В адрес редакции поступило обращение представителей православной общественности Самары по поводу скандальной истории, связанной с установкой в городе «шишиг-летунов», которые в русской культуре ассоциируются с бесами.
Напомним, что главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов в статье «Самара – город шишиг и кикимор?» с негодованием отмечал: «Так это же настоящая идеологическая диверсия, удар по проводимой президентом политике защиты традиционных ценностей! Куда же смотрят компетентные органы?!
Похоже, самарские чиновники, отвечающие за культуру, настолько духовно отупели, что не в состоянии различать смыслы и считают шишиг-кикимор – традиционной для русского народа и других народов России ценностью. Или они сами прибыли с какой другой вселенной?»
Позже редакция «Русской народной линии» отреагировала на потуги Союза архитекторов Самарской области заступиться за авторов шишиг-кимор:
«Похоже, что некоторые журналисты и деятели культуры не идентифицирует себя с русской культурой, а пытаются создать какую-то свою мифическую псевдокультуру, в которой им всё позволено. Государству необходимо чётко обозначить границы для деятелей культуры, в том числе и для журналистов. Иначе они приведут нас в конечном итоге к нормам сатанинской западной цивилизации.
А провозглашаемая самарская фольклорная традиция очень напоминает западную сатанинскую традицию. Похоже, у них одни корни и одни смыслы».
Теперь на имя Президента России Владимира Путина (копии отправлены Генпрокурору И.В.Краснову и главе Следственного комитета А.И.Бастрыкину) поступило обращение православных общественников Самары.
«В рамках проекта "Формирование комфортной городской среды" и проведения мероприятий по благоустройству г.о. Самара принято решение по установке в исторических и знаковых местах города бронзовых фигурок "волшебных существ" - шишиг-летунов. Часть фигурок шишиг уже установлено, всего же планируется установка 27 фигур, - отмечается в обращении православных общественников Самары. - С появлением данной информации в наши общественные организации начали массово поступать жалобы от обеспокоенных жителей нашего города. Потрясающая на первый взгляд инновационная идея чиновников вызвала у жителей Самары шок, т.к. в славянском фольклоре шишига является нечистью в разных видах и формах проявления. Одной из которых является детская, а именно, умершие некрещеные младенцы, проклятые своими родителями, души которых продолжают жить. По другому преданию шишига – это дьявол в образе летающего человека, недавно умершего».
«Более того, - говорится далее в письме, - по информации из СМИ за образец шишиг-летунов архитекторы Дима и Маша Храмовы взяли ворцлавских гномиков, которых придумал поляк Вальдемар Анжей Фридрих, основатель и лидер подпольного протестного движения "Оранжевая альтернатива", действовавшего в Польше в 1980-х годах. Эти гномики фактически являются символом "оранжевых революций", о последствиях которых по сценарию западных спецслужб в настоящее время всем известно».
«В нашем Отечестве, на долю которого приходится (и приходилось) множество тяжелых исторических испытаний, установка мини-памятников нечистой силе, особенно в текущем моменте, является не просто насмешкой над жителями города, а моральным издевательством, - убеждены общественники. - Презентация арт-проекта "Шишиги-летуны" в рамках туристического кода Самары привело в оторопь население Самарской области, поскольку прежде всего нужно говорить о Самаре, как о городе с большой и славной историей, как о городе – миллионнике с огромным промышленным потенциалом, космической Самаре, автомобильной, речной Самаре, Самаре с ее Жигулевскими горами и национальным парком "Самарская Лука". Попытка представить этих шишиг как безобидных "маленьких человечков, которые собирают и хранят лунный свет" не выдерживает критики, хотя бы потому, что шишиги до настоящего времени ассоциируются у населения как бесы, нечисть, обитающие на территории Самарской Луки».
«Население города Самары считает, что подобные изображения "демонических" существ неприемлемы для украшения городских пространств, - подчеркнули авторы обращения. - Проводились ли общественные слушания по данному вопросу, имеется ли оценка экспертов от искусствоведческого сообщества? Привлекали ли к обсуждению представителей Православной Церкви и других традиционных конфессий? Видимо нет. Мы выступаем за благоустройство нашего родного города, но не таким способом. Например, в настоящее время инициативная группа в городе Самара продвигает проект создания мемориального комплекса "Парк воинской Славы" на территории бывшего стадиона "Буревестник", расположенного на историческом месте пункта сбора Куйбышевской (Самарской) 65 стрелковой дивизии (она же 102 гв. стрелковая дивизия), которая вместе с другими соединениями принимала участие в правительственном параде 7 ноября 1941 года и отправилась на фронт на защиту г. Москвы и нашего Отечества. Стадион располагается рядом с церковью Петра и Павла – православный храм Самарской епархии Московского Патриархата, 1865 года постройки. Мемориально-парковый комплекс будет посвящен в первую очередь подвигу самарцев – защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга во время специальной военной операции, а также подвигу воинов, защищавших интересы нашей Родины в локальных конфликтах (Афганистан, Чечня, Южная Осетия и другие)».
«Однако, - отметили общественники, - на реализацию настоящего проекта бюджетных средств до настоящего времени не планируется выделять, как и за все время проведения СВО не нашлось бюджетных средств на установку памятников героям СВО, памятники устанавливаются на средства, собранные народом. Более того памятники героям, которые были установлены на народные средства устанавливались в зоне военной части, общедоступных мест для установки на территории города, откуда родом наши герои власти выделить не захотели».
Авторы письма полагают, что «установка данных фигур шишиг в Самаре является прямым нарушением "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", утверждённых Указом Президента РФ № 809 от 09.11.2022года».
«Учитывая вышеизложенное, просим проверить законность выделения бюджетных средств для реализации данного арт-проекта, при выявлении нарушений законодательства привлечь к ответственности виновных лиц, бронзовые фигурки шишиг демонтировать», - заключили представители православной общественности Самары.
Обращение подписали:
Сопредседатель Самарского регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» А.В.Лазарев;
Председатель Самарского Отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» А.В.Кормишина;
Президент Благотворительного Фонда «Источник Веры» В.И.Кобаладзе;
Президент Благотворительного Фонда «Опора» А.А.Королев;
Координатор Самарского регионального отделения Общественного движения «Сорок Сороков» А.В.Сергеев;
Межрегиональное общественное движение в поддержку возрождения и сохранения исторических традиций «Наследие Империи» А.А.Егоров.