1. Под микроскопом. Литовское издание «Социология. Мысль и действие» (Sociologija. Mintis ir veiksmas) в прошлом году опубликовало научную (25 страниц!) работу «Адаптации дискурса Православной епархии Московского Патриархата в Литве в 2022–2024 годах». В работе авторы с завидным упорством проанализировали все возможные дискурсы, коммуникационные стратегии и трансформации епархии. Были рассмотрены вопросы «антропоморфизации святых как стратегию сакрализации», поддерживание национального тождества, стратегия епархии, применяя идеологический квадрат Ван Дейка (!) и т.д. Одним из основных выводов было утверждение, что Православная Церковь Литвы, подчинена враждебным Литовскому государству силам, не оказывает особого влияния на жителей страны из-за своей небольшой численности (140 тысяч, около 5 проц. населения).
Причиной такого кропотливого анализа, безусловно, был (и есть) военный конфликт на Украине, который меняет свой характер каждый день и которого надо оценивать с разных сторон – с геополитической, религиозной, духовной. В Литве на него смотрят строго односторонне: Россия – агрессор, Украина – страна, защищающая свою независимость, страна, которую надо поддерживать до окончательной победы. В таком контексте положение русских православных, как известно, не только в Литве, но и во всей Прибалтике и во всем мире незавидное. Русских (и не только православных) ненавидят, можно сказать, во всем мире, и если посмотреть внимательнее, то люди всегда ненавидят то, чего сами не сделали и скрыли это от посторонних глаз и даже сами от себя. Здесь кроется и тайная ненависть ко Христу. Русские имеют полноту Божественного откровения, осознают себя как Церковь, конечно, не все.
В Литве со стороны общества часто можно было замечать под предлогом «любви» к страдающему украинскому народу определённую бесоодержимость, ненависть к русским и ко всему русскому, угрозы расправиться. Все-таки надо поблагодарить литовские власти за понимание, толерантность и воздержание от принятия крайних и неоправданных мер.
При таких условиях православным очень сложно выдержать равновесие. Мы знакомы с плачевным положением УПЦ, со страданиями верующих. Там тоже вдоволь было сделано реверансов на левую сторону – угождением властям, общей молитвой с еретиками и отступниками, предполагая, что таким поведением спасают Церковь; увы, наоборот, – такие действия не спасают, а открывают двери врагу Божьему. Наступили очень сложные времена, когда надо идти, словно по мосту Сират: и с левой, и с правой стороны подстерегают опасности. Но, как гласит псалом: «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». Но для этого нужна вера.
2. Что означает «направление в Константинополь»? Вера православных Литвы во многих случаях зависит от церковных властей, от их лавирования между левой и правой стороной, чтоб обойти препятствия, хотя они часто как раз и подстерегают на обочине. Но иногда бывает, что от незрелости, страха, неопытности или нетерпеливости некоторые (священники или рядовые верующие) отделяются от всего церковного тела и выбирают направление в пустоту, вниз. Конечно, бывает и так, когда сердца не выдерживают поведения «волков в овечьих шкурах» (таких полно и в Православной Церкви), – один Господь тогда знает, кто прав, а кто виноват. О группе литовских священников, отделившихся от Московского патриархата и создавших Константинопольский патриархат в Литве, уже писали многие порталы, и я не буду повторять подробностей всей этой истории. Но всё-таки хотелось охарактеризовать в этом контексте возникающие главные проблемы.
Господь сегодня очень строго отделяет овец от козлов, проводит очень резкую границу между левой стороной и правой, и многие это чувствуют очень болезненно. Во всем мире не стало равнодушных к этой войне. Односторонний взгляд на неё – хорошая почва появляться психозу укрофилии, ненависти ко всему русскому и, естественно, ко всему христианскому. Что означает «направление в Константинополь», недавно ясно показал вселенский патриарх Варфоломей своей концепцией «Общего священного мировоззрения» (29 июля 2025 г), после которой некоторым архиереям пришлось выразить несогласие с мнением Его Святейшества о том, что во всех религиях один и тот же Бог.
По направлению «в Константинополь» пошли не только некоторые бывшие канонические православные; по этому пути идут униаты, множество деструктивных сект, всякого рода язычники, националистические группировки и, к сожалению, католики. Папа Лев XIV, например, не видит никакого смысла этой войны, а вот на противоположном фланге её называют священной. И, обратите внимание, только одна каноническая Православная Церковь находится на этой противоположной стороне! Есть, конечно, сомневающиеся, боязливые, колеблющиеся, стоящие одной ногой там, а другой – тут, но такой позиции Господь не принимает. Надо ясно понимать и исповедать, что Константинополь – это ересь, это дорога в никуда и это, наконец, страшнее войны, потому что война даеёт надежду, а равнодушие и желание удобной жизни – смерть.
В Литве популярен лозунг: «Украина борется за вашу и нашу свободу!». Может ли страна, потерявшая духовные ориентиры, полная ненависти и манипулируемая иностранными магнатами, стать барьером злу, спасти кого-то и завоевать свободу, не говоря уж о том, чтобы внести вклад в благополучие всего мира? Страна превратилась в кровоточащий нарыв Земли, террористический и потенциально ядерный. Украину превращают в безгосударственную, безсемейную, безполую, а значит, абсолютно контролируемую биомассу. Именно за такие «европейские ценности» она борется, за такую свободу, к которой стремится. Украинцы там убивают свои души, а русские убивают мертвецов.
3. Андрей Кураев – Гулливер на литовской земле. Когда Андрей Кураев, важный апологет Константинопольского направления, появился в Литве (в прошлом году), литовская пресса назвала его «возвышенным духовником» и описала его жизнь чуть ли не с пелёнок до героического сегодняшнего дня. И точно, сравнивая с католиками, а то и с православными Литвы, которые часто не отличают мессы от Литургии, А. Кураев – большая и важная фигура: религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, профессор и иноагент, специалист во многих областях и т.п., и т.д. Путешествие в Литву, по его словам, сопровождали чудеса и знаки. Одним из них был тот, что в Литве он чудесным образом увидел маленькую икону апостола Андрея, покровителя Константинополя. И он понял, что находится в правильном месте. И уж конечно, эти «чудесные явления» он ценит больше, чем, например, Благодатный Огонь, которого совсем не признает.
Как было замечено, А. Кураев в Литве занимался миссионерством. Например, он сам рассказывал, как в каком-то городке – в Вильнюсе (ну, вроде бы столица Лилипутии) или где-то в другом месте, в Католической духовной семинарии студенты, по его словам, «посвятили ему внутреннюю жизнь свою». И он научил их, что харизматы не занимаются онанизмом. Как писал католический портал «Бернардинай», «известность А. Кураева настолько велика, что выходит за рамки патриархатов, конфессий, религий и государств». И взгляды его такие обширные, что знатные ученые и богословы спрашивaют: во что верит А. Кураев?!
4. Русские в Литве – только гости? Стараясь облегчить положение литовских православных и, может быть, имея другие цели, протоиерей Олег Штельман недавно у дверей своего храма (г. Шяуляй, храм святых апостолов Петра и Павла) устроил грандиозную выставку с экуменическими элементами. Выставка была посвящена бывшему литовскому митрополиту Хризостому, который руководил литовскими православными в 1990–2010 гг. Девизом всей выставки были слова митрополита «Я открыто поддержал независимость Литвы». В интервью изданию «Etaplius» прот. О. Штельман сказал, что митрополит Хризостом был «интересный человек, историческая личность, активный общественный и политический деятель». Все это хорошо, конечно, но православным важнее не политика и дипломатия, а вера; не государство, а Церковь. Потому что государство и его независимость, в первую очередь, происходят не от политики, но от веры, молитв и верности Господу.
Без поощрений «мирно сосуществовать с представителями других конфессий», прозвучало и утверждение, что «русские в Литве – только гости, и они не могут решать, как литовцам жить дальше».
В духовном плане такая выставка и похожие действия, где правда смешана с ложью, широко открывают двери нечистым духам, которые влезают, можно сказать, на плечах верующих в храм и устанавливают там свой порядок, отвлекают внимание, ослабляют веру, возбуждают равнодушие ко всему, что там происходит. Так верующие, кажется, имея целью хорошие намерения, сами разрушают свою веру, сами выгоняют себя из страны или чувствуют себя там только гостями.
Боже, храни Литву и литовских православных!
Мария Алейникова, Литва
Часовня св. Леонтия в Вильнюсе – место, где А. Кураев увидел фатальные знаки. Фото Константинопольского патриархата в Литве