ЦК Компартии Беларуси, «Центр изучения континентальной интеграции "Северная Евразия"», АНО «Русская мечта» 20 марта провели международный круглый стол «Союзная мечта от Лиссабона до Владивостока». Круглый стол был приурочен ко Дню единения народов Беларуси и России
В круглом столе приняли участие: Петр Петровский, секретарь по идеологии ЦК КПБ (Беларусь); Алексей Дзермант, директор Центра изучения континентальной интеграции «Северная Евразия», заведующий Отделом теории и практики социализма ЦК КПБ (Беларусь); Григорий Азаренок, журналист телеканала СТВ (Беларусь); Дмитрий Сагал, секретарь Общероссийского общественного движения «Русская мечта», эксперт Изборского клуба, кандидат педагогических наук (Россия); Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (Россия); Вардан Багдасарян, постоянный член Изборского клуба, доктор исторических наук (Россия); Николай Сапелкин, постоянный член Изборского клуба, историк, писатель (Россия); Дмитрий Мирошниченко, секретарь ЦК КПУ (Украина); Томаш Шмидт, руководитель Фонда «Польская правда» (Польша); Эдикас Ягелавичус, координатор МОО «Форум добрососедства» (Литва); Юрий Алексеев, главный редактор интернет-портала «Имхоклуб» (Латвия); Альберт Сантин, генеральный секретарь Коммунистической партии комитетов Каталонии (Испания); Давиде Карбонаро, журналист Международной радиостанции «Беларусь» (Италия).
16 марта в Москве прошёл круглый стол на схожую тему «Мечта о будущем Союзного государства Россия-Беларусь». РНЛ публиковала выступление на круглом столе руководителя отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ Кирилла Фролова на тему «Единство Русской и Союзной мечты».
В работе Минского этапа круглого стола дистанционно принял участие главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель Русского собрания, эксперт Изборского клуба Анатолий Степанов. Текст его выступления предлагаем вниманию читателя.
Сегодня важнейшей задачей является идеологическое обеспечение проекта Союзного государства. Во многом именно это тормозит реализацию проекта Союзного государства (хотя, понятно, что не только это – есть и интересы некоторых элитных кланов и групп как в РФ так и в РБ, которым по душе другие проекты).
Поделюсь некоторыми соображениями.
Первое соображение. Почему вопрос о государстве сегодня так важен?
Глобализм никуда не делся. Трампизм, хотя и наступает на Западе, но это, на мой взгляд, временное явление, «прощальный вздох умирающего Запада», как недавно доводилось писать. Да и неизвестно еще – не модернизируется ли трампизм в версию глобализма. Вон Трамп недолго пробыл в образе голубя – уже бомбит хуситов и просит у Конгресса разрешение на бомбёжку Ирана.
А для глобализма главный враг – государство. Глобализм ведь в истоках предполагает отказ от государственных функций в пользу наднациональных структур и корпораций с прицелом на создание в перспективе мирового правительства, призывы к чему мы слышим всё чаще, особенно они громко звучали во время пандемии ковида.
А мировое правительство – это переходная ступень, инструмент тотальной диктатуры. Говоря религиозным языком – это подготовка апокалипсиса, конца света, армагеддона и воцарения антихриста – мирового тоталитарного царя.
Государство в России 90-е годы под разговоры о пагубности «тлетворного тоталитаризма» ушло, ушло практически отовсюду. С приходом к власти Путина государство возвращается – в сферу безопасности, экономику, образование, культуру.
Республика Беларусь прошла несколько иной путь – государство не уходило, не исчезало, но оно сохранило те качества советской эпохи, которые должны естественным образом отмереть, преобразоваться в иное качество.
Поэтому уже сам разговор о путях укрепления государства актуален.
Второе соображение касается природы русского государства.
Тютчев в 1848 г. в статье «Россия и Революция» написал: «Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. <…> Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».
Вот так! Нет никаких Англий, Франций, Германий, Италий… Всё это – Революция. И ей противостоит Россия.
Революция исторически принимала разные формы. Сначала была Французская революция, которая завершилась наполеоновскими завоевательными войнами. Россия сломала шею Наполеону и ответила на идейную формулу революции «Свобода, равенство, братство», своей формулой имперского православного традиционализма – «Православие, самодержавие, народность». Ответила устами министра народного просвещения графа С.С. Уварова.
Потом были бунты, потом были революции 1917 года, сокрушившие европейские империи, в том числе и Российскую.
Потом, в середине ХХ века была «сексуальная революция», резко снизившая уровень нравственности на всё еще христианском Западе. Теперь уже на постхристианском Западе идёт гендерная и трансгендерная революция, которая должна, по замыслу ее творцов, завершить историю человечества.
Всякая революции – вызов Богу. Но особенно очевидно это с революцией трансгендерной, которая предполагает ликвидацию как семьи, так и природного пола человека, а значит и процесса естественного размножения человека. А в перспективе человека должен заменить искусственный транс-человек.
Вот против этой революции нынче и восстала Россия. И главный инструмент борьбы – укрепление государственности, опирающейся на традиционные ценности.
Третье соображение. Почему важен вопрос именно о Союзном государстве?
Это вопрос об идентичности русского народа. Мы после демократической революции 1991 года находимся в тяжёлом положении. Русский народ разделён границами. Утрачена сама идея триединства русского народа. Больше того, исчезли из употребления даже сами названия частей этого триединого народа, только белорусы сохранили самоназвание. Малороссы стали называться украинцами, а великороссам и вовсе присвоили в качестве этнонима «русские», в результате часть русского народа стали называть именем общего, что приводит к невероятной путанице и серьёзным идеологическим издержкам. В результате исчезло понимание русскости как надэтнической, имперской общности, что прекрасно понимал ещё И.В. Сталин с его формулой «Я – не грузин, я русский грузинского происхождения».
А без этого возникает понятийный хаос – и в науке, и в обществе. Григорий Сковорода – это русский или белорусский философ? А святитель Димитрий Ростовский (Туптало) – русский или украинский? А герой Порт-Артура генерал Роман Кондратенко? А уроженец Галичины первый митрополит Московский Петр? На деле – и то, и другое, если правильно трактовать понятие «русские».
Кстати, именно из-за этого мы, Россия, проиграли идеологическую войну киевскому режиму, сделавшему ставку на этнонационализм. И теперь люди с русскими фамилиями, осознавшие вдруг себя украинцами, никакого отношения к русской культуре, русскому народу не имеющими, воюют против России. А должны были бы воевать ЗА.
Важность создания Союзного государства русского народа заключается в том, что мы констатируем, что мы – один народ, точнее части одного народа.
И как тут не вспомнить слова великого русского святого ХХ века Лаврентия Черниговского (1868-1950), сказавшего о триединстве русского народа: «Как нельзя разделить Святую Троицу – это Един Господь Бог, так нельзя разделить Святую Русь».
Четвёртое соображение. Возникает соблазнительный вопрос: а может, лучше пусть будет два независимых русских государства?
Тут можно сказать коротко: только сильное и мощное государство может остановить натиск глобализма; только сильное и мощное государство сможет отстоять позиции русского госдарства-цивилизации. Будущий мир – мир цивилизаций, а цивилизация у нас одна. И чем сильнее она будет, тем прочнее будут наши позиции в мире. В конце концов, идея русского предназначения выражающаяся в формуле «Москва Третий Рим» подразумевает не город Москву, а мощное общерусское государство, которое в истории было и Московским Царством, и Российской Империей, и Советским Союзом.
Пятое соображение. Нет ли в идее Союзного государства национализма?
Совершенно нету. Национализм есть сейчас, увы, в части Русского мира – на Украине, в Киеве. А у нас не было и нету – и в Москве и в Минске.
Потому что для нас шотландец Барклай, грузин Багратион, немец Беллинсгаузен, датчанин Беринг, испанец де Рибас, поляк Рокоссовский, армянин Баграмян, малоросс Богдан Хмельницкий, белорус Паскевич, великороссы Потемкин, Суворов и Жуков – русские полководцы и флотоводцы. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Евфросия Полоцкая, Антоний Римлянин, Феофан Грек, серб Савва Крыпецкий, вепс Александр Свирский, татарин Авраамий Болгарский, немки Александра и Елизавета Федоровны, Сергий Радонежский и Серафим Саровский – все русские святые. Про учёных, писателей, художников, композиторов и говорить не буду.
У нас в самих истоках культуры и истории содержится прививка от национализма.
И сегодня в гибридной войне с Западом на Украине воюют русские солдаты разных национальностей. Идея Союзного государства – это как раз против национализма.
Шестое соображение. Важнейшая задача сегодня – преемственность русской истории. Иначе нас ждёт новое русое разделение и противостояние.
От советской эпохи больше сохранила Беларусь. Россия, соединившись с остатками русской эмиграции, наследниками Российской Империи в лице РПЦЗ обращена к вековой русской истории. Союзное государство позволяет сохранить память о всех эпохах нашей трудной, но великой истории.
1. Странно, что "РНЛ" антиленинская линия, но главред РНЛ принимает