19 сентября в центре Минска началась долгосрочная акция по сбору подписей за придание бело-красно-белому флагу статуса «нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь».
Впервые с начала 1990-х годов бело-красно-белые полотнища развеваются в Минске открыто, и этому никто не препятствует, если не считать пары пустых милицейских протоколов. Одновременно стартовала кампания и в Интернете.
Белорусов приглашают «защитить» бело-красно-белый флаг, отвергнутый в качестве национального символа на общенациональном референдуме 1995 года, как «нематериальную ценность».
Так для кого же это «ценность», если в Белоруссии такой флаг называют «сало с прослойкой», «полторы Польши», «флаг полицаев»?
Ещё до распада СССР, сразу после провала ГКЧП, Верховный совет БССР под давлением националистов и их лидера Зенона Позняка принял бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» в качестве государственных символов Белоруссии. Тогда над Минском и всей партизанской Белоруссией впервые после фашистской оккупации взвились флаги коллаборационистов и полицаев, висевшие в годы войны рядом со свастикой и портретами Гитлера.
После прихода к власти А.Лукашенко в мае 1995 года провели референдум, во время которого 75,1 % белорусов проголосовали за отказ от бело-красно-белого флага и «Погони». В качестве государственных символов были приняты красно-зелёный флаг с национальным орнаментом у древка и герб, похожий на герб БССР, но без серпа и молота.
На протяжении последующих двух десятилетий бело-красно-белая символика и «Погоня» использовалась исключительно националистической и либеральной оппозицией, выступающей против союза с Россией, против государственного статуса русского языка, за «европейский выбор», видевшийся белорусским сторонникам этого направления копией того, что произошло после переворота 2014 года на Украине.
При этом если герб «Погоня», являвшийся символом зависимого от Речи Посполитой Великого княжества Литовского и Русского, ещё имеет историческую основу, то бело-красно-белый флаг впервые появился в 1918 году, когда горстка авантюристов в оккупированном кайзеровскими войсками Минске объявила этот флаг «национальным белорусским».
...Произошло это 25 марта 1918 года после занятия Минска кайзеровскими войсками. Белорусские националисты и сторонники независимости от России никогда не пользовались в Белоруссии поддержкой населения. По сути, это была попытка захвата власти узкой группой лиц. Объявление о создании «Белорусской Народной Республики» (БНР) произошло на частной квартире, где собравшиеся подписали «уставную грамоту» и избрали «президента» - Яна Середу. Символами БНР, в состав которой по замыслу должны были войти части территории России, Украины, Польши и Литвы, были объявлены бело-красно-белый флаг и герб «Погоня».
Немцы, рассматривавшие Белоруссию как часть России, относились к новорождённой БНР высокомерно. Ни о каком признании БНР не было и речи. Чтобы как-то сосуществовать с оккупантами, Середа и его соратники подобострастно заявили в письме кайзеру, что «только под опекой Немецкой империи край видит своё будущее». В начале декабря 1918 года кайзеровские войска ушли, а 30 декабря 1918 года в Смоленске была объявлена БССР.
Второй шанс, как показалось сторонникам БНР, появился у них в 1919 году, когда Минск заняли поляки. Однако нового «премьера» Антона Луцевича, который пришёл на приём к польскому маршалу Юзефу Пилсудскому, ожидал холодный душ. Пилсудский поинтересовался, кто Луцевич по профессии. Узнав, что педагог, презрительно бросил: «Вот и преподавайте».
В дальнейшем с идеей БНР и бело-красно-белым флагом был тесно связан авантюрист и «полевой командир» Станислав Булак-Балахович, который успел послужить красным, потом белым, а затем, после заключения мира между Польшей и Советской Россией попытался объявить в Мозыре всё ту же БНР. Вот что писал о балаховцах польский военный прокурор полковник Лисовский: «...армия Балаховича представляет собой банду разбойников. Чтобы занять какой-нибудь город, посылает солдат, те грабят и убивают мирных жителей. После погромов приезжает Балахович со своим штабом, начинаются пьянки. Балахович поощряет грабежи, иначе солдаты отказались бы воевать...»
Красная армия быстро разгромила это «войско», остатки которого 26 ноября 1920 года вместе с Булак-Балаховичем перешли польскую границу и тут же были разоружены польскими властями.
Поляки не особенно поддерживали оставшихся «без работы» активистов БНР, но новый шанс «трудоустроиться» появился у них после прихода к власти Гитлера. Очередной «президент» БНР Василь Захарка в 1939 году написал фюреру, что «...есть белорусы, которые согласны искренне Вам служить и оказывать всяческие услуги». Нельзя сказать, чтобы «актив БНР» казался фашистам очень уж ценным приобретением, но на первое время для придания видимости борьбы с большевизмом Захарка и его подельники вполне подходили - другого «человеческого материала» у нацистов не было.
В Берлине была создана газета «Раница» («Утро»), которую возглавил Ян Позняк - дед «отца белорусского самосознания» начала 1990-х Зенона Позняка. «Издателем» (получателем денег нацистов) был Микола Абрамчик - впоследствии ещё один «президент» БНР.
В Варшаве и Бяла Подляске были созданы базы для подготовки и переброски в СССР немецкой агентуры из белорусов. В Берлине в лагере Вуству после окончания «курсов» на территории уже оккупированной БССР «выпускники» проходили «практику» в соединениях охраны концлагерей.
После нападения Германии на СССР Захарка 28 июня 1941 года отправил Гитлеру восторженную телеграмму: «Фюреру и рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру. Берлин. Ваше превосходительство! Белорусская колония протектората Богемии и Моравии на своем собрании в Праге 27-го июня с. г. решила передать вам, ваше превосходительство, как первому истиннейшему освободителю Европы от московских большевиков, а также победоносной немецкой армии, вступившей в Белоруссию для освобождения нашего тяжело страдающего под большевистским игом народа, самые сердечные пожелания».
Годы Великой Отечественной войны стали расцветом бело-красно-белой символики и белорусских националистов и... их несмываемым позором. А для белорусов - страшной трагедией, унёсшей жизни четверти, если не трети населения.
Сотни сожжённых вместе с людьми деревень, разрушенная Белоруссия, переполненные концлагеря, детские дома для содержания детей - доноров немецким солдатам. И всегда и везде над этим развевался бело-красно-белый флаг предателей, а герб «Погоня» соседствовали со свастикой и портретами Гитлера.
Один из «символов белорусского национального достоинства» и «видный деятель БНР» Иван Ермаченко возглавлял в годы войны оккупационную полицию в Белоруссии, а затем - Белорусский корпус самообороны, основной задачей которого было оказание помощи немцам в борьбе с партизанами.
27 июня 1944 года в Минске состоялся Второй Всебелорусский конгресс, ставший «лебединой песней» сторонников БНР и бело-красно-белой символики. А уже 3 июля 1944 года Минск освободили советские войска и соединения белорусских партизан. «Рада БНР», бежавшая вначале в Германию, а затем в зону оккупации западных союзников, приобрела в лице США новых «работодателей». ЦРУ и новый «президент» Абрамчик активно поддерживали бандформирования, действовавшие на территории Советской Белоруссии после войны - банды Михася Витушко и Ивана Филистовича.
В Канаде создали «правительство в изгнании», которое действует до сих пор. С 1997 года его возглавляет Ивонка Сурвилка. «Изгнанники» активно вмешивались в «процесс обретения независимости» Белоруссией в 90-х годах ХХ века. Активно вмешиваются и сейчас. Их цель - разрушение Евразийского экономического союза, Союзного государства России и Белоруссии, осуществление националистического переворота по украинскому сценарию.
Первый шаг в этом направлении - легализация бело-красно-белого флага, придание ему «статуса нематериальной историко-культурной ценности». Здесь возникает главная проблема, это некий Рубикон.
Отрицательное отношение к бело-красно-белой символике преобладает в старшем и среднем поколениях белорусов, но идёт смена поколений, и в молодёжной среде всё уже не так однозначно.
Начиная с конца 2000-х годов в республике даже в официальных СМИ исчезает правда об истории бело-красно-белого флага, о его прямой связи с пособниками фашистских оккупантов Белоруссии. После украинского майдана и государственного переворота на Украине эти тенденции в Республике Беларусь укрепились.
Используя периодически возникающие сложности в отношениях с Москвой, спекулируя на «газовых», «молочных» и иных подобных спорах, националистическая оппозиция постоянно указывает на то, что главным противником Белоруссии является Россия. Ситуацию осложняет значительное усиление прозападного лобби в окружении А. Лукашенко.
В республике идёт откровенное заигрывание научной, культурной и властвующей элиты с набирающими силу националистами. Прозападная оппозиция, не имея серьёзной поддержки среди населения, фактически контролирует в Республике Беларусь Интернет, обладает значительным организационно-финансовым ресурсом, опирается на поддержку из-за рубежа. Молодёжь под бело-красно-белыми знамёнами участвует в боевых действиях на стороне киевского режима в Донбассе. Та же символика внедряется в среду белорусских футбольных фанатов-ультрас.
В этих условиях придание бело-красно-белому флагу статуса «нематериальной культурно-исторической ценности» приведёт к коренной ломке внутриполитической ситуации в Белоруссии и тяжелейшим потрясениям в белорусском обществе. Угроза националистического реванша обретёт реальные очертания.
Иван Андреев