Вопрос поставок США оборонительного оружия Украине может быть решен до октября 2017 года. Об этом заявил президент Петр Порошенко в интервью национальным телеканалам в воскресенье, 25 июня.
«Что касается оборонных соглашений, у нас сегодня есть практически согласованный текст. Мы на протяжении 2-3 месяцев ждем визита министра обороны США Джеймса Мэттиса на Украину, и во время этого визита, надеюсь, соглашения будут подписаны», - сказал Порошенко.
Для Украины вопрос о поставках оружия является приоритетным, подчеркнул глава государства. «И процесс предоставления оборонного оружия идет очень активно», - отметил он. В ходе встречи с Джеймсом Мэттисом и встреч в Белом доме Порошенко, по его словам, получил подтверждение, что в Вашингтоне попробуют «решить еще в пределах текущего бюджетного года».
Напомним: 20 июня, в ходе визита Порошенко в США, у него состоялась встреча с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, в ходе которой действительно обсуждались пути предоставления оборонительного оружия для Украины.
Порошенко также рассказал, что получил от руководства США заверения в намерении активнее участвовать в урегулировании ситуации на Донбассе.
«Мы выступаем за сохранение нормандского формата и Минских договоренностей, и будем только приветствовать - и получили заверение в этом - повышение роли США в этом процессе», - сказал он. По версии Порошенко, в ходе первой встречи президентов США и РФ Дональда Трампа и Владимира Путина, американский лидер попытается убедить российского коллегу «в абсолютной бесперспективности попыток давления на Украину».«Мы имели очень важную задачу: обменяться мнениями и вооружиться аргументами накануне встреч (Трампа и Путина) в формате G20. Эта задача на 100% удалась», - подчеркнул Порошенко.
По его словам, были найдены «материалы, фотографии, карты, шевроны, которые четко доказывают российское присутствие в Донбассе». Президент Украины также добавил, что во время его встречи с Трампом удалось обсудить «вопросы координации усилий ООН и НАТО» по реализации «мирного плана в Донбассе».
Между тем, в преддверии саммита G20 в Гамбурге, намеченного на 7-8 июля, перспективы первой личной встречи Владимира Путина и Дональда Трампа становятся все более неопределенными. Стороны свернули контакты по ее подготовке после принятия Сенатом законопроекта, расширяющего санкции против РФ. Теперь в Конгрессе США предлагают еще и выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Если к этому добавятся форсированные поставки на Украину американского оружия, двусторонняя повестка РФ-США будет максимально осложнена.
Что стоит за поставками на Украину оружия, как это отразится на отношениях Москвы и Вашингтона?
- В конце мая Вашингтон назвал сумму военной помощи Украине - в проекте бюджета на эти цели отвели $ 380 млн., - напоминает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. - И надо понимать: США начали оказывать такую помощь «незалежной» еще при Бараке Обаме. Поставки включали, в частности, средства индивидуальной защиты военнослужащих, средства артиллерийской разведки, приборы ночного видения. В целом, ВСУ получали достаточно широкую номенклатуру американских изделий.
Однако Дональд Трамп помощь Украине урезал - и экономическую, и военную. В конце мая The Wall Street Journal сообщила со ссылкой на источники, что президент США предложил прекратить предоставление безвозмездных грантов на развитие обороны для некоторых стран, среди которых Украина. По информации издания, вместо безвозмездных дотаций на оборонные нужды Трамп считает необходимым запуск программ кредитования Украины, Пакистана, Туниса, Ливана, Колумбии, Филиппин и Вьетнама.
А ранее, в апреле, журнал Foreign Policy сообщил, что США в следующем году сократят финансовую помощь Украине на 70%.
Если Трамп доведет свои начинания до конца, покупка американского оружия в кредит дополнительно обременит Украину. При этом объем военной помощи США значительно уменьшится.
«СП»: - Насколько усиливает ВСУ эта помощь Штатов?
- У Украины и сейчас достаточно вооружений, чтобы вести боевые действия в Донбассе. И какого-то оружия, которое поменяет существующий баланс сил, США поставить не могут. Баланс могли бы изменить поставки «незалежной» боевой американской авиации, но тогда пришлось бы поставлять самолеты вместе с экипажами, что для Америки неприемлемо.
Артиллерии же, танков и бронетранспортеров у Киева предостаточно и без американской помощи. А украинские системы залпового огня «Смерч» даже превосходят американские аналоги - если брать в расчет обычные боеприпасы, а не высокоточные дорогостоящие ракеты.
На этот раз, я считаю, речь идет о поставках из США вспомогательного военного оборудования. Возможно, разведывательных комплектов или тактических беспилотников. Не думаю, что это приведет к качественному скачку боеспособности ВСУ.
«СП»: - К каким политическим последствиям ведут такие поставки?
- Военные поставки Украине - политически важный момент. Он свидетельствует, что курс США не меняется. Я считаю, это сигнал, что нам пора проводить жесткую линию в отношении Вашингтона, а не надеяться, что отношения с Америкой вот-вот улучшатся.
Замечу: мы под эти ожидания уже сделали ряд тактических уступок США. Например, в Сирии, а также в ситуации с высылкой из Америки 35 российских дипломатов. Но теперь, повторюсь, нужно отвечать жестко. И первым делом выйти из договора по РСМД, чтобы на наших западных границах резко усилить ударную компоненту.
Если дойдет до атаки на Россию, она пойдет из Европы, а не из США. И нам необходимо большое количество - скажем, 10 тысяч, - дешевых ракет, чтобы при необходимости одним ударом разгромить всю европейскую натовскую инфраструктуру. Эти ракеты, оснащенные неядерными боеголовками, накроют основные центры управления связью, транспортные узлы, порты, штаб-квартиры, важные символические цели типа парламентов.
«СП»: - А если американцы в ответ развернут в Европе ракеты средней дальности?
- Пусть разворачивают. У США, кстати говоря, таких ракет пока банально нет в природе. А мы уже в ближайшие год-два можем сделать новейшую ракету средней дальности на базе «Тополя», которая будет держать под ударом всю Западную Европу. Да и крылатые ракеты типа «Калибр» могут быть развернуты на земле. Они малозаметны, практически неуязвимы, и могут атаковать противника из любой точки России.
Словом, нам давно пора сыграть с США на обострение. И новые военные поставки на Украину могут стать для этого хорошим поводом.
- США под видом оборонительного оружия могут начать поставлять Украине зенитно-ракетные комплекты, или даже артиллерию и противотанковые ракеты, - считает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. - На бумаге это выглядело бы серьезно, но на деле все зависит от объема поставок. В конце концов, на поле боя очень многое решает соотношение сил. И если ситуация каким-то образом докатится до столкновения ВСУ с российской армией, никакое американское оружие украинцам не поможет.На деле, американские поставки играют роль военно-политического стимула Киева. Вашингтон пытается придать уверенность киевскому режиму. Такая политика США вполне вписывается в концепцию выстраивания диалога с Россией с позиции силы. Причем, американцы проявляют упорство лишь потому, что после каждого нажима Москва заявляет о готовности нормализовать отношения.
Нам же, напротив, нужно сейчас выдержать напор США, чтобы Трамп мог убедиться: политика давления на РФ не приносит результата.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html