Опасные повороты

О православных и православии в Литве

Новости Литвы  Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская Православная Церковь  Андрей Кураев  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация 
0
12
Время на чтение 6 минут
Фото: Петропавловский храм г. Шяуляй

1. Под микроскопом. Литовское издание «Социология. Мысль и действие» (Sociologija. Mintis ir veiksmas) в прошлом году опубликовало научную (25 страниц!) работу «Адаптации дискурса Православной епархии Московского Патриархата в Литве в 2022–2024 годах». В работе авторы с завидным упорством проанализировали все возможные дискурсы, коммуникационные стратегии и трансформации епархии. Были рассмотрены вопросы «антропоморфизации святых как стратегию сакрализации», поддерживание национального тождества, стратегия епархии, применяя идеологический квадрат Ван Дейка (!) и т.д. Одним из основных выводов было утверждение, что Православная Церковь Литвы, подчинена враждебным Литовскому государству силам, не оказывает особого влияния на жителей страны из-за своей небольшой численности (140 тысяч, около 5 проц. населения).

Причиной такого кропотливого анализа, безусловно, был (и есть) военный конфликт на Украине, который меняет свой характер каждый день и которого надо оценивать с разных сторон – с геополитической, религиозной, духовной. В Литве на него смотрят строго односторонне: Россия – агрессор, Украина – страна, защищающая свою независимость, страна, которую надо поддерживать до окончательной победы. В таком контексте положение русских православных, как известно, не только в Литве, но и во всей Прибалтике и во всем мире незавидное. Русских (и не только православных) ненавидят, можно сказать, во всем мире, и если посмотреть внимательнее, то люди всегда ненавидят то, чего сами не сделали и скрыли это от посторонних глаз и даже сами от себя. Здесь кроется и тайная ненависть ко Христу. Русские имеют полноту Божественного откровения, осознают себя как Церковь, конечно, не все.

В Литве со стороны общества часто можно было замечать под предлогом «любви» к страдающему украинскому народу определённую бесоодержимость, ненависть к русским и ко всему русскому, угрозы расправиться. Все-таки надо поблагодарить литовские власти за понимание, толерантность и воздержание от принятия крайних и неоправданных мер.

При таких условиях православным очень сложно выдержать равновесие. Мы знакомы с плачевным положением УПЦ, со страданиями верующих. Там тоже вдоволь было сделано реверансов на левую сторону – угождением властям, общей молитвой с еретиками и отступниками, предполагая, что таким поведением спасают Церковь; увы, наоборот, – такие действия не спасают, а открывают двери врагу Божьему. Наступили очень сложные времена, когда надо идти, словно по мосту Сират: и с левой, и с правой стороны подстерегают опасности. Но, как гласит псалом: «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». Но для этого нужна вера.

2. Что означает «направление в Константинополь»? Вера православных Литвы во многих случаях зависит от церковных властей, от их лавирования между левой и правой стороной, чтоб обойти препятствия, хотя они часто как раз и подстерегают на обочине. Но иногда бывает, что от незрелости, страха, неопытности или нетерпеливости некоторые (священники или рядовые верующие) отделяются от всего церковного тела и выбирают направление в пустоту, вниз. Конечно, бывает и так, когда сердца не выдерживают поведения «волков в овечьих шкурах» (таких полно и в Православной Церкви), – один Господь тогда знает, кто прав, а кто виноват. О группе литовских священников, отделившихся от Московского патриархата и создавших Константинопольский патриархат в Литве, уже писали многие порталы, и я не буду повторять подробностей всей этой истории. Но всё-таки хотелось охарактеризовать в этом контексте возникающие главные проблемы.

Господь сегодня очень строго отделяет овец от козлов, проводит очень резкую границу между левой стороной и правой, и многие это чувствуют очень болезненно. Во всем мире не стало равнодушных к этой войне. Односторонний взгляд на неё – хорошая почва появляться психозу укрофилии, ненависти ко всему русскому и, естественно, ко всему христианскому. Что означает «направление в Константинополь», недавно ясно показал вселенский патриарх Варфоломей своей концепцией «Общего священного мировоззрения» (29 июля 2025 г), после которой некоторым архиереям пришлось выразить несогласие с мнением Его Святейшества о том, что во всех религиях один и тот же Бог.

По направлению «в Константинополь» пошли не только некоторые бывшие канонические православные; по этому пути идут униаты, множество деструктивных сект, всякого рода язычники, националистические группировки и, к сожалению, католики. Папа Лев XIV, например, не видит никакого смысла этой войны, а вот на противоположном фланге её называют священной. И, обратите внимание, только одна каноническая Православная Церковь находится на этой противоположной стороне! Есть, конечно, сомневающиеся, боязливые, колеблющиеся, стоящие одной ногой там, а другой – тут, но такой позиции Господь не принимает. Надо ясно понимать и исповедать, что Константинополь – это ересь, это дорога в никуда и это, наконец, страшнее войны, потому что война даеёт надежду, а равнодушие и желание удобной жизни – смерть.

В Литве популярен лозунг: «Украина борется за вашу и нашу свободу!». Может ли страна, потерявшая духовные ориентиры, полная ненависти и манипулируемая иностранными магнатами, стать барьером злу, спасти кого-то и завоевать свободу, не говоря уж о том, чтобы внести вклад в благополучие всего мира? Страна превратилась в кровоточащий нарыв Земли, террористический и потенциально ядерный. Украину превращают в безгосударственную, безсемейную, безполую, а значит, абсолютно контролируемую биомассу. Именно за такие «европейские ценности» она борется, за такую свободу, к которой стремится. Украинцы там убивают свои души, а русские убивают мертвецов.

3. Андрей Кураев – Гулливер на литовской земле. Когда Андрей Кураев, важный апологет Константинопольского направления, появился в Литве (в прошлом году), литовская пресса назвала его «возвышенным духовником» и описала его жизнь чуть ли не с пелёнок до героического сегодняшнего дня. И точно, сравнивая с католиками, а то и с православными Литвы, которые часто не отличают мессы от Литургии, А. Кураев – большая и важная фигура: религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, профессор и иноагент, специалист во многих областях и т.п., и т.д. Путешествие в Литву, по его словам, сопровождали чудеса и знаки. Одним из них был тот, что в Литве он чудесным образом увидел маленькую икону апостола Андрея, покровителя Константинополя. И он понял, что находится в правильном месте. И уж конечно, эти «чудесные явления» он ценит больше, чем, например, Благодатный Огонь, которого совсем не признает.

Как было замечено, А. Кураев в Литве занимался миссионерством. Например, он сам рассказывал, как в каком-то городке – в Вильнюсе (ну, вроде бы столица Лилипутии) или где-то в другом месте, в Католической духовной семинарии студенты, по его словам, «посвятили ему внутреннюю жизнь свою». И он научил их, что харизматы не занимаются онанизмом. Как писал католический портал «Бернардинай», «известность А. Кураева настолько велика, что выходит за рамки патриархатов, конфессий, религий и государств». И взгляды его такие обширные, что знатные ученые и богословы спрашивaют: во что верит А. Кураев?!

4. Русские в Литве – только гости? Стараясь облегчить положение литовских православных и, может быть, имея другие цели, протоиерей Олег Штельман недавно у дверей своего храма (г. Шяуляй, храм святых апостолов Петра и Павла) устроил грандиозную выставку с экуменическими элементами. Выставка была посвящена бывшему литовскому митрополиту Хризостому, который руководил литовскими православными в 1990–2010 гг. Девизом всей выставки были слова митрополита «Я открыто поддержал независимость Литвы». В интервью изданию «Etaplius» прот. О. Штельман сказал, что митрополит Хризостом был «интересный человек, историческая личность, активный общественный и политический деятель». Все это хорошо, конечно, но православным важнее не политика и дипломатия, а вера; не государство, а Церковь. Потому что государство и его независимость, в первую очередь, происходят не от политики, но от веры, молитв и верности Господу.

Без поощрений «мирно сосуществовать с представителями других конфессий», прозвучало и утверждение, что «русские в Литве – только гости, и они не могут решать, как литовцам жить дальше».

В духовном плане такая выставка и похожие действия, где правда смешана с ложью, широко открывают двери нечистым духам, которые влезают, можно сказать, на плечах верующих в храм и устанавливают там свой порядок, отвлекают внимание, ослабляют веру, возбуждают равнодушие ко всему, что там происходит. Так верующие, кажется, имея целью хорошие намерения, сами разрушают свою веру, сами выгоняют себя из страны или чувствуют себя там только гостями.

Боже, храни Литву и литовских православных!

Мария Алейникова, Литва

Часовня св. Леонтия в Вильнюсе – место, где А. Кураев увидел фатальные знаки. Фото Константинопольского патриархата в Литве

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Алейникова
Некоторые особенности перехода из католичества в Православие
Письмо в редакцию «Благодатного Огня»
16.05.2025
Все статьи Мария Алейникова
Новости Литвы
Америкосы прошляпили русский след в гибели своих вояк
Военнослужащие США доверились навигатору и за это поплатились жизнями
02.04.2025
То, что их отпустили в НАТО, – большая ошибка
Если прибалты будут изображать из себя «львов», которые готовы «биться с Россией до последнего», значит, и нам придется биться до последнего
01.03.2025
О вреде исторических реконструкций
Зачем Егор Холмогоров решил сочинить новую историческую мифологию?
14.01.2025
Как Россия потеряла Прибалтику? / Ошибки
российской политики / Ельцин предал русских
06.01.2025
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Папа Римский Лев XIV планирует визит в Киев на похороны Православия?
О последних событиях вокруг канонической Церкви на Украине
12.09.2025
«Вера в сердцах русских людей жива»
Во время Общемосковского Крестного хода души крестоходцев ликовали
11.09.2025
Палестино-израильский вопрос приведёт к расколу Запада
80-я Генассамблея ООН: не станет ли она последней?
11.09.2025
«Восстание русских за право жить в суверенном государстве»
Сохранение памяти о 1993 годе — это священная задача всех
11.09.2025
Резонансное убийство в США
В штате Юта демонстративно застрелен видный деятель движения MAGA Чарли Кирк
11.09.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Православная Церковь и Россия спасли белорусов
О роли Православной Церкви в истории и жизни белорусского и украинского народов
11.09.2025
«Барские конфедераты» не щадили православных
Увлекшись уничтожением Православия, поляки опять совершили ошибку
10.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
11.09.2025 20:54
«Мы восстанавливаем добрую традицию московских крестных ходов»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.09.2025 20:46
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от С. Югов
11.09.2025 19:59
Россия на распутье
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.09.2025 19:49
Русский народ в долгу перед Иваном Грозным
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 18:41
Неонацизм уничтожает Украинскую Православную Церковь
Новый комментарий от учитель
11.09.2025 16:35
Пора рассказать правду о гибели АПЛ «Курск»
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 16:19