Так Господу было угодно, что мне, многогрешной, пришлось узнать о смерти отца Максима из уст одного из ближайших его друзей. Ещё не было нигде ничего сказано и написано.
Ещё недавно с этим человеком мы старались что-то сделать для болящего батюшки Максима, созванивались с ним, советовали, помогали, чем могли. Он деликатно выслушивал и … следовал своим курсом.
Он напоминал мне Антона Павловича Чехова, тоже как он выпускника лучшего российского медицинского вуза. Чехов закончил медицинский факультет Императорского Московского Университета, и отец Максим – выпускник Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова – детища ИМУ. Он тоже, как А.П. Чехов, всё знал о своей болезни.
Могу сказать, что врачи, его лечившие, удивлялись его мужеству. Так же, как великий А.П.Чехов, он, как русский врач, наследник великой отечественной медицинской школы, жертвовал собой ради сирых и убогих, беззащитных и обреченных обществом.
Лично мне пришлось познакомиться с отцом Максимом в конце 90-х годов, когда в клубе знаменитой фабрики «Вымпел» на Старо Петровско-Разумовском проезде активно работало одно из замечательных духовно-патриотических обществ «Наследники Александра Невского». Это Всероссийское общество возглавлял к.т.н., кандидат богословия, один из руководителей Госстроя России Н.В.Маслов. Воспитанник Глинских старцев. Здесь готовились и печатались труды по Глинской пустыни, ее наследии. Изданная «СимфонИя по трудам Святителя Тихона Задонского» в 1999 году получила Гриф Министерства образования России на использование этого великого Труда как учебного пособия в общеобразовательных учреждениях.
Впервые святоотеческий труд был рекомендован как учебное пособие. Здесь, в клубе фабрики «Вымпел», в обществе «Наследники Александра Невского» велась работа с ещё живыми орденоносцами этой высокой воинской награды, проводились встречи с молодежью. Здесь, 23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, состоялась первая конференция православных учителей. И здесь началась подготовка к проведению Первого Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», которые традиционно стали проходить в Троице-Сергиевой Лавре в течение многих лет 27-29 июля.
29 июля – день памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова). Выдающегося современного богослова, выпускника МДА, воспитанника Глинских старцев.
28 июля – день преставления равноапостольного князя Владимира и Собор Киевских святых.
«Глинские чтения» стали проходить не только в Троице-Сергиевой Лавре, но и в различных областях России, Белоруссии, Украины. Курск, Владивосток, Петрозаводск, Сыктывкар, Санкт-Петербург, Сургут, Улан-Удэ, Иркутск… Все наши усилия были направлены на укрепление духовно-нравственного воспитания на основе святоотеческого наследия, на котором строилась российская национальная школа и российская семья. Каждый год тема Глинских чтений давала новый импульс, открывая тот или иной вектор в обществе, которое начинало ощущать спасительную необходимость возвращения к национальным истокам, утверждавших святость жизни и верность традициям.
Закономерно, что самых благодарных и открытых помощников мы нашли в ГУИН РФ - главном управлении исполнения наказаний. И одним из общих вопросов и главных направлений работы Общества «Наследники Александра Невского» была тема воспитания юношества, особенно девиц.
Воспитанию будущих матерей особенно великое внимание уделяли и глинские старцы, и духовные отцы. В этом направлении общего делания мы объединялись с создававшимся через тернии обществом «Жизнь». Тогда, когда вовсю процветало в школах половое воспитание, экран телевидения был забит порнографией и садизмом, появилось общество «Жизнь», которое утверждало святость Жизни. В общество приходили разные люди, обеспокоенные ситуацией демографического провала 90-х- начала нулевых годов.
То, о чём говорили, обсуждали, за что боролись эти женщины и мужчины, шло в абсолютный разрез политике демографического провала нашей страны. Требовались не только возмущенные и обеспокоенные родители, дедушки и бабушки, не только родительские комитеты, и единичные школы типа школы отца Владимира Мартышина и гимназии Ново-Алексеевской пустыни под руководством теперь иеросхимонаха Петра (Василенко).
Важное духовно-нравственное победное движение было достигнуто и разработкой «Основ православной культуры» по благословению митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, что позволило, начиная с Курской области, ввести этот предмет как региональный компонент. Но возник вопрос качества преподавания и уровня преподавания в общеобразовательной школе и в дошкольных учреждениях. И чтобы ни говорили в школе, но для ребенка очень важно, что говорят и делают в семье. И семья без Бога, без утверждения святости Отцовства и святости Материнства, святости Старости – Святости Жизни – обречена.
Одним из таких профессионально и духовно подготовленных глашатаев общественного Отрезвления и ответственного отношения к семье и к жизни каждого члена семьи стал русский священник Максим Обухов, руководитель духовно-просветительского движения «Жизнь». Им было сделано очень многое. Сколько было по силам. Именно он как врач-священник стал профессионально ставить вопросы об абортном мышлении, которое впиталось в жизнь общества, которое позволяло убить человека, еще не жизнеспособного защитить себя в утробе матери.
И рассматривать эвтаназию как логическое следствие абортивного мышления, как уничтожение ненужных и обременяющих обстоятельств комфортной жизни стариков. Он профессионально с нравственной оценкой раскрывал всю безнравственность программы Планирования семьи, которая предполагала как уничтожение незапланированных младенцев, так и мешающих комфорту болящих стариков, которых сейчас навязывают повсеместно засунуть в Дома престарелых. Что лишает не только детей бабушек и дедушек, но и совести родственников, разрушая сам Святой институт семьи, которой держится любое общество.
Протоиерей Максим Обухов – одна из скреп Родины, которыми восстанавливается дух и сила государства Российского. Часто собираясь на наших встречах, отмечая заслуги того или иного воина национально-объединительного движения, мы сокрушаемся в отсутствии нашей монолитности и объединенности. Вот сегодня, провожая в Жизнь Вечную протоиерея Максима Обухова, начинаю думать, что в этом, очевидно, и есть Промысл Божий. Через полноту смирения и жажду остаться верным Заповедям Создателя до конца, мы должны понять, что хочет от нас Господь. Он хочет, чтобы мы послужили ближнему. Чтобы сердце было милующим, покрывающим все любовью. И верным в малом. Верный в малом, будет верен и в большом.
Как завещал святой благоверный князь Александр Невский: «Бейся, где стоишь!». Поэтому так неодолимо это русское воинство-братство, где каждый в малом видит великое. И что Господь каждому из нас доверяет участие в Великом через малую лепту.
Царствие Небесное новопреставленному высокопреподобию отцу Максиму и Вечный Покой!
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!
Виктория Александровна Медунина, руководитель историко-патриотического отдела Международного фонда им. В.П.Филатова, член Союза журналистов Москвы