Имя выдающегося русского педагога, государственного и общественного деятеля Тертия Ивановича Филиппова (1825–1899) в настоящее время почти забыто, что, конечно, совершенно не заслуженно, принимая во внимание масштаб его личности.
Т.И. Филиппов родился в г. Ржеве Тверской губернии в семье аптекаря. Учился в Тверской гимназии. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Превосходно знал греческий и латинский языки, основательно изучал русскую историю, преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии. За годы своего учительства сблизился с кружком славянофилов, пополнив ряды авторов таких известных славянофильских изданий как «Москвитянин», «Московский сборник» и «Русская беседа», со страниц которых выступал со статьями по богословию и церковной истории. В частности, он высказывал мысль о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, о снятии всех ограничений со старообрядцев и о восстановлении Патриаршества. И позднее, несмотря на занятость по службе, Филиппов продолжал активно печататься в изданиях национально-государственного направления, в частности, в «Русском вестнике» Михаила Каткова и в «Гражданине» князя Владимира Петровича Мещерского.
Особенной любовью Тертия Ивановича была русская песня. Он прекрасно пел, занимался собиранием русских песен на Дону и в Приазовье. Был другом таких выдающихся деятелей русской культуры, как композиторы М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, покровительствовал Федору Шаляпину. Тесно общался с писателями А.Н. Островским, Аполлоном Григорьевым, Н.С. Лесковым. Много лет он переписывался с Константином Леонтьевым, имел переписку с Ф.М. Достоевским, дал «путевку в жизнь» многим начинающим писателям и публицистам.
В 1864 году Филиппов был призван на службу в Государственный Контроль – одно из самых значимых государственных учреждений России, в котором прослужил до конца своих дней. В 1883 году стал сенатором, в 1889-м назначен на пост Государственного Контролера. Будучи человеком энциклопедических знаний, имея несомненный организационный талант и абсолютную неподкупность, Тертий Иванович при императоре Александра III занимал должность, сравнимую в наше время с должностью председателя Счетной Палаты РФ.
Многие годы Филиппов служил чиновником особых поручений по вопросам Восточных Православных Церквей при обер-прокуроре Священного Синода графе Александре Петровиче Толстом. В этом качестве Филиппов оказал большую помощь балканским и ближневосточным православным народам.
В 1893 году он был избран почетным членом Российской академии наук, вместе с тем являлся почетным членом Императорского Географического Общества и Общества Истории и Древностей Российских. Тертий Иванович помог созданию Русского Археологического Института в Константинополе, был также вице-президентом Палестинского Общества, основанного в 1882 году.
Даже этот краткий перечень круга знакомых Филиппова и далеко не полный список всех его должностей и званий свидетельствует о том, какое место он занимал в истории русской культуры второй половины ХIХ века.
Благодаря Филиппову до нас дошли письма Гоголя к своему духовному отцу, ржевскому протоиерею Матфею Константиновскому. Ржевский уроженец, Тертий Иванович был духовным сыном отца Матфея (как, кстати сказать, и граф Александр Петрович Толстой, один из ближайших друзей Гоголя, который умер в его доме в Москве на Никитском бульваре).
Уже после кончины Гоголя, в первой половине июня 1852 года Филиппов извещал историка Михаила Погодина из Ржева, что был у отца Матфея и получил от него около пятнадцати писем Гоголя, которые немедленно списал. «Одно из них, вероятно, последнее из писем Гоголя, надеюсь выпросить в ваш музей: оно писано 6 февраля».
Дом графа Толстого в Москве на Никитском бульваре, где жил Н.В. Гоголь
Вскоре после этого Филиппов сообщал Погодину: «В прошлом письме я говорил вам о списанных мною письмах Гоголя к отцу Матвею; третьего дня я выпросил у него одно из них в оригинале для вашего собрания. При выборе я руководствовался не занимательностию содержания, а другими соображениями. Оно, как вы увидите, по числу, последнее из его писем к о. Матвею, а может быть, и вообще из всех его писем. И вообще, писал ли что-нибудь Гоголь после этих строк?..» (письмо от 19 июня 1852 года).
Архив отца Матфея сгорел во время пожара в его доме в 1856 году. Данное письмо (от 6 февраля 1852 года), действительно, было последним письмом Гоголя. Незадолго до смеpти, в конце пеpвой недели Великого поста, Гоголь получил ответ от отца Матфея. Письмо это было найдено в комнате, где умеp Гоголь и котоpая была отведена под кваpтиpу упpавляющего гpафа Толстого. Оно датиpовано 12 февpаля 1852 года и пеpеслано Гоголю не по почте, а с оказией.
«Христианская ваша ко мне откpовенность и благодушие, – писал отец Матфей, – не ошибусь, скажу – сроднили вас со мною. И потому ваши скука и душевные смущения суть вместе и мои. И потому пpошу вас, не унывайте – не отчаивайтесь, во всем благодушествуйте. Как можно, если не сеpдце, то, по крайней мере, ум ваш держите поближе к Иисусу Христу. Имя Его чаще имейте в устах: оно и далее с Ним познакомить может – натурально, с условием уклоняться от миpа и всего яже в нем. Господь видел ваше усердие ко мне, и оно уже принято. Простите, возлюбленный о Господе! Боюсь что-то я за вас – не сбоpол бы вас общий вpаг наш. Но и чувствую вместе с тем какую-то надежду, и вы не посpамитесь пpед Господом в день явления славы Его. <…> Желаю вам в Святой Евхаристии ощутительно вкусить и познать, сколь благ Господь наш. Прощайте и спасайтесь от рода строптивого сего. Благодать Божия да будет с вами везде и всегда – молящийся о сем, вас о Христе любящий протоиерей Матфей Александров».
Это единственное дошедшее до нас письмо о. Матфея к Гоголю. Возможно, письма священника уничтожены графом Толстым. Граф Толстой, разбирая оставшиеся после кончины Гоголя бумаги, по всей видимости, уничтожил свои письма. Во всяком случае, весной 1852 года он сообщал сестре, графине Софье Петровне Апраксиной, что, разбирая гоголевские бумаги, изымает свои и ее письма к покойному.
Гоголь не раз говорил о том «отрадно-успокоительном» действии, которое имели на него письма ржевского священника. Эти письма он всегда носил при себе. Насколько высоко Гоголь ценил духовное руководство отца Матфея, видно из его отзыва о нем в письме к графу А.П. Толстому от 13 апреля 1848 года из Константинополя: «По-моему, это умнейший человек из всех, каких я доселе знал, и, если я спасусь, так это, верно, вследствие его наставлений...». А самого отца Матфея Гоголь постоянно просил молиться о нем: «Может быть, вам душа моя известна больше, чем мне самому» (из письма от 30 декабря 1850 года из Одессы).
Известно, что одной из любимых книг Гоголя была «Лествица» преподобного Иоанна Синайского (одна из основных книг в монашеской аскетике), с которой он познакомился еще в юности. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» и делал из нее подробные выписки. Есть все основания полагать, что уже в конце 1820-х годов он составил рукописный сборник «Из книги: Лествица, возводящая на небо». Этот гоголевский автограф довольно значительного объема (на девяноста двух страницах, в восьмую долю листа) и написанный каллиграфическим почерком до 1938 года находился в Харьковском Историческом музее (бывшем Музее Слободской Украины имени Г.С. Сковороды); дальнейшая его судьба неизвестна.
Об этом сборнике знал (по всей видимости, от графа А.П. Толстого), а может, и видел его, Филиппов, который писал Константину Леонтьеву из Санкт-Петербурга 22 февраля 1888 года: «С высоты «Лествицы», которая особенно его (Гоголя. – В.В.) восхищала и которую он переписал своею рукой, желая глубже запечатлеть в своей памяти ее божественное содержание, все его произведения, в особенности комические, естественно должны были представиться в их относительном ничтожестве» (Пророки Византизма: Переписка К.Н. Леонтьева и Т.И. Филиппова (1875–1891). СПб., 2012. С. 492–493). Это важное свидетельство, подтверждающее, что Гоголь собственноручно переписал текст «Лествицы».
Сегодня о Т.И. Филиппове редко вспоминают. Но нельзя сказать, что он забыт окончательно. Институтом русской цивилизации издан сборник его избранных работ «Русское воспитание» (М., 2008).
Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза писателей России