Предлагаем вниманию читателей отклик на полемическую статью «Спор уранополитов и патриотов на американский лад», подготовленный православным публицистом Дмитрием Валерьевичем Куницким, научным сотрудником Института:
...Если с правильным, православным, соотношением уранополитизма и патриотизма в целом разобраться не так уж и сложно, то другая важнейшая тема (и так же излюбленная уважаемыми авторами полемики) - Удерживающего (2 Фес.2:7) - требует определённых умственных витийств.
Здесь необходимо ясно понять святоотеческое учение об Удерживающем в целом.
Ошибка заключается в попытке увидеть Удерживающего в чём-то одном и противопоставить остальному.
Удерживающий - многоуровневый!
Прежде всего, конечно, это - Святой Дух.
Далее - это православный самодержец державы.
Далее - это сама православная держава.
Далее - это неправославный (но не богоборческий) самодержец имперской державы.
Далее - это держава (но не богоборческая) как таковая с её законной властью и законами.
Исходя из этой иерархии, нужно и чётко расставить всё на места.
Разумеется, не всякая власть (даже в Империи и даже Православной) богоданная, есть и богопопущенная. И повиновение такой власти также не абсолютно, но его мера зависит от того, какая именно эта власть.
Поэтому, как известно, современную апостолам языческую Римскую Империю Писание (через Предание Отцов) называет одновременно и Удерживающим, и шестой головой "зверя из моря" (Откр.17:8-10).
То есть, в одном и том же внешнем феномене (Империя с императором) одновременно находились две противоположные духовные сущности.
Как уже обсуждалось прежде (относительно тезисов Павла Тихомирова), призвание Катехона и не требует, и не ограничивается защитой веры, ибо уже сдерживание зла силой закона и власти является катехоническим действием (даже с безразличием или определённой враждебностью к вере). Но и, разумеется, сущность Катехона никак не может заключаться в простом факте своего существования - "по былым заслугам".
А уж в качестве полноценного Катехона высокого уровня (в указанной иерархии) - то есть, православного и особенно имперского (Третьего Рима), - защиты веры вообще недостаточно. Третий Рим должен в положенной ему мере, в симфонии с Церковью, продвигать истинную веру в жизнь народов и людей во всех её областях.
Разумеется, попытки необольшевиков представить государство Ленина, Троцкого, Хрущёва, Горбачёва, Ельцина, даже Сталина с Брежневым, и коллективного Грефа-Кириенко - полноценным Третьим Римом - откровенно нелепы. Как и внушить, что, например, СССР Ленина-Троцкого было истинным Катехоном - в отличие, скажем, от Югославского королевства Карагеоргивичей - лишь на том основании, что это было государством многовекового русского народа-богоносца. Такой взгляд - чистейшего рода этнофилетизм или, иначе, национальное самовозношение (к типичном иудейском ключе).
Самое верное определение понятий как раз связано с Державной иконой Богородицы.
В 1917 году скипетр Третьего Рима был отнят от русского народа-богоносца, который стал народом-богоборцем (естественно, не весь) - изгнанником во внутренний Вавилон. Но при этом миссия Третьего Рима не была завершена, а русский народ не был совершенно отвергнут (и лишён призвания богоносца и строителя Третьего Рима) - и именно искупительным жертвенным подвигом святого Царя и предстательством Богородицы, взявшей павший народ (и особенно тех, кто в нём сохранил верность Богу) под Свой Покров.
Подобно тому, как и израильский народ не был лишён своего мессианского избранничества с уводом в Вавилонский плен.
Государство русского народа, которое с 1917-го и до сего дня в своём Уставе зафиксировало богохульную и безбожную ересь демократии (народа как высшего источника власти) с материалистическо-атеистическим, а потом либеральным вероисповеданием, несомненно, не является Третьим Римом, однако, продолжает исполнять катехонические обязанности на определённом уровне.
Сам же русский народ призван Богом к покаянию, обращению к Богу и истинной вере, вместе с чем ему будет возвращена звание и миссия богоносца, воплощаемая в катехоническом Третьем Риме.
Тезис же о том, что Третий Рим уже существует и действует - маргинальный в таком виде (по понятным причинам), но крайне распространённый в секулярном виде - не только не отражает истинного положения дел, но препятствует реальному возрождению Третьего Рима. Как самооправдание препятствует реальному оправданию человека Богом.
Дмитрий Валерьевич Куницкий, магистр философских наук, Минск
25. Ответ на 21, Дмитрий_белорус:
Третий Рим – именно что духовное понятие! ета нечестий это был тот же самый Катехон, что и во времена благочестия. Никто из святых не говорил, что Византия в это время сохраняла своё достоинство Второго Рима. При этом, важно отметить, что те гонения и близко не доходили до отрицания Христианства как такового, уничтожения Церкви как таковой, насаждения безбожия и даже откровенного богоборчества в разных его идеологических видах. А большинство населения продолжало верить и жить по-христиански. Чего не скажешь о нас.
О том, что Россия в 1917-м не утратила своего предназначения Третьего Рима, и говорится постоянно. Но нельзя путать предназначения с его исполнением! Ещё раз: Третий Рим – это не послушание-задание (с соответствующей благодатью), но и несение послушания. Явление Державной иконы не намекает, а прямо указывает (на что и обращали внимание впоследствии духовные лица) ровно на обратное: что русский народ отрёкся от послушания Третьего Рима, и за это лишился и соответствующей благодати. Но и пребывая во мраке, не лишился призвания (ибо «Четвёртому не бывать»). Заступничество же Богородицы ведёт и влияет на жизнь русских ровно так же, как и на жизнь греков, сербов, грузин. Как видим, грузины пока больше откликнулись на него и, соответственно, заслужили тактическую победу.
«Императрица-Богородица», которая якобы просто заменила собою Царя в управлении всё тем же Третьим Римом и народом-богоносцем, – это такая же ересь (притом многажды разобранная), как и то, что правителями Третьего Рима стали Ленин, Троцкий, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Горбачёв, Ельцин, Путин.
Философский анализ все-таки не Богословие, поэтому духовные явления ему доступны лишь отчасти и описательно. Методология другая.
Что касается Роли Пресвятой Богородицы, то ваше мнение спорно и опять не Богословский аргумент и тем более не духовный. В духовном мире все очень конкретно, точно и уникально, ибо связано с волей Божией. А воля Божия это отнюдь не общая категории, которыми оперирует философия (метафизика). Державная
икона явилась именно в России и именно 2 марта 1917 года. Это конкретное духовное явление, которое объяснили духовные люди (святые). И здесь тезис о том , что Богородица одинаково помогает всем и везде на планете и Россия тут в ряду других - ошибочен из-за вашей методологии. Ересью это не является, потому что это вера святых. Речь не о частной помощи лицам а о государстве российском. "Забыли русские люди, что Русь есть подножие Престола Господня" Св. пр. Иоанн Кронштадтский.
Что касается временных правителей Третьего Рима, то повторю: это оккупация, пленение. До покаяния.
24.
И ошибочность заключалась только в безнадёжности, хотя имелись пророчества святых о воскресении Руси. Но к кому и мысли бы не пришло утверждать, что воскресать нечему, потому что ничего и не умирало, и что Третий Рим продолжает стоять нерушимо. Не будем считать себя умнее и духовнее святых предков...
23. Чем богаты , тем и рады.
22. Ответ на 18, Калужанин:
Православие есть что? В какой стране сохранено? Третий Рим - есть что?.. Вот вам и ответы.
Нет, именно то. И «заумствования» нужны именно для того, чтобы не было «безапелляционности», как ныне у Вас.
Эсхатология – это богословское учение о направлении истории человечества к светопреставлению, ключевым свойством которого является апостасия, отпадение человечества от Бога и нарастающее торжество безбожия. Катехон – это сила, противостоящая апостасии, сдерживающая её и откладывающее воцарение антихриста, способствующая спасению людей (а потом не эсхатологическая, а скорее противоположная ей – сотериологическая).
Православие – это мировоззрение и жизнь людей по Божьим Заповедям. В какой стране сохранено? Скажем так: в Грузии, Греции, Молдавии, Сербии и даже нынешней Украине оно сохранено больше, чем в России. Просто-напросто в той же Украине, Греции или до недавнего времени в Грузии противоположные антихристианские силы добились доминирования над православными.
Третий Рим – это могучая православная держава, осознанно и целенаправленно действующая по утверждению этого самого Православия (прежде всего, в себе) и сдерживанию всемирной апостасии. Поэтому Римская империя времён апостолов была катехонической, но не была Первым Римом (ибо была одновременно и зверино-апокалиптической). Первым правителем Первого Рима был равноапостольный Константин. Отсюда Третьим Римом нынешняя Российская Федерация, как и СССР, несомненно, не являются. Вот вам и ответы.
21. Ответ на 17, Дмитрий Меркулов:
Третий Рим – именно что духовное понятие! А не магическое (в частности, каббалистическое) – существующее само по себе как некая Шехина (булгаковская София), независимая от духовного выбора носителей.
Второй Рим как раз полностью вписывается в приведённую богословскую иерархию Катехона, низший уровень которого охватывает даже простые государства с законной властью и законами, сдерживающими свободу зла. Долгая история Второго Рима как раз и представляла собою смену уровней Катехона: нелепо полагать, что во времена правления императоров и патриархов-еретиков, гонений на Православие и православных, расцвета нечестий это был тот же самый Катехон, что и во времена благочестия. Никто из святых не говорил, что Византия в это время сохраняла своё достоинство Второго Рима. При этом, важно отметить, что те гонения и близко не доходили до отрицания Христианства как такового, уничтожения Церкви как таковой, насаждения безбожия и даже откровенного богоборчества в разных его идеологических видах. А большинство населения продолжало верить и жить по-христиански. Чего не скажешь о нас.
О том, что Россия в 1917-м не утратила своего предназначения Третьего Рима, и говорится постоянно. Но нельзя путать предназначения с его исполнением! Ещё раз: Третий Рим – это не послушание-задание (с соответствующей благодатью), но и несение послушания. Явление Державной иконы не намекает, а прямо указывает (на что и обращали внимание впоследствии духовные лица) ровно на обратное: что русский народ отрёкся от послушания Третьего Рима, и за это лишился и соответствующей благодати. Но и пребывая во мраке, не лишился призвания (ибо «Четвёртому не бывать»). Заступничество же Богородицы ведёт и влияет на жизнь русских ровно так же, как и на жизнь греков, сербов, грузин. Как видим, грузины пока больше откликнулись на него и, соответственно, заслужили тактическую победу.
«Императрица-Богородица», которая якобы просто заменила собою Царя в управлении всё тем же Третьим Римом и народом-богоносцем, – это такая же ересь (притом многажды разобранная), как и то, что правителями Третьего Рима стали Ленин, Троцкий, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Горбачёв, Ельцин, Путин.
20. Ответ на 17, Дмитрий Меркулов:
не утратила своего предназначения и смысла, оказавшись в оккупации большевиками. На это намекает явление Державной иконы Богородицы.
Сама Владычица Небесная стала нашей Императрицей. Вот её заступничество и ведет нас и влияет на нашу жизнь, на события от 1917 года по сегодняшний день... И это не отменяет нашу задачу вернуть в Россию Самодержавие.
Верно. Но для этого, как раз и нужна, как говорит и Дугин, - Консервативная Революция. Традиционное принятие СССР - Россией. А вот для этого и надо МИРОВОЗЗРЕНИЕ Традиции на двадцатый век, что требует в мировоззрении - РЕВОЛЮЦИИ, потому, что сегодняшнее мировоззрение , во-первых Науки, не утверждает библейского начала и развития мира и Истории. Россия должна повернуть ум мира (прежде всего христианского) в Духе библейского мировоззрения, - современного мышления, основанного на Науке и Традиции, без противоречия между ними. У нас есть опыт этого РАЗВОРОТА - Россия, в лице СССР, формалльно была безбожной, а по сути, оставалась в духе - Традиционной Россией. Мы пропитаны материализмом до такой степени, что вполне готовы, в огромном скачке мировоззрения, развернуть современную Науку к библейскому мировоззрению. Это - Большое Дело, - то, что сегодня, уже говорит США про себя. Пора и нам так сказать про себя.
19. Ответ на 17, Дмитрий Меркулов:
не утратила своего предназначения и смысла, оказавшись в оккупации большевиками. На это намекает явление Державной иконы Богородицы.
Сама Владычица Небесная стала нашей Императрицей. Вот её заступничество и ведет нас и влияет на нашу жизнь, на события от 1917 года по сегодняшний день... И это не отменяет нашу задачу вернуть в Россию Самодержавие.Вот! Верно, по-моему, сказано,. уважаемый Дмитрий Николаевич!
18. На 14 Дмитрий белорус
Православие есть что? В какой стране сохранено? Третий Рим - есть что?.. Вот вам и ответы.
17.
не утратила своего предназначения и смысла, оказавшись в оккупации большевиками. На это намекает явление Державной иконы Богородицы.
Сама Владычица Небесная стала нашей Императрицей. Вот её заступничество и ведет нас и влияет на нашу жизнь, на события от 1917 года по сегодняшний день... И это не отменяет нашу задачу вернуть в Россию Самодержавие.
16. Ответ на 12, Дмитрий_белорус:
То есть накапливается количество для скачка. Ведь, "взять от среды" Удерживающего - это скачок. Причем исторического масштаба. Но тогда не получается с другой стороны. События двадцатого века - исключительны по своем историческому масштабу, это сплошной скачок Истории. Скачок всей Всемирной истории. И отсталость Традиции, сегодня, не в том, что она предлагает содержание Истории, а в том, что предлагает то содержание Истории, которое уже стало другим в качестве Истории - друга эпоха - вывод Истории. Вывод Истории.
Из двадцатого века Традиция , сегодня, должна сделать вывод всей Всеобщей истории. А она делает что? - извод вывода. Игнорирует, а пока она игнорирует, вывод делает ложь, другая сила, свято место пусто не бывает. Поэтому происходит извод вывода. Разумеется, это делает не Традиция, но на нее, снова все свалится, ибо ответственность лежит на Традиции. Вину за бездействие укажут на Традицию. Потому, что никто другой не имеет права Истории сделать этот вывод. Только Традиция Истории. А Традиция ждет, молчит, бездействует в делании этого вывода, вот уже цать лет после краха СССР.