«Ханжеская внешняя церковность не требует изменений в душе»

Ханжество консервативного вида ведёт к недоверчивости, хамству и лживости, а ханжество либерального толка все церковные обряды превращает в театр

Проблемы церковной жизни 
1 sbystrova 
1404
Время на чтение 5 минут
Фото: Эль Греко

Хотя мир переворачивается вверх ногами, мы, православные, должны как всегда стараться быть верными Христу и беречь свою веру.

Чем больше беспорядка в мире, тем лучшие условия создаются для ханжества, о котором здесь хотела поговорить. Самую благополучную почву оно находит в христианстве, так как христианство – религия любви. Любить по-настоящему всегда трудно, а притворяться – легко.

Ханжество имеет тысячу имен и тысячу видов, и о нем писали тысячелетиями. Сам Христос выгонял ханжей из храма, называл их лицемерами, слепыми вождями, «затворящими царство небесное человекам» (Мф. 23:13).

Оно бывает мирское, служебное, историческое, церковное, личностное... Проявляется разными способами, принимает разные виды, но суть остается одна и та же: лицемерие, когда внешние формы поведения не соответствуют убеждениям.

Церковное ханжество наиболее распространено и наиболее знакомо, но наметить ясную черту между церковным, личностным и другого вида ханжеством сложно, и вряд ли надо. Думаю, что с церковным ханжеством всем пришлось столкнуться. Встречается оно и в околоцерковных общинах, в протестантских, католических, – корни ханжества вырастают из самого сердца.

Традиционная консервативная православная община, старающаяся жить по заповедям Божиим, по Евангелию – это сокровище в церковной жизни. В наши дни найти такую общину подобно притче Господней о драгоценной жемчужине.

Но в некоторых консервативных православных общинах складываются поверхностные, лёгкие, не обязывающие отношения, в центре которых стоит спрятанное ханжество или, в лучшем случае, удачная имитация этого, как попытка приспособления к коллективу. Причин такого склада отношений, думаю, много: это может быть и ощущаемая (с историческими корнями) враждебность иной национальности и иной веры, малочисленность общины, взгляды лидеров и т.п. Но главной причиной ханжества часто бывает легковесие настоятеля, его невеское духовное влияние. Интересы такой общины обычно останавливаются на грани душевности, сосредотачиваются на посторонних, второстепенных вещах, в них ищут выражение своей веры.

В какой-нибудь небольшой церквушке, стоящей в уединении города, во время Литургии, предполагаю, вы были принуждены наблюдать прилежную, туда-сюда бегающую «надзирательницу» с большим фартуком, может быть, даже не одну, здесь я имею в виду обобщённый портрет. Она ходила от одной иконы к другой, вытирала их тряпкой, намоченной дезинфицирующей жидкостью, целовала их, потом опять вытирала с таким энтузиазмом, словно из её уст просачивался самый яд; поправляла свечки, давала поучения «неправильно» молящимся, и, конечно, мешала сосредоточиться и молиться. Причастившись (когда, вы уже не заметили), она еще успела сделать замечание и вам (как трудно отказаться от сладости поучения!): почему вы не использовали салфетку для вытирания уст после Причастия?!

Замечу, что такое вытирание, дезинфицирование Лжицы, как ни оправдывай – икономией, осторожностью или еще чем-то, есть не что иное, как богохульство и маловерие. Другие ковидобязанности ханжи – контролировать, чтоб все стояли в масках, чтобы дезинфицировали руки, входя в храм, держали дистанцию и делали похожие ковидфокусы. Где здесь вера в Господа? Не знаю. Здесь очевидна демонстрация и чувство своей церковности, значимости, порядочности, набожности, своего превосходства над другими, – были это ковидные меры или какие-нибудь другие, не имеет значения.

Этот мерцающий портрет, этот строгий взгляд, «всевидящее око» могут отпугнуть многих, особенно молодых, которые бегут в либеральные приходы, но что они там находят?.. И не дай Бог, чтоб они совсем бросили Церковь.

Или бывает, что после долгих исканий из протестантской или католической среды в православную общину приходит неофит. Он нашёл настоящую, единственную Церковь, он продал «всё, что имел» и больше ему некуда идти – впереди только врата адовы. Его встречают по-разному: с осторожностью или подозрением – а вдруг это троянский конь?.. И это совсем понятно. Христиан преследовали, шантажировали и уничтожали разными способами во все времена. И сегодня это не новость. Именно из-за этой причины на новообращенца смотрят или через увеличительное стекло, или совсем игнорируют, пока он, наконец, не становится своим.

Ханжа в личности неофита находит благополучную почву для показа своих знаний, важности и весомости. Он не спускает глаз с новенького во время всей Литургии, показывает, где и как стоять и не преодолеет попыток (к сожалению!) просто манипулировать им и делать другое, о чем уже не хочется писать. Новый член прихода наивно принимает ханжу за чистую монету, но постепенно всё-таки начинает от ханжества отличать настоящую заботу и настоящую любовь верующих, которые усердно помогают разобраться в сложных и незнакомых ситуациях при Богослужении.

С другой стороны, ханжество в Церкви может быть своеобразно полезным, например, для смирения. Для тех, кто слишком «угловатый», узкого мышления, не миролюбивый и закрытый действию Духа Святого. Прикосновение ханжи к такому человеку иногда бывает как укол, который надо принимать со смирением и молчанием, а это требует усилий. Нет такого зла, которого Господь не превратил бы в добро!

Разумные меры соблюдения порядка, конечно, в церкви нужны, и заботливый настоятель всегда требует этого.

Но кто открыт действию Святого Духа, кто усердно молится, тот обязательно почувствует во время Литургии и в другое время веяние божественной Любви, когда все становятся любимыми, близкими, по-настоящему духовными братьями и сёстрами, и даже ходящая туда-сюда женщина с тряпкой показывается уже не такой грозной и надоедливой.

Это и есть истинный способ соединить людей в одно Тело Христово; не слишком строгим наблюдением мелочей поведения или даже требованием неправильных действий, а обратить их сердца к действию Духа Святого, к жажде Причастия и вечной жизни. И уж, конечно, это не достигается противоположными мерами – концертами в церкви, искажением Литургии и похожими трюками.

В таких приходах с либеральным и модернистским направлением ультраправое ханжество постепенно слабеет и исчезает, принимает вид другого типа лицемерия – «всеобщей и безграничной любви», которое находит выражение в экуменических связях, в совместной молитве с иноверцами, в синкретизме и адогматизме. Всё это тоже загрязняет сердце, постепенно рождает в нем равнодушие и неверие. Ханжи здесь тоже в «передовых линиях»: они строго осуждают тех, кто избегает экуменических связей, кто старается беречь чистоту своей веры и кому показная набожность отвратительна.

Ханжество консервативного вида ведёт к замкнутости, недоверчивости, хамству и лживости, а противоположное, выросшее на либеральной и модернистской почве – все церковные обряды превращает в театр, уничтожает истину и сущность веры. И уж всякого рода ханжество, конечно, уничтожает любовь, все виды любви: телесную, душевную и духовную. Телесную любовь, голос крови оно превращает в блуд, душевную – человеческую солидарность, общность интересов в ложь, а духовную – в адскую ненависть. Оно не понимает покаяния, так как ханжеская внешняя церковность, по словам протоиерея Владимира Пучкова, «не требует изменений в душе». Оно извращает аскетизм: слишком преувеличивает или совсем отвергает его. А начало духовной любви и истинной свободы – покаяние и аскетизм, без которых действие божественной Благодати невозможно.

Нийоле Алейникова (Nijolė Aleinikova), православная публицистка, Литва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нийоле Алейникова
Имеем ли мы право равнодушно молчать?
Открытое письмо митрополиту Виленскому и Литовскому Иннокентию
05.01.2022
Все статьи Нийоле Алейникова
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07