Альтернативы понимания человека. В трудные времена для человека и общества с особенной остротой возникает потребность в понимании основ своего бытия, в умении «всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15).
Все ценностные построения в итоге базируются на выборе между двумя аксиомами: пониманием человека как Творения Божия или как существа самопроизвольного эволюционного происхождения. Оговорюсь, что поскольку существует ряд эволюционистских воззрений, то в целях статьи под эволюцией я подразумеваю все подобные гипотезы, не соответствующие Книге Бытия, включая теоэволюцию.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что развитие технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. Такая ситуация для Православия возникла в истории человечества впервые. Собственно, факт такого отставания и определяет актуальность осмысления антропологической основы для принятия тех или иных решений как на уровне личности, так и на уровне общества.
Два альтернативных описания человека неизбежно дадут разные ответы на вопрос: приветствовать или избегать возможностей, открывающихся в ходе развития технологий?
Православие понимает человека как творение Бога по образу Божьему. Человек сотворен совершенным, имеет бесконечную сложность, наделен такими дарами как свобода, разум, любовь, творчество. Очевидно, что самочинное изменение совершенной природы – это деградация. На всём отрезке от грехопадения до Страшного Суда духовная природа человека является неизменной, неизменными остаются грехи и добродетели. В меняющихся от века к веку внешних условиях важен свободный ответ человека на возникающие обстоятельства в его жизни.
В случае эволюции человек имеет конечную сложность, являясь результатом химической трансформации молекул в некий «первичный бульон», появления простейших организмов, со временем превратившихся в Homo sapiens. Психоэмоциональные состояния описываются химическими реакциями, происходящими в организме. Организм, собравшийся из молекул, можно просчитать в обратном порядке, у него нет фундаментальной нормы, его нельзя назвать совершенством, а соответственно его можно и даже нужно модернизировать по мере возможностей. Из этого логично вытекает философия трансгуманизма, нацеленная на использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека, с целью создания более совершенного вида (желательно бессмертного), который со временем уже и нельзя будет назвать человеком. Здесь человек – отрезок на луче от молекулы к новым видам, а эволюция выходит за рамки биологической.
Разное понимание человека даёт разные смыслы его бытия.
Божественное откровение даёт понимание смысла земной жизни каждого из людей как подготовку к встрече с Богом, обретение необходимых для этого качеств души, в пределе – обожение. При этом каждый человек уникален и у каждого свои уникальные обстоятельства и свой путь к встрече с Богом, требующий от человека напряжения всех духовных сил.
В случае самопроизвольного происхождения человека смысл жизни отсутствует, поскольку он не может возникнуть изнутри его бытия. Суррогатных смыслов может быть создано столько, сколько существует людей. Учёные, визионеры, блогеры, маркетинговые подразделения мировых корпораций, метавселенные, разнообразные секты множат, красиво упаковывают и выдают в интернет новые и новые «смыслы» бытия и инструменты для «самореализации». В этой нерелигиозной доктрине сегодня уживаются, как попытки обеспечить бессмертие, так и эвтаназия, на случай если что-то пошло не так.
Эти смысловые альтернативы определяют выбор в использовании будоражащих ум возможностей, открывающихся перед человеком в современном мире.
В апреле 2022 года было объявлено, что учёные полностью расшифровали геном человека. Исследования международного проекта «Геном человека» длились более 30 лет и сейчас его результаты открыты для использования в медико-генетических лабораториях.
Фактическое редактирование генома людей осуществлялось и до завершения проекта. Появилась технология создания «дизайнерских» детей, когда генетики могут корректировать интеллект, рост, цвет волос и другие черты организма ещё не родившейся личности. В марте 2019 года 18 ведущих учёных (в том числе разработчики CRISPR – технологии, которая позволила вносить изменения в геном) призвали страны мира ввести мораторий на редактирование наследуемой ДНК человека. Причиной такого призыва послужила информация об осуществленном эксперименте по редактированию генома человека на стадии эмбриона, что привело к появлению на свет двух генетически модифицированных детей невосприимчивых к ВИЧ.
Желание изменить человека ещё до рождения вытекает из эволюционистского понимания смысла бытия. Смещение смысла из жизни вечной в жизнь земную началось с идей антропоцентризма эпохи Возрождения. Далее был атеизм Французской революции, прогресс Кондорсе в XVIII веке. К этой базе в XIX веке добавляется гипотеза эволюции и евгеника – учение о селекции применительно к человеку и об улучшении его наследственных свойств. Создатель евгеники, двоюродный брат Чарльза Дарвина Френсис Гальтон, намеревался сделать её «частью национального сознания, наподобие новой религии». Век XX выдвинул идею ускорения прогресса. В XXI веке ставшие привычными за 500 лет антропоценричные идеи встретили уникальные технологические возможности для своей реализации.
В результате, если Церковь констатирует, что внедрение продуктов новых технологий значительно опережает религиозное осмысление возможных духовно-нравственных последствий их применения, то с точки зрения эволюционизма технология получает санкцию на применение ради «прогресса».
Витают эти идеи и в нашем воздухе: в феврале 2023 года в России на достаточно высоком уровне прозвучало предложение профориентировать школьников через ДНК-тестирование.
В качестве ещё одного примера приведу идею «киборгизацию» человека, о которой говорится как о предопределенной, поскольку она лежит в логике прогресса, эволюции, трансгуманизма. В мае 2022 года генеральный директор фирмы Nokia сообщил, что с 2030 года смартфон, каким мы его знаем сегодня, определенно перестанет быть самым распространенным интерфейсом, многие устройства будут встроены непосредственно в тела людей.
Православный вектор развития человека лежит в другой системе координат: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Здесь принципиально нет места идеям генной модификации, киборгизации и пр., поскольку реализация подобных идей несовместима с обожением и бессмысленна для этой цели.
Подытожу раздел словами из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и "улучшая" Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания». Впрочем, и сами эволюционисты побаиваются технологической сингулярности, когда технологическое развитие станет неуправляемым с непредсказуемыми последствиями для человечества, но при этом настаивают, что прогресс неумолим.
Мировоззренческая эклектика. К началу XXI века наше общество попало в состояние мировоззренческой эклектики, когда люди одновременно руководствуются взаимоисключающими идеями – и антропологией Творения и антропологией человека самопроизвольного.
В 2020 году в Конституцию России включены слова: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога…». При этом, чтобы быть аттестованным в школе или мединституте, выпускник должен обосновать человека гипотезой эволюции.
Обычно, когда речь заходит об образовании и религии, слышен вопль «уберите мракобесов от школы». Однако вряд ли кто поспорит, что от правильного описания объекта зависит то, как с ним правильно взаимодействовать, а в случае медицины – врачевать. Выпускник медицинского факультета Антон Чехов сказал: «Необъяснимая штука – душа. Никто не знает, где находится, но все знают, как болит». Антропология эволюции предлагает поискать причину болезни в химических реакциях внутри организма. Хотя бы факультативное преподавание антропологии Творения, соотнесение поста, молитвы, покаяния со здоровьем человека будущему врачу не повредило бы.
Зайдя в кабинет к высококвалифицированному доктору, вы вероятно увидите в его кабинете икону, но при этом точно знаете, что медицинский стандарт описывает вас в этих стенах только как биологическое тело.
Другой пример. В столице России есть два музея, рассказывающие об истории от первых дней до дня сегодняшнего. Экспозиция Государственного исторического музея на Красной Площади предлагает, как начало истории, самопроизвольное происхождение жизни и человека от обезьяны. Другой музей – «Еврейский музей и центр толерантности» предпочёл «антинаучное» происхождения человека, изложив его по Книге Бытия.
Государственный исторический музей, находящейся в центре столицы, безусловно большее, чем собрание уникальных экспонатов. Это своеобразное место самоидентификации народа, «витрина», где мы рассказываем о себе миру.
Сейчас школьник, выйдя из Казанского собора на Красной Площади и перейдя в Исторический музей, задаётся вопросом: «чему верить, Творению или эволюции»? Фактический ответ XXI века – всему. Собственно, так мировоззренческая эклектика и формируется. И тогда уже по апостолу: «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
Государственный исторический музей точно ничего не потеряет, если опустит эволюционный рассказ (довольно того, что гипотезе Дарвина в Москве посвящен ещё и отдельный «Дарвиновский музей»). В этом не будет противоречия с концепцией «светского государства», поскольку у государства нет обязанности пропаганды дарвинизма. Сама концепция «светского государства» возникла во времена, когда общество ещё было религиозным и законодательство в целом соответствовало религиозным нормам. В настоящее время эволюционизм и прогресс стали «религией» светского государства. Вынос Дарвина с Красной Площади, больше соответствовал бы концепции светского государства, нежели сохранение его у истоков российской истории.
В завершении раздела хотел бы упомянуть интересный факт, хотя он относится не к нашему обществу, а обществу страны–лидера «прогресса». Словом 2022 года по версии американского словаря издательства Merriam-Webster стал термин «газлайтинг», который употребляют в межличностном и общественном контекстах. Термин означает введение в заблуждение с целью внушить объекту манипуляции мысли о его неадекватности. В среде мировоззренческой эклектики и взрывного роста информации заглушить понимание человека как о Творения Божьего становится всё проще, особенно у молодёжи.
В этих условиях важно иметь «камертон», с которым можно сверить понимание природы человека и смысл его существования. Общеизвестный камертон несоизмеримо меньше симфонического оркестра, однако служит эталоном звучания для каждого из инструментов.
Православная антропология. Текст исповедания. Во времена Святой Руси люди одинаково понимали смысл жизни, каждый день обращаясь к Богу словами молитвы: «Создавыи мя, Господи, помилуй мя». Сама постановка вопроса «в чём смысл жизни?» для человека Святой Руси была бы дикой.
Современный человек оглушён потоком информации. Как следствие в обществе усиливается культурная атомизация, когда каждый человек со временем накапливает свой уникальный и обширный конгломерат смыслов, целеполаганий, поведенческих стереотипов. Это происходит и без целенаправленных воздействий, а при организованной ментальной атаке деструктивный результат кратно усиливается.
В Символе веры Церковь имеет замечательный пример рассказа о самом сложном – о правильном исповедании Бога. Когда христианство стало государственной религией Римской империи и возникла необходимость одинакового понимания веры, составление Символа потребовало напряжения всех сил Церкви. В результате любой член Церкви по сей день может рассказать о Боге верно и дословно одинаково.
К сожалению, нет текста, дающего исповедание человеческой природы также ёмко, как Символ веры дает исповедание Бога. Священное Писание и Священное Предание пронизаны описанием человека, смысла его бытия и пути развития личности. Однако рассказ о человеке даже у воцерковленных и образованных людей будет разный по объему, структуре и смысловым акцентам.
Раньше прогресс не затрагивал человека так непосредственно. Строительство паровоза воспринималось неоднозначно, но не вызывало дискуссий о природе человека. До нашего времени взрывного роста технологических возможностей потребность в таком тексте не возникала. В наши дни это стало актуальным для вспомоществования человеку в современном мире. Также можно упомянуть, что в эпоху интернета для поиска быстрого ответа, в том числе и на религиозные вопросы, человек обращается к поисковым системам, которые по своим алгоритмам подбирают ответ. Вариантов религиозных антропологий не мало, даже в рамках христианства различия есть между православной, католической и протестантской антропологиями. Составление Символа православной антропологии могло бы нейтрализовать возможную путаницу при желании людей найти ответ на соответствующие запросы.
Текст православного исповедания человеческой природы и смысла бытия должен быть глубоким и понятным, быть самоценным текстом, а не конъюнктурным ответом на вызовы безбожия.
Ёмкое изложение православной антропологии соборный труд. При этом и сам процесс церковного обсуждение содержания такого текста мог бы быть очень полезен для общества.
В заключение ограничусь двумя предложениями.
Первое – это составление текста исповедания православной антропологии схожего по ёмкости Символу веры.
В качестве другого шага представляется актуальным создание в Москве Центра духовной истории, рассказывающего о мире и человеке как о Творении, а также о смыслах череды событий православной духовной истории.
В настоящее время в длинном списке культурных объектов Москвы нет такого места, где каждый смог бы увидеть сам, показать своим детям или зарубежным гостям православное понимание мироустройства.
Естественно предположить, что Центр, рассказывающий о духовном ядре народа, должен находиться в эмоциональном центре страны – Московском Кремле. Некоторое время назад были завершены работы по демонтажу 14-го корпуса Кремля. Перед началом демонтажа на этом месте предполагалось восстановить Чудов монастырь, однако в настоящее время здесь разбит сквер.
Чудов монастырь – значимое место для русского православия – на протяжении веков он был центром просвещения Руси. Центр духовной истории как часть воссозданного Чудова монастыря смог бы возродить эту просветительскую традицию. Поскольку монастырь место не светское, Церковь без половинчатости сможет рассказать здесь православное видение истории человечества.
Коряшкин Георгий Алексеевич, публицист, общественный деятель
1. 1