Выступление на конференции «Единство народов России в повестке задач исторического просвещения: основы цивилизационной идентичности».
Вопросы «единства народов России» и «основ цивилизационной идентичности» сегодня наиважнейшие, и можно только приветствовать инициативу проведения подобной конференции. Особенно учитывая поддержку Президентом России Владимиром Путиным идеи объявить 2026 год Годом единства народов России, которая была озвучена 5 ноября сего года.
Однако у этих вопросов, на мой взгляд, есть нерешённые сложнейшие теоретико-идеологические проблемы, в том числе, понятийные. И таковых важнейших проблем, как минимум, – три.
Первая проблема. Сегодня понятием «русский» обозначается как суперэтническая (имперская) общность, включающая в себя представителей разных этносов, населяющих Россию, так и конкретный этнос.
В нашем русском мировоззрении укоренилось традиционное понимание русскости как суперэтнической общности. Без всяких колебаний мы назовём русскими святыми многих прославленных Церковью святых – представителей разных этносов.
Мы без всякого сомнения считаем русскими полководцами и флотоводцами шотландцев – Барклая де Толли и Грейга, немцев – Миниха и Беллинсгаузена, испанца Дерибаса, сербов Милорадовича и Войновича, грузина князя Багратиона, армянина Баграмяна, поляка Рокоссовского, татарина Шах-Али, калмыка Городовикова, чеченца генерала Чеченского, осетина Плиева и многих-многих других военачальников, составивших славу Русского оружия.
Вместе с тем, сегодня понятием «русский» чаще всего обозначают славянское население Российской Федерации, что раньше называлось понятием «великороссы». Понятие «русские» сегодня превращается в этноним не только на бытовом уровне, но и в научном дискурсе и в правовом пространстве.
В результате из-за этой путаницы часто возникает непонимание, кого имеют в виду под «русскими», возникают в итоге сложности и в разрешении этнических проблем. Понятно, что для ясности нужно разные явления именовать разными терминами.
И у нас долгое время (пожалуй, вплоть до 20-х годов ХХ века) существовала подобная ясность. Тот же Ленин употреблял термин «великороссы». Затем этот термин был «вымыт» – сначала из научного лексикона, а потом и из обыденного сознания. Надо либо вернуть термин «великороссы» в научное и правовое пространство, а также в обыденный язык, либо придумать новый термин (что сложнее и предполагает более длинный путь). Используемый иногда термин «россияне» неудачен, ибо он обозначает гражданскую общность населения Российской Федерации.
Вторая, не менее сложная, теоретическая проблема: русский народ как этнос – это кто? Кого считать этнически русскими? Славянское население Российской Федерации или триединый народ великороссов, малороссов и белорусов?
Некоторые считают, что триединый народ – это нечто архаичное, а теперь, де, уже сформировались отдельные этнические общности – украинцы, белорусы и русские (в Российской Федерации). Однако все эти три части когда-то единого русского народа в своём большинстве говорят на русском языке или его диалектах, являются в подавляющем большинстве православными верующими, воспитаны на традициях единой русской культуры и имеют единую историю.
Этот вопрос требует также своего решения. Больше того, от решения этого вопроса, т.е. включения в научное и правовое пространство концепта триединый русский народ зависит и победа в войне с нацизмом на Украине. Ведь там нашим братьям – таким же русским людям – враги сумели внушить, что мы – не братья, что мы – разные этносы, что у нас изначально была разная история, что мы чаще воевали друг с другом, а не с общим врагом, который шёл с Запада, т.е. враги сумели переформатировать их сознание. А значит нужно возвращаться к первоначальным смыслам, нужно вспоминать, что героями были не изменники Мазепа и Орлик, не фашистские прихвостни Бандера, Шухевич и Коновалец, а партизан Ковпак, лётчик-ас Кожедуб, герой Севастополя матрос Кошка, герой Порт-Артура генерал Кондратенко и другие подлинно русские герои-малороссы. Наши общие герои!
От возвращения концепта триединый русский народ зависит и создание Союзного государства. Белорусы и малороссы (или украинцы) никогда не станут частью русского этноса, а вот законной частью триединого русского народа они были и вполне могут стать, что и будет основой воссоединения России в границах проживания русского народа.
Третья проблема заключается в обосновании идеи воссоединения народов евразийского пространства вокруг русского народа, как это исторически и происходило, то есть создания единства русского народа и «нерусских русских», что возможно путём возвращения к бытовавшей в советское время идее «семьи народов» как сложноорганизованного единства, которое я бы назвал «иерархическим равенством».
С точки зрения формальной логики понятие «иерархическое равенство» звучит как оксюморон. Значит, нужно прибегать к логике диалектической, которая умеет работать с противоположностями.
Идеал единства народов России можно определить как большая «семья народов». А семья, собственно, и представляет собой иерархическое равенство – в ней есть старший брат, который по умолчанию признаётся первым среди равных. Примером иерархического равенства является и Православная Церковь. До недавнего раскола, который учинил патриарх Константинопольский Варфоломей, Православная Церковь представляла собой именно семью православных общин, неформальным лидером которой являлся Предстоятель Константинопольской Церкви, которого и считали первым среди равных, – так сложилось исторически. Однако нынешний глава Фанара решил изменить и упростить эту иерархию и возжелал стать «первым без равных». Это, собственно, и является глубинной причиной конфликта в мировом Православии.
«Иерархическое равенство» – это и есть такая ситуация, когда граждане России всех национальностей (или этносов) являются юридически равноправными, но русский народ считается неформально первым среди равных. Подобное «иерархическое равенство» реализуется не в юридической плоскости, не при помощи законодательных актов, а воплощается в пространстве символов: когда первенство среди равных русского народа обозначается в каких-то концептуальных документах государства, подчёркивается в действиях властных институтов.
Собственно статус первого среди равных у русского народа отчасти уже и есть, благодаря тому, что русский язык является государственным языком в стране, а русская культура является основой образования и культурного процесса. Но этого недостаточно.
Стоит вспомнить, что пренебрежение законными правами русского народа как этноса в советское время создало благоприятные условия для распада Советского Союза, националистическую риторику использовал Борис Ельцин, чтобы понравиться этническим русским (в итоге русские лишились Большой России!). Сегодня в Конституцию внесено (хотя и косвенным образом) положение о государствообразующем статусе русского народа.
Однако власти не должны «стесняться» подобного рода символизма, когда представителям всех национальностей открыт равный доступ к получению знаний, к занятию любых должностей. В России государствообразующий статус русского народа должен быть прямо провозглашён и постоянно подтверждаться символически. Это и есть реализация модели «иерархического равенства» как идеала межнационального согласия в России.
Мы видим, что власть это понимает и идёт уже по этому пути, о чём свидетельствует недавно принятая «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2036 года», в которой отмечается «объединяющая роль государствообразующего русского народа», что «культурный (цивилизационный) код основан на сохранении и развитии русской культуры и языка» и др.
Эти проблемы необходимо обсуждать в научном пространстве и выводить на уровень принятия государственных решений.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России


8.
Вопрос. Три народа. А суть каждого разная, но вместе они - единство. Причем один из них всегда уравнивает два в их противоположности.
А если народов десять или двести? Тот же принцип триединства. Просто народы сводятся к 1, 2, 3. Троица. По образу Троицы. Хоть один народ, хоть, два народа, хоть три, хоть двести.
Ошибка в том, что мы аналитическое правило приписываем опыту. То есть - русскому, украинскому и белорусскому. Просто так получилось, что их три. А ведь суть не в этом, а в Духе Святом. Который суть Бог. Суть Троица. Образ Бога - человек; страна; государство; империя.
Кто - как, но в Православии надо видеть это как Троицу. В православном государстве.
Будь то один - сводим в три. Будь то 333 народа - сводим в три. Будь то ... любая цифра. Все всегда можно и нужно сводить в три. И не просто в три, а в триединство. По образу Троицы.
7. Ответ на 4, Анатолий Степанов:
Государственный язык России - русский, основа культуры - русская, т.е. русские заведомо имеют преимущество перед инородцами, но это официально нигде не провозглашается. «Чего нет на бумаге, того нет на свете» — древнее римское изречение.
А Вы предлагаете публично унизить всех нерусских т.е. преференции коренным народам Севера на Севере - это не унижение остальных народов, а право русских на сохранение русскости созданного русскими русского же государства - это унижение?
Это вредная идея. Государствообразующий статус русского народа может быть установлен только символическими актами, но никаких политических преференций, надо только этот статус постоянно подтверждать на уровне каких-то символических образов и действий - "чего нет на бумаге..." (см.выше)
Чтобы каждый народ стремился показать, что он лучший друг русского народа, что он больше других любит русский народ. - блажь.
По сути статьи - позволю себе остаться при своем мнении - считаю вредной, проводимую Вами, идею официальной уравниловки. Бог не создал двух одинаковых деревьев в лесу. Повторяю, Божий мир иерархичен.
А то, что предлагаете Вы - вариации на тему "Приказа №1" Петросовета, который развалил русскую армию - яркая иллюстрация пути к гибели гибели Империи, через уравнивание всех и вся в правах.
6. Ответ на 5, Анатолий Степанов:
Немцы не были инородцами.
Тут становится очевидно, что повод для обиды был.
5. Ответ на 2, Константин В.:
4. Ответ на 1, Алекс:
Государственный язык России - русский, основа культуры - русская, т.е. русские заведомо имеют преимущество перед инородцами, но это официально нигде не провозглашается.
А Вы предлагаете публично унизить всех нерусских - президентом и даже губернаторами могут быть только русские. Ну ладно президентом, хотя и тут не нужно специально говорить, президентом по умолчанию может быть русский или сильно обрусевший инородец, что для русских было бы еще лучше, поскольку он бы пытался доказывать все время, что он русский.
Это вредная идея. Государствообразующий статус русского народа может быть установлен только символическими актами, но никаких политических преференций, надо только этот статус постоянно подтверждать на уровне каких-то символических образов и действий. Чтобы каждый народ стремился показать, что он лучший друг русского народа, что он больше других любит русский народ.
3. Ответ на 2, Константин В.:
Воскрешение худших терминологических явлений времён заката Империи точно не приведёт к её восстановлению.
Тут хочется напомнить, что христианство смогло победить в Римской Империи именно тогда, когда "инородцам" того времени была предоставлена полнота гражданских прав.
а причем тут полнота гражданских прав? Кто говорит об ограничении в гражданских правах?Кроме гражданских, есть еще права политические, в частности: право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными. В них существуют ограничения, например, возрастные. Или ценз оседлости 25 лет проживания в России на занятие должности президента (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Почему этот список не м.б. расширен?
Кроме ограничений, у нас в стране существуют привилегии по этническому признаку: в конкретных регионах, конкретным народам официально придается особый статус.
Почему коренным народам Севера допустИм особый статус, а коренному народу России - русским (или великороссам) - нет?
2. Ответ на 1, Алекс:
Воскрешение худших терминологических явлений времён заката Империи точно не приведёт к её восстановлению.
Тут хочется напомнить, что христианство смогло победить в Римской Империи именно тогда, когда "инородцам" того времени была предоставлена полнота гражданских прав.
1. автору
«Иерархическое равенство» – это и есть такая ситуация, когда граждане России всех национальностей (или этносов) являются юридически равноправными, но русский народ считается неформально первым среди равных. - а нужно, чтобы и формально. Чтобы главами регионов были русские генерал-губернаторы, главой государства непременно д.б. православный русский (что в моем понимании отражает не столько этническую составляющую, сколько обязательность именно русского понимания православия - как гражданства Третьего Рима, принципы которого Вам уже не раз описывал, в частности в комментарии 41 к Вашей статье от 28.11.25 – для этого и нужна прописанная идеология). Не из национализма, или, упаси Бог, шовинизма. Из-за объективных особенностей менталитета нерусских народов. У них очень сильны родоплеменные связи. Это не плохо и не хорошо - это объективно. Если этого не учитывать, то мы получим такою сборную солянку, что все и русские, и не русские ужаснуться. Отчасти мы это уже видели в 90-е и нулевые: политика, финансы, медиа - евреи; банки, аптеки, супермаркеты - армяне; гостиничный бизнес - чеченцы; игорный - грузины; дорожно-строительный - езиды; овощи-фрукты - азербайджанцы и т.д.. А в случае устранения неофициального национального ценза (который, уверен в разной степени был всегда) мы из всей России получим Дагестанскую модель, где органы власти до еще недавно (после последних мер по наведению порядка - не знаю) были жестко поделены между национальными диаспорами.
Это только русские "интеллектуалы" не догадываются о том, что мировоззрения народов отличаются. Сами же эти народы всё прекрасно понимают и про русских генерал-губернаторов - это их стон. Сталин цитировал высказывание муллы на съезде народов Кавказа: "не знаю, какие там ссалмократы, России нужен цар".
Собственно статус первого среди равных у русского народа отчасти уже и есть, благодаря тому, что русский язык является государственным языком в стране, а русская культура является основой образования и культурного процесса - только это ведь опять, не от успехов в логике диалектики демагогов, а от ФАКТА, что 1000-летняя Россия - это русское православное государство, строилось на принципах и по усмотрению русских. Расширено, обустроено и защищено русскими. Да, случалось и инородцам принимать участие, но не как субъектов истории и не для построения своих курфюрстств или ханств, королевств или орд, а лишь в помощь русским в построении ими русского государства. Это тоже объективно. А за уши можно притягивать что угодно и кого угодно.
Уравниловка народов, которую Вы так настоятельно продвигаете, уж простите, но это не что иное, как торговля первородством. Причем не личным, а своего народа.