Общеизвестные события в национальных республиках СССР периода распада государства в конце 1980 – начале 1990 гг., когда началось насильственное изгнание русского населения из среднеазиатских республик, этим не ограничились.
С начала 1990-х гг. сплоченные этнические мафии вторглись в пределы России и захватили здесь целые сектора экономики городов, что каждый может видеть вокруг себя.
В самих бывших республиках СССР с завоеванием независимости русофобская политика продолжила реализовываться на государственном уровне. В частности, через образовательное пространство, формируя ненависть к России у подрастающего поколения наших соседей.
Яркий пример – работа Министерства образования Республики Узбекистан.
В далеком уже 2001 г. Министерство образования Узбекистана одобрило учебник «История Узбекистана (вторая половина ХIХ в. – начало ХХ в» (автор – Жумабой Рахимов, Ташкент, «Узбекистон», 2001, 334 с), где более 60 страниц (стр. 133-197) текста было посвящено положению населения этого среднеазиатского региона в составе Российской Империи. Глава III имела характерное название «Внедрение колониальной системы правления русского царизма», а название главы IV - «Национально-освободительное движение в 70-90-х гг. XIX века» - продолжало начатую линию.
Уже на первых страницах главы III можно было прочитать следующее: «Царская Россия являлась беспощадной империей, взявшей в колониальный плен Польшу, Финляндию, Закавказье, Башкортостан, Сибирь и Калмыкию». Авторы министерского учебника утверждали, что «управление военно-комендантской машиной было поручено коварным и непримиримым врагам народов Средней Азии», а генерал-губернатор Туркестана К.П. Кауфман назывался в учебнике «злейшим врагом мусульман» (стр.133-134).
На протяжении всех 60 страниц глав III и IV практически на каждой странице учебника Россия называлась колонизатором Туркестана, причем автор учебника проявлял нешуточную изобретательность в этом вопросе.
Остановимся на употребляемых в отношении России эпитетах и характеристиках с использованием понятие «колониальный» подробнее. В вышеуказанном учебнике, одобренном в 2001 г. Министерством образования Узбекистана, в отношении России использовались следующие выражения:
«одна из крупнейших колониальных держав мира – вор имущества в мировом масштабе» (стр. 133), «колониальный флаг России» (стр. 133), «русская колониальная система» (стр.133, 140), царское правительство действовало «с точки зрения колонизаторов» (стр.137), «русский колониализм» (стр.139, 156), российский «колониальный суд» (стр. 139), «интересы колонизаторов» (стр.140), «русская колониальная администрация» (стр.141), «колониальное правительство» (стр.141), «колониальные власти» (стр.143), «колониальный Туркестан» (стр.145), «основы колониального правления» (стр.146), «царские колонизаторы» (стр.147), «превращение Туркестана в колонию России» (стр.159), «колониальное руководство» (стр.149), «колониальный народ» (стр.151), «правительство колонизаторов» (стр.152), «колонизаторы Средней Азии» (стр.153), «колонизаторы» (стр.155, 165, 171, 172, 174, 178, 180, 183, 184, 185, 188, 191), «оружие колониализма – шовинизм» (стр.156), «колониальная администрация» (стр.157, 171, 175, 177, 179), «колониальный гнет» (стр.160), «русские колонизаторы» (стр. 165, 172, 173 – 2 раза, 174, 182, 184) «колониальная машина» (стр.174), «колониальная мораль» (стр.175), «колонизаторы-шовинисты» (стр.194), «колониальный аппарат» (стр.197).
Итого на 60 страницах текста учебника, посвященных периоду вхождения Туркестана (ныне – Узбекистана) в состав Российском Империи, Россия 50 раз названа «колонизатором» в разных интерпретациях этого понятия.
Кроме этого, в учебнике можно встретить и такие характеристики России, как «завоеватели» (стр.142), «захватчики» (стр.156, 174), «эксплуататоры (стр. 158), которые пытались демонстрировать населению, что они «привилегированная нация» (стр. 174).
В завершении главы IV вообще указывалось, что в Туркестане колониальной властью «насаждалось преклонение мусульман перед русскими» (стр. 195)
Спустя 20 лет ситуация с русофобской деятельностью Министерства образования Узбекистана не изменилась.
Что видно по учебнику «История Узбекистана (вторая половина XIX в – начало XX в)» для 9 класса. Авторы Сойибжон Тиллабоев, Акбар Замонов. 3 издание. Рекомендован Министерством народного образования Республики Узбекистан в качестве учебника для общеобразовательных школ, 2019 года выпуска.
Раздел III учебника - «Колониальная политика Российской Империи в Туркестане», раздел IV – «Начало национально-освободительного движения в Туркестане и его предпосылки». Страницы 45–74.
«Вместе с завоеванием Средней Азии Российской Империей решался вопрос о дальнейшем управлении и использовании края в своих интересах, - звучит уже с первых страниц раздела III. – Система управления, созданная в крае, должна была полностью служить интересам империи. В этой связи, начиная с момента завоевания Туркестанского края, стали создаваться административно-территориальные единицы, полностью основанные на системе управления колониальными территориями» (стр. 47).
И всё тот же знакомый набор различных интерпретаций установки, что Россия являлась в Средней Азии «колониальной» империей: «колониальная власть» (стр.50 – 2 раза, 67, 71), «колониальная политика» (стр. 47, 49, 51, 57, 69, 72), «колониальная система» (стр. 47, 51), «колониальное правительство» (стр. 55, 56, 63, 65, 66, 68 – 2 раза, 70), «колониальный гнет» (стр. 57, 61, 69, 71), «колониальный режим» (стр. 57, 71), «колониальные войны» (стр. 57), «колониальные интересы» (стр. 52, 58), «колониальная держава» (стр. 45, 61, 67), «колонизация» (стр. 46, 62), «колониальная администрация» (стр. 69), «колониальный порядок» (стр.73), «колониальная зависимость» (стр. 45), «колониальные территории» (стр. 47), «колонии» (стр. 47),
Итого на 30 страницах текста рекомендованного министерством образования Узбекистана учебника по истории Узбекистана 2019 года выпуска, посвященных периоду вхождения Туркестана (ныне – Узбекистана) в состав Российской Империи, Россия 39 раз названа «колонизатором» в разных интерпретациях этого понятия.
Завершался раздел IV мыслью, что Российская Империя является «захватчиками», причем, которые проводили политику лишения местного населения элементарного медицинского обслуживания (стр. 72-73).
В России в учебниках истории такое пишут только про нацистских захватчиков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что наводит на мысль о том, какой образ в отношении нашего государства и русских два десятилетия создается методичной работой «дружественных соседей» из Министерства образования Узбекистана.
Стоит предположить то, как со столь недружественных позиций может представляться история Узбекистана в XX и начале XXI веках. Как вариант, так: после крушения Российской колониальной империи колониальное угнетение Туркестана продолжило советское государство, однако после освобождения от прямой колониальной зависимости от русских в конце 1980-начале 1990-х гг., экономика Узбекистана оказалась настолько разрушена и порабощена русскими колонизаторам, что уже не может полноценно функционировать, предоставлять рабочие места местному узбекскому населению, которое снова вынуждено оказаться в кабале у русского капитала уже на территории России, поэтому национально-освободительную борьбу народам Туркестана надо вести на территории ненавистной метрополии – только так можно освободить свою Родину от колониальной зависимости.
Министерские учебники по истории Узбекистана как будто подводят к этой мысли, ведь невооруженным взглядом видно, что Министерство образования Узбекистана навязывает молодым узбекам, часть которых потом заезжает на нашу территорию, откровенную русофобию, ненависть к России, 20 лет формирует из России, соседней страны, образ врага, чего наше государство в отношении Узбекистана никогда не делала и не делает. А напомнить подрастающему населению России в этом вопросе есть что. Особенно из событий изгнания русского населения из Узбекистана с конца 1980-х гг. Не сомневаюсь, что в России встанет очередь из людей, готовых такие параграфы бесплатно написать и издать за свой счет. Поэтому пока Министерство образования Узбекистана натравливает свою молодежь на русских, наши власти, наоборот, стараются масло в огонь не подливать, берегут наш народ и соседей от правды-матки.
Хотя пора бы пригласить посла Узбекистана Ботиржона Асадова в МИД для разговора о дружбе народов. А то образ врага у наших «дружелюбных» соседей из Минобразования Узбекистана может трансформироваться из мира идей в реальность, как то произошло на Украине.
Тимофей Александрович Балыко, учитель истории