Сегодня заговорили о том, что патриоты могут оказаться той силой, которую используют США для развала России. Многие возмущаются и недоумевают, как так может быть? «Этого не может быть никогда!» – говорят они. Вместе с тем, старую истину, что дорога в ад мостится благими намерениями, еще никто не отменял.
И вот в свете этих дискуссий мне вспомнилась одна поучительная история из нашего недавнего прошлого, которой я был свидетелем и, отчасти, участником.
Как известно, в 2003 году власть решила дать возможность патриотам войти в публичную политику. Был создан блок «Родина» (Народно-патриотический союз), который принял участие в выборах в Государственную Думу. И не просто принял участие, а триумфально прошёл в Думу.
Причем, блок «Родина» создавался в самый последний момент, прямо к выборам, «с колёс» что называется, поэтому первоначально многие скептически относились к перспективам прохождения его в Государственную Думу. И списки блока «Родина» формировались часто из случайных людей с полной уверенностью, что они просто «исполняют номер», а в Думу не попадут. Но в итоге «Родина» набрала целых 9% голосов. И те самые случайные люди, которые оказались просто знакомыми лидеров блока «Родина» Дмитрия Рогозина, Сергея Глазьева, Сергея Бабурина и других руководителей, внезапно оказались депутатами Государственной Думы!
Эта история сильно напугала либералов во власти. И в итоге блок «Родина» просуществовал всего лишь одну каденцию. Начались расколы уже в самой Думе, а после выборов 2007 года от блока остались «рожки да ножки». Однако дело не только в происках либералов и неуживчивости между собой добравшихся до власти патриотов. Дело в том, что блок «Родина» дискредитировал себя в глазах власти. В итоге власть решила дальше не экспериментировать с патриотами, решив, что проще и надёжнее просто перехватить патриотическое лозунги системными партиями.
Еще одно важное событие той эпохи, имеющее отношение к моему повествованию – создание Союза русского народа. Дело в том, что в 2005 году исполнилось 100 лет со дня создания этой крупнейшей монархической патриотической организации Российской Империи. К столетию Союза усилиями тогдашнего неформального лидера патриотического движения, президента Международного фонда славянской письменности и культуры, выдающегося русского скульптора и художника Вячеслава Михайловича Клыкова был воссоздан Союз русского народа, в чем я, сначала как эксперт, а затем и как член Центрального совета принимал деятельное участие.
Однако, как и блок «Родина», Союз русского народа, съезд которого триумфально прошёл в ноябре 2005 года с участием депутатов Государственной Думы и всех видных представителей патриотической общественности того времени, ждала та же судьба. После смерти в июне 2006 года Вячеслава Клыкова Союз сначала раскололся, а затем и прекратил своё существование, превратившись в несколько маргинальных организаций.
Эти два события связаны между собой не только общим печальным итогом, но и той идеолого-политической проблемой, о которой я вспомнил.
Примерно в то же время при участии «Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России» (КЕРООР) была переиздана книга «Шулхан арух». Кому в голову пришла провокационная идея переиздать эту средневековую книгу, наполненную оскорблениями в адрес не иудеев, гоев – мне неведомо. Но, выяснилось, что участие в издании каким-то образом принимал один из руководителей КЕРООР раввин Зиновий Коган. Это типичный образчик советского еврея, который после распада СССР стал иудеем, но по менталитету и психологии оставался вполне советским человеком. Коган принимал активное участие в борьбе против всяких безнравственных акций, публикаций и спектаклей, которые инициировала православная общественность. Нередко православные эксперты обращались к раввину Зиновию Когану с просьбой подписать какую-нибудь петицию, чтобы их не обвинили в антисемитизме, поскольку объектом критики нередко оказывались евреи. И чтобы петиция возымела действие в коридорах власти, подпись раввина имела значение. И он, как мне говорили, неизменно откликался на такие просьбы. Он часто приходил на заседания Всемирного русского народного собора.
И вот вдруг раввин Зиновий Коган оказался под обстрелом именно со стороны православных патриотов, инициативы которых он всегда поддерживал.
Дело в том, что, воспользовавшись провокационным изданием книги «Шулхан арух», тогда ещё не очень широко известный общественный деятель, писатель, в прошлом перебежчик из Советского Союза Михаил Назаров поднял кампанию против книги. Он составил так называемое «Письмо пятидесяти» с протестом против издания книги, письмо подписали несколько депутатов Государственной Думы как раз из фракции «Родина». После чего письмо приобрело громкое звучание – в иностранных СМИ поднялась волна обвинений в адрес руководства России, которое «вновь вернулось к политике государственного антисемитизма».
А в январе 2005 года исполнилось 60 лет со дня освобождения известного фашистского концлагеря «Освенцим», где содержались и были убиты многие евреи. Благодаря международным еврейским организациям годовщина освобождения Освенцима стала заметным событием политической жизни в мире. В этот день в Освенцим приезжали многие видные государственные и общественные деятели – не только евреи, но и представители других народов. Поскольку Освенцим освобождала Красная армия, неизменным участником памятных мероприятий были представители руководства России.
В январе 2005 года на памятные мероприятия, посвящённые 60-летию освобождения Освенцима, отправился Президент России Владимир Путин Очевидно, Путин рассчитывал использовать это событие для продвижения позитивного имиджа России в Европе и мире, учитывая тот факт, что к нему начали уже с подозрением относиться западные лидеры, почувствовав, что он ведёт Россию «куда-то не туда» – не туда, куда они ожидали. Путин прибыл в Освенцим, выступил там, а на пресс-конференции почти все вопросы иностранных журналистов сводились к одному: «Почему Россия поддерживает антисемитизм?».
Таким образом, государственный визит Главы Российского государства если не был сорван, то не достиг своей цели. Причина – подпись депутатов Государственной Думы под документом, который был назван в мировых СМИ «антисемитским». Тем самым, депутаты фракции «Родина» вынесли себе политический смертный приговор. Впрочем, к этому добавилась еще и публичная голодовка четырёх депутатов «Родины» в стенах Думы. После чего на проекте «поставили крест» как на неудачном.
Иными словами, возникает цепочка событий: провокация с изданием книги «Шулхан-Арух» – провокация Михаила Назарова с «Письмом 50-ти», подпись под ним нескольких депутатов ГД – удар по имиджу Путина – закрытие проекта «Родина».
Но этим дело не ограничилось. Благодаря этой истории до тех пор расколотое российское еврейство объединилось «для отпора антисемитам», причём объединилось на платформе хасидизма, который исторически не имел особенного распространения в России. Фактически после истории с «Письмом 50-ти» главный хасидский раввин Берл Лазар стал де-факто главным евреем России. Чего до этого не было, глава хасидов не был даже членом Межрелигиозного совета России, который возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, а евреев там представлял неизменно раввин Адольф Шаевич, начальник раввина Зиновия Когана.
В итоге традиционное российское еврейство, ослабленное на тот момент тем, что его главный спонсор олигарх Владимир Гусинский бежал из России, оказалось еще и под ударом со стороны русских патриотов. Этим и воспользовался Берл Лазар, выступив в роли защитника традиционного еврейства, которое его до тех пор на дух не переносило, фактически Берл Лазар стал главным защитником интересов евреев.
И всё это произошло благодаря, мягко говоря, странному выступлению одного из активных русских патриотических общественных деятелей Михаила Назарова.
С Михаилом Викторовичем на тот момент я уже был знаком – он получил широкую известность в экспертном сообществе, когда вышла его книга «Апокалипсис и Россия. Вождю Третьего Рима», где с православных позиций осмыслялась судьба и предназначение России. Сегодня, конечно, его книга смотрится как вторичное явление, но на тот момент это было событие. Многие читали и обсуждали.
А чуть раньше я записывал интервью с Михаилом Назаровым на волновавшую православных тему восстановления Третьего храма. Но довольно скоро наше взаимодействие и закончилось. Мы оба оказались в составе оргкомитета по подготовке съезда Союза русского народа. И вот там Назаров, который был членом Русской Зарубежной Церкви, начал продвигать сомнительную идею о том, что Союз русского народа не должен демонстрировать свою лояльность Русской Православной Церкви, а должен стать над церковными институциями, то есть над РПЦ и РПЦЗ, опираясь на разные ответвления Русского Православия.
Я категорически выступил против его идеи. Меня поддержал тогдашний главный редактор «Русского вестника» Алексей Алексеевич Сенин. В итоге идея Назарова не прошла. Из-за чего напряглись и наши с ним отношения. Назаров начал интриговать против меня, что потом и сыграло свою роль в исключении меня из состава Главного совета Союза русского народа. Правда, тогда, как ни парадоксально, главную роль в исключении меня сыграл генерал Леонид Ивашов, который потом подвергся травле со стороны Назарова, в результате которой был вынужден уйти с должности председателя Союза русского народа, которую он занимал после кончины В.М. Клыкова. Но это другая история…
В 2007 году Русская Православная Церковь и РПЦЗ объединились. Однако Назаров был среди тех, кто не принял объединения, то есть он остался и остаётся до сих пор, насколько мне известно, в расколе. Больше того, в разгар истории с известным чукотским епископом-раскольником Диомидом Назаров ездил к нему и предлагал проект объединения всех раскольнических структур, чтобы создать общую православную раскольническую «церковь», которая должна была бы ослабить влияние Русской Православной Церкви. Эдакий раскольничий интернационал. Слава Богу, Диомиду то ли хватило, то ли не хватило ума впутываться в эту сомнительную и провокационную затею.
Но это уже было впоследствии. Вернёмся, однако, к ситуации 2005-2006 годов. Тогда случился этот парадоксальный факт нашей истории, когда именно благодаря русским патриотам обращение, составленное Назаровым (письмо 50, потом 500, потом 5000, а потом и 50000), помогло хасидам стать главной силой в русском еврействе.
Это обращение Назарова подписали едва ли не все представители патриотического движения, за редким исключением. Одним из таких исключений оказался я, поскольку уже тогда испытывал недоверие к деятельности Михаила Викторовича. Я отказался подписывать то письмо, в результате на меня одно время косо смотрели – как на «скрытого жидофила». Впрочем, история всё расставила по своим местам.
К чему я вспомнил эту уже давнюю, но поучительную историю? А к тому, что и сегодня люди, выступающие с патриотической позиции, должны просчитывать последствия своих действий, должны понимать свою ответственность, ответственность за то, «как наше слово отзовётся», как сказал поэт. И не позволить превратить себя в силу враждебную нашей государственности. А сегодня я вижу такую угрозу от двух достаточно популярных идейных течений – православный антисоветизм и русский этнонационализм.
Православные антисоветчики имеют сильные позиции внутри Русской Православной Церкви – среди части епископата и духовенства, а особенно некоторых активных мирян. И мы видим, что эти идейные течения смыкаются, видим сочувствие у православных антисоветчиков к идеям русского этнонационализма, а у русских этнонационалистов к идеям антисоветизма и антисталинизма. Однако за всем этим невдалеке маячит идея антигосударственности...
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
87. Ответ на 86, С. Югов:
История этой предательской ветви - Кирилловичей - всегда будет историей простых граждан
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/25/kak_russkii_patriot_i_zhidoed_mihail_nazarov_pomog_berl_lazaru_stat_glavnym_ravvinom
Oni nikogda ne budut ni na kakom prestole.
86.
История этой предательской ветви - Кирилловичей - всегда будет историей простых граждан
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/25/kak_russkii_patriot_i_zhidoed_mihail_nazarov_pomog_berl_lazaru_stat_glavnym_ravvinom
85. Ответ на 83, Zakatov: Спасибо за информацию.
Слухи о "подмене" Петра I и Путина, в сущности, ничем не лучше мнения, что принцип монархии не связан с законностью и со служением конкретному государю и что земские соборы "выбирали царей".
О Соборах подробнее:
https://imperialhouse.ru/rus/monograph/articles/utverzhdennaya-utverzhennaya-gramota-velikogo-sobora-1613-goda-kak-istochnik-prava.html
84.
"А со мной не шутить!"
83. Ответ на 81, С. Югов:
Слухи о "подмене" Петра I и Путина, в сущности, ничем не лучше мнения, что принцип монархии не связан с законностью и со служением конкретному государю и что земские соборы "выбирали царей".
О Соборах подробнее:
https://imperialhouse.ru/rus/monograph/articles/utverzhdennaya-utverzhennaya-gramota-velikogo-sobora-1613-goda-kak-istochnik-prava.html
82. Ответ на 74, Zakatov:
81.
80. 1001 анекдот.
79.
"Сколько слухов наши уши поражают...".
78.
Чего-чего?