Симфония светского воспитания и духовного просвещения

Доклад на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника»

Русская школа  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
5
Время на чтение 11 минут
Фото: Из личного архива автора

Начну с поклона именам Шарля Ренувье, Жозефа Гобино, Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби, в русле разработок которых мы сегодня одинаково воспринимаем понятие «цивилизация», одинаково разумеем оригинальности развития рас, культурно-исторических типов, национальной локальности при единстве внутреннего строя.

Так и наша Русская цивилизация, зачатая Византийским Православием и вызревшая в лоне Российской империи, явлена в мир совершенно оригинальными культурными матрицами общественного самовоспроизведения в сменяющихся поколениях. Среди этих матриц устойчивого самовоспроизведения русского народного типа особо важны национальные педагогические формы воспитания и духовного просвещения. Ещё раз повторю: светского воспитания и духовного просвещения, ибо нельзя смешивать или подменять в процессе взращивания личности наполнение научными и бытовыми знаниями с традиционным оформлением её, личности, духовных потребностей.

Вот в чём оригинально русское смысловое наполнение, казалось бы, общей для всего мира словоформы «гражданин»? Согласно энциклопедии, «гражданин» – это «лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, имеющее любую национальность, но равно пользующееся защитой государства, и наделённое совокупностью прав и обязанностей в рамках действующих законов государства».

Исходя из такого правого определения, делаем вывод, что воспитание гражданства секулярно, оно есть наполнение знаниями о свободах и ограничениях, обеспечивающими выживание и даже комфортное пребывание личности в данном обществе.

Маленькое отступление: понятия «достоинство» и «честь» зачастую ставят через запятую, не особо различая. На самом деле, «достоинство» – ценность любого члена общества, получаемая до рождения, оно включает в себя право на жизнь, на труд, семью, юридическую защиту, свободу передвижений, жильё, образование. Достоинство человека – мерило гражданской зрелости общества. А вот «честь» есть награда человеку за его собственные дела, она есть определение его нравственности, морально-волевых качеств: общество чествует своего героя или обесчещивает предателя.

Чествует или обесчещивает…

В исторический период созидания христианских цивилизаций, называемых «феодализмом», «гражданин» греческого полиса или римской республики-тирании в новом христианском мировоззрении становился «подданным» сакрализованных Церковью монархий: «Господне есть царствие и Той обладает языки» (Пс. 21:29). Не зря в финале взбунтовавшегося против Христа Возрождения адепты неоязычески-масонских, так называемых «европейских буржуазных революций» так трепетно обращались друг к другу «гражданин» – что заявлялось символом разрушения кастовой иерархии, но, на самом деле, означало просто переворот этой самой иерархии, с возведением наверх представителей социальных низов – актёров, гладиаторов, уголовников, проституток.

Итак, общепринято, что гражданин – это обладатель набора прав члена общества и носитель обязанностей перед обществом. Но в нашем цивилизационно-мыслимом пространстве гражданин Русского мира – это не член городского собрания-вече или рода-племени, он мистически вселенский государственник, православно внеграничный имперец. Мистически вселенский, православно внеграничный – и потому составители чина венчания на Русское царство придали ритуалу форму церковного богослужения, и с тех пор в нашем сознании накрепко зафиксировано, исторически неизменно, – то есть матрично воспроизводимо в поколениях понимание своего гражданства как подданничества. В русском национальном сознании «гражданин России» – при всех временах и госидеологиях – всегда «подданный России», и идеал нашего русского гражданства – верноподданничество.

Если к методам обучения общежитской грамотности, воспитания гражданственности нет вопросов – веками эти технологии отработаны и опытно проверены, то с патриотизмом сложнее. Ведь в нём сходятся множество измерительных координат: региональный сепаратизм и империя, этничность и городская уникультура, социальный класс и профессия, монотеизм и язычество. Главный вопрос воспитания патриотизма – способы возбуждения и умножения любви к малой и великой родине, к семье, к обществу, к делу жизни. А возможно ли вообще «воспитание» любви? Которая живёт внутри, в душе человека, и внешне проявляется – подвигом или подвижничеством – в самопожертвовании родине, семье, делу жизни?

Как огонь воспроизводится огнём, так жертвенность воспламеняется жертвенностью. Изшедший из греческого patriotes, что в переводе означает «земляк», патриотизм не подразумевает никаких юридически описуемых прав, и, в отличии от гражданства, патриотизм – всегда лишь обязанности, без претензий на права. Причём обязанности добровольно, самовольно возложенные на себя. И потому патриотизм определяем только категориями нравственными: патриотизм измеряется готовностью личности к жертвенности, способностью человека к самопожертвованию ради его земли, его Родины.

Процитирую Алексея Фёдоровича, в иночестве Адроника, Лосева, его «Философию Родины»: «Родина требует жертвы. Сама жизнь Родины — это и есть вечная жертва. … Жертва же в честь и во славу Матери Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственно только и осмысливает жизнь. … В самом понятии и названии "жертва" слышится нечто возвышенное и волнующее, нечто облагораживающее и героическое».

Пусть патриотизм принципиально не гражданство, но у нас в России не только эмоционально, но и смыслово он максимально близок верноподданничеству: «отношение русского народа к царю своему есть самый особливый пункт, отличающий народ наш от всех других народов Европы и всего мира; что это не временное только дело у нас, не переходящее, не признак лишь детства народного, например, его роста и проч., как заключил бы иной умник, но вековое, всегдашнее и никогда, по крайней мере, еще долго, очень долго оно не изменится». Ф. М. Достоевский, 1881 г., «Дневник писателя».

Пафосность – один из приёмов воспитания светского патриотизма. Ассоциативное возвеличивание частного явления во всеобщее – пафос страстным энтузиазмом возводит частный случай в общественный идеал: естественно любимая каждым человеком его мама в пафосе ассоциировано уже Родина-Мать, а честь, заработанная конкретным отцом, становится славой всей Отчизны. Это один из приёмов педагогики патриотизма. Очень эффективный, но... Но здесь – извините, не подобрал нужного слова – «эксплуатируется» природная любовь, естественная даже для животного благодарность индивида к чьей-то жертве, принесённой за него: к жертвенности матери, к жертвенности отца.

«Же́ртва. Заимствование из старославянского, где было образовано от жръти — "приносить в жертву". Восходит к той основе, что и греческое geras — "почетный дар": ведь жертва является не чем иным, как подношением, даром божеству» (Словарь Г.А. Крылова). То есть, «жертва», «жертвенность», «самопожертвование» – понятия изначально и конечно религиозные, в безбожном сознании они либо метафоры, либо объекты юридической сделки по ограничению личных свобод ради общественных благ. И в этом уязвимость пафоса, его неустойчивость – чуток циничности и он разрушается. Как дом, построенный на песке. Не на вере.

Так всенародный патриотический пафос 1914 года, разрушенный целенаправленным подрывом сакральности царской власти, к 1917-му обрушил русское верноподданичество.

Сотворение мира надмирным Творцом – первожертва, которой мир существует. А Голгофа и Крест – для христианского, даже для пост-христианского сознания являются символами высшего самопожертвования. Даже христоненавистники, как ни стараются уже две тысячи лет, не могут придумать ничего даже приближающегося к этому величию. Потому любовь-благодарность Творцу – не пафосна, ибо она естественна, не страстно раздута, а всегда соразмерна величию творения, переживающего эту любовь-благодарность. Любовь-благодарность к Богу-Отцу, Богу-Искупителю, Богу-Животворителю есть мера личности. Она есть истинная, единственно верная мера полноты личности.

Высшая цель педагогики – совершенная личность, встроенная в социум гражданственностью и в государственность патриотизмом. И уже столько раз доказано, что воспитать и образовать истинного, не подверженного разочарованиям злобы времени, идеально стойкого патриота можно лишь наполнением его виденья своей Родины священным содержанием: осознанием миссии России как последнего на Земле оплота Православия, и потому Дома Пресвятой Богородицы. Если идеальное российское гражданство – верноподданичество создано сакрализацией власти, то идеальный русский патриотизм возможен при сакрализации Отечества, когда это патриотизм Руси Святой. И таковая сакрализация Отечества, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, уже многовековой наш национальный код: «Мы называем страну нашу уделом Пресвятой Богородицы… И образ Покрова является, в каком-то смысле, частью нашего национального самосознания». «Похотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за русскую землю, за Дом Пресвятой Богородицы» – призыв Козьмы Минина-Сухорука на все времена.

Объявление в 1941 году Второй мировой войны войной Священной, возвращение в боевой строй святых Ильи Муромца и Александра Невского, того же Минина, Ушакова, Суворова, как и возвращение из лагерей в народную жизнь почти уже окончательно уничтоженной советской властью Русской Православной Церкви, принципиально изменило мотивации войны, вернув солдатской жертвенной смерти смысл Христова бессмертия: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13.). А ещё наименование той войны Отечественной сущностно увязало её с войной Отечественной 1812 года, когда Православная Россия встала против антихриста-Наполеона.

Духовное просвещение – это научение человека пребывать в постоянном богомыслии и богочувствии – то состояние ума и сердца, кое мы называем воцерковлённостью. Светское обучение даёт необходимое знание для земной, то есть, временной жизни, а вот обучение жизни вечной… Вечной через прохождение через никому не избежную смерть. «Любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть» сформулировал святитель Николай Сербский.

Война, война, война… Специальная Военная Операция, изначально не имевшая достаточных мотивационных оправданий всё растущим жертвам – ни политических, ни, тем более, экономических, по мере своего столь затянувшегося развития вскрывает, проявляет истинные смыслы происходящего не только «за ленточкой», но и повсюду – преполнение мира грехом, в котором дальнейшее его, мира, существование более невозможно. Время на покаяние, которое Господь давал нам с дней празднования 1000-летия крещения Руси, давал в откровении новомученичества и страстотерпения и самого русского Царя, и его верноподданных, стало … каким-то напрасным: открывавшиеся по всей Руси храмы, в которые призвались – по гениальному определению Пушкина – «потомки православных», вновь пустеют. Это, конечно, не «мерзость запустения», но должно быть устрашающим знаком для тех, кто понимает.

Понимает, что теперь вся надежда мира на искупление его, мира, греховности саможертвованием воинов. Но и воинская жертва тоже может стать напрасной, если даже её ужасающее величие не вызывает покаяния, жажды избавиться от греховности у нас, тех, за кого воины кладут свои души.

Мы сегодня скорбим от разделения страны на страну воющую и страну, игнорирующую эту войну. Такая разделённость нашего общества на очень неравные части объясняется тем, что продолжающееся сегодня всеобщее светское обучение лишь для мобилизованного контингента, оказавшегося в прямом соприкосновении с ежеминутной возможностью смерти или увечья, невольно, повторю – невольно! – продолжено духовным просвещением, дающим этой смерти или увечью высший, истинный смысл. А для подавляющего большинства только светски воспитанных людей, вполне законопослушных граждан Российской Федерации, тружеников и потребителей, совершенно искренне непонятны жертвы СВО – ибо «гражданское» большинство просто не имеет никакого представления о своей греховности. Своей греховности – как причине мирового кризиса и мировой войны. Поэтому гражданский пафос через три года войны, не объявленной Священной, начинает терять свой энтузиазм.

Царство обречено, если оно разделено в себе. Преодоление нынешней разделённости российского общества, прежде всего, видится в немедленном изменении национальной педагогической парадигмы – в принципиальнейшим для 21 века развороте к воссоединению светского обучения и духовного просвещения. Времени на сомнения, на обсуждения и научные споры по поводу возможностей и условий нет: на наших глазах война из регионально-позиционной разворачивается в глобально-ядерную, так как не ведёт к покаянному преображению мира. Нужна смелость, даже дерзость, невозможная в иной ситуации, но по-иному сегодня нельзя – это вызов нашего времени: спасение мира в согласовании, симфонизации светской и духовной педагогик России. И это не некий эксперимент, это возвращение к, уже не раз доказавшему свою правомочность, исторически бывалому.

Война, всё разрастающаяся война толкает к пониманию: симфония светского воспитания и духовного образования сегодня безальтернативна, ведь она в одинаково определяемом государственной школой и Церковью единстве цели – созидании полноценной личности, любящей своего Творца и потому ищущей, жаждущей безгрешности. Без такой стремящейся к душевной чистоте личности, в которой гражданскость и патриотизм соединяются в верноподданничестве Священной нашей Державы, мир не пройдёт через кризис-суд, не оправдается в нём.

Доклад на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника» в Российском университете дружбы народов (РУДН).

Василий Владимирович Дворцов, русский писатель, председатель Совета по прозе Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
Любовь к русской литературе и принадлежность к российской цивилизации
Об основах возрождения Совета по прозе Союза писателей России
09.01.2025
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Русская школа
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Американский подпасок разбушевался
США ничего не могут предложить, кроме долговых обязательств
03.02.2025
Мысль, конечно, интересная
Отклик на статью В.Корнилова «Определено идеальное послевоенное устройство Украины»
03.02.2025
Павел Щелин и его критика Триады «Православие. Самодержавие. Народность»
Украинским интеллектуалам лучше бы бороться с собственными комплексами
03.02.2025
Антиконституционные действия российских чиновников — некомпетентность, халатность или предательство?
100-летняя сделка: англичане делают то, о чём своевременно предостерегал «Народный Собор»
03.02.2025
«Любой национализм чужд православному христианству»
О причинах обострения национальной проблемы
03.02.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Почему русские не рожают?
Часть вторая: исторический экскурс
03.02.2025
Царский номер журнала «Берег России» вышел в свет!
Главная тема выпуска нашла свое отражение на обложке, где изображена корона Русских царей Династии Романовых…
03.02.2025
Это – война, цель которой – деньги
Пока решаем проблемы демографические – растут показатели алкогольной угрозы
03.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский танкист
04.02.2025 01:37
Уход Державной
Новый комментарий от Vladislav
04.02.2025 00:08
Война «красных» и «белых» как антироссийский пиар-проект
Новый комментарий от Владимир С.М.
03.02.2025 21:02
США списывают Зеленского в утиль?
Новый комментарий от Рабочий
03.02.2025 20:08
Николай Васильевич Гоголь – патриот Российской Империи
Новый комментарий от Рабочий
03.02.2025 18:26
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Денис Никонов
03.02.2025 18:24