«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)
Об одном из основоположников марксизма, самом главном, есть интересная работа С. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип». Другой основоположник, Ленин, в этом смысле ждёт своего исследователя.
Но сейчас нас интересует один аспект этой проблемы.
Общеизвестна антирелигиозность Ленина, не просто формальная, так сказать, «по должности», но страстная.
Это проявилось в целом ряде его работ, писем и т.д. Здесь и знаменитая статья «Лев Толстой как зеркало русской революции». И резкая отповедь Горькому в связи с его «богостроительством». И многое иное. Всё это уже не раз цитировалось, и нет смысла снова повторять эти кощунства.
А ведь учителя тов. Ленина – Маркс и Энгельс – также несомненные атеисты – относились к религии гораздо спокойнее. Тот же Маркс говаривал: «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков». И после этих слов – не «опиум для народа», а «опиум народа».
А болезненная антирелигиозность Ленина – гораздо менее стенична и более раздражительна.
Но тут снова вспоминается китайская мудрость: «ты сказал, и я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты стал настаивать, и я понял, что это неправда».
Нет, речь идёт не о вульгарном обмане в каких-то целях. Как говорится. Не его уровень. Скорее, речь идёт о том, что психологи бессознательного называют «сопротивлением и вытеснением». На бессознательном уровне Ленин был глубоко религиозным человеком. На сознательном уровне это выражалось в обострённом чувстве справедливости (как её понимают революционарии) и личном бескорыстии.
Но Ленин постоянно ощущал свою вытесненную религиозность, и это его раздражало, вызывало беспокойство. Поэтому резко выступая против религии, он так сказать, «кричал на себя», желая «доказать самому себе», что от религии он не зависим. Это была его личная трагедия.
Поскольку этот человек стал вождём революционной партии, а потом и лидером нашей страны, эта его амбивалентность нанесла большой вред и Церкви, и стране.
А что же его учителя? Маркс и Энгельс были гораздо менее религиозны даже на бессознательном уровне. Отсюда их более спокойное отношение к религии.
Сергей Серафимович Луговской, историк, Москва
207. Ответ на 206, Очевидец:
) А кончилось тем, что очевидцы обслуживают абрамовичей, гарантируя им, что омарксовевшее быдло больше не отнимет у еврейских олигархов право частной собственности на средства производства, позволяющее быдло грабить.
206. Идеология начинается с отрицания первой страницы книги Бытия
205.
204. Ответ на 203, Русский Иван:
Колхозник он или нет.Поэтому и перестали размножаться,ибо элементарно и просто батраки выживали,не до жиру.Сгребли в города,сначала в бараки,потом в хрущёвки.В приказном порядке.Иначе,совсем беда.Человек ищет,где лучше.И побежали..
Государственная собственность на средства производства,государственный советский капитализм.СССР-единственная страна в Мире где были колхозы.В странах советского блока такого не было.Сидишь диванный и отрабатываешь,вместо того,что бы за копейки вкалывать батраком на пашне.Под присмотром,бригадира,председателя,агронома,объездчика.
Которые так же,как и ты отрабатывали свой корм.Вместо вольного хлебопашца,невольник колхозного рабства.Паспортов не было,как выдали и засвистели рабы в города.За лучшей долей.Можно и сачкануть на работе,да и Дом культуры рядом.Можно себя порадовать негритянскими ритмами.Кругом даже асфальт был.Естественно,кому повезло,некоторым нет.Вот и кормили нас США,Аргентина,Канада,Австралия и страны соц.блока.А мы им взамен,лес,металлы,нефть и газ,рыбу.Иными словами полезные ископаемые и дары природы.
Русиш Ганс зовёт полюбить трактирщика, женщин с жёлтым билетом (они же были себе хозяйки), угодливого приказчика, а главное - мастера, раздававшего зуботычины и штрафы. Мечта нынешних олигархов. Наконец-то русиш Ганс зажил, работая комиссаром у абрамовичей.
203. С. Югов
Колхозник он или нет.Поэтому и перестали размножаться,ибо элементарно и просто батраки выживали,не до жиру.Сгребли в города,сначала в бараки,потом в хрущёвки.В приказном порядке.Иначе,совсем беда.Человек ищет,где лучше.И побежали..
Государственная собственность на средства производства,государственный советский капитализм.СССР-единственная страна в Мире где были колхозы.В странах советского блока такого не было.Сидишь диванный и отрабатываешь,вместо того,что бы за копейки вкалывать батраком на пашне.Под присмотром,бригадира,председателя,агронома,объездчика.
Которые так же,как и ты отрабатывали свой корм.Вместо вольного хлебопашца,невольник колхозного рабства.Паспортов не было,как выдали и засвистели рабы в города.За лучшей долей.Можно и сачкануть на работе,да и Дом культуры рядом.Можно себя порадовать негритянскими ритмами.Кругом даже асфальт был.Естественно,кому повезло,некоторым нет.Вот и кормили нас США,Аргентина,Канада,Австралия и страны соц.блока.А мы им взамен,лес,металлы,нефть и газ,рыбу.Иными словами полезные ископаемые и дары природы.
202.
А революция - более сложное явление. чем это иные пытаются представить.
201. Верно.
Никаких других воплощений Бога нет.
Все современные Русские Батюшки начиная от Старца Николая Гурьянова и заканчивая Старцем Виктором Кузнецовым боготворили всех русских царей.
Не бросайте тень на великих священников. Они не "боготворили" и не могли "боготворить" никого, кроме Самого Бога.
тайные нотки откровенного красного батюшки, которого интересует только пасквили на тысячелетнюю Русь
Какие "пасквили" от Вашего собеседника - отца Ильи - Вы здесь видели? Зачем пишете ложные обвинения?
Всеми теми предметами, что Вы в быту или на работе используете всё идёт от предприимчивых царских подданных.
Зачем этот антиисторизм? Свои изобретения были в эпоху РИ, свои - в эпоху СССР, свои - в нашу эпоху. Вряд ли у кого-то из отцов Вы могли прочитать, будто технический прогресс возможен только при монархии.
При Брежневе люди влачили жалкое существование в виде батраков, причём все без исключения.
И снова антиисторизм, особенно бессмысленный с учетом того, что ряд участников темы жили при правлении Брежнева.
Сергей из НН
200. Стало быть, подельщиков боялся. Небось и у них чего-то отнять хотел.
199. Ответ на 96, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:Батюшка, о святых следует писать как о святых.Антисоветчина - одно. а почитание святых - иное.
(Колпакиди А. И., Потапов Г. В. Николай II. Святой или кровавый? М., 2020. С. 459-460).
198. Верно, о. Илья!
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/11/02/religioznaya_ambivalentnost?page=11