Как христианство относится к спорту? Можно ли христианину регулярно тратить своё свободное время на занятия спортом? Может ли подобное времяпровождение принести пользу с духовной точки зрения?
В Священном Писании подобные вопросы не поднимаются, поэтому давайте попытаемся самостоятельно в них разобраться. Святые Отцы древности в целом достаточно негативно высказывались о спорте, поэтому, казалось бы, вопрос можно сразу закрывать. Но не всё так просто!
Многие преподобные сходятся во мнении, что рассуждение является величайшей добродетелью, поэтому имеет смысл более глубоко погрузиться в вопрос.
Современное понятие массового любительского спорта зародилось лишь в девятнадцатом веке. Потребность в нём возникла из-за того, что люди стали меньше трудиться физически. Вряд ли, например, у кузнеца, целый день ковавшего металл, возникало желание вечерком пойти поплавать, чтобы дать себе хоть какую-то нагрузку. Конечно, спортом занимались и в средневековье, но такой досуг не носил повсеместного характера. Отсюда можно сделать вывод, что Святые Отцы древности говорили совсем не о спорте в его современном виде. Следовательно, отталкиваясь от их суждений, было бы некорректно делать о нём выводы. О чём же тогда они говорили? Речь шла о совершенно ином спорте: например, об Олимпийских играх древности, которые появились как часть языческого культа. Ситуацию ярко иллюстрирует тот факт, что первый и последний дни соревнований сопровождались кровавыми жертвоприношениями. Немаловажно, что с упадком греческой культуры и попаданием Греции под власть Рима спортсмены стали массово жульничать.
Критика Григорием Богословом побед на Олимпиаде обусловлена тем, что они нередко являлись продажными – сильный игрок за деньги специально уступал более слабому сопернику. Кроме того, на римских играх происходили откровенно ужасные вещи. Обречённых на смерть, среди которых часто бывали и христиане, заставляли до смерти драться друг с другом, натравливали на них диких зверей. На гладиаторских боях людей убивали исключительно ради забавы. О подобных вещах не только Святые Отцы, но и любой здравомыслящий человек высказался бы негативно! К счастью, к нашим дням подобный «спорт» не имеет никакого отношения.
Английская церковь в своё время выступала с резкой критикой футбола, но опять-таки здесь ключевую роль играет мотивационная часть. Осуждение вызывали жёсткие столкновения игроков, которые порой приводили к тяжёлым травмам и даже смертельным исходам. К тому же матчи часто проводили в Великий Пост, игроки публично ругались, что заражало и болельщиков. Порой ребята не брезговали даже игрой на кладбищах…
О самой же сути спорта Святые Отцы высказывались положительно. Вот цитата святителя Климента Александрийского: «Гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно».
Преподобный Игнатий Богоносец (прямой ученик Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов) говорил следующее: «Стой твёрдо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать». Похожие слова говорил и святитель Иоанн Златоуст: «Вот начало третьего состязания, в котором Господь, подобно некоему атлету, отбросил диавола за поприще, как сварливого противника. … Увидев борьбу, научись бороться; сделайся из созерцателя борьбы учеником».
Безусловно, эти два высказывания больше относятся к вере, чем к спорту, но аналогия взята именно из спорта, из чего можно сделать вывод, что священномученики положительно относились к спортсменам, брали с них пример.
Святитель Лука Крымский, живший в двадцатом веке, призывал паству в первую очередь заботиться о душе, но при этом не забывать и об укреплении здоровья: «Следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа».
Получается, Святые Отцы не запрещают спорт как таковой при условии, что занятия не уводят человека от христианских ценностей Безусловно, христианин должен стараться всегда оставаться христианином, в том числе и на спортивной площадке. Если человек не может, например, поиграть в теннис без того, чтобы не сломать за матч четыре ракетки и не обложить девятнадцатиэтажной бранью соперника, спортом ему лучше не заниматься. Да, спорт потенциально сопряжён с различными страстями (тщеславие, гордость, желание первенствовать), поэтому во время занятий надо внимательно следить за собой.
На самом деле и в потенциальной связи между спортом и страстями можно найти свой плюс, ведь тренировки являются своего рода маркером, который высвечивает слабые стороны человека, помогает понять, над чем надо поработать.
Повторюсь, если человек видит, что, занимаясь спортом, он лишь усугубляет определённые греховные наклонности, будучи не в силах им противостоять, то тренировки ему надо прекращать. Но опять-таки: не стоит винить в этом спорт. Здесь можно проложить любопытную аналогию с деньгами – сами по себе они, как мы выяснили в одной из прошлых статей, безгрешны, всё определяет исключительно наше отношение и наклонности. Один человек, заработав состояние, направит его часть на помощь нуждающимся и этим спасётся, а другой – сопьётся или развратится, погубив душу.
Прекрасное сравнение приводит протоиерей Сергий Поперечный, настоятель храма Святого пророка Илии: «Спорт сам по себе не опасен. Здесь можно провести аналогию: человеку для поддержания жизненных сил требуется пища, это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то это смертный грех».
Конечно, нельзя допустить и ситуации, при которой спорт займёт первое место в иерархии ценностей. Например, если человек на просьбу пожилых родителей принести продукты отвечает отказом из-за игры в футбол с друзьями – это беда.
Яркой иллюстрацией безгрешности спорта служит факт создания детских спортивных секций при храмах. Это достаточно распространённое явление, ведь тренировки воспитывают в человеке трудолюбие и терпение.
Раскрывает мысль протоиерей Сергий Поперечный: «Тренировки – это тяжёлый труд, самодисциплина, спорт закаляет характер. Занимаясь спортом, дети учатся трудиться над собой, преодолевать себя, не бояться физической нагрузки. Спортсмен приучен трудиться, быть в послушании, во многом себе отказывать».
Бесспорно, все эти навыки помогают человеку во всех сферах жизни, включая и духовную. Какому юноше проще заставить себя поститься: тому, кто привык, что все его капризы исполняются по первой просьбе, или уже имеющему опыт преодоления себя? Конечно, развитую в спорте самодисциплину можно направить на борьбу не только с соперниками на спортивной площадке, но и со страстями в духовной жизни. Немаловажно, что спорт является препятствием для расслабленности и лени.
На мой взгляд, очень важно смотреть на вещи реально и понимать, в какой точке находится человек, а не пытаться всё идеализировать. Здесь можно проложить интересную параллель между спортом и театром. Если прихожанин, ранее регулярно посещавший Всенощные бдения по субботам, станет их пропускать ради посещения спектаклей, то для него это будет шагом назад. Для человека же, проводящего ночь с пятницы по понедельник в баре, отказ от этой привычки в пользу субботнего похода в театр – огромный рост над собой!
Так и со спортом: если подросток всё свободное время проводит за чтением трудов Святых Отцов и посещением храма, то отказ от этих занятий в пользу спорта – определённый шаг назад. Впрочем, и таким людям умеренные занятия спортом не повредят, ведь духовное здоровье связано с физическим.
Митрополит Иларион уверен, что «гармоничная личность – это такая личность, которая развивается и духовно, и интеллектуально, и физически».
Но давайте смотреть реально: таких юношей можно смело заносить в красную книгу, абсолютное же большинство современных детей проводит в интернете и за компьютерными играми большую часть свободного времени! Конечно, для них переход от этих занятий к спорту станет ощутимым прогрессом.
Весьма положительно высказывается о спорте и Его Святейшество: «Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами. Забота о теле является важной духовной задачей… Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причём экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан… В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом… Я считаю, что занятия спортом приносят очень большую пользу человеку. Физические нагрузки и, самое главное, психологическая тренировка, которая сопровождает человека, который занимается спортом, очень положительно сказываются на формировании характера. Вырабатываются замечательные качества: человек должен быть смелым, мужественным, способным на разумный риск».
Святейший и сам занимается спортом, и рекомендует это делать всем остальным: «Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества. Поэтому всем рекомендую, батюшкам особенно, включая наших архипастырей, начинать с чего-то такого, что не навредит здоровью».
По его словам, если же речь идет о командных видах спорта, «то важна ещё и взаимная поддержка, чувство локтя, подлинная солидарность».
Вывод прост: с христианской точки зрения спорт как таковой нейтрален. При правильном подходе он способен приблизить человека к Богу, но потенциально для части людей, как и многие другие вещи, может оказаться и страстью, которую следует уничтожить.
Александр Александрович Рогов, православный публицист