«Казачество должно начинаться с Евангелия...»

Новости Москвы 
0
1438
Время на чтение 9 минут

казачество.jpg

 
Отец Василий Извеков  

  Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971-1990) протоиереем Василием Извековым.  

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем жизненном пути, служении в Церкви.
- Мои родители и родственники были верующие и воспитали меня так. В ноябре этого года исполняется 40 лет, как я служу в священном сане. С 1972 года в Троице-Сергиевой лавре я учился и нес послушания, а до этого небольшое время прожил в горах Абхазии, чтобы укрепиться в вере, посмотреть, поучиться у старцев молитве.  

- А кто там тогда и как подвизался?
- Был монах из Глинской пустыни, другой - из Почаевской лавры, а третий тогда был послушником, но впоследствии его постриг совершал нынешний Патриарх Грузинский Илия II. Суеты там никакой не было, как и праздности. Каждый был при своих послушаниях и молитве. Если ты не трудишься, то должен молиться, и наоборот. К тому же еще ночная общая молитва. Света там, конечно, не было, хлеба тоже. Для меня было все это непривычно, но впечатления, опыт - остались на всю жизнь.   - И тем не менее Вы решили вернуться в мир и стать приходским священником?
- Тяга к монастырю у меня всегда была, но по жизни получилось, что я женился. Слава Богу за все, конечно. Да, тогда я вернулся, поступил дальше учиться, но уже не светское образование получал, а духовное. Потом я ездил послушаться в Псково-Печерский монастырь, духовным отцом моим был схиигумен Савва (Остапенко), затем - архимандрит Адриан (Кирсанов). А в лавре я, конечно, общался со старцами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным), а также Серафимом (Шинкаревым).

  - О последнем мало что известно, можете рассказать?
- Это удивительной любви подвижник. Он был в монастырях еще до революции, а в 1946 году пришел во вновь открывшуюся лавру. Батюшка с пышной бородой, добрейшими глазами и благодатной душой. Враги спасения его особо ненавидели, и они так подстроили, что накануне Троицкой - престольной - службы не было другого, кто бы смог забраться на лестницу протереть паникадило, - пришлось это делать отцу Серафиму. Лестница под ним пошатнулась, он упал, повредил позвоночник и уже до конца своих дней ходил сгорбленный, но всегда, вопреки болям, всех принимал, карманы были полные конфет для детей - всем дарил любовь и утешение. Многие знали, что он прозорливый, все видит. Старец говорил: если не даст нам Бог покаяние - будет конец всему, мир на волоске висит. Почил он в возрасте чуть больше 90 лет, в 1979 году.
Духовная школа в лавре была серьезная. Братия практически все были из оставшихся в живых фронтовиков, давших слово посвятить себя Богу. Как они молились и сколько трудов понесли - представить невозможно, ведь лавра возрождалась тогда с одной-единственной колокольни, остальное Церкви не принадлежало.  

- В этот период, получается, и настоятельствовал Ваш дядя, будущий Патриарх Пимен? Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Да, после наместничества в Псково-Печерском монастыре отец Пимен был переведен в Троице-Сергиеву лавру (1954-1957 гг.), где провел огромную работу по восстановлению внутренней и внешней жизни обители. При нем в трапезном храме были построены два новых придела - во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. После лавры Патриарх Алексий I и Священный Синод возвели архимандрита Пимена в архиерейский сан, а в 1970 году он стал Патриархом. Это, конечно, величайшей духовности пастырь, и то время, в которое он жил и служил Церкви, было труднейшим.  

 

казачество1.jpg

 
Иеромонах Пимен на этюде П. Д. Корина к картине  «Русь уходящая», 1935 год  

Родился он в 1910 году. С младенчества был в храме, пел на клиросе, иподиаконствовал архиереям. Однажды в Богоявленском соборе Богородска состоялась сакральная встреча трех Русских Патриархов - только что избранного Тихона (Белавина), последующего за ним - Сергия (Страгородского) и Святейшего Пимена, тогда 8-летнего отрока Сергия.
Дядя был стройный, высокий, знакомства с девицами избегал, характер был с детства подвижнический. В 15 лет он уже принял иночество (постриг в рясофор) с именем Платон, а в 17 - постриг в мантию, став монахом Пименом. Он прекрасно пел, овладел мастерством вокального и регентского искусства и был назначен управлять церковными хорами в московских храмах. А это были, мы помним, какие годы - братоубийственная гражданская война, голод, борьба с Церковью через обновленцев и прочие испытания от врагов Веры, Царя и Отечества. Иеромонахом отец Пимен стал в 1931 году и служил сначала в столице, потом - в Муроме, Одессе, Ростове и дальше - как я уже сказал. Вообще, род Извековых - дворянский, известный со времен князя Ярослава Владимирского, отца благоверного князя Александра Невского. При благочестивом Царе Иоанне Васильевиче Грозном Извековы уже были известны и занимали активную позицию в государственной жизни. Царь Мученик Павел I пожаловал им благородное дворянство, и они в течение 500 лет служили России. Были писатели, ректоры, двух Извековых, благочинных Кремлевского собора, впоследствии расстреляли, еще один пострадал в Бутово. Отец дяди происходил из обедневших дворян, работал на фабрике, занимался станками, смастерил огромное высокохудожественное паникадило с 365 лампадками и светящимися в стекле иконами для Тихвинского храма, которое, конечно, потом уничтожили.

казачество2.jpg

 

 
«За Веру, Царя и Отечество». Худ. Д. ШМАРИН    

- Какое в условиях тогдашних страшных гонений было отношение у отцов, пастырей и архипастырей Церкви, к поругаемым Вере, Царю и Отечеству?
- Исповедническое! Они были непримиримы к ересям, расколам, обновленчеству. В то время, когда была подписана известная декларация, отец Пимен, став иеромонахом, был как бы на покое и только регентовал на службах, пока Патриарх Сергий не отошел в вечность. Позицию сергианства он не принял, хотя и близко общался с архиереями. И потом, мы все знаем завещание Патриарха Пимена: чтить наш церковнославянский язык, святоотеческий календарь и не признавать «восьмой вселенский собор», если таковой состоится. Открыто, как сейчас, о многих вещах тогда не говорилось, но делалось все для того, чтобы как можно больше, исходя из сложной обстановки, укрепить Православие, Россию, сохранить то, что осталось. А к Царю - какое еще могло быть отношение, если сказано, мы знаем, митрополитом Владимиром Киевским, будущим священномучеником: «Священник-немонархист недостоин стоять у престола»? И Патриарх Тихон говорил, что после убийства Царя у нас Церковь - плачущая, и постановил ежегодно, в день Воздвижения Животворящего Креста Господня, проводить чины покаяния и молебны о возрождении Монархии. Отец Пимен, конечно, следовал этому святоотеческому курсу, но все настолько непросто было... Ведь и в тюрьме он не один раз сидел за свои взгляды. (Первый арест - в апреле 1932 г.; затем - в 1937 г. приговорен к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга, пребывал в Дмитлаге; 1938 г. - выслан в Узбекистан; 1945 г. - новый арест, доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг), в сентябре 1945 г. освобожден по амнистии, что фактически спасло ему жизнь, т. к. на тот момент иеромонах Пимен был болен туберкулезом позвоночника и в лагере бы не выжил. - Примеч. ред.). А сколько он с теми людьми общался, которые стали Новомучениками и Исповедниками! И, как я уже сказал, в лавре он устроил приделы в трапезном храме в честь именно тех святых, прославление которых самым непосредственным образом связано с Царем Мучеником Николаем II.
Конечно, в те времена были и отступники среди архиереев, обновленцы, экуменисты, но основная часть наших отцов - исповедники. И зная какие-то прискорбные факты, связанные со священноначалием Церкви, не надо забывать, что спасают не Патриархи или митрополиты, а Христос, Он - Глава.

  - Какое у нас сейчас время, батюшка? Над чем Вы трудитесь? Слышала, что у Вас находят духовное окормление представители казачества...
- Как прежде было непросто, так и сегодня. Каждому периоду - свои испытания, искушения, своя Голгофа. А с креста не сходят - с него снимают, другого пути нет... Мы видим, что сейчас на Украине затевается. Это уже касается нас, и то ли еще будет.
Да, с Божией помощью, стараемся исполнять послушание по возрождению Русского духа, казачества, через него - Монархии. На то есть благословение самих Царственных Мучеников. Зимой 1917 года на праздник святителя Николая Царскую Семью в ссылке посетили несколько человек - казаков, черносотенцев, простых мирян - они спрашивали Царя, как дальше быть. И вот, Царская Чета благословила их иконой Николая Угодника на возрождение Монархии. И впоследствии наши старцы на это тоже благословляли и благословляют. Просто сейчас многие из них скрыты от народа, тайные подвижники и подвижницы, но они всегда есть в Церкви и все по их слову делается. Проблема, скорее, в оскудении послушников, кто ищет волю Божию исполнять, а не свою.  

казачество3.jpg

 

 
  Да, сегодня время не легче, чем раньше, общество болеет, все болеют... Но мы стараемся молиться, общаться, ездить, встречаться. К нам приезжают и духовенство, и казаки из разных войск - Донского, Оренбургского, Кубанского, Терского. Казачество должно начинаться со святого Евангелия, с богослужения, воцерковления - у каждого воина, чтобы был один фундамент и не было искусственных разделений, которые всегда стараются учинить враги: красные против белых, реестровые против вольных и проч. Мы сугубо молимся Божией Матери, нашей Державной Заступнице, присягаем перед Ней в верности Богу, Царю и Отечеству, выполняем каждый свое послушание, какое требуется, на благо Родины.
Время тяжелое... Но и при Сергии Радонежском было непросто. До Куликовской битвы преподобный несколько лет сам ходил с князьями договариваться, вразумлять, наставлять в единстве, увещевал объединиться под одно войско Московское. Было ведь, что и князья поддерживали монголо-татар, спонсируемых хозяевами купцов-разведчиков. Но основная проблема, как тогда, так и сейчас, - в нашем разобщении. Вот, Господь нас через скорби и учит объединяться. Он лучше знает, как нам полезно.

  - Исходя из нашего сегодняшнего положения, как могут развиваться события в ближайшее время?
- Мы уже близки к концу египетского плена, если проводить аналогии с Ветхим Заветом. Моисей вывел народ. Бог сказал: «Идите, вот вам новая земля». Некоторые люди отказались, ответили: «Мы не пойдем». Тогда Господь сказал: «За непослушание вы не войдете в новую землю». 40 лет Он водил, и в итоге никто из старого поколения не вошел, только новое. Нам после 70-летнего плена безбожия была дана возможность прийти в «землю обетованную», а мы снова погнались за «измами». Так вот, 40 лет скоро закончатся. Мы помним, что Царь Николай подчеркнул в Библии строчки о том, что к власти придут молодые - отроки и младенцы. «Измы» скоро все кончатся, нравится нам это или нет. Епитимья, действующая до четвертого поколения, заканчивается.
Поэтому сейчас и основной удар - по детям, стараются с рождения растлить и всячески закабалить человека; но Господь приведет в чувства, и Он знает, как. Только нельзя допустить междоусобную брань - гражданскую войну, потому что сказано: если прольется братская кровь, то она породит еще кровь. Если на нас нападут, то мы обязаны защищаться, а внутри, между собой - ни в коем случае не должно быть конфликтов; их надо загасить, потому что определенные лица знают, что это такое.  

казачество4.jpg

 

 
                                                                           У памятника святым Царским Детям на Ганиной яме

  Получается, главная практическая задача сегодня - воспитание. Закладывать в народ, особенно в детей, Евангелие и жития святых - святителей Димитрия Ростовского и Макария, духовника Иоанна Грозного, как раньше и было в благочестивых семьях. Сейчас много всего извратили, урезали, но Дух Святый дышит, где хочет, и будем надеяться, когда надо будет, Он через сохраненные источники письменные, печатные или устные вновь проявится, неискаженный, и совершит Свое дело в нас. Главное - уготовать Ему почву: трезвением, молитвой, покаянием, жертвенностью. Господь в нужное время призовет, восставит и выведет. Но без Голгофы спасения все равно не будет. В Царство Небесное просто так не попадешь.

  Беседовала  Анастасия ДЕРЖАВИНА


Источник: Газета «Православный Крест, № 22 (214)  15 ноября 2018 г. http://www.pkrest.ru

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., М.Яблоков:

Особенно важно то место где говорится- "ни иудея, ни эллина..."добавлю... ни казакаТам еще написано не мужского пола, не женского... По-вашему христиане гермафродиты?

Согласен- это в многоточии. Просто имел ввиду, что в 50х Госдеп придумал новые народы- сибиряки, поморы, казаки. Шолохову, безотносительно к художественного достоинства романа (не спорю) нобелевку дали, чтобы будировать этот вопрос- 4 раза уже экранизировали.
влдмр / 15.12.2018, 17:12

2. Ответ на 1., влдмр:

Особенно важно то место где говорится- "ни иудея, ни эллина..."добавлю... ни казака

Там еще написано не мужского пола, не женского... По-вашему христиане гермафродиты?
М.Яблоков / 15.12.2018, 08:34

1. Re: «Казачество должно начинаться с Евангелия...»

Особенно важно то место где говорится- "ни иудея, ни эллина..." добавлю... ни казака
влдмр / 15.12.2018, 05:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Державина
Святитель Игнатий – апостол наших дней
Беседа с благочинным Троице-Сергиевой пустыни
07.12.2018
Расчеловечивание на марше: что происходит с нашим образованием и со всеми нами?
Интервью с аналитиком о современной школе, цифровизации жизни, духовной брани и отговорках
28.09.2018
Все статьи Анастасия Державина
Протоиерей Василий Извеков
Слава же и честь, и мир всякому делающему Благое!
Благодарственное письмо протоиерея Василия Извекова ко всем благодетелям, поучаствовавшим посильной помощью в сборе средств на операцию
16.03.2021
Все статьи Протоиерей Василий Извеков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Константин В.
03.11.2024 20:49
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 20:30
Край завесы будущей жизни приподнят
Новый комментарий от prot
03.11.2024 19:48
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
03.11.2024 19:31
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Новый комментарий от Человек
03.11.2024 17:51
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 15:36