Попытка захвата собора при содействии полиции
Четыре года назад, когда я проводил серию экспертных интервью на Украине, именно Буковина – украинский регион на западе страны, на границе с Румынией, – оставила наиболее яркие эмоции и впечатления. Красивая природа, доброжелательные люди, крепкие православные приходы. Чувствовалась зажиточность и благодатность этих мест, где христиане усердно трудятся, в поте лица добывая свой хлеб, но в то же время не забывают возносить в храмах искренние молитвы, отдавая самое лучшее для блага родной Церкви.
Но даже тогда, в 2021 году, на Буковине ощущались проблемы, связанные с деятельностью ПЦУ [Православной церкви Украины] – хотя и не так остро, как в некоторых других регионах Украины. Представители «автокефальной» религиозной структуры вели себя далеко не по-христиански, стараясь «прибрать к рукам» приходы Украинской Православной Церкви (УПЦ). При этом они активно апеллировали к национальным чувствам, живописуя своих оппонентов чуть ли не как предателей и «агентов Москвы».
Во время захвата храма сторонниками ПЦУ был жестоко избит священник УПЦ
Впрочем, определённые сдерживающие факторы тогда всё же работали, в том числе на региональном уровне. Но после начала войны в 2022 году руки у сторонников ПЦУ оказались полностью развязаны: на их стороне активно выступили власть, силовые структуры и СМИ. Главной задачей стал «перевод» храмов в лоно новой юрисдикции, в том числе обманом, шантажом и силой. За три года таких «переходов» зафиксировано больше тысячи, включая захват в прошлом году самого большого храма УПЦ, в Черкассах.
Что касается Буковины, то здесь главные события развернулись совсем недавно, в середине июня – в областном центре, в Черновцах. Сторонники ПЦУ во главе с их «иереем» решили взять под свой контроль кафедральный собор Святого Духа. Во время захвата, как иллюстрируют записи с камер видеонаблюдения, был жестоко избит священник УПЦ, отец Роман – его повалили на землю, нанося удары, а затем выволокли за ворота. У батюшки сломаны рёбра, повреждены внутренние органы, травмирована голова. Также пострадали прихожане.

Знакомая до боли картина: так, увы, поступают во многих регионах Украины, когда нужно «конфисковать» очередной храм Украинской Православной Церкви.
Впрочем, группе из ПЦУ на этот раз не удалось довести до конца своё чёрное дело: к собору прибыли тысячи прихожан УПЦ. Нескольким десяткам «активистов», закрывшимся в храме (и успевшим разжиться за счёт найденной ими церковной кассы), пришлось ретироваться под прикрытием полиции.


Зато журналисты «придрались» даже к пению прихожан УПЦ (пришедших, заметим, к своему храму) «Христос воскресе из мертвых…»: мол, верующие «сломали ограду, подошли к собору и пели не українською мовою». Но ведь и не «російською» (если языковой момент столь принципиален) – тропарь Пасхи был исполнен на церковнославянском, как основном языке богослужений УПЦ.
СМИ отметили, что за медицинской помощью обратилось около 30 человек, «забыв» уточнить, что большинство из них – это прихожане УПЦ, избитые «группой захвата» ПЦУ.

Подмена понятий, сознательное размывание хронологии событий, отсутствие попытки показать причинно-следственные связи – неужели журналистам не совестно так позорить свою профессию? Можно, конечно, ненавидеть Москву (думаю, у многих украинцев есть на то веские причины), но зачем втаптывать в грязь собственный народ, который годами молился в Свято-Духовом соборе? Тысячи, пришедшие на защиту храма, – это такие же украинцы, местные жители, а вовсе не какие-то мифические «агенты Кремля». И ставить на их фоне рассуждения молодого переселенца из Харькова о том, как он переживал обстрелы и наблюдал за российскими танками, – значит формировать ещё большую волну ненависти к своим же согражданам.

Сложно сказать, когда у меня снова получится побывать в Черновцах. Но если это когда-нибудь случится, я очень надеюсь, что останется возможность, как и в 2021 году, помолиться в прекрасном кафедральном соборе Святого Духа – родном храме для многих поколений верующих Украинской Православной Церкви. Помолиться, в том числе, и о мире для истерзанной ранами многострадальной украинской земли.



