Что есть человек? Нашему юному современнику самый быстрый ответ на этот вопрос даст нейросеть: например, DeepSeek расскажет о множестве воззрений на человека, посетует, что «развитие ИИ, генной инженерии, киборгизации ставят вопросы о границах человеческой природы»; озадачится: «что делает человека уникальным в эпоху клонирования и искусственного интеллекта?»; подытожит, что «окончательного определения нет – оно остается предметом вечных дискуссий».
Мы живём в мире, где существует множество даже религиозных антропологий, очень по-разному дающих понимание человеческой личности, не говоря уже о всевозможных научных и ненаучных гипотезах о человеке. При этом время наше уникально в истории: вопрос «что есть человек?» перестал быть «философским». Ранее фантастические, а теперь уже реальные технологии переделки человека уже нашли своё применение, хотя ещё и не стали массовыми. Нынешнее взрослое поколение – последнее, полностью рождённое в «естественную» эпоху.
Каждый раз при внедрении новых генетических и технологических достижений сообщается, что они пойдут на благо людям. Однако рассуждение, что есть «благо», зависит от понимания природы человека. Из господствующего в официальной науке, медицине, образовании эволюционистского подхода естественным образом вытекает трансгуманизм, но что в этой концепции считается благом, то для человека, осознающего себя совершенным творением по образу Божьему, является злом и деградацией.
По слову апостола, христиане должны уметь «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15).
Однако рассказ о человеке у разных даже воцерковленных и образованных людей будет заметно отличаться и по объему, и по составу, и по смысловым акцентам, а многие важные аспекты могут быть упущены или сказаны с богословскими ошибками. В этом читатель может легко убедиться, сопоставив свой рассказ о человеке с рассказом любого своего знакомого.
Православная антропология – непростая дисциплина. Этой теме посвящён не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Когда христианство стало религией Римской империи, и возникла историческая необходимость во всех её пределах одинакового понимания христианской веры, составление Символа потребовало напряжения всех сил Церкви, но в результате христиане по сей день могут рассказать о Боге православно и дословно одинаково.
С опорой на этот опыт Церкви возможно составление канона, который дал бы возможность христианам единодушно исповедовать, что есть человек.
Составление такого «Канона о бытии человека» должно базироваться на цитатах из Священного Писания, сочинений прославленных Церковью авторов, молитвословий, теологуменов, а также ответах Церкви на уникальные в истории человечества вызовы нашего времени. При этом Канон не должен быть составлен как бы «на злобу дня»; он должен глубоко отражать открытый нам Промысл Бога о человеке.
Текст Канона не может быть рассчитан на людей, ничего не знающих о христианстве. Здесь также на помощь может прийти Символ веры как мерило уровня знаний: Канон должен быть понятен людям, понимающим Символ веры. К Канону могут быть составлены толкования – так же, как составлены обширные толкования к Символу веры.
Интонация изложения Канона, на мой взгляд, должна быть возвышенно-доверительной, как интонация, которую мы чувствуем в Псалтири на церковно-славянском языке.
Ёмкое изложение православной антропологии, безусловно, соборный труд Церкви, при этом всестороннее обсуждение содержания такого текста могло бы быть очень полезным для общества.
Первый раз идею формирования Канона о бытии человека мне довелось высказать в докладе на Научно-богословской конференции «Бог – человек – мир» в Сретенской духовной академии в 2023 году С того времени стало очевидным, что без первого варианта текста для обсуждения вряд ли удастся продвинуться в решении этой задачи. В связи с этим хочу предложить вариант текста Канона, который успел обсудить в узком кругу знакомых священников и неравнодушных к этой теме мирян (это семейные люди, уделяющие пристальное внимание воспитанию детей).
Текст готовился двумя этапами: сперва были собраны аспекты, требующие отражения в Каноне, затем собственно изложение. Помимо базовых положений православной антропологии в Каноне хотелось бы отразить следующие аспекты:
- Понимание бесконечной сложности человека; невозможность самостоятельного исчерпывающего описания, доступного только Творцу;
- Чувствование красоты творения и радость бытия;
- Охват всех этапов бытия человека: рождение – жизнь – смерть – пакибытие;
- Уникальность и неуничтожимость каждой личности: что бы ни происходило с человеком – он вечен;
- Недопустимость вмешательства в природу, в которую вочеловечился Христос, в Богом установленный порядок появления человека;
- Смысл земной жизни – встреча с Богом;
- Дары Бога человеку и стяжание добрых плодов человеком;
- Невозможность создания человеком иного свободного существа;
- Отличие человека от животного;
- Мужчина и женщина, семья;
- Отношение человека к человеку;
- Несение креста, искушения;
- Понимание смерти.
Ниже привожу подготовленный вариант текста Канона.
КАНОН О БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА.
Вот я, Господи. Откуда начну радоваться бытию моему?
Благодарю Тебя, Боже, Пресвятая Троица, что по любви Твоей я стал частью творения Твоего и сердцу моему дано видеть красоту мира.
Ты создал меня по образу Своему. Пред Тобою я – свободная личность, неповторимая в мироздании и неуничтожимая в вечности.
Ты сочетал душу и тело в миг зачатия моего. Мать, отец и Промысл Твой – вот исток жизни человека, и не дано Тобой места никому иному.
Невозможно изведать все тайны Твои, и я как образ Твой не могу судить о себе сполна, но Ты ведаешь меня во всей полноте.
Ты сотворил человека возделывать сад Твой и быть собеседником Тебе, но прародители мои преступили заповедь Твою и в грехопадении распалось согласие ума, души, тела в человеке и передаётся это нестроение из рода в род: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Благодарю, Боже Человеколюбче, что дал мне необходимое для спасения от греха и воссоединения с Тобой: Ты вочеловечился, явил Собой совершенного Человека, чтобы и я мог стать подобием Твоим. Ты дал заповеди, чтобы не оступиться мне в жизни сей, и блаженства, чтобы я восходил в сердце своем в Царствие Твое. Ты дал ангела-хранителя, дал возможность молитвенного общения с Тобой, создал соборную Церковь Свою, в которой пребываешь и подаёшь человеку в таинствах животворящую силу Твою.
В видимом мире только человеку Ты дал дары бессмертной души, стремления к подобию Твоему, любви, свободы, разума, творчества, совести – голоса Твоего в каждом человеке. Только Ты можешь дать эти дары, и только высшее Твоё творение может вместить их. Приняв от Тебя свободу воли, свободно желаю, чтобы была во мне воля Твоя, в пути Твоем живи мя, Господи, и даждь ми стяжать плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, чтобы я мог войти в Царствие Твоё, ибо смысл жизни моей – встреча с Тобой. Ты вдохнул в меня неудовлетворённость земным.
От начала века Ты сотворил мужчину и женщину и дал им в браке быть одною плотью, даровал благочадия восприятие, чтобы в семье преображаться им во взаимной любви и постигать тайну трех Божественных Лиц во едином Существе.
Ты дал мне таланты и свободу творчества, но без Тебя не могу творить ничего доброго. Просвети мой ум светом разума Святаго Евангелия Твоего и созижди во мне чистое сердце, чтобы труды мои были в соработничестве с Тобой.
Ты милостив, и угодна Тебе моя милость к ближнему моему.
Ты дал крест мне в жизни земной и в скорбях не оставляешь меня, даёшь хлеб насущный, силы противостоять искушениям и претерпеть всё до конца, Тобой, Владыкой жизни моей, определённого. Смерть и расставание души и тела неизбежны ныне, но Ты победил смерть, чтобы и я воскрес в пакибытии для жизни вечной в безмерном общении с Тобой. Аминь.
Составление Канона о бытии человека важно для вселенского православия, а для Русской Церкви есть и две сугубые причины стать истоком этих трудов:
отстаивая с большим напряжением сил свой суверенитет, православному народу необходимо отстоять духовные основы своего бытия. Об этом очень много сейчас говорится, выделена даже отдельно «ментальная война». Текст Канона – опора православным в этой невидимой и нескончаемой брани;
в Русской Церкви не преодолён многовековой раскол. До середины 17 века русский народ был Народом-Церковью, а сейчас, увы, таковым не является. В своём докладе Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 2004 года тогда митрополит Смоленский и Калининградский, а теперь Патриарх Кирилл с горечью сказал, что «народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе».
Канон о бытии человека – новый и важный текст для Церкви, совместная работа над его составлением Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви с широким участием мирян может стать общим церковно-народным делом впервые более чем за 350 лет.
Надеюсь, идея составления «Канона о бытии человека» найдет деятельную заинтересованность у священноначалия и мирян.
Коряшкин Георгий Алексеевич, православный христианин, публицист
Июль 2024 – февраль 2025