Сталинская контрреволюция, патриотический поворот 1930-х

Сталин и антисистемы. Часть 3

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
1 ОСт 
415
Время на чтение 9 минут
Фото: из личного архива автора

Первая часть.

Вторая часть.

С начала-середины 1930-х годов в стране происходит консервативно-патриотический поворот. Первым делом наводится порядок в культуре. В 1932 г. упраздняется нигилистический «Пролеткульт», отрицавший «отжившую старую культуру» и воспевавший нового героя – пролетария и новую цель – мировую революцию. Пролетарские поэты после революции 1917 г. писали: «Что нам до мудрости тощей/ Пепельной пыли веков./ Нашей бунтующей мощи/ Нет и не будет оков!» и «Во имя равенства и братства,/ Германец, русский и француз,/ Сойдитесь с миром и сомкнитесь/ В один союз!..».

С конца 30-х годов происходит патриотический переворот в кинематографе, на котором так же лежала печать Пролеткульта. («Из всех искусств для нас важнейшим…» и т.д. – в контексте коммунистической пропаганды) Снимаются мощные национально-патриотические фильмы: «Александр Невский», «Иван Грозный», «Минин и Пожарский», «Петр I», «Суворов»  и другие. Такой же поворот происходит и в театре – он перестает быть «футуристическим» и «экспериментальным». (Ничего не напоминает?) Из художественного искусства удаляется дегенеративный «авангард»: малевичи, шагалы и мейерхольды уступают место художникам соцреалистам, в основном русского происхождения.

В 1934 г. реабилитируется и возвращается в школу история, которая с 1919 г. как отдельный предмет не преподавалась (!). Она была заменена обществознанием – теорией классовой борьбы и историей революционного движения. О патриотическом воспитании при этом не могло быть и речи, поскольку в программу обучения закладывалась четкая установка на космополитизм (см. 1 часть, ст. «Троцкизм, как разновидность глобализма»). Нарком просвещения Луначарский, который  был одним из учредителей Пролеткульта, в 1918 г. «жестко критиковал Всероссийский учительский союз за стремление воспитывать в учениках «здоровую любовь к Родине»: «Я не знаю, что разумеется под здоровой любовью к Родине. Что это значит? Бросается в глаза нелепость такой постановки вопроса… нужно воспитание интернациональное... пристрастие к русскому лицу, к русской речи, к русской природе – это иррациональное пристрастие, которое отнюдь не нужно воспитывать»…  Ну, разумеется, не нужно! Нужно воспитывать любовь к «Мировому Совнаркому» (формулировка одного из пролетарских поэтов).

В это же время реабилитируется классическая русская литература и  оказывается поддержка писателям национального направления. Яркий пример – Шолохов, которого в 1938 г. затравили и почти подвели под расстрел троцкисты из Ростовского обкома, и которого в последний момент спас сам Сталин. (Писатель скрылся из дома в Вешенской, окольными путями добрался до Москвы и позвонил Поскребышеву. После рассмотрения дела Сталиным ростовские троцкисты были сняты и затем расстреляны…)

В связи с этим показательна история с бывшим пролеткультовцем Демьяном Бедным. В 1936 г. он написал либретто для оперы-фарса «Богатыри» А.П. Бородина, где высмеял обряд Крещения Руси. «Молотов, посетивший спектакль, был разгневан произведением пролетарского писателя». Через несколько дней было принято Постановление Политбюро (!) о запрете пьесы Д. Бедного «Богатыри», где говорилось, что «опера-фарс чернит богатырей русского эпоса и антиисторически и издевательски изображает Крещение Руси», которое «для своего исторического этапа было явлением прогрессивным»… Ничего не скажешь, большевики-сталинцы умели работать оперативно. (На ум приходит случай с Ф. Киркоровым, безнаказанно оттоптавшимся на кресте!)

В результате Демьян Бедный, который когда-то имел успех у Ленина и Троцкого, был назван Сталиным халтурщиком и… действительно, превратился в «бедного писателя» – был лишен личного ж-д вагона со всеми удобствами (!), автомобиля с шофером и квартиры в Кремле... Ну, как тут не вспомнить крылатую фразу вождя: «Знаете, почему вы (Демьян) плохой поэт? Потому, что поэзия должна быть грустновата».

Возвращение к традиционным устоям происходит, практически, во всех сферах. Перед войной в армию возвращаются офицерские звания, в 1943 году – погоны; восстанавливается пострадавшее казачество. Происходят изменения в быту. Например, народу возвращается новогодняя елка, которая после 1917 года была объявлена буржуазно-религиозным пережитком

Показательно, что с середины 1930-х годов на фоне этого консервативного поворота в СССР происходит всплеск рождаемости, в том числе в репрессивные 1936–1937 гг. Это напрямую связано с появлением у людей   уверенности в завтрашнем дне и осознанием новых смыслов существования, после катастрофического периода революций, гражданской войны и перегибов коллективизации… Конечно, кому-то могут показаться наивными те советские смыслы («мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»), и в этом есть своя правда. Но!.. Но что у нас сегодня со смыслами?..

Конечно, помимо социальной стабилизации, приросту населения способствовали такие следствия «тоталитаризма», как запрет на аборты (1936 г.), затруднение разводов, уголовное преследование за гомосексуализм (1934 г.), цензура в СМИ и главное – нравственное воспитание молодежи.

Это принесло свои плоды. Например, немецкие оккупанты были удивлены тем фактом, что подавляюще большинство советских девушек до брака сохраняли девственность. В этом смысле советская пропаганда 1930-х в корне отличалась от пропаганды свободной любви в «дикий» послереволюционный период 1917 – нач. 20-х гг.

Что же касается «консерватизма» самого Сталина, то можно привести  отрывок из воспоминаний его охранника А. Рыбина: «Раз мы (со Сталиным) шли в Сочи мимо пляжа. Увидев жирных, развалившихся женщин с раскинутыми ногами, он весь передернулся: Какое безобразие! Пойдемте отсюда!»… Посмотрел бы товарищ Сталин, в каком виде ходят наши женщины сегодня.

Примечание. После «демократической» Февральской революции 1917 г. уголовное наказание за мужеложство и аборты было отменено. Троцкисты-антисистемщики эту отмену подтвердили и дали гомосексуалистам полную свободу. После распада СССР то же самое сделали их преемники – «либералы-реформаторы», захватившие власть в 1991 году (закон 1993 г). Аборты разрешили раньше – при недобитом троцкисте Хрущеве в 1955 г.

Причина этой трогательной заботы об извращенцах со стороны реформаторов и революционеров («малого народа» по И. Шафаревичу) заключается в том, что среди антисистемщиков всегда был высок процент людей с психическими и сексуальными отклонениями, в т.ч. в латентной форме. Как показывает практика, свойственные антисистемщикам негативное мироощущение и метафизические нигилизм (термины Гумилёва) напрямую связаны с содомией, садо-мазохизмом, педофилией и прочими мерзостями. В Европе уголовное преследование за гомосексуализм впервые было отменено в ходе Французской революции в 1793 г., когда к власти пришли якобинцы-сатанисты… Поневоле напрашивается сравнение с «Островом Эпштейна».

Таким образом, при Сталине забота о детях и «крепкой советской семье» (которая отрицалась антисистемщиком Троцким!) стала приоритетом государственной политики. Социалистическое государство, несмотря на ограниченность средств, вкладывалось в свое будущее. «Жить стало лучше… жить стало веселее!» – было сказано вождем именно в это время.

Но самое главное – в 1930-е годы происходит патриотический переворот в правящей элите – на смену коммунистам-инородцам приходят молодые  пассионарии из низов, в основном русские, украинцы, белорусы. Они-то и спасают страну от нацистского ига в 1941–1945 гг., а затем вытаскивают ее из послевоенной разрухи.

Если посмотреть на сталинских наркомов, маршалов Великой Отечественной, директоров заводов и многих других советских руководителей той эпохи – то мы увидим, что подавляющее большинство из них вышло из народа. Как вспоминал Д. Устинов, ставший наркомом вооружений в 33 (!) года: «Сталин убрал этих… и призвал нас, русаков…».

Таким образом, с точки зрения этногенеза при Сталине происходит не просто смена правящего класса, а его русификация. Что, впрочем, не исключало наличия во властных структурах представителей других наций, поскольку Большая Россия (не весь СССР!) – это суперэтнос, в котором русские составляют государствообразующее большинство.

Комментарий. Конечно, эта сталинская «русификация» была относительной (по сравнению с инородческим перекосом 1920-х) и имела свои пределы, за которыми, как показало время, могла возникнуть опасность обвинений в «русском национализме». Имеется в виду «Ленинградское дело» 1949–1950 гг., многие фигуранты которого были недовольны ущемлением прав русских на территории РСФСР (России), которая «кормила» национальные окраины, и при этом снабжалась по остаточному принципу. И кроме того, они были недовольны усилением кавказских кланов во власти (Берия, его люди: Кабулов (армянин), Деканозов (Деканозишвили), Меркулов (мать грузинка) и др. группы, в основном армяне и грузины).

И дело тут не только в кознях банды трех – Берия, Маленкова и Хрущева, подготовивших расстрельное Ленинградское дело. У Сталина, тоже была своя позиция… по любой оппозиции, согласно которой все «уклоны» от генеральной линии были «хуже». Поэтому, при всем уважении к достижениям «русского грузина» Сталина, идеализировать его не надо. Вождь соответствовал эпохе.

Следующий, важнейший шаг в консервативном направлении делается в 1943 году, когда по инициативе Сталина, возрождается Православная Церковь. В Кремле 4 сентября 1943 г. проходит историческая встреча Сталина с митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). В ходе двухчасовой беседы оперативно решаются основные церковные вопросы: о созыве собора епископов, избрании патриарха и его титуле (патриарх Московский и всея Руси), об открытии духовных учебных заведений, издании «Журнала Московской патриархии», и главное – об открытии храмов для народа.

Показательный факт: когда митр. Сергий сказал, что для подготовки Поместного собора потребуется один-два месяца, Сталин возразил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?». И ту же дал команду доставить епископов с периферии в Москву на военных самолетах. Собор состоялся через четыре дня, 8 сентября 1943 г. Присутствовало 19 епископов, двое из них были освобождены незадолго до собора. Еще через четыре дня, 12 сентября произошла интронизация патриарха. Темпы, действительно, были большевистскими.

И еще один эпизод. Когда Сталин объявил, что председателем Комитета по делам церкви будет генерал НКВД Г. Карпов, митр. Сергий спросил: «Но разве это не тот Карпов, который нас преследовал?» – Сталин ответил: «Тот самый. Партия приказывала преследовать вас, и он выполнял приказ партии. А теперь мы приказываем ему быть вашим ангелом-хранителем. Я знаю Карпова, он исполнительный работник». Такова была эпоха…

Примечание. Перед войной в стране осталось около трехсот действующих храмов (без присоединенных территорий на западе) с соответствующим количеством служащих священников. И только три действующих митрополита: Московский, Ленинградский и Киевский. (Кроме них на свободе оставалось еще несколько епископов.)  А к началу 1950-х годов в СССР было открыто около 14 тысяч православных храмов (цифра незначительно колебалась) и 9 духовных семинарий. Через десять лет, при Хрущеве половина храмов будет закрыта. Одновременно будут закрыты все семинарии, кроме Московской, Ленинградской и Одесской.

Вывод. Таким образом, в 1930-е годы в СССР произошли не просто «изменения во внутренней политике», а самая настоящая консервативна революция сверху! Или, как справедливо говорил Троцкий, – «контрреволюция».

Секрет красного императора Сталина был в том, что он, в отличие от лидеров большевизма первой волны, оказался больше консерватором, точнее – реставратором, чем революционером. То есть – пошел в ногу с историей, потребовавшей от власти возвращение к традиционному обществу и традиционным ценностям в новых реалиях идеологичного двадцатого века (социализм-капитализм). Поэтому за Сталиным пошло большинство – и в партии и в народе. А троцкисты-антисистемщики пошли против истории и были ею отброшены на обочину (жаль не все; см. в моей кн. гл. «Фаза надлома» и статью «Сталин и Церковь»).

Итак, по факту, а не по риторике, цивилизационный подход взял вверх над классовым: сработал железный закон этногенеза – пока на планете существуют пассионарные суперэтносы, национальное (т.е. этническое начало) всегда больше интернационального («классового», корпоративного).

Последний пример срабатывания этого закона – провал глобалистов-финансистов с их проектами «Великой перезагрузки» и «Инклюзивного капитализма». Пускай пока только на мировом, а не страновом уровне, где еще остались пятые колонны… Однако, это уже другая тема.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Всё верно.
С. Югов / 01.09.2025, 09:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
О протестантизме в РПЦ
На смену церковным либералам идут «православные националисты»
10.10.2025
Главная историческая задача Сталина
Почему глобалисты и «православные антисоветчики» ненавидят Сталина? Сталин и антисистемы. Часть 4, заключительная
11.09.2025
Сталин и антисистемы. Репрессии 1936-38 гг.
Под предлогом борьбы с настоящими врагами народа был нанесён удар по священникам и многим патриотичным русским людям
07.08.2025
Сталин и антисистемы. Троцкизм, как разновидность глобализма
Был ли Ленин антисистемщиком? Часть 1.
25.07.2025
Либералы в РПЦ: иларионовщина и её последствия
Или откуда растут ноги у «Мумии»
11.07.2025
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Бывший СССР
День памяти Императрицы Анны Иоанновны
Сегодня мы также вспоминаем князя Б.И.Куракина, сенатора М.Ф.Соймонова, чудесное спасение Царской Семьи при катастрофе на станции Борки, издание Манифеста 17 октября и павших при обороне Севастополя в 1941 году
30.10.2025
Феномен русской Победы и национальные драмы России в XX-XXI веках
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3 (73) 2025
29.10.2025
«Такого объёма уникальнейших артефактов не собирали никогда»
В Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию выставки «Великая Победа. Россия – моя история»
29.10.2025
Кино привезли!
Детские воспоминания и взрослые размышления
29.10.2025
Крест и власть русской судьбы
Удерживать человеческое, когда всё зовёт в бездну
29.10.2025
Все статьи темы
Иосиф Сталин
«Наводить ментальные мосты между прошлым и будущим»
Русский художник Олег Лукьянов предлагает возродить образ Сталина в Дубне
23.10.2025
Ответственный период в истории России и русской литературы
Президент В.Путин «ждёт от писателей выработки новых смыслов»
20.10.2025
Сериал «Атом»: впечатления от просмотра
Стандартная околоисторическая мелодрама, поданая как просветительский проект от «Росатома»
06.10.2025
На чём сойдутся художник и власть?
Русский писатель — это оловянный солдатик, стоящий у мартена русской истории
02.10.2025
Нужен ли русским памятник Сталину?
Лучше отложить споры, чтобы очистить мир от фашизма раз и навсегда
29.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Пастырь Петербургский и всея России
Новый комментарий от Владимир С.М.
30.10.2025 21:22
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от С. Югов
30.10.2025 17:11
Уберите, наконец, Набиуллину!!!
Новый комментарий от Калужанин
30.10.2025 15:14
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Новый комментарий от Александр Волков
30.10.2025 14:08
Если «зажигают» такие «гимны» и плакаты – значит – «это кому-то нужно»
Новый комментарий от Владимир Петрович
30.10.2025 14:04
«Зеленский лично курирует погром Православия на Украине»
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2025 12:58