен князя 
Ярослава Владимирского, отца благоверного князя Александра Невского. При
 благочестивом Царе Иоанне Васильевиче Грозном Извековы уже были 
известны и занимали активную позицию в государственной жизни. Царь 
Мученик Павел I пожаловал им благородное дворянство, и они в течение 500
 лет служили России. Были писатели, ректоры, двух Извековых, благочинных
 Кремлевского собора, впоследствии расстреляли, еще один пострадал в 
Бутово. Отец дяди происходил из обедневших дворян, работал на фабрике, 
занимался станками, смастерил огромное высокохудожественное паникадило с
 365 лампадками и светящимися в стекле иконами для Тихвинского храма, 
которое, конечно, потом уничтожили.
  
    
  
  

 
    
  
  «За Веру, Царя и Отечество».
  Худ. Д. ШМАРИН
   
   
  - Какое в условиях тогдашних страшных гонений было 
отношение у отцов, пастырей и архипастырей Церкви, к поругаемым Вере, 
Царю и Отечеству?
  
    
  
  - Исповедническое! Они были непримиримы к ересям, расколам, 
обновленчеству. В то время, когда была подписана известная декларация, 
отец Пимен, став иеромонахом, был как бы на покое и только регентовал на
 службах, пока Патриарх Сергий не отошел в вечность. Позицию сергианства
 он не принял, хотя и близко общался с архиереями. И потом, мы все знаем
 завещание Патриарха Пимена: чтить наш церковнославянский язык, 
святоотеческий календарь и не признавать «восьмой вселенский собор», 
если таковой состоится.
  Открыто, как сейчас, о многих вещах тогда не говорилось, но 
делалось все для того, чтобы как можно больше, исходя из сложной 
обстановки, укрепить Православие, Россию, сохранить то, что осталось. А к
 Царю - какое еще могло быть отношение, если сказано, мы знаем, 
митрополитом Владимиром Киевским, будущим священномучеником: 
«Священник-немонархист недостоин стоять у престола»? И Патриарх Тихон 
говорил, что после убийства Царя у нас Церковь - плачущая, и постановил 
ежегодно, в день Воздвижения Животворящего Креста Господня, проводить 
чины покаяния и молебны о возрождении Монархии. Отец Пимен, конечно, 
следовал этому святоотеческому курсу, но все настолько непросто было... 
Ведь и в тюрьме он не один раз сидел за свои взгляды. (Первый арест - в 
апреле 1932 г.; затем - в 1937 г. приговорен к принудительным работам на
 строительстве канала Москва-Волга, пребывал в Дмитлаге; 1938 г. - 
выслан в Узбекистан; 1945 г. - новый арест, доставлен по этапу в 
Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг), в сентябре 1945 г. освобожден по 
амнистии, что фактически спасло ему жизнь, т. к. на тот момент иеромонах
 Пимен был болен туберкулезом позвоночника и в лагере бы не выжил. - 
Примеч. ред.). А сколько он с теми людьми общался, которые стали 
Новомучениками и Исповедниками! И, как я уже сказал, в лавре он устроил 
приделы в трапезном храме в честь именно тех святых, прославление 
которых самым непосредственным образом связано с Царем Мучеником 
Николаем II.
  
    
  
  Конечно, в те времена были и отступники среди архиереев, 
обновленцы, экуменисты, но основная часть наших отцов - исповедники. И 
зная какие-то прискорбные факты, связанные со священноначалием Церкви, 
не надо забывать, что спасают не Патриархи или митрополиты, а Христос, 
Он - Глава.
  
 
  - Какое у нас сейчас время, батюшка? Над чем Вы трудитесь? 
Слышала, что у Вас находят духовное окормление представители 
казачества...
  
    
  
  - Как прежде было непросто, так и сегодня. Каждому периоду - свои
 испытания, искушения, своя Голгофа. А с креста не сходят - с него 
снимают, другого пути нет... Мы видим, что сейчас на Украине затевается. 
Это уже касается нас, и то ли еще будет.
  
    
  
  Да, с Божией помощью, стараемся исполнять послушание по 
возрождению Русского духа, казачества, через него - Монархии. На то есть
 благословение самих Царственных Мучеников. Зимой 1917 года на праздник 
святителя Николая Царскую Семью в ссылке посетили несколько человек - 
казаков, черносотенцев, простых мирян - они спрашивали Царя, как дальше 
быть. И вот, Царская Чета благословила их иконой Николая Угодника на 
возрождение Монархии. И впоследствии наши старцы на это тоже 
благословляли и благословляют. Просто сейчас многие из них скрыты от 
народа, тайные подвижники и подвижницы, но они всегда есть в Церкви и 
все по их слову делается. Проблема, скорее, в оскудении послушников, кто
 ищет волю Божию исполнять, а не свою.
   
  

 
    
  
   
  Да, сегодня время не легче, чем раньше, общество болеет, все 
болеют... Но мы стараемся молиться, общаться, ездить, встречаться. К нам 
приезжают и духовенство, и казаки из разных войск - Донского, 
Оренбургского, Кубанского, Терского. Казачество должно начинаться со 
святого Евангелия, с богослужения, воцерковления - у каждого воина, 
чтобы был один фундамент и не было искусственных разделений, которые 
всегда стараются учинить враги: красные против белых, реестровые против 
вольных и проч. Мы сугубо молимся Божией Матери, нашей Державной 
Заступнице, присягаем перед Ней в верности Богу, Царю и Отечеству, 
выполняем каждый свое послушание, какое требуется, на благо Родины.
  
    
  
  Время тяжелое... Но и при Сергии Радонежском было непросто. До 
Куликовской битвы преподобный несколько лет сам ходил с князьями 
договариваться, вразумлять, наставлять в единстве, увещевал объединиться
 под одно войско Московское. Было ведь, что и князья поддерживали 
монголо-татар, спонсируемых хозяевами купцов-разведчиков. Но основная 
проблема, как тогда, так и сейчас, - в нашем разобщении. Вот, Господь 
нас через скорби и учит объединяться. Он лучше знает, как нам полезно.
   
  - Исходя из нашего сегодняшнего положения, как могут развиваться события в ближайшее время?
  
    
  
  - Мы уже близки к концу египетского плена, если проводить 
аналогии с Ветхим Заветом. Моисей вывел народ. Бог сказал: «Идите, вот 
вам новая земля». Некоторые люди отказались, ответили: «Мы не пойдем». 
Тогда Господь сказал: «За непослушание вы не войдете в новую землю». 40 
лет Он водил, и в итоге никто из старого поколения не вошел, только 
новое. Нам после 70-летнего плена безбожия была дана возможность прийти в
 «землю обетованную», а мы снова погнались за «измами». Так вот, 40 лет 
скоро закончатся. Мы помним, что Царь Николай подчеркнул в Библии 
строчки о том, что к власти придут молодые - отроки и младенцы. «Измы» 
скоро все кончатся, нравится нам это или нет. Епитимья, действующая до 
четвертого поколения, заканчивается.
  
    
  
  Поэтому сейчас и основной удар - по детям, стараются с рождения 
растлить и всячески закабалить человека; но Господь приведет в чувства, и
 Он знает, как. Только нельзя допустить междоусобную брань - гражданскую
 войну, потому что сказано: если прольется братская кровь, то она 
породит еще кровь. Если на нас нападут, то мы обязаны защищаться, а 
внутри, между собой - ни в коем случае не должно быть конфликтов; их 
надо загасить, потому что определенные лица знают, что это такое.
   
  

 
    
                                                                           У памятника святым Царским Детям на Ганиной яме
Получается, главная практическая задача сегодня - воспитание. Закладывать в народ, особенно в детей, Евангелие и жития святых - святителей Димитрия Ростовского и Макария, духовника Иоанна Грозного, как раньше и было в благочестивых семьях. Сейчас много всего извратили, урезали, но Дух Святый дышит, где хочет, и будем надеяться, когда надо будет, Он через сохраненные источники письменные, печатные или устные вновь проявится, неискаженный, и совершит Свое дело в нас. Главное - уготовать Ему почву: трезвением, молитвой, покаянием, жертвенностью. Господь в нужное время призовет, восставит и выведет. Но без Голгофы спасения все равно не будет. В Царство Небесное просто так не попадешь.
Беседовала Анастасия ДЕРЖАВИНА
  
    
  
  Источник: Газета «Православный Крест, № 22 (214)  15 ноября 2018 г.
  http://www.pkrest.ru
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
3. Ответ на 2., М.Яблоков:
2. Ответ на 1., влдмр:
1. Re: «Казачество должно начинаться с Евангелия...»