Около трех лет назад я еще была католичкой. Однако неожиданно обнаруженное творчество архимандрита Рафаила и необычайное духовное его влияние сделало прорыв в моих взглядах, и католический хаос в душе постепенно начало заменять Православие. Теперь сердцем я уже православная, хотя вопрос воцерковления до конца еще не решен.
Начала переводить работы отца Рафаила на литовский язык. Он еще не был известен в Литве. Впервые литовским читателям я представила его в прошлом году http://www.arche.lt/2018/02/archimandritas-rafailas-karelinas.html. Этот перевод, а затем и другие, были опубликованы на сайтах католиков-традиционалистов.
Недавно перевела на литовский язык отрывок (главу) «О мистической сущности греха» из книги архимандрита Рафаила «О вечном и преходящем» и предложила его одному литовскому православному сайту. Но перевод отказались печатать на том основании, что «Отец Рафаил не очень хороший знаток патристики», что он «подстрекает против нашей иерархии», «на его опираются многие священники, нарушающие дисциплину Церкви», что «его размышления не всегда соответствуют тому, чему учат Отцы Церкви» и так далее. Попросила обоснования, но ответа не получила.
Я потрясена, потому что знаю: цель всей жизни отца Рафаила - приблизить Святых Отцов к нашему дню. Сам отец Рафаил о своем творчестве писал: «В моих книгах нет ничего принципиально нового, все, что нужно для спасения, заключено уже в творениях святых отцов. Я только стремился приблизить их сочинения к духовному и интеллектуальному уровню современного христианина, проложить тропинку к сокровищнице святых отцов» (http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6387/index.html). Все его книги, все статьи написаны в духе священной православной Традиции; именно этот дух, переданный прекрасным стилем, в его творчестве меня больше всего и очаровал. Как можно обвинять человека незнанием учения Церкви, если он уже в возрасте 23 лет принял монашеский постриг, позже преподавал в Духовной Семинарии, а затем в Духовной Академии, написал 46 книг и брошюр, многочисленные богословские статьи? Некоторые из них переведены на грузинский, болгарский, румынский, сербский и другие языки. Его духовными отцами были глинский старец Серафим (Романцов), канонизированный в 2010 г., преподобный Серафим (Мажуга), схиигумен Савва (Остапенко), который тоже будет причислен к лику святых. И я нисколько не сомневаюсь, что и сам отец Рафаил будет объявлен святым. В одном из последних своих интервью http://karelin-r.ru/interview/229/1.html как апологию Православия он указал на труды свят. Феофана Затворника, свят. Игнатия (Брянчанинова), преподобного Ефрема Сирина, и особенно выделил святого Иоанна Кронштадтского, который, по его словам, подвигом своей жизни и многочисленными чудесами подтвердил истину и действенную силу православной веры. Бессмысленно даже доказывать верность отца Рафаила святоотеческому наследию, она и так ясна.
Я не была бы против, если бы мой перевод не понравился хозяевам этого сайта. Но о качестве перевода ни они, ни вообще никто не сказал плохого слова.
Причина такого негативного взгляда на творчество отца Рафаила может быть в том, что он всегда выступал против церковного модернизма, критиковал экуменизм как совершенно необоснованный и порочный способ общения с иноверцами.
Tем временем православные Литвы и особенно священство активно занимаются экуменической деятельностью, хотя экуменизм не имеет никакого основания ни в Священном Писании, ни в православной Традиции, и церковные каноны запрещают совместную молитву с иноверцами. В прошлом году на Рождественскую литургию были приглашены протестанты, а вот отцу Рафаилу даже на православном сайте не нашлось места, мотивируя тем, что он не слишком хороший знаток Учения Церкви и что в этой статье (o грехе) нет ни одной цитаты Святых Отцов. «Мы не хотим его распространять», - было сказано мне в письме.
Но, по словам архимандрита Рафаила, «вероисповедальные книги это вовcе не цитатники, а систематизированные принципы, вернее идеи, которые служили основанием для церковного учения» (http://karelin-r.ru/pravoslavie/123/1.html).
Да уж, протестанты получше знают, чему учат Православие...
Рождественское богослужение 2018 г. в храме Cв. Параскевы г. Вильнюса. Гости - «епископ» Евангелической лютеранской церкви Литвы Миндаугас Сабутис и его помощник
Хотя Литва считается католической страной (около 79% верующих), Православие было первой распространенной формой христианства со времени основания Литовского государства. Историк А. Фомин в книге «Православные святые в истории Литвы» (2015) представляет 32 православных святых. Как он пишет, уже в ХIII в. появлялись православные подвижники. У католиков Литвы несколько преподобных и главный святой - королевич Казимир (ХV в.), называемый покровителем страны. В 2017 г. Литовская митрополия отметила свое 700-летие. В настоящее время Православие в Литве исповедуют примерно 144 000 человек - почти апокалиптическое число. Самая главная проблема, по словам священника В. Моцкуса, «воскресить веру равнодушных верующих» http://l24.lt/lt/religija/item/219482-lietuvos-staciatikiu-metropolijai-700-metu-esame-cia-nuo-senu-senoves. Но разве экуменической деятельностью, «дружбой» всех христианских конфессий воскресишь православную веру? Как сказал В. Моцкус, «некоторые православные все еще смотрят на католическую Церковь с презрением и говорят, что нечего общаться с католиками». А как они должны смотреть? Людей надо уважать, и компонентом этого уважения есть неодобрение их ошибочной вере. И разве не надо гордиться своей верой, своей Церковью? Разве не Православная Церковь дает нам истинное познание Бога? Общение и молитвы с иноверцами как раз и развивает равнодушие к своей вере, потому что часто верующие думают: если священники хвалят чужую веру, значит, всякая вера хороша? Но тот, кто хвалит чужую веру, презирает свою. Наверное, из-за того Православие как конфессия в Литве играет второстепенную роль, чаще всего культурную и незаметную.
Нынешние верующие, миряне и священство, испорченные духовной болезнью экуменизма, yже не способны понять глубину истины учения Божия, и труды, говорящие об истинном Православии, им уже чужды.
У экуменистов атрофируется понятие духовности и сама духовность, так как они общаются между собою на душевном уровне и не получают помощи Святого Духа. Ища мнимого единства, они на самом деле разделяют Церковь.
И уж нечего говорить о духовниках такого ранга как отец Рафаил. Таких святых людей в Литве не было и вряд ли когда будет. Таких людей наши либеральные времена уже не понимают и не принимают.
Nijolė Aleinikova
Нийоле Алейникова