Ваше Высокопреосвященство, благословите!
Не посмела бы к Вам обратиться, если не советы честных и верных пастырей обращаться к своим архиереям с просьбой о помощи.
К тому же у меня положение такое, что выхода другого нет, как только писать Вам. И, так как эта проблема касается всей Церкви, то решила обратиться открыто.
В наши дни во всём мире и во всей Церкви творятся такие невероятные вещи, что не осталось ни одного человека, не затронутого этим. В Церкви возникли такие противоречия, такие несогласия между иерархами и верующими, что многим стало совсем неясно, как вести себя, во что верить. А ведь Церковь – это зеркало поведения всему миру. Верующие пребывают в растерянности. Многие приняли позицию слепого послушания, некоторые перестали ходить в церковь или начали протестовать другими способами.
Церковь отделена от государства, но в ней господствуют мирские власти. Они – хозяева, они устанавливают, как мы должны молиться, какие документы должны иметь (паспорта, коды, справки, вакцины...), или, наконец, совсем закрывают храмы, чего не было за все две тысячи лет церковной истории. Власти пытаются сделать нас своими соратниками. Но они, в лучшем случае, имеют право рекомендовать, попросить о толерантности.
Чего стоит одно только требование молиться в храме в маске. Не все могут молиться в масках по многим причинам. Например, по состоянию здоровья, – не хватает воздуха, так как в церковь собираются в основном люди пожилые. И вот какое решение по этому поводу приняли некоторые настоятели – не маски снять, а сократить богослужение!
Некоторые не могут стоять в маске из-за убеждения, что всякая маска на лице верующего – это лицемерие, страх, неверие и недоверие к Господу. Носить маску в церкви им не позволяет совесть. Если кто не чувствует связи с Господом, не доверяет Ему и очень боится заразиться сам и заразить другого, то пусть ходит в маске, но зачем насильно заставлять всех? Некоторые врачи утверждают, что маски не только не помогают, но и вредят, так как вызывают гипоксию, т.е. кислородное голодание.
И уж как смотреть на вакцинированного священника в маске, который является литургической иконой Христа и которому Он, помимо других даров, дал ещё и дар исцеления больных? Мы знаем, что болезнь приходит не от вируса, а от греха.
Викарий Черновицкой епархии митрополит Лонгин (Жар) сказал: «Ношение «намордников» выглядит со стороны как сумасшествие. Мы ходим, как сумасшедшие, бедные бабушки в грязных масках, которые им приходится носить, не меняя по целому году и на которых скапливается куча микробов. Как будто мы потеряли рассудок, мы не знаем, что с нами, куда мы идем и откуда мы». В заключение митрополит предупредил верующих: «Мы вступаем в самую страшную апокалиптическую битву».
Почему одни священнослужители приходят к таким страшным выводам, а другие молчат, как ни в чём не бывало? Ведь мы все знаем, что молчанием, когда необходимо говорить, предаётся Бог. Предаётся Тот, Который за нашу вечную жизнь пожертвовал своей, и в которого мы не верим, дрожа за своё временное здоровье.
Есть и такие, которые говорят совсем противоположно. И если пастыри не соглашаются между собой, то имеют ли они право требовать послушания от нас?
А без масок, сколько ещё принято антиковидных мер? Грозные объявления на дверях и в храме об опасности коронавируса, дезинфекция при входе, дезинфекция икон, и что самое страшное – введение «дезинфекции» в само Таинство Тела и Крови Христовых! А это какой вывод нас делать заставляет? Что вирус сильнее самого Христа! Есть ли в истории Православия хоть один пример заражения через Причастие? Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) сказал: «Мне неизвестно ни одного случая заражения через Причастие. О подобных случаях не писали даже в богоборческие времена». И догмата, гласящего, что через Лжицу можно заразиться, тоже нет. Тогда почему нас заставляют предавать Христа? Почему не позволяют причаститься нормально, без этих кощунственных мер, если кто отказывается таким образом принимать Причастие?
Запрещено целовать руку священника, т.е. отдать почет сану, которому более 2000 лет, запрещено прикоснуться к иконам, – вирус сильнее благодати Божией, идущей от икон; запрещено целовать крест и Чашу... Осталось ли место нашей вере? Во что мы верим – в человеческие меры защиты или во всемогущество Господа? Нас заставляют верить в «дезинфекцию» всего святого, верить в кощунство, игнорируя нашу свободу совести, наше доверие к Богу. А кто не подчиняется, того выгоняют из храма или совсем не пускают войти, угрожают не дать разрешения грехов из-за «отсутствия смирения», заставляют исповедоваться в маске. Я знаю пример в Литве, когда священник выгонял верующего из почти пустого храма потому, что тот отказался надеть маску, издевался над ним во время исповеди, прерывал её, угрожал не дать разрешения грехов из-за отказа принимать ограничения. А роль священника во время исповеди, как недавно объявил Патриарх Кирилл, только одна: быть свидетелем человеческого покаяния.
Нам внушает мысль, что все эти меры не касаются Церкви, а лишь медицины. Но всё, что связано с жизнью человека, с его телом (а тем более с его душой), с его здоровьем, болезнями и лечением, местом в обществе, с его свободой, имеет богословское и духовное измерение.
В Церкви нет отдельных медицинских вопросов, которые не касались бы веры. Потому что Господь, «созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9: 1-2).
Глубокоуважаемый Владыка! Нас, литовских православных, не так уж много – всего около 125 тысяч, т.е. 4 проц. населения. Но Истина нашей веры, историческая правда такова, что за вечную участь христианской Литвы, за судьбы всех православных Литвы, которых Господь хочет видеть в Царствии Небесном, будем в первую очередь отвечать мы, православные. Не католики, не кто-нибудь другой, а мы.
Имеем ли мы право равнодушно молчать? Как мы будем отвечать перед Богом? Что не поняли ситуации? Что не видели зла во всём этом? Или ещё хуже – оправдываться, что старались быть смиренными? Это – плохое смирение. Оно выгоняет не только верующих, но и Божию благодать и угашает Дух.
Если мы будем уступать свои позиции, и еще более – покорно принимать второстепенную, как бы «дополнительную» роль в христианской Литве, не посметь говорить об Истине единственной Церкви Христовой, если не будем говорить о настоящем христианском единстве (а не некоем экуменическом, которого не было во всей истории христианства), и если наши священники будут выполнять роль актёров, искусствоведов, учёных и проч., забывая, что они в первую очередь – пастыри, слуги Божии, то мы мало достигнем. Я думаю, что надо гордиться своей Православной Церковью, надо призывать всех ко спасению, которое возможно только в ней. Митрополит Кенийский и Найроби Макарий недавно напомнил: «Пора осознать, что только мы, православные христиане, можем спасти человечество».
Умоляю Вас, в нашей стране, в Литве, и во всём этом коронавирусном контексте оставим подобающее место вере, доверию к Господу, вниманию нашей вечной участи; пусть заботы временным здоровьем не затрудняют нас, ибо, как сказал апостол: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21). Так чего мы боимся?!
Наступает Рождество. Хочу Вас сердечно поздравить с этим для всего христианства важным Праздником, пожелать успешно трудиться во славу Божию, защищая чистоту нашей веры и крепость нашей Церкви.
Будем верить в Церковь Христову, в Её спасательные силы и будем стараться искренно служить Ей.
С глубоким уважением – Нийоле Алейникова (Nijolė Aleinikova), православная публицистка, Литва