Люблю русин, просто обожаю их. Трижды был в Закарпатье – первый раз ещё в школьные годы, в далеком 1973 году; последний раз в 2013 году, накануне Майдана. Всегда встречи с русинами, как священнослужителями, так и мирянами, оставляли во мне самое благоприятное впечатление. Во время последней поездки проехал Закарпатье вдоль и поперёк, посетил основные духовные центры. Очень долго и плотно общался с о.Дмитрием Сидором – всё это описано в серии моих путевых заметок под общим названием «Западная Русь или Западная Украина?» - названием, говорящим само за себя.
Некоторые выступающие говорили о варианте передачи Закарпатья в состав Венгрии. О какой передаче можно говорить, когда столько бед претерпела Подкарпатская Русь во время нахождения в составе Австро-Венгерской империи и собственно Венгрии?! Нужно исправить то, что упустил Иосиф Виссарионович, когда не внял прошению делегации русин во главе с о.Алексием (Кабалюком) о том, чтобы Подкарпатская Русь была бы принята в состав России на правах автономии. Увы, появилась Закарпатская Украина и в один, не очень прекрасный день, русины проснулись украинцами.
В долгосрочной перспективе органичным и гармоничным бытие русин может быть только в составе России на правах автономии. Там, где венгров большинство, например, в Береговском районе, там мог бы быть проведен референдум о вхождении в состав Венгрии. Впрочем, это дискуссионный вопрос.
Второе, о чем бы хотел я сказать, это о нашем слабом информационном воздействии. Странно, что до сих пор не были налажены регулярные радиопередачи на Украину и, в частности, на Закарпатье. Смотрите, какие неравноценные возможности получаются. Да, о.Димитрий – духовный вождь русинского народа, немало сделал для его возрождения, но его возможности очень ограничены, сравнительно с тем валом националистической пропаганды, которая идет на Закарпатье. Мы знаем, что когда ещё при Ельцине у нас проходила перепись населения, то Кучма уговорил нашего Президента, чтобы русины не фигурировали в качестве отдельной национальности. Надо это исправить: русины – самобытный, четвертый восточнославянский народ. Достойно восхищения, что, находясь столько столетий в составе других государств, они сохранили свою русскость и верность Православию. На территории нашего храма находится единственный в столице Поклонный Крест, освящённый в память мучеников Карпатской Руси, исповедников Православия. Периодически у этого Креста мы совершаем молебны – один раз в этом участвовал о. Дмитрий Сидор.
В воскресенье по каналу «Россия 24» прошла 5-часовая передача Александра Проханова – главного редактора газеты «Завтра» - это был его апофеоз. В этой передаче он суммировал всё, что говорил за несколько десятилетий. Если не будет такого старта на одном из главных каналов на тему русин, в частности, насчёт их страданий в концлагерях Талергоф и Терезин, то с помощью других возможностей – Круглых столов, книг и статей – всего этого будет недостаточно. Вспомним эти концлагеря, когда в качестве охранников и палачей были те, кто называл себя украинцами. Если находящийся в лагере русин называл себя украинцем, его могли отпустить на все четыре стороны. «Украинство», конечно, большое зло, это, прежде всего, идеология, а не национальный признак. На мой взгляд, самым лучшим было бы обозначение живущих на т.н. Украине т.н. украинцев - «русские малороссийского происхождения».
Собственно «украинство» имеет русофобское наполнение, противоречит идеалам Святой Руси. Хочу напомнить, что когда в 1991 году проходил референдум о незалежности Украины, одновременно прошёл Закарпатский областной референдум, на котором 78% жителей проголосовали за автономию Подкарпатской Руси. Это решение, однако, было проигнорировано. Дважды – в 90-е и нулевые годы Закарпатский областной совет обращался к властям Украины с просьбой признать русин отдельной национальностью, но никакой ответной реакции не было. Точнее, она была, но противоположная той, на которую надеялись, а именно, была усилена украинизация по прямому указанию Кучмы.
Только в начале 2007 года собственным решением Закарпатский областной совет признал русин коренной нацией. Но, увы, по-прежнему нет ни школ, ни ВУЗов с русинским языком обучения. Около 600 русинских школ были закрыты, сотни учителей с Галичины прибыли в Закарпатье для тотальной украинизации. Между тем, в ряде восточно-европейских стран русины признаны отдельной национальностью. Даже ООН рекомендовал Украине признать русин, но этого, увы, не произошло.
Хотел бы ещё отметить, что когда в годы I Мировой войны Русская Армия стала отступать, то было репрессировано около 80 тысяч русин. Была такая присказка, что при Наполеоне французский солдат носил в ранце маршальскую булаву, а австриец в годы I Мировой носил веревку, на которой вешал невинных страдальцев. Мы знаем, что до I Мировой войны большинство греко-католических священников были русофилами, и считали себя русинами. Уния в Закарпатье была провозглашена в 1646 году – её подписали 63 священника из тысячи. В сравнении с Брестской унией 1596 года, это совсем мало.
Сегодня в Ужгороде более 60% жителей считают себя православными. Когда с ними общаешься, то они легко переходят на русский язык. Униатов не так много, тем более, представителей т.н. Киевского патриархата. Тем не менее, здесь, в Закарпатье также были случаи захватов православных храмов. Главным борцом за Православие был, конечно, о. Дмитрий. Крестные ходы, им возглавляемые, скажем, к реке для освящения воды на праздник Крещения, насчитывали многие тысячи. В то время, как у униатов и филаретовцев были горстки людей. Украинский официоз утверждает, что, якобы, русин насчитывается не более 10 тысяч человек, на самом же деле их не менее 800 тысяч (в Сербии – 50 тысяч, в США – до 2 миллионов). Такая «пляшущая» статистика характерна для Зеленского.
Хочу пожелать помощи Божией нашим дорогим русинам. Наш Круглый стол может стать импульсом для того, чтобы русинская тематика вышла из полусонного состояния и резко активизировалась. Важно, чтобы все научные, культурные и прочие мероприятия, проводимые русинами в России, получали бы солидную помощь от соответствующих инстанций. Очень дорого, что на Западе Руси есть такой благородный народ, стойкий в Православии. Не забыть, когда проезжая русинские села в Закарпатье, видел на косяках многих домов восьмиконечные кресты, как свидетельство их верности Православию. Слава русинам и помощи Божией всем, кто ратует об их возрождении и процветании!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России