Игорь ФРОЯНОВ. Любая цивилизация, в том числе и русская, представляет собою мировоззрение народа, отношение его к действительности, стремление определить своё место в мире. Цивилизационные особенности этноса складываются не в одночасье, а по мере исторического развития. Русский народ свою цивилизацию созидал на протяжении длительного времени. Самые ранние периоды её становления, к сожалению, недоступны нашему взору, поскольку нет соответствующих источников. Но что касается наших предков времён восточного славянства или, как говорится в историографии, русского славянства, то о них мы можем судить более или менее уверенно. Так вот, наши предки создавали свою цивилизацию в особых географических и этнополитических условиях. Мир, окружавший наших предков, оказывал на них мощное давление: и со стороны природы, и со стороны соседей. Что касается природы, то, как метко заметил Сергей Михайлович Соловьёв, для народов западной Европы она - мать. А для нас - мачеха. Наши предки жили в зоне рискованного земледелия, причём климат был тогда гораздо суровее, чем сейчас. Труд на земле требовал больших усилий, причём - коллективных усилий. В одиночку невозможно было заниматься земледельческим производством. На этой основе складывались большие семейные и родовые коллективы, которые в различных модификациях существовали на протяжении долгих времен и, собственно, дожили до конца XIX и начала XX столетий.
Давление окружавших нас народов было особенно сильным со стороны Востока. Постоянно на пределы русских славян накатывали волны кочевников. Это и гунны, и авары, и хазары, и печенеги, и половцы, и татары. И, конечно же, нужно было противостоять этому натиску, чтобы защитить своё право жить на земле. А устоять можно было, только объединяясь в крупные коллективы.
Таким образом, и с точки зрения производственной, и с точки зрения этнополитической были основания для сплочения русских славян в коллективные, соборные организации. А там, где преобладает коллективное начало, начинается демократия. И, если брать древнерусский период, длившийся с конца X века по начало XIII века, когда к нам пришли новые гости из Азии - татары, то можно сказать, что это было замечательное время школы русской демократии, но не представительной, которую мы видим сейчас, а подлинной, непосредственной демократии. Представительная демократии - детище более поздних, буржуазных времён, и она, по сути, является псевдодемократией. А непосредственная демократия была и является истинной, настоящей демократией.
Русский этнос, русские славяне во времена Киевской Руси прошли замечательную школу коллективизма и соборной демократии, которая возникала благодаря крещению Руси.
Вы - православный человек. Как, по-вашему, крещение Руси и принятие Христовой веры жителями Руси повлияло на само формирование и на дальнейшую жизнедеятельность, если можно так сказать, характер, русского народа как народа-цивилизации? И чем православие является лично для вас?
Игорь ФРОЯНОВ. Православная вера, православная церковь как нельзя более соответствовали и соответствуют глубинным качествам и свойствам русского этноса. Соборность ведь - та же коллективность, так что одно соединилось с другим. И если русский коллективизм до принятия христианства имел больше бытовой характер, то с принятием христианства он приобрёл метафизический, мистический, сакральный характер. С поры крещения Руси русская соборная церковь и русский православный люд, живущий на коллективистских началах, сошлись в гармонии, которая, между прочим, не поколеблена ещё и до сих пор.
Понятия коллективизма, соборности неизбежно ведут нас к пониманию неслучайности того, что русский народ пришёл к ценностям социализма. Можете ли вы как учёный сказать, что Россия выстрадала социализм?
Игорь ФРОЯНОВ. Вы знаете, что существует термин «христианский социализм»? Понятие «социализм» шире, чем мы обычно полагаем. Коренные свойства русского народа в значительной мере совпадают с принципами социализма. И не случайно именно у нас - подчёркиваю, именно у нас - был осуществлён первый опыт строительства социализма не вообще, а в отдельной стране. Сталин прекрасно понимал соответствие русского народа социалистическим принципам бытия.
То, о чём мы говорим, не является давней историей, но актуально сегодня и, в конечном счёте, выводит нас на философскую проблему соотношения «индивидуум-общество»: что важнее? Ответ на данный вопрос имеет глубинный онтологический смысл. По моему твёрдому убеждению, социальное развитие человечества идёт по пути заложенного в нас природой соперничества начала индивидуального и начала соборного. В ходе истории нередко случалось так, что одно из этих начал приобретало большее значение, нежели другое, что приводило к социальным перекосам и ко всякого рода общественным потрясениям. Поэтому необходимо уравновешивать личное и коллективное, иначе обретение равновесия начинает происходить стихийно, зачастую - в форме революции. Альтернатива революции - мудрые реформы.
И всё-таки, что важнее: индивидуальное или общественное? Мнения расходятся. Либерально настроенные люди нам скажут: главное - это индивидуальные интересы. На мой же взгляд, главное - общественный интерес, потому что индивид скоротечен, а общество по сравнению с ним - долговременно. Поэтому обществу, его интересам, воплощённым в деятельности государства, мы должны отдавать приоритет, иначе пресечётся род, а с пресечением рода исчезнет и личность. В русском народе есть выстраданное, глубокое понимание главенства общественного, соборного начала, что нашло выражение и в принятии нашим народом социалистической идеи. Капиталистический способ производства, капиталистическое устройство общества чужды русскому народу.
Вы верующий человек, но пришли к поддержке «красной идеи». Некоторые видят здесь противоречие.
Игорь ФРОЯНОВ. Я здесь противоречия не вижу. Ценности русской православной веры, да и вообще христианства, во многом соответствуют ценностям социалистического общества. Различие заключается только в том, что, говоря о социализме, мы имеем в виду наши земные дела, а говоря о вере Христовой, мы возносим себя и свою жизнь в другие, высокие измерения, которые нельзя отождествлять с бытовой нашей жизнью.
А как вы сами пришли к православию?
Игорь ФРОЯНОВ. Я родился в православной стране. Несмотря на гонения, которым подвергалась Церковь, несмотря на официальное осуждение православной веры, вера Христова теплилась в душах русских людей. Она была и у моих родителей. Я ни разу от матери - об отце говорить не могу, так как он был репрессирован, - не слышал даже малейшего слова сомнения в Церкви. Так что у моей веры есть генетические, если можно так сказать, корни и основания. И есть такое понятие как совесть, в широком, общечеловеческом значении, а эта совесть, конечно же, ведёт к вере.
По сути, против России сегодня ведётся беспощадная война на уничтожение. Петля анаконды сжимается вокруг нас. Недавние учения НАТО у границ России назывались как раз «Анаконда».
Игорь ФРОЯНОВ. Это понятие появилось из-за стремления уничтожить нашу страну как самостоятельный, активный субъект мировой истории. Данное стремление Запад обнаруживает с давних пор. Систематическая, целенаправленная борьба Запада против России, война на уничтожение России началась в конце XV века, и с тех пор ведётся неустанно. Возникает вопрос: почему Россия не устраивает наших западных соседей? Потому что там, на Западе, существует популяция, которая издревле стремится к мировому господству, к мировой власти. Россия же была и остаётся главнейшим препятствием на пути к установлению этой власти. Россия, к тому же, является носительницей православия и вообще христианства, в то время как Запад превращается в какое-то сатанинское сообщество. Мы не даём им осуществить давно задуманные планы, поэтому они хотят превратить русский народ в некое этническое месиво, а государство наше ликвидировать. В XIX веке существовало такое выражение: «калужское тесто», и оно имело прямое отношение к либералам.
Можно ли, на ваш взгляд, провести параллели между «тестом», которое либералы замесили в феврале 1917 года, государственным переворотом 1991 года, а также разворачивающейся на наших глазах операцией «Перестройка-2», симптомами которой являются попытки «научной» реабилитации власовщины в так называемой диссертации Александрова, появление памятной доски маршала Маннергейма именно в Петербурге-Ленинграде и т. д.?
Игорь ФРОЯНОВ. Продолжается политика, связанная с планом по уничтожению России. То, что произошло в конце XX-начале XXI века, должно было произойти в начале XX века. Россию уже тогда приговорили к расчленению. Если взять текст Версальского мирного договора (1919 год), то в этом документе есть целый раздел, посвящённый государствам на месте бывшей Российской империи. От нашего государства отламывали, если можно так выразиться, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Закавказье, Среднюю Азию. За Россией оставлялась только территория Среднерусской возвышенности, то есть нашу страну хотели возвратить ко временам Ивана III, в конец XV века. Но не заладилось, не смогли наши, как их сейчас называют, «партнёры», осуществить этот план, и во многом здесь свою роль сыграла Октябрьская революция. Октябрьская революция - явление чрезвычайно сложное. В своё время Вадим Валерианович Кожинов говорил, что Октябрь вмещает в себя мотивы «революция для России» и «Россия для революции». Я бы добавил к этому ещё и «революция против России». Вот эти три компоненты характеризовали Октябрьскую революцию, а также во многом характеризуют нынешние события.
Не связаны ли, на ваш взгляд, защита диссертации Александрова, скандал с доской в часть Карла Маннергейма и другие подобного рода события с намерением лишить Россию статуса страны-победительницы во Второй мировой войне?
Игорь ФРОЯНОВ. Это - давняя мечта наших западных «партнёров». Мы то и дело слышим разговоры о том, что они обучают подрастающее поколение, внушая ему, что СССР, Россия в войне играла второстепенную роль, выпячивают заслуги союзников. Собственно, идёт идеологическая борьба, которая приобретает вот такие наглые, беспардонные формы.
Что нужно делать для системного противоборства фальсификациям истории?
Игорь ФРОЯНОВ. В первую очередь, необходимо навести в нашем доме порядок. Сделать так, чтобы деятельность наших недругов внутри страны была затруднена, а лучше - вообще невозможна. Этим должно заниматься государство. Я, например, недоумеваю и не могу понять, почему, скажем, «Газпром» выступает в качестве учредителя такого враждебного России радиоканала, как «Эхо Москвы». И таких примеров можно привести немало.
Мы видим, как либералы просто крушат нашу науку, образование, культуру. Что происходит сегодня в отечественных вузах?
Игорь ФРОЯНОВ. То же, что было и в девяностые годы, когда началось разрушение отечественного образования - как школьного, так и высшего. Образование - это очень важное и одновременно очень уязвимое место в жизни любого народа. На Западе это прекрасно понимают, а потому прилагают все возможные усилия для того, чтобы расстроить нашу систему образования. Чтобы этот процесс обратить вспять, необходима воля государства.
Как вы оцениваете планы либералов по распродаже российской госсобственности и готовящийся реванш «коллективного Кудрина»? Что думаете о предложениях национально-ориентированных сил по выходу России из кризиса?
Игорь ФРОЯНОВ. Я не экономист, но, на мой взгляд, сейчас перед нашей страной стоят две задачи: внешняя и внутренняя. Внешняя задача заключается в том, чтобы вернуть России полный суверенитет: не только политический, но и финансово-экономический. Без решения этого вопроса, без освобождения от внешней зависимости, мы не сможем приступить к успешным внутренним преобразованиям. И вот с этой точки зрения, мне кажется, Путин поступил правильно. Перед ним, как я понимаю, стояла задача расстановки приоритетов: с чего начать? Он решил так, что восстановление суверенитета стало первоочередной задачей. Нам необходимо одновременно решать две эти трудные задачи.
Сейчас русский народ фактически уже вовлекли в горячую войну. Как вы можете охарактеризовать события, которые многие называют национально-освободительной борьбой русского народа в Новороссии?
Игорь ФРОЯНОВ. Вопрос, конечно, сложный, потому что здесь вклинивается проблема, связанная с украинским народом. Ведь многие говорят, и справедливо говорят, что и нынешние русские, великороссы, и малороссы, украинцы - это единый русский народ. Но в силу того, что современный мир взаимопроникаем, наши недруги получили возможность оказывать более активное воздействие на Украину. Я уверен, что подавляющее большинство украинцев, как и прежде, по-доброму относится к русскому народу. Поэтому я бы не стал называть события в Донбассе национально-освободительной борьбой или, тем более, войной русских против украинского народа, а назвал бы её преобразованной национально-освободительной войной против наших недругов на Западе.
Какая идеология, какой стратегический проект, по вашему мнению, является сегодня для России спасительным, жизненно необходимым?
Игорь ФРОЯНОВ. Я смотрю на этот вопрос, если можно так выразиться, прагматично. Во-первых, нужно сказать правду, а она до сих пор не сказана в полной мере. Правду о том опасном положении, в котором мы сейчас находимся. Нужно чётко определить основные задачи, которые необходимо решить для того, чтобы выйти из этого опасного положения. Речь идёт о самом существовании России и русского этноса. Постановка практических, конкретных задач по спасению страны и народа - это и есть начальная форма идеологии, которую мы могли бы сейчас предложить народу. Нужно поставить перед народом такую цель, которую он поймёт и одобрит, и к осуществлению которой он будет стремиться всеми силами. Но при этом государство должно ускоренным порядком переходить на социальные рельсы, чтобы люди видели, знали и понимали, что они не одиноки, что с ними русское государство, которое веками отстаивало их интересы, и что в нынешней сложной ситуации оно не бросит человека, не оставит его один на один с внешним миром.
На таких крутых поворотах истории, как сейчас, неизбежно возникает потребность народа в объединяющих Родину, объединяющих всю нацию личностях. И я знаю, что вы в ходе своей научной работы концентрировались на таких исполинах, как Иоанн Грозный, Иосиф Сталин. На ваш взгляд, в чём сила этих людей, в чём их значение для судьбы Родины, в том числе и сейчас?
Игорь ФРОЯНОВ. Положительные свойства героев русской истории проявлялись в разных формах и в разное время. Возьмём древнерусский период. Я бы упомянул применительно к этому периоду два имени: имя Владимира Святого, крестившего Русь и тем самым соединившего русское славянское общество, а также Владимира Мономаха, который многое сделал для того, чтобы устранить социальные противоречия, накопившиеся к началу XII века в южной Киевской Руси. Затем мы видим царя Ивана Грозного, который подаёт нам пример формирования мощной централизованной власти и широкого местного самоуправления. И, конечно, перед нашим взором встаёт Иосиф Сталин, который выступает в качестве охранителя русской государственности и русского государства, являющегося концентрированным выражением воли народа. Сталин понимал объединительную роль православной веры и Русской православной церкви, и поэтому мы наблюдаем в его деятельности попытки сближения с Церковью. Здесь сказалось не только то, что он в своё время обучался в семинарии. Как государственный деятель, Сталин осознавал, что позиция православной церкви, которая на протяжении многих и многих веков создавала русскую государственность, является конструктивной в смысле отстаивания интересов державы. Сталин был великим государственником.
Беседовал Алексей Богачёв
Источник