В Ватикан приехали католические и греко-католические епископы с Украины. Они проведут здесь неделю с 16 по 21 февраля в рамках ad limina Apostolorum («К Апостольским порогам») - специальный отчетный визит, который предпринимают епископаты всех стран и в который входит личная встреча с главой Римско-католической церкви, «правительством» Святого престола, главами важнейших ватиканских ведомств. В этом году поездке украинских владык латинского и византийского обрядов предшествовала мощная информационная подготовка. Ее невольно спровоцировал сам папа Римский Франциск, который в своей проповеди от 4 февраля назвал конфликт на Украине «братоубийством» и призвал украинских христиан к миру. Традиционные для понтифика мысли вызвали шквал критики со стороны тех, кого можно ассоциировать с Украинской греко-католической церковью, включая и их союзников в Польше. Проректор Украинского католического университета во Львове, униат Мирослав Маринович в интервью немецкому католическому информагентству KNA осудил нежелание Ватикана и лично Франциска критиковать Россию, заявив, что отказ Запада и Святого престола назвать Москву «агрессором противоречит истине». Проректор УКУ оказался недоволен тем, что папа в отношении украинского конфликта употребил термин «братоубийство», поскольку он «часто используется российской пропагандой, чтобы скрыть участие России в войне». Настоятель греко-католического прихода в Люблине и президент Фонда духовной культуры пограничья Стефан Батрух в интервью польскому католическому информагентству Katolicka Agencja Informacyjna связал проповедь Франциска с тем, «как очень сильно работает и лоббирует кремлевская пропаганда в кругах Ватикана». Но его утешило то, что «после этого несчастного папского заявления, которое вызвало бурю комментариев на украинской стороне», в Ватикан вскоре прибудут с визитом латинские и униатские епископы, которые «представят Франциску ситуацию в правильном свете».
Более спокойно и без каких-либо выпадов в адрес понтифика и Святого престола оценивает ситуацию глава украинских католиков латинского обряда, архиепископ Львова Мечислав Мокшицьки. В пастырском обращении в преддверии визита Ad limina Apostolorum он пишет, что «наше паломничество в Рим будет большим призывом к миру для Украины, на который мы имеем право, оно возникает не только из нашей веры, но и из устава ООН, где в статье первой на первом месте стоит „поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, подавлять акты агрессии или других нарушений мира, проводить мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных конфликтов или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира". Своим присутствием в Риме мы напомним всему миру об этом праве на свободу и мирную жизнь. Одновременно мы поблагодарим папу Франциска за каждый жест солидарности с людьми, которые живут на Украине, и будем просить, чтобы он не переставал призывать руководителей международных организаций поддерживать Украину. А его апостольское благословение да будет поддержкой и укреплением всех нас». Эти слова главы Конференции католического епископата Украины расходятся с политиканской позицией апостольского нунция Святого престола в Киеве архиепископа Томаса Галликсон, который в недавнем интервью Vatican insider жаловался, что украинцы «чувствуют себя так, будто остальной мир их бросил и не понимает». Да и в целом поведение нунция во время конфликта заставляет его воспринимать, скорее, как представителя украинских униатов в Ватикане, чем Ватикана на Украине.
В сложном положении оказался польский католический епископат. Еще в 2012-2013 годах все выглядело так, будто бы между Варшавой и Москвой наметилось сближение. 17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы состоялась торжественная церемония подписания Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом совместного послания народам России и Польши об историческом примирении и диалоге. Эта линия была продолжена в конце ноября 2013 года в ходе конференции «Будущее христианства в Европе. Роль Церквей и народов Польши и России», в которой принял участие глава Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии митрополит Иларион. Тогда же архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш пригласил патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетить Всемирные дни молодежи, которые состоятся в Кракове в 2016 году. «Патриарха ждут с большим энтузиазмом, это желание многих поляков», - завил монсеньор во время встречи с митрополитом Иларионом. Как подчеркивало Radio Vaticana, переговоры о визите главы Русской православной церкви на Всемирные дни молодежи тем самым косвенно подразумевали его возможную встречу с папой Римским, поскольку понтифик, скорее всего, также прибудет в Краков в 2016 году.
Однако после того как Варшава в украинском конфликте категорически встала на сторону Киева и радикально испортила отношения с Москвой, стало понятно, что польский епископат, так или иначе, будет вынужден подстраиваться под официальную линию светских властей. При этом нельзя сказать, что владыки проявили такую же степень нетерпимости, как чиновники и политики. Даже если они и не были согласны по каким-то вопросам с Франциском, это недовольство тщательно скрывалось, выявить его можно было разве что по участившимся ностальгическим упоминаниям покойного папы Иоанна-Павла II. В отличие от «католической общественности». Их претензии на днях выразил известный польский публицист, главный редактор канала TV Republika Томаш Терликовский в статье в Rzeczpospolita. Его диагностика следующая. С приходом на римскую кафедру папы Бенедикта XVI в Ватикан вернулся подход Иоанна XXIII и Павла VI, старая ватиканская «ostpolitik» с верой в то, что с Россией можно и нужно договариваться для восстановления единства и укрепления христианства Запада. «История последних десятилетий учит, что более эффективным подходом в диалоге с Советским Союзом и постсоветской Россией был тот, который предложил папа-поляк - Иоанн Павел II, - утверждает Терликовский. - Он знал, что нельзя заключать договоры с СССР и дьяволом, и что нужно просто говорить правду: открыто, но в рамках дипломатических правил. Его преемникам, хотя первый был одним из самых выдающихся теологов в истории Католической церкви, а второй стал харизматичным пастырем, недостает понимания России и ее сути - особенно в советском и постсоветском варианте. И поэтому они обречены на очередные дипломатические поражения в войне, которую ведет Кремль. Жаль только, что ватиканская дипломатия этого не осознает».
Оставим на совести польского религиоведа намеки на то, что Франциск и Ватикан якобы «плохо ориентируются в геополитической ситуации» и зададимся вопросом: почему для них украинский конфликт стоит на втором месте, если не сказать - является маргинальным? Многие века Святой престол прочно ассоциировался с Европой. Старый континент был «центром», остальной мир - периферией, пространством для миссионерства и колонизации. Аргентинский кардинал Бергольо, избранный два года назад главой Римско-католической церкви, переворачивает эту схему «с ног на голову». Папа обращен во внешний мир, в то время как Европа заслужила его критику. В Италии он несколько раз посещает лагеря для беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока. Его выступление в Европейском парламенте в ноябре прошлого года во время кратковременного визита содержит обвинения в адрес нынешнего положения дел в Европейском союзе. Франциск отправляется в Бразилию, Южную Корею, Турцию, на Филиппины и Шри-Ланку. И вместе с тем - в сентябре 2014 он навещает Тирану, а в июне этого года собирается быть в Сараево. Это юг Европы, два государства, которые пережили кровавую войну на Балканах, Албания косвенно, Босния и Герцеговина - напрямую. Но еще это две страны, для которых характерно сосуществование католической, православной и мусульманской общин. Отсюда же - пристальное внимание Святого престола к ситуации на Ближнем Востоке.
Ватикан одним из первых понял, к какой катастрофе приведет затеянная Западом «арабская весна», чьим наиболее уродливым проявлением стало так называемое «Исламское государство». За геополитическими переделами региона мало кто разглядел признаки возрождения религиозного фанатизма в его крайней форме: эсхатологии «конца света» и Последней битвы. В этом смысле обращает на себя внимание публикация американского журнала The Atlantic, в которой джихадисты предстают в качестве «центрального персонажа сценария Божьего». Когда США оккупировали Ирак, пишет издание, непосредственные отцы-основатели «Исламского государства» увидел в том признаки конца времен во всем мире. Они ожидали приход мессии - Махди, которому суждено привести мусульман к победе во всем мире, и этим они отличаются ото всех прочих фундаменталистов. Джихадисты предсказывают великую битву «армии Рима» с «армией ислама» в Сирии и окончательное выяснение отношений верных с анти-мессией в Иерусалиме. По некоторым данным, под Римом пророки «Исламского государства» подразумевают Восточную Римскую империю, нынешний Стамбул. По другим, американцев. И важная деталь: кое-кто из джихадистов полагает, что их армию возглавит второй из наиболее почитаемых пророков в исламе, Иса ибн Марьям аль-Масих, который вернется на Землю, чтобы привести мусульман к победе.
Иса - это Иисус Христос. А значит «Исламское государство» не просто хочет обрубить у современного Запада его христианские корни, но и напрямую представить его созданием и воинством антихриста с выходом на создание альянса людей Книги - мусульман и христиан - в Последней битве накануне Апокалипсиса. На этом фоне склоки верующих на Украине вызывают только сожаление. Как подчеркивает издание Папского института заграничных миссий AsiaNews, среди трех основных конфессий Москве принадлежит Украинская православная церковь Московского патриархата, Киеву - Украинская православная церковь Киевского патриархата и Константинополю - Украинская автокефальная православная церковь. А есть еще и Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется Риму. Есть епископы и священники, которые благословляют пушки и молятся только «своим» ополченцам, есть те, кто стремится проповедовать мир и милость. «Священная война» продолжается как «крестовый поход» христиан друг на друга, пункт назначения у которого не Святая земля, а Крым или Донбасс, киевский Майдан или собор Львова. Однако не Украина сегодня то место, где творится История. Святой престол это знает и понимает. Поэтому, когда украинские и польские униаты и примкнувшие к ним публицисты требуют от папы Римского Франциска встать на их сторону, это выглядит как бунт против Ватикана и удар в спину понтифику.