13 апреля — день памяти двух выдающихся военных деятелей России: вице-адмирала Степана Осиповича Макарова (1849-1904) и генерала от инфантерии Лавра Георгиевича Корнилова (1870-1918). Они погибли в один день с разницей в 14 лет.
Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Макаров отплыл из Порт-Артура утром 13 апреля 1904 года на судне «Петропавловск». Во время подготовки к очередной атаке броненосец наткнулся на мину. От взрыва адмирал был убит, а флагманский боевой корабль пошёл на дно.
Генерал Корнилов был убит под Екатеринодаром также 13 апреля, только в 1918 году: в дом, где он находился, попала граната.
В честь верных сынов России накануне дня их памяти в храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове совершили торжественную панихиду. О прославленных воинах молились представители Всемирного Русского Народного Собора, Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) и Российского Имперского Союза-Ордена (РИС-О).
Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин поблагодарил собравшихся, кто бережно хранит память о великих соотечественниках: «Нельзя предавать забвению тех, кто служил Отечеству верой и правдой, кто до последней минуты своей жизни не изменил нравственным устоям и своим убеждениям. Необходимо напоминать обществу о таких людях – это важно для воспитания гражданственности и патриотизма».
После панихиды в церковном приходском доме состоялась лекция на тему «Трагическое единство: судьбы адмирала С.О. Макарова и генерала Л.Г. Корнилова в истории России». Его прочитал петербургский историк Дмитрий Кудрявцев, сотрудник музейно-мемориального отдела Русского Обще-Воинского Союза.
Биографические сведения об адмирале Макарове и генерале Корнилове достаточно обширны и доступны всем, кто интересуется русской военной историей. Поэтому лектор обратился к тем историческим фактам, которые ранее не были в центре внимания историков, а в советское время сознательно игнорировались. Оказалось, что таких фактов достаточно много.
Особенное внимание выступающий уделил одной из закрытых в советское время страниц биографии адмирала Макарова – его глубокой вере в Бога и миссионерской деятельности.
О религиозности Степана Осиповича биографы особенно не упоминали. При этом он был близким другом архиепископа Николая (Касаткина), который впоследствии был прославлен Православной церковью как апостол Японии. Они познакомились еще в 1861 году, когда Макаров был 12-летним мальчиком, а будущий святитель направлялся в Японию.
Когда же в 1886–1889 годах Макаров совершал кругосветное плавание на корвете «Витязь», его корабль заходил в японские порты, и Макаров всегда старался посетить Русскую миссию, чтобы встретиться со своим другом и принять участие в богослужении.
Помимо научной работы, в экспедиции Макаров собирал информацию о роли Православной церкви в Японии. Позднее он систематизировал свои дневниковые записи и в 1889 году опубликовал книгу «Православие в Японии».
Стоит отметить, что мореплаватель помогал распространению православия в Японии: он искал жертвователей на строительство храма Воскресения Христова в Токио. Он обращался за помощью к представителям разных слоёв общества, включая протоиерея Иоанна Кронштадтского (Сергиева), с которым он неоднократно общался.
Лектор привёл архивное свидетельство – письмо от 10 (22) января 1890 года – в котором епископ Николай благодарит Макарова за помощь в сборе средств на православный собор в Токио и перечисляет имена людей, откликнувшихся на его просьбу: «Сколько добрых результатов Ваших хлопот! От Нечаева-Мальцева – 1000 рублей, от отца Иоанна – 500 рублей, от Самарина – 100 рублей, кроме того, Вы мне открыли доступ просить графиню Н.В. Орлову-Давыдову». Это письмо – самое раннее сохранившееся документальное свидетельство, подтверждающее личное знакомство Макарова и будущего святого Иоанна Кронштадского.
Дмитрий Кудрявцев привел интересные моменты сохранившей переписки и историю личного общения Степана Осиповича и протоиерея Иоанна Сергиева. У них было общее дело: возвести большой храм, который мог бы вместить всех моряков. Их усилия дали плоды, и в 1903 году состоялась закладка храма, на которой они оба присутствовали. Ни один не дожил до окончания его строительства. Однако после гибели адмирала ему установили памятник в Кронштадте именно напротив Морского Никольского собора.
Именем адмирала Макарова названы 17 географических объектов в Тихом океане, Арктике и Антарктиде, а также корабли и учебные заведения.
Ольга Николаевна Сатаринова, старший преподаватель СПбГУ