Важным прикладным аспектом православной антропологии становится осмысление духовных последствий для человека применения той или иной новейшей медицинской технологии.
В нашей суверенной стране существует уникальная возможность высокопрофессионально и комплексно обсуждать эту проблематику с богословской и медицинской позиций. Площадкой для такого обсуждения могут стать ведущие медвузы России.
Выступая перед участниками Фестиваля молодёжи в Сочи В.В. Путин сказал: «Человечество научилось «влезать в генетический код» и уже может создать «человека с заданными характеристиками». Это может быть гениальный математик, музыкант, но может быть и военный. Человек, который будет воевать без страха, сострадания и боли. И то, о чём я сказал, может быть страшнее ядерной бомбы». Годом позже Президент нашей страны, заслушав доклад директора Института молекулярной биологии, дал такой комментарий: «У меня лично, когда вы говорили о гуманизации мышек, чувство благоговения возникло, но и внутренней какой-то тревоги. Сразу генно-инженерная фантазия рождает самые разные образы этих гуманизированных мышек».
Когда речь заходит о биомедицинских экспериментах у большинства людей возникает вот такое чувство тревоги, поскольку человек интуитивно чувствует, что здесь существует грань, за которую нельзя заходить. Однако не исключено, что человечество за эту грань уже переступило. Сформулировать, где такая грань проходит, может только религиозная антропология, опирающаяся на откровение о человеке и духовный опыт Церкви.
Абсолютно во всех случаях исследователи сообщают, что работы проводятся на благо человека, перечисляют всевозможные выгоды от успешных результатов. При этом акцент делается на слове «благо», а что такое «человек», вроде и так понятно. Но современные официальные документы по биоэтике построены на эволюционистском понимании человека и «благо» в рамках этой теории неизбежно иное, нежели благо человека в понимании креационизма.
Основные различия этих воззрений на человека можно показать в следующих смысловых парах: самопроизвольно возникший биомеханизм vs творение по образу Божиему; тело vs дух-бессмертная душа-тело; смерть как окончание бытия vs жизнь в вечности после смерти; конечная сложность описания vs бесконечная сложность.
Ещё какое-то время назад европейская медицина была христианской с соответствующим пониманием человека. В XXI веке Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей многогранной глобальной деятельности уже не видит бессмертной души, а оперирует понятиями физического и психического здоровья людей. Если у человека нет бессмертной души, а только «психическое здоровье», исчезающее со смертью, то очевидно ВОЗ уравнивает человека с животным. Тогда единственным критерием успеха для медицины является продление качественной земной жизни. Редактирование генома перед рождением или эвтаназия – всего лишь инструменты обеспечения качества проживаемого отрезка.
В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорится, что Церковь «уважая свободу выбора, призвана свидетельствовать о хранимой ею Истине и обличать заблуждения (см. 1 Тим. 3,15)… христиане оставляют за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам». Однако существует проблема, обозначенная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где сказано, что развитие технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения.
В этом контексте в докладе на Научно-богословской конференции «Бог – человек – мир» 2023 года я предположил, что актуально создание текста, дающего догматическую формулировку человеческой природы также ёмко, как Символ веры дает исповедание Бога.
На нескольких примерах из новостных лент прошедшего года можно показать важность богословского осмысления и формирования твердой общецерковной позиции по защите богоданной природы человека.
Первый пример. Технология, получившая название «ребёнок от трёх родителей», когда зародыш содержит генетический материал отца и матери, а цитоплазма с митохондриями – донорская. Таким образом, часть клеточной ДНК – митохондриальную ДНК ребенок наследует от третьего родителя. В мае 2023 сообщалось, что в Великобритании уже родился как минимум один ребенок с ДНК трёх человек, а всего было выдано 32 разрешения.
Православие утверждает одновременность рождения и души и тела. «Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом – другое, как пустословит Ориген», этими словами преподобного Иоанна Дамаскина отрицается предсуществование душ.
В документе Русской Православной Церкви «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» указано: «Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13, 15-16).
При использовании технологии «ребенок от трёх родителей» возникает много вопросов, которые не могли возникнуть в практической плоскости ранее. Как соотнести факт появления «ребенка от трёх родителей» со словами пророка Давида и пониманием Церкви одномоментного создания души и тела? Как понять, когда в случае «трёх родителей» возникает тело? А душа? Возникает ли душа в христианском понимании? Возможно ли в этом случае применять слово «зачатие» в вековом понимании? Является ли родителем генный инженер, «ткущий» зародыш ребёнка? Какова природа плода и будет ли у него возможность воспринимать благодать через таинства? Сохранится ли достоинство человека, как образа Божьего? Сможет ли он, понимая произвол участников своего происхождения, почувствовать себя свободным, говорящим с Богом «своим» голосом?
В таинствах Церкви под видимым образом верующему сообщается невидимая благодать, но внешне идентичные совершаемым при таинствах действия не будут автоматически благодатны. Нам не открыто как душа появляется: «Душа в нашем теле есть, мы знаем, а каким образом она есть, не знаем» (Иоанн Златоуст), но нам известен богоустановленный порядок рождения человека, в котором бессмертная таинственно появляется душа.
Важен богословский ответ на вопрос о том, как промысл об уникальной душе и теле, уникальной личности соотнести с произволом человека ДО зачатия? А если при таких манипуляциях ничего в природе человека не меняется, то где тогда та грань, за которой эти перемены произойдут, и результат станет действительно трансгуманистическим бездушным биомеханизмом внешне идентичным человеку, но который не сможет быть допущен к Таинству Причастия?
В своём докладе «Приобретения современных биомедицинских технологий и моральные потери» на Рождественских образовательных чтениях по биоэтике 2024 года профессор И.В. Силуянова дала прекрасный анализ уже пройденного человечеством пути от одобрения искусственного прерывания беременности до идей геноевгенизации.
В 2018 году было объявлено о создании первых в мире отредактированных по геному близнецов, которые стали устойчивыми к ВИЧ. Это стало первым известным примером реализованной технологии создания дизайнерских детей. Божий промысл о человеке пытаются подменить человеческим произволом благих намерений. Здесь ещё более остро звучат вопросы, обозначенные выше в ситуации «трёх родителей». Устойчивый к ВИЧ и полный талантов потеряет главный смысл бытия – свободное Богообщение. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
Наука находит новые и новые генетические заболевания, их уже 8 тысяч, которые «требуют» вмешательств в геном! Пересчитываются всевозможные комбинации для исправления. Пребывая в понимании большой, но конечной сложности человека, эволюционисткая медицина навязывает идеи геноевгенизации вступающим в брак.
Как говорилось выше, душа не рассматривается официальной медициной как часть человеческой природы. При манипуляциях с геномом от привычного понятия «человек» физически может отпасть разновидность «человека земного». Но польза телу по земным критериям оптимизации обнуляется потерей вечности.
Если медицина не будет исходить из полного описания человека, то в наше время не сможет быть должным образом реализован принцип «не навреди».
Второй пример «синтетический» эмбрион. В 2023 году СМИ сообщили, что ученые создали синтетические копии человеческих эмбрионов. Созданные структуры не имеют бьющегося сердца или зачатков мозга, но обладают клетками, которые обычно формируют плаценту, желточный мешок и сам эмбрион. При этом созданные без использования человеческих яйцеклеток зародыши позволяют исследователям обойти традиционные принципы работы с эмбрионами и проследить их развитие дальше установленного, например, законом Великобритании, 14-дневного периода. Заверяют, что пока синтетические эмбрионы не будут использоваться в клинической практике. Не ясно, есть ли у этих структур потенциал продолжать созревание до более поздних стадий развития, но учёные уже составляют принципы работы с синтетическими эмбрионами.
Гомункул, которого средневековые алхимики хотели создать в своих лабораториях, может уже в наши дни постучаться в колбу искусственной матки.
«Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3:8), но «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:26).
Чем будет созданное человеком по образу своему? Очевидно прямым богоборчеством.
В наше время обсуждение биотехнологий к рождению человека – важный и трудный разговор не только для медиков, но и для Церкви, поскольку таких вопросов ранее и именно в практической плоскости не было.
Третий пример вызова медтехнологий религиозному пониманию личности. В январе 2024 на Рождественских чтениях по биоэтике в докладе учёного секретаря Свято-Филаретовского института А.П. Патраковой «Может ли лицо человека быть посмертным даром? Биоэтические и богословско-антропологические аспекты аллотрансплантации лицевых структур» был затронут вопрос лица и личности. Какова православная оценка пересадки лица другому человеку? Безусловно, есть о чём задуматься, поскольку уникальную личность мы в обычной жизни воспринимаем именно через лицо. Подобные операции уже распространены.
Но надвигается час, когда медицина сможет пересаживать и голову. В практическую плоскость переходит то, что раньше было уделом фантастов. Тело и сердце одного человека, а голова другого – каков православный ответ?
В православной традиции понятие сердца не тождественно одноименному органу тела, но орган является частью этого понятия, а в целом «сердце» человека понимается как орган богопознания.
В 2022 году в США человеку пересадили сердце генно-модифицированной свиньи.
В 2017 году под руководством итальянского хирурга Канаверо была проведена трансплантация головы человека с трупа на труп и была поставлена цель пересадки головы живого человека. Добровольцем для пересадки своей головы выступил житель нашей страны, однако операция не состоялась. Канаверо заявил, что проведёт операцию по пересадке головы живого человека, гражданина Китая, так как именно эта страна поддержала исследования учёного. Примечательно, что наш доброволец, имея тяжёлый врождённый недуг, в последующие годы смог создать семью и отказался от затеи пересадки головы.
В июле 2023 года СМИ сообщили, что в Израиле хирурги успешно соединили голову 12-летнего мальчика после травмы, определяемой как внутреннее обезглавливание, когда связки, удерживающие заднюю часть основания черепа, были оторваны от верхних позвонков. После операции у ребенка нет неврологических последствий, и он может ходить и функционировать.
Медицина подошла к технической возможности пересадки головы.
Каждая личность уникальна, а сознание не ограничивается мозгом. Телу с чужой головой или голове с чужим телом – какое имя надо будет назвать на исповеди, чьи грехи исповедовать? Вспоминать грехи предшественников? Нового организма?
В Кодексе профессиональной этики православного врача России говорится, что православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам, (п.2.8) и что православный врач должен действовать таким образом, чтобы привести национальное законодательство в сфере охраны здоровья в соответствие с принципами христианской этики (п.5.3).
Труд врача освящён многовековой православной традицией. Безусловно, человеку необходимо беречь и заботиться доступными средствами о своём здоровье и здоровье ближнего, как о даре Божьем. Но человек больше здоровья.
Труд богословов – соотнести растущие возможности прикладной медицины с православным учением, пониманием личности, дать возможность врачам и пациентам глубокого понимания духовных последствий различных манипуляций.
Да, для проведения биомедицинских экспериментов есть резоны и помимо врачебных: это в первую очередь национальная безопасность (но иметь в копилке знание и технологию и применять их к человеку – разные вещи); это и коммерческая прибыль от биоманипуляций.
Давление оказывают и растиражированные результаты достижений медтехнологий последних десятилетий: то, что было когда-то неприемлемым, стало нормой, достигнутой явочным порядком. Безусловно, давать оценку тому, что уже произошло, несопоставимо тяжелее, чем осознанно отвергнуть хотя и близкие, но пока ещё потенциальные возможности.
С учётом вышеизложенного, не претендуя на отточенность формулировок и полноту охвата проблематики, можно предложить для обсуждения следующие темы богословского факультатива в медвузе: 1. Человек – дух, душа, тело; 2. Защита богоустановленной человеческой природы до зачатия; 3. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия; 4. Болезнь и душа; 5. Православные критерии для разделения допустимого и недопустимого медицинского вмешательства; 6. Врачевание и бизнес; 7. Православное понимание смерти.
В заключение хотелось бы отметить, что согласно данным ВЦИОМ, за февраль 2024 г. 62% россиян считают, что в школах нужно преподавать и дарвинизм, и креационизм. Это важный индикатор понимания в обществе.
Врачам и учащейся молодежи в наше время необходимо знать прикладные аспекты религиозной антропологии, как для блага пациента, так и для своего духовного здоровья.
Хочется надеяться, что богословский факультатив в медвузах станет реальностью и принесёт плоды добрые.
Георгий Алексеевич Коряшкин, православный публицист
2. Ответ на 1, Сергей:
Так, в аборте явный грех убийства. В абортивной контрацепции, в уничтожении "лишних" эмбрионов при стандартной практике ЭКО - как минимум, огромная вероятность греха убийства. В "смене пола", в хирургическом формировании органов другого пола - "платформа" для греха противоестественного блуда (т.к. уже не будет идти речь об истинном супружеском ложе). Потому всё это можно решительно осудить.
Если же в каком-то новшестве мы не можем определить явный грех, а только "интуитивно чувствуем грань" - то не можем и осудить его. Можем только принять личное решение - самому не использовать это, поскольку это против личной совести.
И, конечно, есть вещи, которые соборно осуждены Церковью - здесь просто послушать Церковь и избегать этих вещей.Согласен. В первую очередь с тем, что мы с рассуждением должны относится к тому что является грехом. И конечно с тем, что в некоторых случаях необходимо соборное решение Церкви.
Маленькое уточнение. Не всякий аборт есть убийство. Т.е. аборт это безусловно грех, но не всегда одной и той же тяжести. Действительно, "Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом – другое". Но тот же Иоанн Дамаскин справедливо уточняет: "Душа соединена с телом: целая с целым, а не часть с частью". Другими словами есть время внутриутробного развития, когда тело еще полностью не сформировалось. То же говорит и св.Писание, если "изображен" (у зародыша уже есть Образ) - то одушевлен. Нет Образа - не одушевлен. "...изы́детъ младе́нецъ ея́ неизображе́нъ, тщето́ю да отщети́тся [...] а́ще же изображе́нъ бу́детъ, да да́стъ ду́шу за ду́шу, (Исх.21:22-23)
1.
Так, в аборте явный грех убийства. В абортивной контрацепции, в уничтожении "лишних" эмбрионов при стандартной практике ЭКО - как минимум, огромная вероятность греха убийства. В "смене пола", в хирургическом формировании органов другого пола - "платформа" для греха противоестественного блуда (т.к. уже не будет идти речь об истинном супружеском ложе). Потому всё это можно решительно осудить.
Если же в каком-то новшестве мы не можем определить явный грех, а только "интуитивно чувствуем грань" - то не можем и осудить его. Можем только принять личное решение - самому не использовать это, поскольку это против личной совести.
И, конечно, есть вещи, которые соборно осуждены Церковью - здесь просто послушать Церковь и избегать этих вещей.